Айчувакова, Е. Р. Проектная деятельность школьников в условиях наставничества в технологическом образовании лицея / Е. Р. Айчувакова, Г. В. Зайцева, Н. Л. Подобряева // Современное технологическое образование : сборник статей, докладов и материалов XXVII Международной научно-практической конференции, Москва, 22–23 ноября 2021 года. – Москва: Ассоциация технических университетов, 2021. – С. 136-146. – EDN CFVLSP. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47934492
Оценка 4.6

Айчувакова, Е. Р. Проектная деятельность школьников в условиях наставничества в технологическом образовании лицея / Е. Р. Айчувакова, Г. В. Зайцева, Н. Л. Подобряева // Современное технологическое образование : сборник статей, докладов и материалов XXVII Международной научно-практической конференции, Москва, 22–23 ноября 2021 года. – Москва: Ассоциация технических университетов, 2021. – С. 136-146. – EDN CFVLSP. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47934492

Оценка 4.6
pdf
11.04.2023
Айчувакова, Е. Р. Проектная деятельность школьников в условиях наставничества в технологическом образовании лицея / Е. Р. Айчувакова, Г. В. Зайцева, Н. Л. Подобряева // Современное технологическое образование : сборник статей, докладов и материалов XXVII Международной научно-практической конференции, Москва, 22–23 ноября 2021 года. – Москва: Ассоциация технических университетов, 2021. – С. 136-146. – EDN CFVLSP. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47934492
1ЗайцАйчПодобр.pdf

Эффективным методом развития инженерного образования школьников является движение JuniorSkills, а также проведение инженерных олимпиад.

Таким образом, сегодня предметная область «Технология» играет огромную роль в развитии инженерного мышления обучающихся, формировании их профессиональных предпочтений. Сегодня необходим комплексный подход для организации технико-технологической подготовки обучающихся, что отвечает современным задачам образования на всех его уровнях.

 

 

Проектная деятельность школьников в условиях  наставничества в технологическом образовании лицея

 

Е.Р. Айчувакова, Г.В. Зайцева, Н.Л. Подобряева, МБОУ «Лицей № 120», г. Челябинск

 

Аннотация. В статье рассматриваются цели и задачи современного технологического образования в условиях наставнической деятельности в проекте, освещаются вопросы современной проектной деятельности в технологическом образовании, включающем специальные компоненты изучения технологии работы в промышленном производстве с одновременным углубленным изучением информатики, экономики и предпринимательства, дается разъяснение о взаимодействии наставника и наставляемого в деятельности по разработке проектов в технологическом лицее.  Ключевые слова: проектная деятельность, наставничество, технология. 

 

Project activity of schoolchildren in the condition  of mentoring in technological education of the lyceum

 

E.R. Aychuvakova, G.V. Zaytseva, N.L. Podobryaeva,

Lyceum №120, Chelyabinsk

 

Abstract. The article discusses the goals and objectives of modern technological education in the conditions of mentoring in the project. The issues of modern project activity in technological education, including special components of the study of technology of work in industrial production, with simultaneous in-depth study of computer science, economics, entrepreneurship, are considered. An explanation is given about the interaction of the mentor and the mentee in project development activities at the technological Lyceum.

Keywords: project activity, mentoring, technology.

Выявленная проблема раннего профессионального самоопределения на сегодняшний день занимает значимое место в российском образовании и являет собой наиболее ценное и интересное направление обучения и воспитания для учащихся, родителей (законных представителей), педагогов. Следовательно, возникает необходимость в том, чтобы современная школа обеспечила подрастающему поколению новое качество образования, выстроила принципиально новую модель взаимовыгодной деятельности для обучающегося и обучающего.

Современный образовательный процесс должен найти особую структуру, с одной стороны, направленную на формирование профессионалов будущего, а с другой стороны, на воспитание граждан, способных организовать деятельность и успешную жизнь внутри социума. Фактор успеха предполагает, что жизнь непрерывно меняется, а значит, молодой гражданин общества должен быть адаптирован к изменениям [1].

Безусловно, каждому человеку хотелось бы размеренности в судьбе, но, к сожалению, размеренность жизнедеятельности нельзя отнести к реальным факторам современной жизни и организации деятельности. Современная жизнедеятельность в новых экономических условиях в России, как и в других странах, протекает на очень высоких скоростях, при этом предполагает постоянные изменения, в том числе в профессиональной деятельности, связанной с постоянным ростом. 

Современный образовательный педагогический процесс должен быть выстроен так, чтобы изменение жизненных устоев не оказывало бы существенного влияния на состояние граждан, особенно молодых, в современном рыночном обществе потребителей. Система образования, решающая триединую задачу образования: обучение, воспитание, развитие, должна работать, прежде всего, на формирование стремления к успеху обучающегося. И это значит, что необходимо выявить, определить, выстроить путь к успеху, определяемый умением ставить цели и достигать их. В процессе становления в обучении и на начальном этапе жизненного пути молодым придется непрерывно ставить новые цели, чтобы снова и снова достигать их. Необходимо научить человека принимать ситуацию такой, какая она есть сегодня, и научиться жить в ней. Стремление к успеху должно быть непрерывным. Но на пути к успеху есть и взлеты, и падения, а значит, нужно научиться падать и вновь вставать, и вновь ставить цели, и продвигаться к победе. Желание победы, стремление к победе дает возможность достижения успеха, в том числе, через планирование деятельности: непрерывной, с постановкой долгосрочных целей, с делением их на краткосрочные задачи. Продвижение к успеху через поставленные проектные цели маленькими шажками, в условиях непрерывного труда через планирование, порождающее безбоязненность поражения, в конечном итоге, учит молодежь побеждать. А падения научат быть милосердными к тем, кто не знает способов побед, приведут к помощи тем, кто находится рядом, эта помощь возможна через наставничество. 

В таких условиях особое место в формировании новой личности отводится системе именно общего профессионального образования, в которой в воспитании современного человека присутствуют два субъекта. С одной стороны, это – обучаемый, который учится в школе учиться, умеет организовать процесс собственного обучения и готов учиться. А с другой стороны, личность, обеспечивающая процесс образовательной деятельности, личность, обеспечивающая процессы обучения, воспитания, развития [3, с. 150]. Огромное место отводится учителю, который вольно и невольно становится или не становится объектом подражания. Воспитательная функция учителя определяется просто – организуй свою работу по совести, от души, и, глядя на тебя, твои ученики захотят подражать.

Процесс воспитания взаимный, и очень часто в организации исследовательской деятельности, которая столь важна для ученика в целях познания нового, только учитель может стать для ученика примером для подражания в отношении своей деятельности [2, с. 89].

Очень важно, чтобы учителя, которые как раз подают пример детям, тоже не были чем-то застывшим, чтобы они расширяли кругозор, участвовали во всех аспектах жизни школы, много читали, были внимательны к каждому ребенку и показывали детям, как много можно достичь, живя согласно духовным ценностям, следуя моральным принципам [4].

На сегодня образованность человека определяется способностью к активной социальной адаптации, к самообразованию и к самосовершенствованию не столько специальными знаниями (знаниями учебного предмета), сколько разносторонним личностным развитием, ориентируемым в традициях отечественной и мировой культуры, воспитанием в современной системе ценностей. 

Человеку свойственно учиться всю жизнь. Чтобы работать с детьми, нужно мотивировать педагогов на стремление учиться многократно. Учитель – это не профессия, это призвание. Будучи еще учеником школы, человек осознает, что хочет быть учителем. Для него на первый план выходит принцип: «Умеешь сам, научи другого». Удача, если рядом с таким учеником окажется настоящий учитель-наставник. 

Отношения учитель-ученик должны строиться на основе взаимоуважения, доверия. Современные дети порой знают больше взрослого, но иногда им не хватает практических умений, навыков. Вот тогда-то приходит на помощь наставник. В эту цепочку нужно включить и студентов вузов и педагогических колледжей. Практика в школе полностью подтвердит, будет ли студент учителем. Легче всего построить отношения учитель-наставник в условиях организации проектной деятельности на базе проблемного обучения, которое является мотивационным, помогающим формировать мотивации обучаемых с раннего возраста.

В 19-м веке Джон Дьюи, кого называют отцом американской педагогики, оказавший наибольшее влияние на педагогическую теорию и практику своей страны, преуспел в этом совершенно не случайно. Именно в США семимильными шагами развивалось рыночное хозяйство, что способствовало развитию американской экономики в целом. И в этой ситуации получили воспитание представители нового среднего класса, на котором и держится мировая экономика. У людей, которые повышают собственное благосостояние трудом, полученное ими образование служит их самоопределению и дальнейшей профессиональной самореализации, что дает возможность наивысшего благосостояния; такие люди как никакие другие имеют особую мотивацию, заинтересованность для обучения. Дьюи предлагал обучать на основе мотивации с детства.

В системе деятельности технологического образования МБОУ г. Челябинска «Лицей № 120» проектная деятельность на основе непрерывной мотивации применяется как один из основных инструментов профессионального самоопределения детей. В рамках проектной деятельности у обучающихся формируются ключевые компетенции XXI века, которые можно определить как «мягкие» (гибкие) навыки, надпрофессиональные умения, позволяющие современному молодому гражданину эффективно реализовать личные и профессиональные запросы, сформироваться в качестве социально-активного, мобильного и успешного современного гражданина.

Существует четыре основных этапа реализации учебного проекта:

1.                 Ценностно-ориентационный, на котором происходит осознание школьниками мотивов и целей выполнения проекта, формируются представления о личностной значимости и практической важности этого проекта. 

2.                 Конструктивный. На этом этапе определяется характер деятельности учащихся, осуществляется планирование проектной деятельности, распределение обязанностей и видов работ между участниками, непосредственное выполнение проекта. 

3.                 Оценочно-рефлексивный этап связан с самооценкой промежуточных и конечных результатов проекта и коррекцией деятельности по выполнению проекта. 

4.                 Презентативный этап проекта – это его презентация общественности и защита [6].

В Лицее проектная деятельность обучающихся является наиболее значимым направлением в системе технологического образования. Выполняя различные проекты, включающие информационные накопления, научно-исследовательскую и аналитическую деятельность, лицеисты наиболее глубоко изучают, исследуют, анализируют накопленную информацию, выявляя собственные способности, формирующие жизненные интересы. 

Особая роль в проектной деятельности и профессиональном самоопределении отводится урокам по предмету «Технология» на начальном этапе, так как именно в рамках этого предмета закладываются основы профессиональных компетенций. Работая на раннем этапе тактильно с различными материалами на уроках технологии, ребенок делает для себя основные выводы: «Никогда не буду работать с мукой, она вызывает неприятные тактильные ощущения», «Никогда не буду работать с металлом, не нравится звук при его механической обработке». Перечисленные выше выводы ложатся в основу обоснованного выбора будущей профессии. Обучаемый в процессе практической технологической деятельности действует по принципу: «Отрицательный результат – тоже результат», при этом он не только выявляет отрицательные стороны в отношении той или иной профессии, оценивая результат своего труда, он ощущает свою значимость через определение «Я могу» и даже «Могу лучше других». Таким образом, он понимает, осознает, что ему нравится и чем бы он хотел заниматься. 

В нашем Лицее при обучении в основной школе на уроках технологии нет деления на «девочек» и «мальчиков». Они одинаково знакомятся с разными видами современной, востребованной профессиональной деятельности. Конечно же, учитель технологии не может объять необъятное, но все же в основном к концу 9 класса дети определяются с выбором дальнейшего профиля обучения. 

На старшей ступени образования в Лицее обучающиеся имеют возможность выбора дополнительного компонента в качестве профиля обучения: «Компьютерное моделирование и промышленное производство», «Экономика», «Информационные технологии», «Индивидуальный пошив одежды», «Технология управления организацией малого бизнеса». Перечисленные направления нацелены на получение более глубоких знаний, приобретение практических компетенций в условиях выполняемого проекта выбранного направления.

Направления обучающиеся выбирают абсолютно свободно, без деления на мужские и женские профессии. В частности, можно отметить интересный факт: все больше мальчиков выбирают профиль «Индивидуальный пошив одежды», а девочек интересуют станки с ЧПУ, изучаемые в процессе элективного курса «Компьютерное моделирование и промышленное производство». Как правило, и девочки, и мальчики подтверждают соответствие своего выбора успешным участием в различных конкурсах и олимпиадах.

Каждый обучающийся Лицея на уроках технологии выполняет проект «Мои профессиональные планы», в котором со стороны взрослых наставников оказывается всесторонняя помощь ребенку. Значимая роль в процессе проектной деятельности принадлежит учителю-наставнику. Проект, конечно же, – обоюдный процесс, взаимодействие наставника и наставляемого. Совместная работа обучаемого и учителя предполагает непрерывный диалог, выявление, обсуждение и решение возникающих проблем. Наилучший результат достигается в ходе организации индивидуальной работы, наставническое сотрудничество подводит к тому, что наставник в процессе бесед, обсуждения различных ситуаций делится своим мнением, а наставляемый - обучающийся получает гораздо больше информации, чем по программе, перенимает умения наставника, с помощью чего у него формируются новые умения. В процессе наставнического взаимодействия меняется и ученик, который, работая с наставникомучителем, сам может стать наставником для своих одноклассников, достойным помощником учителю.

Взаимодополняемая деятельность учителя и ученика строится как продуктивная в рамках наставничества, поэтому на начальном этапе наставник знакомится с личностью наставляемого, особенностями характера, привычками, интересами, достижениями в учебе [5]. На основе изучения личности в рамках личностно-ориентированного подхода развиваются взаимоотношения наставника и наставляемого. Только при соблюдении одного условия возможно добиться положительного результата – учета индивидуальных способностей. Предваряется работа над проектом совместным выбором тематики проекта наставника и наставляемого. В этом процессе учитываются индивидуальные особенности обучаемого, когда тематика проекта учитывает реальные способности: для сильных выбирается наиболее сложная тема, для слабых утверждается тема, соответствующая реальным возможностям обучения, в которой они могут себя проявить. 

После ознакомления с личностью наставляемого возникает новая задача наставника – помочь ученику выбрать, определить, сформировать тему как доступную, так и интересную для него. Наставник помогает наставляемому объединить накопленные в процессе изучения предметов школьной программы знания и компетенции в процессе выполнения научноисследовательской, а затем и практической части проекта. В процессе проектной деятельности обучаемым выполняется работа, которая характеризуется глубоким изучением теоретического материала и выполнением тренировочных заданий. В целом учитель помогает определить направления научного исследования, аналитической работы, практической деятельности. В рамках работы над проектом учитель направляет деятельность ученика, который в конечном итоге сам выполняет работу и обязательно защищается по готовому проекту на презентационном (заключительном) этапе проектной деятельности

Самостоятельная работа несет несколько функций, все они дают возможность приобретения навыков обучения в течение всей жизни, в том числе для процесса инноватики. Опосредованная самостоятельная работа, единая для всех учеников, может привести к ее единообразию. Самостоятельная работа в проекте, организуемая по индивидуальному графику, дает возможность всем желающим продвигаться к достижению цели – через объединение знаний в изучении каждого предмета. Самомотивация ученика, побуждаемая его организованным процессом деятельности в Лицее, его желание найти себя в жизненном круговороте – это необходимые составляющие данного процесса. Сама среда Лицея организована таким образом, чтобы лицеисты имели поддержку на различных этапах проектной деятельности, что дает возможность обучающимся сделать свой выбор и составить индивидуальный план продвижения в проекте, который включает участие в разных олимпиадах, конкурсах, конференциях, что дает направленность на достижение результата, на мотивацию обучаемых. Организованная среда проектной деятельности, в которой находятся постоянно обучаемые, априори предполагает, что замотивированный ученик будет идти к своей цели, конечным результатом которой является не только выполнение проекта, но и самопознание.

Вполне естественно, что деятельность учителя приобретает несколько иные формы в процессе совместной работы над проектами учеников. Учитель сам должен быть новатором, иметь необходимые знания и компетенции в научной и практической областях направлений научно-технологического развития государства. 

Нужно отметить и тот факт, что современная педагогика насыщена инновациями, которые необходимо исследовать, изучать и применять на практике в организации учебного процесса в школе, что не всегда просто потому, что требует времени и на исследования, и на разработки способов практического применения. Но иного пути в развитии педагогической деятельности просто нет, и каждый учитель должен взять на вооружение изучение инновационных форм образовательной деятельности, разработать собственную систему внедрения инноваций в организуемый им процесс обучения и взаимодействия с обучаемыми.

Немаловажную роль в становлении сотрудничества учителя и ученика играет и квалификация учителя, включающая не только знания, умения и компетенции, но и возможности его деятельности в реальном секторе экономики. Наиболее интересен тот, кто знает практическую сторону предлагаемой в проекте деятельности, может подсказать профессионально наиболее оптимальный для обучения и формирования компетенций путь. Эта форма деятельности учителя – универсальная, объединяющая разные направления деятельности автора проекта. Учитель, готовящий проект такого рода, предлагает лабораторию для организации научно-практической деятельности учеников, и, являясь автором и исполнителем проекта, в процессе деятельности ученика в лаборатории он же становится и наставником ученика.

Совместными усилиями учитель и ученик в проекте работают на результат, ставят одну задачу за другой, определяют уровень результативности, корректируют задачи, иногда цель, но в любом случае в процессе обучения происходит становление члена общества новой формации, будущего профессионала, способного в любой деятельности ставить задачи, определять и достигать цели [3, с. 149].

Работая в проекте над расчетной частью, ученики получают возможность формировать практические навыки финансовой грамотности. В Лицее эта деятельность, кроме предметного изучения, организована на элективных курсах, в работе кружков, во внеурочной деятельности. 

Углубленные занятия по экономике, элективный курс, направленный на формирование предпринимательских компетенций, дают возможность сформировать знания и компетенции по финансовой грамотности и объединены в конечной проектной деятельности. Необходимо отметить, что финансово грамотный современный молодой человек, наделенный компетенциями технологии и финансовой грамотности, становится наиболее успешным гражданином современного общества.

В условиях работы над проектом происходит не только объединение знаний и компетенций, полученных в изучении школьных предметов, в том числе финансовой грамотности, но и формируется самоопределение обучающихся в процессе глубокого знакомства с изучаемым, исследуемым предметом разрабатываемой темы проекта, практической деятельности в проекте.

В современных условиях развития России требуется новое сообщество креативных молодых людей, способных выявлять и решать проблемы современного общества. Общество ожидает появления молодежи, представители которой станут хорошо известными и авторитетными за счет полученных знаний и компетенций.

Обладая умением составлять проекты и работать в проектах, вчерашние выпускники смогут привлекать необходимые для новаторских проектов инвестиции и, что немаловажно, оправдывать ожидания вкладчиков-инвесторов. И это значит, что на смену науке, которая просто постигала природу изучаемого предмета, производила новые знания и определяла умения для изучения в учебных заведениях, пришла инноватика как прикладной процесс, совмещающий научные знания в практической деятельности. Однако инновационная культура, которая так же, как и культура науки, оперирует знаниями на базе творчества, принципиально отличается от науки в качестве процесса целенаправленного творческого обращения с базами научных знаний на пользу производственных процессов. Результатом творческого поиска в ожидаемых проектах становится предложение изменений – инноваций не только в образовании, но и в экономическом пространстве, предпринимательстве, экономике, организуемом учебном процессе.

Требования к качеству образования существенно изменились, и сегодня выпускник школы должен быть человеком, способным жить в высокотехнологичном конкурентном мире. 

На современном этапе основными требованиями Концепции технологического образования являются: 

                   создание условий для прохождения обучающимися профессиональных проб; 

                   осуществление проектной и исследовательской деятельности обучающихся под руководством компетентных наставников, в том числе на предприятиях с передовыми технологиями; 

                   индивидуальная работа с обучающимися по профессиональному самоопределению. 

В нашем Лицее работа построена именно таким образом, чтобы обучающиеся получили возможность профессионального самоопределения в условиях прохождения профессиональных проб и осуществления проектно-исследовательской деятельности в сотрудничестве с наставниками.

Выпускник школы должен уметь ориентироваться в мире профессий, быть готовым к определению своего жизненного пути. Среди различных форм и методов педагогической деятельности проектно-проблемная исследовательская деятельность, организованная в условиях наставничества, обладает наиболее высоким потенциалом для осуществления персонифицированного сопровождения обучающихся и дает возможности профессионального роста педагогам.

Таким образом, обучающиеся получают возможность профессионального определения, а педагоги – новые возможности саморазвития и карьерного роста.

 

Литература

 

1.                 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 [Текст] // [Электронный ресурс] – www.ozerskadm.ru // Режим прямого доступа - www.ozerskadm.ru

2.                 Зайцева, Г.В. Предприниматель как продукт взаимодействия власти, бизнеса и общества, создаваемый в образовательном процессе высшего учебного заведения [текст]: монография – Челябинск , 2015. – 81 с.

3.                 Зайцева, Г.В. Организация образовательного процесса в вузе / Г.В. Зайцева // Инновации в системе высшего образования: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции, Челябинск, 08 февраля 2013 года / НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им.

М.В. Ладошина»; ответственный редактор А.В. Федоров; редколлегия: С.Б. Синецкий, Г.И. Ладошина, А.Е. Сомов. – Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина», 2013. –  С. 149-153. 4. Кравцов, С.С. «Сергей Кравцов: «Нашей школе есть чем гордиться» https://edu.gov.ru/press/2685/sergey-kravcov-nashey-shkole-est-chem-gorditsya/

5.                 Подобряева, Н.Л., Горбачева, И.В. Роль наставничества в преподавании «Технологии». Технологическое образование: Состояние. Проблемы. Перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка педагогических кадров технологического профиля  в условиях реиндустриализации региона» (г. Новосибирск, 24-27 марта 2021 г.) / под редакцией Р.В. Каменева, И.И. Некрасовой; Министерство просвещения Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – 264 с. 

6.                 Фунтикова, Г.Д. Учебное проектирование как метод привлечения учащихся к исследовательской деятельности [Текст] // [Электронный ресурс] – © Сеть творческих учителей // Режим прямого доступа – http://www.it-n.ru/ Вoard.aspx?cat_no=7913&tmpl=Thread&BoardId =7916&

ThreadId=140190&page=0

 

Эффективным методом развития инженерного образования школьников является движение

Эффективным методом развития инженерного образования школьников является движение

An explanation is given about the interaction of the mentor and the mentee in project development activities at the technological

An explanation is given about the interaction of the mentor and the mentee in project development activities at the technological

Необходимо научить человека принимать ситуацию такой, какая она есть сегодня, и научиться жить в ней

Необходимо научить человека принимать ситуацию такой, какая она есть сегодня, и научиться жить в ней

На сегодня образованность человека определяется способностью к активной социальной адаптации, к самообразованию и к самосовершенствованию не столько специальными знаниями (знаниями учебного предмета), сколько разносторонним личностным…

На сегодня образованность человека определяется способностью к активной социальной адаптации, к самообразованию и к самосовершенствованию не столько специальными знаниями (знаниями учебного предмета), сколько разносторонним личностным…

Дьюи предлагал обучать на основе мотивации с детства

Дьюи предлагал обучать на основе мотивации с детства

Особая роль в проектной деятельности и профессиональном самоопределении отводится урокам по предмету «Технология» на начальном этапе, так как именно в рамках этого предмета закладываются основы…

Особая роль в проектной деятельности и профессиональном самоопределении отводится урокам по предмету «Технология» на начальном этапе, так как именно в рамках этого предмета закладываются основы…

Компьютерное моделирование и промышленное производство»

Компьютерное моделирование и промышленное производство»

После ознакомления с личностью наставляемого возникает новая задача наставника – помочь ученику выбрать, определить, сформировать тему как доступную, так и интересную для него

После ознакомления с личностью наставляемого возникает новая задача наставника – помочь ученику выбрать, определить, сформировать тему как доступную, так и интересную для него

Вполне естественно, что деятельность учителя приобретает несколько иные формы в процессе совместной работы над проектами учеников

Вполне естественно, что деятельность учителя приобретает несколько иные формы в процессе совместной работы над проектами учеников

В Лицее эта деятельность, кроме предметного изучения, организована на элективных курсах, в работе кружков, во внеурочной деятельности

В Лицее эта деятельность, кроме предметного изучения, организована на элективных курсах, в работе кружков, во внеурочной деятельности

Требования к качеству образования существенно изменились, и сегодня выпускник школы должен быть человеком, способным жить в высокотехнологичном конкурентном мире

Требования к качеству образования существенно изменились, и сегодня выпускник школы должен быть человеком, способным жить в высокотехнологичном конкурентном мире

Текст] // [Электронный ресурс] – www

Текст] // [Электронный ресурс] – www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023