Адаптивная физическая культура
Оценка 4.6

Адаптивная физическая культура

Оценка 4.6
doc
18.04.2020
Адаптивная физическая культура
адаптивная физ.культура.doc

Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного

характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде

людей с ограниченными возможностями.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид физической культуры человека с

отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты

по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития; процесс

и результат человеческой деятельности.

Цели и функции оздоровительной физкультуры

Основными целями оздоровительной физической культуры являются следующие:

1. обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения;

2. совершенствование физических умений и навыков;

3. повышение иммунитета;

4. психологическая реализация потребностей в физической активности, соревновании,

достижении целей;

5. регулирование нормальной массы тела и пропорций; активный отдых, общение.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры –

максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые

отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счёт обеспечения оптимального

режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в

процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их

гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и

индивидуально значимого субъекта.

Адаптивная физическая культура преследует иные цели, поэтому применяется

только для людей со стойкими нарушениями здоровья.

Основные функции общеразвивающей физкультуры: оздоровительная: комплекс

упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека,

возраста и других факторов; воспитательная: реализуется в распространении и агитации

здорового образа жизни; образовательная функция заключается в подаче теоретического и

практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными

тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.

Классифицируют оздоровительную физкультуру в зависимости от возраста

подопечных: детская, подростковая, молодежная, для пожилых людей. Существуют

оздоровительные системы различных народностей, например, йога и аюверда.

Разрабатываются авторские методики, например, по Иванову или Стрельниковой. Бывают

комплексные оздоровительные мероприятия или имеющие конкретное направление. А

также общеизвестные современные тенденции: аэробика, фитнес и другие.

Цели и задачи: часто адаптивная физическая культура становится единственной

возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь

с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя

как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе.

Главной целью специальной физической культуры является адаптация человека

с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня

оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи

адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются

неизменными.

Общие цели следующие: Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным

физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по

основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют

внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи

и другим обнаруженным проблемам со здоровьем. Профилактическая задача заключается

в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение

сил и возможностей, укрепление иммунитета.

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической

культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными

возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части

жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время

соревнований. Психологические задачи являются важными составляющими направления

физкультуры для людей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не

столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в

собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в

обществе.

Виды:

- реабилитационное направление включает разработку интегрированных

комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию человека с

ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических

навыков. Занятия адаптивной физической культурой бывают экстремального характера.

Они несут в себе субъективную или объективную опасность.

- адаптивные виды спорта. С каждым годом развитие такого направления

значительно ускоряется и совершенствуется. Различают паралимпийское, специальное и

сурдлимпийское направление. Благодаря появлению видов спорта для инвалидов десятки

тысяч людей с ограниченными физическими возможностями во всем мире смогли

реализовать свой потенциал и стать социально активными членами общества

Адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными

возможностями найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной

единицы и своей персонализацией как автономной личности. Индивидуум должен учиться

балансировать, чтобы действовать относительно автономно и сознательно опираться на

нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира.

Практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при

которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными.

Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной

интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.

Как известно, двигательная активность - это сумма движений, выполняемых

человеком в процессе повседневной жизнедеятельности. Она является биологической

потребностью организма ребенка и энергетической базой всех психических процессов,

обеспечивает нормальное развитие и деятельность различных функций и систем ребенка.

Недостаток движений отрицательно влияет на функциональное состояние сердечнососудистой, дыхательной и др. систем организма. Приводит к изменению обменных

процессов и развитию заболеваний внутренних органов, а также тормозит процессы

компенсации и развития.

Следовательно, в процессе адаптивного физического воспитания необходимо

создавать такие педагогические условия, которые способствовали бы, по возможности,

максимальному развитию двигательной сферы, прежде всего, формированию у детей

жизненно важных двигательных компетенций. В связи с этим, в основе физкультурного

образования детей со сложными нарушениями развития лежит симультанный подход, где

мощным фактором реабилитации ребенка выступает коррекционно-развивающая среда, а

средства адаптивного физического воспитания рассматриваются как универсальный

инструмент многонаправленного педагогического воздействия на все сферы развития

ребенка.

В организации адаптивного физического воспитания детей со сложными

нарушениями развития предусматривается соблюдение следующих условий:

- целенаправленный и комплексный анализ состояния здоровья детей, проводимый с целью

выявления не только недостатков в развитии, но и достоинств ребенка, на которые

впоследствии следует опираться;

- использование в процессе адаптивного физического воспитания ряда специфических

принципов и методов обучения двигательным действиям, личностно-ориентированного и

гуманистического подхода;

- использование специальной методики и программы адаптивного физического воспитания

коррекционной направленности с учетом выявленных особенностей психофизического

развития, двигательной сферы, образовательных потребностей этих детей;

- использование доступных средств коммуникации вербального и невербального характера,

позволяющих ученикам представить модель изучаемого двигательного действия;

безоценочное восприятие ребенка и многое другое.

Имеющиеся отклонения в состоянии здоровья у детей со сложными нарушениями

развития тормозят процесс освоения двигательного действия. В связи с этим, очевидно, что

особенности психофизического развития этих детей предполагают использование

последовательного, поэтапного, системного подхода к развитию двигательных умений, при

котором структура формирования двигательного действия предусматривает более

детальное, поэтапное изучение движения, введение в него дополнительных этапов. К ним

можно отнести:

а) пошаговое освоение частей целостного упражнения;

б) формирование первоначального умения, кинестетических ощущений на основе

сформированного представления за счет сохранных анализаторов;

в) по мере освоения разученных частей двигательного действия приступают к обучению

целостного упражнения;

г) совершенствование двигательного умения путем его многократного исполнения, переход

к самостоятельному выполнению двигательного действия;

д) использование двигательного действия в повседневной жизнедеятельности.

Адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными

возможностями найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной

единицы и своей персонализацией как автономной личности. Индивидуум должен учиться

балансировать, чтобы действовать относительно автономно и сознательно опираться на

нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира.

Практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при

которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными.

Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной

интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.

Адаптивная физкультура – это не просто комплекс физических упражнений, это

целая система мероприятий, направленная на коррекцию физических и психических

нарушений у человека. Адаптивная физкультура обеспечивает и лечебный, и

общеукрепляющий, и реабилитационный, и профилактический и многие-многие другие

эффекты.

Но главное, — адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции

инвалида в общество. Адаптивная физкультура формирует у человека с отклонениями в

физическом или психическом здоровье:

- осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического

здорового человека;

- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров,

препятствующих полноценной жизни;

- компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и

органов вместо отсутствующих или нарушенных;

- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в

обществе физических нагрузок;

- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ

жизни;

- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

- желание улучшать свои личностные качества;

- стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

Исходя из потребностей лиц с отклонение в состоянии здоровья и инвалидов, можно

выделить следующие компоненты (виды) АФК.

Адаптивное физическое воспитание (образование) – компонент (вид) АФК,

удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его

подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и

активного отношения к АФК.

Адаптивный спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности

личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих

способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в

коммуникативной деятельности и социализации.

Адаптивная двигательная реакция – компонент (вид) АФК, позволяющий

удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая

инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности,

получении удовольствия, в общении.

Адаптивная физическая реабилитация – компонент (вид) АФК,

удовлетворяющий потребность индивида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении,

восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или

разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например,

являющимся причиной инвалидности).

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные

практики АФК – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с

отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом

саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том

числе художественный), другие средства искусства.

Экстремальные виды двигательной активности – компонент (вид) АФК, удовлетворяющие

потребности лиц с отклонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении,

потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или)

субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Функции адаптивной физической культуры

Все функции АФК реализуются через деятельность: движение – двигательные

действия (физические упражнения) – двигательная активность – двигательная

(физкультурная) деятельность, в основе которой лежат деятельностные способности

занимающихся, полученные ими от природы, но ограниченные влиянием той или иной

патологии. Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки

непосредственных занятий ФУ, где осуществляются педагогические функции, и вступает в

различные социальные отношения с другими институтами, общественными явлениями и

процессами, формирующие социальные функции.

Во избежание разномасштабности рассмотрения функций в АФК выделены группы

функций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий ФУ,

и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами

(учреждениями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической

помощи, родителями и др.). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те,

которые имеют приоритетное значение данной категории лиц.

Педагогические функции:

 коррекционно-компенсаторная;

 профилактическая;

 образовательная;

 развивающая;

 воспитательная;

 ценностно-ориентационная;

 лечебно-восстановительная;

 профессионально-подготовительная;

 рекреативно-оздоровительная;

 гедонистическая;

 спортивная и соревновательная.

Социальные функции:

 гуманистическая;

 социализирующая;

 интегративная;

 коммуникативная;

 зрелищная и эстетическая.

Принципы адаптивной физической культуры

Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и

духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с

ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.

 Принцип гуманистической направленности;

 Принцип непрерывности физкультурного образования;

 Принцип социализации;

 Принцип интеграции;

 Принцип приоритетной роли социума.

Общеметодические принципы. Процесс неспециального физкультурного образования

лиц с ограниченными возможностями и инвалидов подчинен общим дидактическим

закономерностям, которые одинаково важны для решения задач, воспитания, обучения,

развития личности. Успех педагогической деятельности определяется ни только

нравственными, правовыми, этическими категориями, но главное – профессиональной

компетентностью, научной обоснованностью учебных программ, особенно авторских,

которые часто используются в практике АФК.

 Принцип научности;

 Принцип сознательности и активности;

 Принцип наглядности;

 Принцип систематичности и последовательности;

 Принцип прочности.

Специально-методические принципы – это принципы АФК на основе интеграции

принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития. Доминирующим

является теоретические концепции специалистов и ученых в области специальной

психологии, специальной педагогики и ее разделов: тифлопедагогики,

олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии.

 Принцип диагностирования;

 Принцип дифференциации и индивидуализации;

 Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса;

 Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий;

 Принцип учета возрастных особенностей;

 Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это вид (область) физической культуры

человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это

деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию

всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая

инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной

реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат

человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и

гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья

(физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с

помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

ЦЕЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - максимально возможное

развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии

здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима

функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе

жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для

максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально

значимого субъекта.

Адаптивное физическое воспитание (образование) — компонент (вид) адаптивной

физической культуры, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в

состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в

формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.

Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у

занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них,

готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для

полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в

систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового

образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Адаптивный спорт — компонент (вид) адаптивной физической культуры,

удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной

самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей;

потребности в коммуникативной деятельности и вообще в социализации.

Основная цель адаптивного спорта заключается в формировании спортивной

культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере,

освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей

физической культуры. Основу адаптивного спорта составляет соревновательная

деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных

адаптационно- компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне,

совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций.

Адаптивная двигательная рекреация — компонент (вид) адаптивной физической

культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии

здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене

вида деятельности, получении удовольствия, в общении. Основная цель адаптивной

двигательной рекреации состоит в том, чтобы привить личности с отклонениями в

состоянии здоровья проверенные исторической практикой мировоззренческие взгляды

Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом

основных приемов и способов рекреации

Адаптивная физическая реабилитация — компонент (вид) адаптивной физической

культуры, удовлетворяющий потребность инвалида с отклонениями в состоянии здоровья

в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые

утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным

заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Методы адаптивной физкультуры.

- методы формирования знаний (методы слова (информация речевого воздействия) и

методы наглядности (информация перцептивного воздействия);

- методы обучения двигательным действиям (метод расчлененного и метод целостного

обучения);

- методы развития физических качеств и способностей (метод максимальных усилий,

метод электростимуляции, повторный, равномерный, интервальный, соревновательный,

игровой);

- методы воспитания личности (метод воспитывающей среды; метод воспитывающей

деятельности; метод осмысления человеком себя в реальной жизни);

- методы педагогического воздействия (метод убеждения, метод упражнения, метод

педагогической оценки);

- методы организации взаимодействия педагога и занимающихся (индивидуальные,

индивидуально- групповые и малогрупповые занятия).

Литература:

1. Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.;

Академия; 2002.-176

2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С.

П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2005.

3. Кончиц Н.С. , Васильева Т.Н. Социально –биологические аспекты оздоровительной и

адаптивной физической культуры: учебное пособие.[Текст]// Кончиц Н.С. , Васильева

Т.Н.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,2007.-124с.

4. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В.

Шапковой. — М.: Советский спорт, 2009. — 464 с.


Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура

В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам

В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам

В организации адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития предусматривается соблюдение следующих условий: - целенаправленный и комплексный анализ состояния здоровья детей, проводимый с целью…

В организации адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития предусматривается соблюдение следующих условий: - целенаправленный и комплексный анализ состояния здоровья детей, проводимый с целью…

Но главное, — адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество

Но главное, — адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество

Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий

Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий

Принцип прочности. Специально-методические принципы – это принципы

Принцип прочности. Специально-методические принципы – это принципы

Адаптивная двигательная рекреация — компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении…

Адаптивная двигательная рекреация — компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020