"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс
Цели урока:
• Образовательные: сформировать представление о развитии демократии в Афинах в период правления Перикла, причинах ее расцвета и особенностях функционирования.
• Развивающие: формировать умение работать с историческими источниками и визуальной информацией, формулировать несложные выводы.
• Воспитывающие: разобрать с учащимися сильные и слабые стороны демократии как политического режима на примере жизни Афин при Перикле.
Оборудование урока:
• Рабочий лист урока с заданиями для закрепления материала
• Раздаточный материал – фрагменты из речи Перикла, записанной Фукидидом, и отрывок из “Афинской политии” неизвестного автора (V в. до н.э.)
• Слайд-шоу “Афинская демократия. V в. до н.э.”.
Афинская.doc
Цели урока:
"Афинская демократия при Перикле". 5й класс
Образовательные: сформировать представление о развитии демократии в Афинах в период
правления Перикла, причинах ее расцвета и особенностях функционирования.
Развивающие: формировать умение работать с историческими источниками и визуальной
информацией, формулировать несложные выводы.
Воспитывающие: разобрать с учащимися сильные и слабые стороны демократии как
политического режима на примере жизни Афин при Перикле.
Оборудование урока:
Рабочий лист урока с заданиями для закрепления материала
Раздаточный материал – фрагменты из речи Перикла, записанной Фукидидом, и отрывок из
“Афинской политии” неизвестного автора (V в. до н.э.)
Слайдшоу “Афинская демократия. V в. до н.э.”.
Ход урока
План
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный
момент
2. Введение в тему
урока
Проверка отсутствующих
Проверка готовности к уроку
Готовятся к уроку.
На экране появляется вид города (слайд
1). Обучающимся предлагается
узнать, какой именно город перед ними;
предположить, чем именно больше всего
гордятся жители этого города.
На экране появляется цитата из трагедии
Эсхила “Персы”, она поможет
обучающимся сориентироваться с
ответом и станет переходом к
следующему вопросу:
Когда в Афинах зародилась демократия?
Давайте вспомним устройство
государственной власти в Афинах при
Солоне (по мере ответа появляется схема
на слайде 2).
Ответы на вопросы учителя:
1. Афины
2. прекрасными зданиями,
богатствами города и богатой
торговлей, политическим строем.
3. Демократия в Афинах зародилась
при Солоне в VI в. до н.э.
4. До того городом управляла
аристократия, совет знати (ареопаг)
избирал 9 правителейархонтов из
числа знатных горожан. После
реформ Солона главная роль начала
переходить к Народному собранию,
архонтами стали избирать богатых
граждан, а судьей мог стать любой
гражданин Афин. 3. Объяснение
нового материала
При показе слайда 3 записывается
тема урока в тетрадях.
При показе слайда 4 фиксируют в
тетради дату первого избрания
Перикла на должность первого
стратега (443 г. до н.э.). Ответ на
вопрос учителя: “В выступлениях на
Народном собрании, так как ему
нужно было убеждать людей принять
его точку зрения; при управлении
государством”.
При обсуждении слайда 5 отвечают
на вопрос: “Гражданами в Афинах
были те, чьи родители были
гражданами (+ владение землей и
служба в армии), в Народном
собрании могли участвовать только
мужчины старше 20 лет”.
Давайте посмотрим, что изменилось в
управлении Афинами после победы в
Грекоперсидских войнах (слайд 3).
А. Личность Перикла
Слайд 4. Расцвет демократии в Афинах
приходится на то время, когда во главе
города стоял Перикл. Он происходил из
знатного рода, был богат, но считал, что
все граждане Афин могут и должны
управлять государством. Давайте
посмотрим, какими качествами обладал
Перикл. Вопрос классу: “Где могли
пригодиться Периклу те качества,
которыми он обладал”?
Благодаря своим талантам и успешной
политике Перикла 15 раз избирали на
Народном собрании первым стратегом.
Слайд 5. Действительно, для того, чтобы
выступать перед Народным собранием в
Афинах все эти качества были
необходимы. Особенно важным было
умение громко, красиво и доходчиво
излагать свои мысли. Ведь в Народном
собрании могли участвовать все граждане,
а это около 20 тысяч человек. Сначала
Народные собрания собирались на агоре –
рыночной площади. Но во времена Перикла
местом проведения Народного собрания
стал холм Пникс (“толкучка”). Чтобы вас
услышали и выслушали, нужно говорить
интересно и убедительно, чтобы слушатели
боялись пропустить даже слово.
А кто мог участвовать в Народном
собрании, у кого были гражданские права в
Афинах? Б. Устройство афинской демократии при
Перикле
Обучающимся предлагается перерисовать
со слайда 6 схему. В это время учитель
дает необходимые пояснения к схеме:
“Решающая роль в управлении страной
принадлежала в это время Народному
собранию и Совету пятисот. В Народном
собрании решались самые главные вопросы
– объявляли войны и подтверждали
заключение мира, принимали новые законы,
выбирали 10 стратегов (в том числе и
первого), выслушивали отчеты стратегов о
том, как они расходовали деньги из казны.
Поскольку все граждане могли участвовать
в Народном собрании и вносить на
обсуждение законы, демократия в Афинах
была прямой”.
Вопрос обучающимся: “Как граждане
России участвуют в управлении
государством, в чем отличие от афинской
демократии”?
Но участников Народного собрания очень
много. Поэтому к каждому собранию
(проходившему 3 – 4 раза в месяц) нужно
было готовиться. Эта обязанность, как и
необходимость следить за ходом
обсуждения вопросов, возлагалась на Совет
пятисот.
На Народном собрании проходили выборы
судей и государственных чиновников.
на рабочем листе.
Перед обсуждением вопросов о способах
голосования учащимся предлагается
выполнить задание № 1
Голосование в Афинах могло быть как
тайным, так и открытым (слайд 8 – переход
через жетоны), или осуществляться путем
жеребьевки. Вопросы обучающимся:
“Как вы думаете, почему афиняне
применяли жеребьевку”?
После ответов, по управляющей стрелке
презентация возвращается на слайд 6.
Перерисовывают схему “Устройство
афинской демократии при Перикле”;
Отвечают на вопрос:
У нас – представительная
демократия. Мы выбираем
депутатов (и мужчины, и женщины),
а сами в заседаниях парламента не
участвуем.
Выполняют задание №1 в рабочем
листе урока, проверка задания
может осуществляться сразу после
выполнения или лист будет собран и
за его заполнение будет выставлена
оценка по итогам урока
Варианты ответов – для соблюдения
справедливости, чтобы никто не
подтасовал решение; или отдают
решение на волю богов; Слушают рассказ учителя
Вопрос: чье имя написано на
остраконе? Чем этот человек
известен? Чем он мог быть опасен
для Афин?
(на верхнем остраконе можно
рассмотреть имя Фемистокла,
афинского стратега периода греко
персидских войн, руководившего
греческим флотом во время битвы
при Саламине)
Ответ на вопрос учителя: чтобы
бедные граждане могли работать на
выборной должности, не думая, как
им прокормить свои семьи.
Выдвижение предположений об
источниках доходов, сравнение с
представленными на слайде 10.
Ещё одной задачей, стоящей перед
Народным собранием, была борьба с
внутренними врагами демократии. Для
этого применяли остракизм (слайд 7 –
переход через остракон). Один раз в год на
Народном собрании опасных для
демократии граждан подвергали
остракизму, то есть тайному суду и
изгнанию. Каждый член собрания писал на
отдельном черепке (погречески –
остракон) имя человека, который, по его
мнению, угрожал демократии. Тот, за
которого голосовало больше половины
собравшихся, подвергался осуждению и
изгнанию из города. После обсуждения
вопросов – возвращение на слайд 6 через
управляющую кнопку.
Перикл добился введения оплаты
выборных должностей. Как вы думаете,
зачем он это сделал?
А откуда у афинян
было столько денег, чтобы платить за
занимаемые должности? (слайд 10
“Источники пополнения Афинской казны”–
переход через кнопку со стрелкой вперед).
Все афиняне были равны перед законом
(слайд 9 – переход через кнопку с домом).
Примером может служить судьба самого
Перикла. Его женой была уроженка города
Милета – Аспасия. Двое его сыновей от
этого брака не могли получить афинское
гражданство, несмотря на все заслуги
своего отца.
4. Закрепление
материала
Демократия как строй имела и
сторонников, и противников. Давайте
посмотрим, какие положительные и
отрицательные черты выделяли в этом
строе современники.
А какие черты положительные и
отрицательные можете выделить вы?
Если остается время на уроке, в качестве
иллюстрации возможной
несправедливости со стороны Народного
собрания можно привести рассказ о
судьбе друзей Перикла (стр. 186 – 187)
или о Солоне (стр. 188 – 189).
Работа с текстом источника, ответы
на вопросы учителя.
Примерные ответы приведены в
образце рабочего листа урока.
После обсуждения ответов на
вопросы, поставленные в
раздаточных материалах,
обучающиеся обращаются к слайду
11 (переход по стрелке) и
сравнивают выводы с теми, что
представлены в учебной
презентации.
5. Домашнее
задание
Высвечивается на экране (слайд 12) или
открывается на доске.
Запись домашнего задания. Оформление доски:
1. Экран для демонстрации слайдшоу по центру доски
2. Домашнее задание (закрытое от учеников) на правом крыле доски
3. В ходе урока на правом крыле доски будет написана дата – избрание Перикла первым
стратегом (443 г. до н.э.) и тема урока (Афинская демократия).
Образец заполненного рабочего листа урока:
Устройство афинской демократии во времена Перикла. V в. до н.э.
Определите, в чьей компетенции будут находиться следующие дела:
Объявление войны и мира
Руководство войском и флотом
Принятие законов
Подготовка проектов решений Народного собрания
Рассмотрение дела о краже
Сбор налогов
Сношения с другими государствами
А
Б
А
В
Г
Е
Б
Рассмотрение отчетов стратега о потраченных из казны деньгах А
Поход на врагов города
Наблюдение за порядком на рынке
Д
Е
Условные обозначения:
А – Народное собрание
Б – главный стратег
В – Совет пятисот
Г – Суд
Д – Армия
Е – государственные служащие
Сторонники и противники демократии
Положительные черты демократии в
Отрицательные черты демократии в Афинах
Афинах
Все граждане могут участвовать в управлении
полисом
У всех граждан одинаковые права по закону
При выдвижении на должность учитывают
Не все жители города имеют права гражданина и
могут участвовать в политической деятельности
Народное собрание может принять несправедливое
решение собственные достижения человека
Раздаточный материал для анализа:
Народоправие
Отрывок из речи Перикла
Так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный
строй называется народоправием. В частных (личных) делах все пользуются одинаковыми правами по
закону. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают
каждого по достоинству, поскольку он чемнибудь отличился не в силу принадлежности к
определенному сословию, но изза личной доблести.
Граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике.
Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью,
неблагонамеренным гражданином, бесполезным обывателем.
Афинская полития
Отрывок из сочинения неизвестного автора (V в. до н.э.)
Я не одобряю государственный строй афинян по той причине, что они избрали такой порядок, чтобы
простому народу жилось лучше, чем благородным. Они благородных лишают гражданской чести,
отнимают имущество, изгоняют из своих владений и убивают, а простых поддерживают.
Во всякой земле лучший элемент является противником демократии, потому что лучшие люди очень
редко допускают бесчинство и несправедливость, но зато самым тщательным образом стараются
соблюдать благородные начала, тогда как у народа – величайшая необразованность,
недисциплинированность и низость. Действительно, людей простых толкают на позорные дела скорее
бедность, необразованность и невежество – качества, которые у некоторых происходят по недостатку
средств.
Задание
1. Укажите, какие достоинства имело народоправие (демократия) в Афинах.
2. Определите, какие недостатки, с точки зрения автора второго текста, имела демократия.
3. Ответы на п.1 и п.2 занесите в таблицу в рабочем листе урока.
4. Для кого демократию можно считать справедливым порядком?
"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс
"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс
"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс
"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс
"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс
"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.