ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по адаптивной физической культуре составлена на основе программы «Адаптивная физическая культура» для обучения детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственно отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями. Авторы программы А.Н.Андреева, И.А. Покровская, Санкт – Петербург, 2014 год.
Дети с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития ) отличаются не только крайне замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. У многих детей отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей.
Глубокая и тяжелая умственная отсталость – множественный дефект, в котором, прежде всего, выделяются интеллектуальное и психическое недоразвитие. Выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов усугубляют восприятие ребенком собственного тела, что дополнительно затрудняет произвольное овладение движениями и их синхронизацию.
Адаптивная физическая культура (АФК) для детей с ТМНР является направленным педагогическим процессом, а также методом активной терапии. Следовательно, физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося.
При разработке данной программы использовалась следующая классификация по характеру и степени тяжести двигательных нарушений у учащихся:
• К первой группе относятся дети, имеющие несложные двигательные нарушения. Они ходят самостоятельно без вспомогательных приспособлений. Ограничения отмечаются в сложных согласованных моторных действиях (ДЦП 1-2 уровня по шкале GMFCS).
• Ко второй группе относятся дети с ограничениями двигательной активности, не использующие ходьбу в повседневной жизни, но передвигающиеся самостоятельно или с помощью технических средств (3-4 уровень по шкале GMFCS).
• К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, которым требуется частичная или полная помощь для удержания позы, перемещения в пространстве (4-5 уровень по шкале GMFCS).
Цель программы – развитие двигательных возможностей на уроках АФК у учащихся с нарушением интеллекта в сочетании с двигательными нарушениями.
Задачи программы:
- поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
- улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;
- стимуляция появления новых движений;
- обучение переходу из одной позы в другую;
- освоение новых способов передвижения;
- развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни;
- мотивация двигательной активности;
- развитие моторной ловкости;
- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
- формирование ориентировки в пространстве;
- получение нового сенсомоторного опыта.
Программа предполагает всестороннюю оценку специалистами по АФК физического состояния ребенка с ТМНР и понимание ими того, что учащиеся не достигнут качественного и полноценного развития движения. Программа не предполагает общепринятого распределения содержания по годам обучения, так как специфика физического развития обучающихся не соответствует их биологическому возрасту.
Программа состоит из четырех разделов: «Восприятие собственного тела», «Обучение двигательным навыкам», «Развитие физических способностей», «Функция руки».
В каждом из разделов материал излагается по принципу от простых навыков к более сложным. При этом не предполагается, что в процессе обучения ученик плавно переходит от одного раздела к другому или в рамках одного раздела двигается от первого пункта к последнему. Учитель должен сам выбрать из предложенного содержания актуальные темы для работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Раздел |
Тема |
1 |
Восприятие собственного тела Цель: УЧИТЬ УЗНАВАТЬ СВОЕ ТЕЛО И ОСОЗНАВАТЬ ЕГО. |
1. Восприятие тактильных раздражителей 2. Восприятие вестибулярных/кинестетических раздражителей 3. Восприятие тела как единое целое 4. Восприятие различных частей тела 5. Развитие сенсомоторной координации |
2 |
Обучение двигательным действиям Цель: ОБУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ КОНТРОЛИРОВАТЬ И УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ТЕЛОМ. |
1. Контроль положения головы 2. Контроль тела в положении лежа 3. Контроль тела в положении сидя 4. Контроль тела в положении стоя 5. Передвижение (перемещение) в пространстве с использованием технических средств. |
3. |
Развитие физических способностей Цель: СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. |
1. Развитие силовых способностей 2. Развитие выносливости 3. Развитие гибкости 4. Развитие способности ориентироваться в пространстве 5. Развитие чувства ритма |
4. |
Развитие функции руки Цель: способствовать восприятию кистью тактильных раздражителей и умению адекватно реагировать на них. |
1. Знакомство с предметами с помощью рук 2. Обучение функциональным действиям руками |
Дети с ТМНР отличаются друг от друга своими двигательными возможностями и нуждаются в разной степени поддержки во время занятий и в повседневной активности. Описывать способности ребенка необходимо через его уровень активности и степень поддержки со стороны взрослого.
|
||
Уровень активности ребенка |
Степень поддержки со стороны взрослого |
|
а) Ребенок проявляет очень мало активности и способен (полностью или частично) приспосабливаться к выполнению определенных действий/браться за них. |
Действие или движение выполняется взрослым, участие ребенка в «подстраивании» под действия взрослого (не сопротивляется) |
|
б) Ребенок имеет определенную способность, если ему помогает взрослый |
От максимального до небольшого объема помощи со стороны взрослого |
|
с) С помощью вспомогательного средства и/или соответствующим образом оборудованного пространства ребенок может выполнять действие самостоятельно. |
Возможно, требуется присутствие взрослого рядом Описываются условия, при которых ребенок что-либо делает самостоятельно. |
|
д) Ребенок может выполнять какое-то действие самостоятельно |
Возможно, требуется присутствие взрослого рядом |
|
Под способностью к приспособлению понимается умение принимать предлагаемое внешнее воздействие (не сопротивляться, следовать за движением другого человека). Цели должны ориентироваться на потенциал ребенка и на постоянное увеличение степени его самостоятельности. Постановка целей должна быть очень конкретной и описывать уровень помощи и условия выполнения того или иного умения/навыка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом). Методическое пособие / Под редакцией А.А. Потапчук. – СПб, СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 228 с. 2. Восстановительное лечение детей с поражением центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата: Методические рекомендации / Под ред. И.В. Добрякова, Т.Г. Щедриной. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. -317 с. 4. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов / под ред. Л.М. Шипициной и Е.В. Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239 с. 5. Истомина Л.А. Рекомендуемые положения тела и способы ношения ребенка с проблемами двигательного развития (методические рекомендации для воспитателей и родителей)/ Истомина Л.А. – СПб.: РЕМДОМ, 2011. – 32 с. 6. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы C.В. Андреева, С.Н. Бахарева, Е.А. Виноградова и др. / Под ред. А.М. Царева. Псков: издательство АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.