«Академия общения»

«Академия общения»

doc
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

akademija_obshhenija_2013-2014.doc

«Академия общения»

Программа кружка «Академия общения», реализуется в классе, обучающемся по ФГОС, как занятия во внеурочной деятельности.

Пояснительная записка

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

·             организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

·             формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

·             познание людьми друг друга.

Программа внеурочной деятельности «Академия общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6 классов,  воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в  аспекте требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в  коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение,  которое формирует и развивает  эмоциональный мир школьника,  учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:

·             обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки  задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

·             благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

·             вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

Основные мотивы общения:

·             потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

·             потребность в активной деятельности;

·             потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Цель  и задачи курса:

1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

Формы занятий:

·             тренинги (коммуникативные, поведенческие),

·             этические беседы,

·             ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,

·             дебаты, тематические диспуты,

·             проблемно-ценностные дискуссии,

Методы:

·             проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

·             упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п)

·             поведенческий тренинг,

·             лекции с обратной связью,

·             психологические игры,

·             решение коммуникативных речевых задач,

·             работа в парах,

·             метод интервью,

·             проблемное обучение.

Программа «Академия общения» рассчитана на обучающихся 6 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 34 часа в год.

Планируемые результаты,

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В основе реализации программы внеурочной деятельности  «Академия общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:

·             воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

·             формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

·             развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

·             учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной деятельности.

Для достижения результатов первого уровня  (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.

В рамках этической беседы основной канал общения – педагог - подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).

Дебаты – это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение  результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка  к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе.  В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему).  Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения.  В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.

Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается  работа группы как последовательность ряда этапов.

1.Оганизация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).

2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.

3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.

4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.

Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии.  Подросток  будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.

Результаты  освоения программы

1. Информационный  уровень компетентности

Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

 2. Деятельностный уровень компетентности

Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

3. Творческий уровень компетентности

Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой  коммуникации (дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Перечень оборудования для реализации программы

Для обеспечения программы «Академия общения» необходим  просторный учебный кабинет и  минимальный уровень оборудования:

·             комплект карточек-сценариев, карточек - проблемных ситуаций и т.д.;

·             реквизит для сюжетно-ролевых игр;

·             компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;

·             мультимедийный комплекс;

·             проектор и экран;

Структура программы

Учебно-тематический план

 

Тема

Кол-во часов

УУД

1.

Общение и его функции.

2

Сформировать представление об общении как о психическом явлении. Продемонстрировать искажения информации при ее передаче от человека к человеку.

Сформировать представление о важности обратных связей.

2.

Коммуникативная культура личности.

1

Осознать ответственность выбора и неполноту знаний, интерес к новому содержанию, оценивать собственный вклад в работу группы, установить связь между целью деятельности и её результатом.

3.

Культура общения. Виды общения.

2

Сформировать представление о культуре общения, имение слушать собеседника. Научиться оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

4.

Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.

2

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, обращаться за помощью, определять цели, функции, способы взаимодействия

5.

Комплименты. Искусство делать комплименты.

1

Сформулировать понятия «вежливость», «комплимент». Сформировать положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.

7.

Что такое дружба

1

Способствовать преодолению барьеров в общении. Помощь в самораскрытие. Совершенствовать навыки общения.

8.

Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя.

1

Изучение «собственного Я», развитие понимания необходимости жить в согласии с собой и с другими. Выработать навыки уверенного поведения.

9.

Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние».

1

Научиться определять эмоциональное состояние других людей. Тренировать умение владеть своими эмоциями. Совершенствоваться в умение конструктивно выражать свои эмоции и чувства.

12.

Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями.

1

Сформировать способность к самоанализу. Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться

13.

Группа и ее законы

2

Закрепить навыки групповой работы. Умения работать в команде.

14.

Диагностическое занятие «Мой стиль общения»

1

Развитие навыков самоанализа и самооценки

15.

Роль умения слушать в личностном общении.

1

Умение слушать собеседника, определять общую цель и пути ее достижения

16.

«Эффективные» слушатели.

1

Закрепить у учащихся навыки самоанализа. Научить преодолевать барьеры на пути самокритики.

17.

Умение слушать как метод восприятия информации.

2

Уметь организовать свою работу, участвовать в обсуждении, проверить правильность своего выбора, уметь критически подходить к своему выбору

18.

Стили общения. Нормы этикета.

1

Научиться определять свой стиль общения. Попробовать различные стили. научить делать выводы.

19.

Конфликты: их причины и последствия.

1

Уметь проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения

 

20.

Средства и способы передачи информации в общении.

1

Научиться использовать различные способы и средства для передачи информации.

21.

Механизмы взаимопонимания.

1

Умение слушать собеседника. Совершенствовать навыки самоанализа.

22.

Преодоление барьеров в общении.

2

Слушать собеседника, навыки сотрудничества, участвовать в коллективном обсуждении, речевая деятельность, обосновывают своё мнение,  выражать свои мысли и идеи.

23.

Конфликты в группе и пути их преодоления.

2

Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

24.

Компромисс, как выход из конфликтной ситуации

1

Выработать умение предотвращать конфликты. Закрепить навыки поведения в проблемной ситуации.

25.

Сотрудничество, как выход из конфликтной ситуации

1

Развить навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

26.

Приспособление, как выход из конфликтной ситуации

1

Выработать умение предотвращать конфликты. Закрепить навыки поведения в проблемной ситуации.

27.

Избегание, как выход из конфликтной ситуации

1

Выработать умение предотвращать конфликты. Закрепить навыки поведения в проблемной ситуации.

 

28.

Уверенное и неуверенное поведение

1

Активизация сил и энергии, у волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта

29.

Навыки самооценки и понимания партнёра

1

Сформировать навыки  уверенности в себе, адекватной Я-концепции

 

32.

Итоговое занятие. Обобщение.

1

Сформировать собственное мнение и позицию, уметь задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

 

ИТОГО:

34

 

 


скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)