"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс
Оценка 5

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
5 кл
25.02.2018
"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс
"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс Цели урока: • Образовательные: сформировать представление о развитии демократии в Афинах в период правления Перикла, причинах ее расцвета и особенностях функционирования. • Развивающие: формировать умение работать с историческими источниками и визуальной информацией, формулировать несложные выводы. • Воспитывающие: разобрать с учащимися сильные и слабые стороны демократии как политического режима на примере жизни Афин при Перикле. Оборудование урока: • Рабочий лист урока с заданиями для закрепления материала • Раздаточный материал – фрагменты из речи Перикла, записанной Фукидидом, и отрывок из “Афинской политии” неизвестного автора (V в. до н.э.) • Слайд-шоу “Афинская демократия. V в. до н.э.”.
Афинская.doc
Цели урока: "Афинская демократия при Перикле". 5­й класс  Образовательные: сформировать представление о развитии демократии в Афинах в период  правления Перикла, причинах ее расцвета и особенностях функционирования.  Развивающие: формировать умение работать с историческими источниками и визуальной  информацией, формулировать несложные выводы.  Воспитывающие: разобрать с учащимися сильные и слабые стороны демократии как  политического режима на примере жизни Афин при Перикле. Оборудование урока:   Рабочий лист урока с заданиями для закрепления материала Раздаточный материал – фрагменты из речи Перикла, записанной Фукидидом, и отрывок из  “Афинской политии” неизвестного автора (V в. до н.э.)  Слайд­шоу “Афинская демократия. V в. до н.э.”. Ход урока План Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.  Организационный  момент 2. Введение в тему  урока Проверка отсутствующих Проверка готовности к уроку Готовятся к уроку. На экране появляется вид города (слайд  1). Обучающимся предлагается узнать, какой именно город перед ними; предположить, чем именно больше всего  гордятся жители этого города. На экране появляется цитата из трагедии Эсхила “Персы”, она поможет  обучающимся сориентироваться с  ответом и станет переходом к  следующему вопросу: Когда в Афинах зародилась демократия? Давайте вспомним устройство  государственной власти в Афинах при  Солоне (по мере ответа появляется схема на слайде 2). Ответы на вопросы учителя: 1. Афины 2. прекрасными зданиями,  богатствами города и богатой  торговлей, политическим строем. 3. Демократия в Афинах зародилась  при Солоне в VI в. до н.э. 4. До того городом управляла  аристократия, совет знати (ареопаг)  избирал 9 правителей­архонтов из  числа знатных горожан. После  реформ Солона главная роль начала  переходить к Народному собранию,  архонтами стали избирать богатых  граждан, а судьей мог стать любой  гражданин Афин. 3. Объяснение  нового материала При показе слайда 3 записывается  тема урока в тетрадях. При показе слайда 4 фиксируют в  тетради дату первого избрания  Перикла на должность первого  стратега (443 г. до н.э.). Ответ на  вопрос учителя: “В выступлениях на  Народном собрании, так как ему  нужно было убеждать людей принять его точку зрения; при управлении  государством”. При обсуждении слайда 5 отвечают  на вопрос: “Гражданами в Афинах  были те, чьи родители были  гражданами (+ владение землей и  служба в армии), в Народном  собрании могли участвовать только  мужчины старше 20 лет”. Давайте посмотрим, что изменилось в  управлении Афинами после победы в  Греко­персидских войнах (слайд 3). А. Личность Перикла Слайд 4. Расцвет демократии в Афинах  приходится на то время, когда во главе  города стоял Перикл. Он происходил из  знатного рода, был богат, но считал, что  все граждане Афин могут и должны  управлять государством. Давайте  посмотрим, какими качествами обладал  Перикл. Вопрос классу: “Где могли  пригодиться Периклу те качества,  которыми он обладал”? Благодаря своим талантам и успешной  политике Перикла 15 раз избирали на  Народном собрании первым стратегом. Слайд 5. Действительно, для того, чтобы  выступать перед Народным собранием в  Афинах все эти качества были  необходимы. Особенно важным было  умение громко, красиво и доходчиво  излагать свои мысли. Ведь в Народном  собрании могли участвовать все граждане,  а это около 20 тысяч человек. Сначала  Народные собрания собирались на агоре –  рыночной площади. Но во времена Перикла местом проведения Народного собрания  стал холм Пникс (“толкучка”). Чтобы вас  услышали и выслушали, нужно говорить  интересно и убедительно, чтобы слушатели  боялись пропустить даже слово. А кто мог участвовать в Народном  собрании, у кого были гражданские права в  Афинах? Б. Устройство афинской демократии при Перикле Обучающимся предлагается перерисовать  со слайда 6 схему. В это время учитель  дает необходимые пояснения к схеме:  “Решающая роль в управлении страной  принадлежала в это время Народному  собранию и Совету пятисот. В Народном  собрании решались самые главные вопросы  – объявляли войны и подтверждали  заключение мира, принимали новые законы, выбирали 10 стратегов (в том числе и  первого), выслушивали отчеты стратегов о  том, как они расходовали деньги из казны.  Поскольку все граждане могли участвовать в Народном собрании и вносить на  обсуждение законы, демократия в Афинах  была прямой”. Вопрос обучающимся: “Как граждане  России участвуют в управлении  государством, в чем отличие от афинской  демократии”? Но участников Народного собрания очень  много. Поэтому к каждому собранию  (проходившему 3 – 4 раза в месяц) нужно  было готовиться. Эта обязанность, как и  необходимость следить за ходом  обсуждения вопросов, возлагалась на Совет пятисот. На Народном собрании проходили выборы  судей и государственных чиновников.     на рабочем листе. Перед обсуждением вопросов о способах  голосования учащимся предлагается  выполнить задание № 1 Голосование в Афинах могло быть как  тайным, так и открытым (слайд 8 – переход через жетоны), или осуществляться путем  жеребьевки. Вопросы обучающимся: “Как вы думаете, почему афиняне  применяли жеребьевку”? После ответов, по управляющей стрелке  презентация возвращается на слайд 6.   Перерисовывают схему “Устройство афинской демократии при Перикле”; Отвечают на вопрос: У нас – представительная  демократия. Мы выбираем  депутатов (и мужчины, и женщины),  а сами в заседаниях парламента не  участвуем. Выполняют задание №1 в рабочем  листе урока, проверка задания  может осуществляться сразу после  выполнения или лист будет собран и  за его заполнение будет выставлена  оценка по итогам урока Варианты ответов – для соблюдения  справедливости, чтобы никто не  подтасовал решение; или отдают  решение на волю богов; Слушают рассказ учителя Вопрос: чье имя написано на  остраконе? Чем этот человек  известен? Чем он мог быть опасен  для Афин? (на верхнем остраконе можно  рассмотреть имя Фемистокла,  афинского стратега периода греко­ персидских войн, руководившего  греческим флотом во время битвы  при Саламине) Ответ на вопрос учителя: чтобы  бедные граждане могли работать на  выборной должности, не думая, как  им прокормить свои семьи.  Выдвижение предположений об  источниках доходов, сравнение с  представленными на слайде 10. Ещё одной задачей, стоящей перед  Народным собранием, была борьба с  внутренними врагами демократии. Для  этого применяли остракизм (слайд 7 –  переход через остракон). Один раз в год на  Народном собрании опасных для  демократии граждан подвергали  остракизму, то есть тайному суду и  изгнанию. Каждый член собрания писал на  отдельном черепке (по­гречески –  остракон) имя человека, который, по его  мнению, угрожал демократии. Тот, за  которого голосовало больше половины  собравшихся, подвергался осуждению и  изгнанию из города. После обсуждения  вопросов – возвращение на слайд 6 через  управляющую кнопку. Перикл добился введения оплаты  выборных должностей. Как вы думаете,  зачем он это сделал?   А откуда у афинян    было столько денег, чтобы платить за  занимаемые должности? (слайд 10  “Источники пополнения Афинской казны”– переход через кнопку со стрелкой вперед). Все афиняне были равны перед законом  (слайд 9 – переход через кнопку с домом).  Примером может служить судьба самого  Перикла. Его женой была уроженка города  Милета – Аспасия. Двое его сыновей от  этого брака не могли получить афинское  гражданство, несмотря на все заслуги  своего отца. 4. Закрепление  материала Демократия как строй имела и  сторонников, и противников. Давайте  посмотрим, какие положительные и  отрицательные черты выделяли в этом  строе современники. А какие черты положительные и  отрицательные можете выделить вы? Если остается время на уроке, в качестве иллюстрации возможной  несправедливости со стороны Народного  собрания можно привести рассказ о  судьбе друзей Перикла (стр. 186 – 187)  или о Солоне (стр. 188 – 189). Работа с текстом источника, ответы  на вопросы учителя. Примерные ответы приведены в  образце рабочего листа урока. После обсуждения ответов на  вопросы, поставленные в  раздаточных материалах,  обучающиеся обращаются к слайду  11 (переход по стрелке) и  сравнивают выводы с теми, что  представлены в учебной  презентации. 5. Домашнее  задание Высвечивается на экране (слайд 12) или  открывается на доске. Запись домашнего задания. Оформление доски: 1. Экран для демонстрации слайд­шоу по центру доски 2. Домашнее задание (закрытое от учеников) на правом крыле доски 3. В ходе урока на правом крыле доски будет написана дата – избрание Перикла первым  стратегом (443 г. до н.э.) и тема урока (Афинская демократия). Образец заполненного рабочего листа урока: Устройство афинской демократии во времена Перикла. V в. до н.э. Определите, в чьей компетенции будут находиться следующие дела: Объявление войны и мира Руководство войском и флотом Принятие законов Подготовка проектов решений Народного собрания Рассмотрение дела о краже Сбор налогов Сношения с другими государствами А Б А В Г Е Б Рассмотрение отчетов стратега о потраченных из казны деньгах А Поход на врагов города Наблюдение за порядком на рынке Д Е Условные обозначения: А – Народное собрание Б – главный стратег В – Совет пятисот Г – Суд Д – Армия Е – государственные служащие Сторонники и противники демократии Положительные черты демократии в Отрицательные черты демократии в Афинах Афинах Все граждане могут участвовать в управлении  полисом У всех граждан одинаковые права по закону При выдвижении на должность учитывают  Не все жители города имеют права гражданина и  могут участвовать в политической деятельности Народное собрание может принять несправедливое  решение собственные достижения человека Раздаточный материал для анализа: Народоправие Отрывок из речи Перикла Так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный  строй называется народоправием. В частных (личных) делах все пользуются одинаковыми правами по  закону. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают  каждого по достоинству, поскольку он чем­нибудь отличился не в силу принадлежности к  определенному сословию, но из­за личной доблести. Граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике.  Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью,  неблагонамеренным гражданином, бесполезным обывателем. Афинская полития Отрывок из сочинения неизвестного автора (V в. до н.э.) Я не одобряю государственный строй афинян по той причине, что они избрали такой порядок, чтобы  простому народу жилось лучше, чем благородным. Они благородных лишают гражданской чести,  отнимают имущество, изгоняют из своих владений и убивают, а простых поддерживают. Во всякой земле лучший элемент является противником демократии, потому что лучшие люди очень  редко допускают бесчинство и несправедливость, но зато самым тщательным образом стараются  соблюдать благородные начала, тогда как у народа – величайшая необразованность,  недисциплинированность и низость. Действительно, людей простых толкают на позорные дела скорее  бедность, необразованность и невежество – качества, которые у некоторых происходят по недостатку  средств. Задание 1. Укажите, какие достоинства имело народоправие (демократия) в Афинах. 2. Определите, какие недостатки, с точки зрения автора второго текста, имела демократия. 3. Ответы на п.1 и п.2 занесите в таблицу в рабочем листе урока. 4. Для кого демократию можно считать справедливым порядком?

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018