Адаптированная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)— это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.
Адаптивная коррекционноразвивающая программа педагогапсихолога
на учащегося с ОВЗ (ЗПР) 3 класс.
Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с
ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех
учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в
специальных условиях обучения —детей с задержкой психического развития.
Адаптированная коррекционноразвивающая
программа педагога
психолога для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)— это
комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в
психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание
помощи детям этой категории в освоении образовательной программы
начального общего образования.
Нормативноправовой и документальной основой Программы
коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего
образования являются:
Закон РФ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федерации»;
начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.282110 «Гигиенические требования к режиму
образовательного процесса» (постановление главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;
Рекомендации по организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/1313 от
20.04.2001);
(Письмо МО РФ № 220/1113 от 20.02.1999);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школеГигиенические требования к условиям реализации основной
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе.
(Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
ограниченными
возможностями здоровья и детьмиинвалидами. (Письмо МО РФ N АФ
150/06 от 18 апреля 2008 г.);
24 июля 1998 г.N124ФЗ);
О создании условий для получения образования детьми с
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от
Поскольку у детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные
операции – анализ,синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться
в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них
редки «почемучки»; речь у детей с ЗПР внешне удовлетворяет требованиям
бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися
сверстниками наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность,
преемственность грамматики, то данная программа коррекционноразвивающей
работы по развитию познавательных процессов младших школьников с
задержкой психического развития состоит из серии специально организованных
коррекционноразвивающих занятий, составленных с учётом уровня развития
детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель: формирование и сохранение психического здоровья учащегося,
Задачи:
коррекция и развитие высших психических функций учащегося,
развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и
устойчивость;
развивать слуховую и зрительную память;
развивать целостность восприятия;
развивать эмоциональноволевую сферу;формировать
обучать нормам социально правильного поведения,
представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях.
Планируемые результаты:
улучшения психического здоровья учащегося;
развитие его познавательной сферы;
наличие положительной динамики в развитии эмоциональноволевой сферы
учащегося;
развития положительных качеств личности;
улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;
принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе,
повышение учебной мотивации, принятие активного участия в жизни класса.
Содержание программы:
Данная программа основана на иерархическом принципе психологической
коррекции «сверху – вниз», заключающимся в создании оптимальных условий
развития высших психических функций путем компенсации нарушенного звена.
Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития,
пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами
внимания и включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере («четвертый
лишний», конструирование узоров, нахождение логических взаимоотношений
между предметами, «классификация», «обучающий эксперимент»);
• на работу с эмоционально мотивационной сферой (создание ситуаций
успеха);
• на развитие свойств восприятия внимания (слуховые диктанты, “Муха”);
• на развитие объема механической и смысловой памяти (10 слов, Что
изменилось? зрительные диктанты);
• ориентацию в пространстве тела (телесноориентированные методики);
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;• на обучение самоконтролю;
• на развитие произвольности.
Кроме того коррекция направлена на адаптацию в образовательном
учреждении:
соблюдение правил поведения,
соблюдение режимных моментов,
осознанное выполнение обязанностей;
выстраивание адекватных взаимоотношений со сверстниками;
дружеские отношения в классе и группе;
дозированная нагрузка;
чередование видов деятельности;
наблюдение
тестирование
опрос
беседа
практическая деятельность:
индивидуальная
Занятия 1 раз в неделю по 40 минут, после учебных занятий
Возраст обучающегося 910 лет.
Форма организации учебновоспитательного процесса — урок.
Консультативная работа предусматривает беседы с родителями,
педагогами, участие в заседаниях ШПМПк. Так же уделяется внимание
информационнопросветительской деятельности по вопросам образования
родителей ребенка и педагогических работников посредством использования
информационных стендов.Программа составлена на основе рекомендаций и разработок
следующих авторов:
1 Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми».М., 2014
2 Осипова А.А., Малашинская Л.И. «Диагностика и коррекция внимания.
Стимульный материал». М., 2011.
3 Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические
упражнения и коррекционные программы). — М., 2012.
Форма оценки
эффективности коррекционного процесса:
психологическое обследование (первичная, итоговая диагностика)
Диагностические методики:
тест Тэммл Р., Дорки М., Амен В,
Эмоциональноволевая сфера:
«Несуществующее животное», тест Люшера.
Когнитивная сфера:
диагностика свойств внимания. (Таблицы Шульте, Корректурная проба
Бурдона, графические диктанты).
выявление ведущего типа памяти через диагностику свойств памяти. (Тесты на
смысловую механическую, долговременную кратковременную, зрительную
слуховую память)
диагностика мышления. (Прогрессивные матрицы Ровена, тест Торренса)
Учебная мотивация и адаптация: методика Лускановой, Беседа о школе
(модифицированный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.)Тематическое планирование
№ Тема занятия
дата
предполагаемая фактическая
Развитие памяти и внимания
Развитие мышления и мелкой моторики
Терапевтическая сказка «Лягушка и экскаватор»
Развитие мышления и мелкой моторики
Развитие памяти и внимания
.Развитие памяти и внимания
1 Я уверен в своих силах
2
3
4
5
6
7 Игра «Царство снежной королевы»
8
9
.Развитие памяти и внимания
10 .Развитие памяти и внимания
11 .Развитие памяти и внимания
12 Что такое хорошо и что такое плохо
13 Развитие мышления
14 .Развитие памяти и внимания
15 Наблюдательность и внимание
16 Наблюдательность и внимание
17 Образное мышление18 Развитие памяти и внимания
19 Развитие памяти и внимания
20 Наши эмоции
21 Развитие памяти и внимания
22 Окажу помощь
23 Наши чувства
24 Развитие внимания
25 Развитие мышления и мелкой моторики
26 Наблюдательность
27 Развитие мышления
28 Мое воображение
29 Мое воображение
30 Развитие мышления и мелкой моторики
31 Развитие мышления и мелкой моторики
32 Верь в свои силы