Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста
Оценка 5

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
психологическая работа +2
Все классы
08.05.2018
Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Ученые разных направлений (З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, Дж. Доллард и др.) предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессия.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Ученые разных направлений (З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, Дж. Доллард и др.) предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессия.
Реферат Добрыниной Т.П..docx
Реферат: Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста                                                   Выполнила: Педагог – психолог ЦППРД «Орион»   Добрынина Т. П.  г. Оренбург 2018 «Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» и «несчастные» ­ всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.  Ю.Б. Гиппенрейтер Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В  последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности  существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество  исследований, проводимых по этой тематике, ключевые вопросы, связанные с  природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных  направлений (З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, Дж. Доллард и др.)  предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного  поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии  определений большинство авторов считают, что «агрессия — это  мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и  правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам  нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и  моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический  дискомфорт»; а «агрессивность — это свойство личности, выражающееся в  готовности к агрессии» (Реан А.А, Коломинский Я.Л., С. ). Нарастающая  волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к  агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения  психологических условий и способов работы с данной категорией детей. И.В.  Дубровина, Р.В. Овчарова.А. Широкова Е.Г. Жадько и др. считают, что  агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как это наиболее  быстрый и эффективный способ достижения цели. Известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая  форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь  в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал  ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется  его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не  только окружающим, но и самому себе. В психологической литературе выделяют множество факторов, влияющих на ее появление: стиль воспитания  в семье (гипер­ и гипоопека), повсеместная демонстрация сцен насилия;  индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий  уровень активного торможения и т. д.) и др. Необходимо помнить, что  агрессивность может быть физически и психически обусловленной и поэтому  ее нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет и  защитную функцию: функцию самосохранения как физического, так и  эмоционального плана. Часто неожиданные агрессивные реакции могут  появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для  ребенка и взрослого, тогда оно означает, что у него возникли определенные  трудности, и он нуждается в помощи окружающих.  Критерии агрессивности у дошкольников и младших школьников:  (исследования И.В. Дубровиной, Г.А. Широковой, Е.Г. Жадько и др.)  высокая частота агрессивных действий (в течение часа наблюдений они  демонстрировали не менее четырех актов, направленных на причинение  вреда сверстникам, в то время как у других детей было зафиксировано  не более одного);   преобладание прямой физической агрессии (у большинства  дошкольников чаще всего наблюдалась вербальная агрессия, то эти  дети часто использовали прямое физическое насилие);   наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на  достижение какой­либо цели (как у остальных дошкольников), а на  причинение физической боли или страданий сверстникам;   потеря контроля над собой (спорят и ссорятся с окружающими);   намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склонны  винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах);   неспособны забывать обиду, не отплатив.  Как известно, отклоняющееся поведение детей обусловлено  индивидуально ­типологическими особенностями личности, внешними  факторами (природными, экологическими, климатическими),  социальными (культурными нормами и традициями), и внутренними  (ценностными ориентациями, потребностями, наследственно­ биологическими предпосылками. Взаимоотношения в семье и стиль  воспитания оказывает большое воздействие на проявления агрессии у  детей. Если ребенок воспитывается в атмосфере взаимопонимания и любви, где ему предоставлены все условия для самовыражения, в том  числе для выхода накопившихся негативных эмоций, проблема  агрессивного поведения не возникает. Если же существуют условия  ограничивающие свободу ребенка, довлеющие взаимоотношения между  ребенком и родителем, стрессогенная обстановка окружающей среды, то  чаще ребенок прибегает к агрессивному поведению как к способу  самовыражения, способу привлечения внимания к проблемам его  душевного и внутреннего состояния. Другой современной проблемой  агрессивного поведения детей становится негативное влияние средств  массовой информации. Современное телевидение изобилует трансляцией  насилия, и многие современные родители не ограничивают доступ ребенка  к подобного рода информации, точнее не замечают и не контролируют  информацию к который ребенок имеет доступ. Психологические  исследования последних лет подтверждают, что телевизионное насилие  увеличивает риск агрессивных реакций у детей склонных к агрессии.  Современные тенденции развития дошкольного и младшего школьного  возраста:   Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей неопасна и объяснима, можно использовать  следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций  ребенка (весьма мощный способ прекращения нежелательного  поведения); выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе  обидно, но...»); переключение внимания, предложение какого­либо  задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты  ведь выше меня»); позитивное обозначение поведения («Ты злишься  потому, что ты устал»).   Необходимо снизить напряженность ситуации. Для этого используются  приемы обратной связи: констатация факта («Ты ведешь себя  агрессивно»); констатирующий вопрос («Ты злишься?»); раскрытие  мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты  хочешь продемонстрировать силу?»); обнаружение своих собственных  чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится,  когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто­то  громко кричит»); апелляция к правилам («Мы же с тобой  договаривались!»). Давая обратную связь агрессивному поведению  ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.  Ребенок должен понять, что взрослые любят его, но они против того,  как он себя ведет.   Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.  Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет  техника объективного описания поведения. После того как ребенок  успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует  описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова  говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки.  Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают  раздражение и протест, уводят от решения проблемы. Анализируя  поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных  фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая  прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он  будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо  распространенного, но неэффективного «чтения морали» лучше  показать ему негативные последствия его поведения, убедительно  продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому.   Контроль над собственными негативными эмоциями. Педагогу  необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок  демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых  сильные отрицательные эмоции ­ раздражение, гнев, возмущение, страх  или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и  естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и  длительность возобладавших чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное  поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и  демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.  Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку очень трудно  признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него ­  публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения  положительной репутации целесообразно: публично минимизировать  вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его  обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать  полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по­ своему; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы  ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем  способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв  агрессии.   Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие  воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка ­ демонстрация  моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе  стороны теряют самообладание, возникает дилемма ­ бороться за свою  власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно  вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более  миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец  конструктивного поведения, включает приемы нерефлексивного  слушания: слушать без анализа, что дает возможность собеседнику  высказаться; поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы  он полностью выговорился; делать паузы, дающие ребенку возможность  успокоиться; внушать спокойствие невербальными средствами;  прояснять ситуацию с помощью наводящих вопросов; признавать  чувства ребенка. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные  модели поведения. Главное условие ­ искренность взрослого,  соответствие его невербальных реакций и слов.  Типичные ошибки взрослых в ситуации конфликта:   повышение голоса, изменение тона на угрожающий;   демонстрация власти («Взрослый здесь пока еще я», «Будет так, как я  скажу»);   крик, негодование;  агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные  руки, разговор «сквозь зубы»;   сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;   негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;   использование физической силы;   втягивание в конфликт посторонних людей;   непреклонное настаивание на своей правоте;   нотации, проповеди, «чтение морали»;   наказание или угрозы наказания;   обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты  никогда не...»;  сравнение ребенка с другими детьми, не в его пользу;   команды, жесткие требования, давление;  оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить  ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого  поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное  поведение. Основными задачами психокоррекционной работы с агрессивными  детьми могут быть следующими:  развитие умения понимать состояние другого человека;   развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;  обучение ауторелаксации;   обучение способам снятия напряжения;   развитие навыков общения;   формирование позитивного самовосприятия на основе личностных  достижений.  Психопрофилактическая работа с агрессивным поведением детей  дошкольного и младшего школьного возраста, должна включать работу по  развитию у ребенка сочувствия, сопереживания, стремления помогать тем,  кто слабее, таким образом можно скоррегировать негативное влияние  средств массовой информации. Для этого не только педагоги, но и  родители должны служить личным примером конструктивного,  понимающего и позитивного поведения.  Работа по психопрофилактике агрессивного поведения у детей  включает следующие направления:   обучать самоконртолю – вырабатывать у ребенка навыки владения  собой в ситуациях, провоцирующие вспышки гнева или тревожность;   работать с чувствами – учить осознавать собственные эмоции и  эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию,  сочувствию, доверию окружающим.  Основные средства: Лютова Е., Монина Г. предлагают использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию  накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения. Для  снятия напряжения у агрессивных детей можно им предложить: подраться с  подушкой; использовать физические силовые упражнения; рвать бумагу;  нарисовать того, кого хочется побить, и что­нибудь сделать с этим рисунком; использовать «мешочек для криков»; поколотить стол надувным молотком.  Овчарова Р. В. предлагает использовать в целях коррекции агрессивного  поведения детей: занятия психогимнастикой; этюды и игры на развитие  навыка регуляции поведения в коллективе; этюды и игры релаксационной  направленности; игры и упражнения на развитие осознания детьми,  сказкотерапия. Так же большое внимание уделялось работе с родителями,  поскольку только во взаимодействии с родителями удастся достичь наиболее  эффективных результатов психокоррекции агрессии детей дошкольного и  младшего школьного возраста.

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018