Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания
Одной из важных проблем, стоящих перед современным учителем является активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.
Решению этой проблемы наряду с другими помогают нетрадиционные уроки. Нетрадиционный урок для учащихся это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это дает возможность развивать их познавательную активность, творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Существуют различные типы нетрадиционных уроков. Остановимся на уроке обучения умениям и навыкам.
Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся
Павлова Марина Владимировна, преподаватель истории
Цыплакова Галина Александровна, преподаватель истории
Статья отнесена к разделу: Преподавание истории

Введение
Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися
профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности
является актуальной проблемой. Поэтому необходимо эффективное использование
преподавателями методов, приемов и средств, активизирующих познавательную
деятельность учащихся. Модернизация образования ориентирует на развитие
познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений
исследовательской деятельности. Этими обстоятельствами обусловлено проведение
исследования развития познавательной активности молодых людей через
исследовательскую работу. Научноисследовательская деятельность – это интегративное
дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет
вырабатывать и развивать следующие познавательные компетенции обучающихся: ставить
цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать
планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебноисследовательской
деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить
познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения
или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными
навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных,
статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные средства и
технологии (текстовые и графические редакторы, презентации).
Задачи исследования:
∙
учащихся, способствующие эффективной познавательной активности учащихся лицеев в
учебновоспитательном процессе;
∙
у учащихся;
∙
∙
руководителя,
∙
познавательной активности учащихся профессионального лицея.
Цель исследования: обоснование модели процесса развития познавательной активности
учащихся лицея и педагогических условий ее эффективного функционирования.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что уровень развития
познавательной активности учащихся лицея возрастает, если учитываются их возрастные
особенности, осуществляются индивидуализация обучения, самореализация и
самоактуализация познавательной деятельности, гуманизация образовательного процесса,
обеспечивается диалогическое взаимодействие его субъектов, воспитание у лицеистов
волевых качеств и реализуется их творческое начало.
Предметом исследования: является характеристика познавательной деятельности
учащихся, через учебноисследовательскую работу.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение и
конкретизация выводов, сравнение.
Регламентация исследовательской деятельности,
Структурирование взаимоотношений ученикаисследователя и педагога –
Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития
Выявить педагогические условия, развивающие исследовательские компетенции
Способствовать дальнейшему формированию исследовательских умений и навыковВ работе использованы материалы отечественных педагогов и психологов по возрастным и
психологическим особенностям учащихся данного возраста и проблеме активизации
познавательной деятельности в процессе обучения истории: И.Я.Лернера, Ю.К.Бабанского,
Л.С. Выготского, Н.С.Кочетова, Г.К.Селевко, Е.Е. Вяземского. М.Я. Алексеевой и др.
Основная часть
Мы понимаем учебноисследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной
деятельности учащегося и педагога, развивающий интерес к преподаваемым предметам.
Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения,
является компонентом развивающего обучения, так как способствует
дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной
деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности,
движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот. Учебно
исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством
углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует
выведению их на более высокий уровень усвоения. Научноисследовательская работа
позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только
результат, но и процесс.
Главный смысл исследования в сфере образования обнаруживается в том, что оно является
учебным. Это означает, что его главной целью является развитие познавательной
способности ребенка, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель
исследовательской деятельности в приобретении учащимся функционального навыка
исследования как универсального способа освоения действительности, развитии
способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции
учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний
т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для
конкретного учащегося.
Прохождение учащегося через исследовательскую деятельность в структуре
образовательного процесса можно условно разделить на несколько уровней: 1 уровень –
репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно
исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров; 2 уровень –
эмпирикопрактический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через
систему экскурсий, коллекционирования и т.д.; 3 уровень – исследовательский,
экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося
через систему спецкурсов, спецсеминаров; 4 уровень – творческий, продуктивно
деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную
работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.
Наши ребята постигли первые 2 уровня, к последующим, мы стремимся. О вполне
осознанном выборе при определении важнейших ориентиров своей исследовательской
деятельности, и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют
следующие ответы учащихся лицея при анкетировании: на вопрос “что я ожидал и что
получил от учебноисследовательской деятельности” ребята ответили: 1)полученные
знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и, несомненно,
повлияют на выбор профессии (52% респондентов); 2)работа над исследованием помогла
моей самореализации (34%); 3)в процессе исследовательской деятельности я общался с
интересными людьми–исследователями, приобрел много друзей, участвовал в научных
конференциях (13%); 4)в процессе исследования я понял, как важно много знать, как много
надо читать (43%) (См. приложение № 1).
Одним из резервов повышения эффективности обучения учащихся, в частности
исследовательской работы, является целенаправленное формирование мотивов учения.Преподавателю необходимо знать условия их формирования. Исследования показали, что
отношение ученика к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его
отношением к учащимся. Многие ребята при ответах на вопрос: “При каких условиях
учащиеся учились бы в полную меру своих способностей?” указывали на умение учителя
заинтересовать своим предметом, на его уважение к учащимся. Исходя из поставленной
задачи, мы стремимся к организации системы работы по созданию условий этой
деятельности в рамках образовательного учреждения. Эта система должна обеспечить
качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение
исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания,
компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования.
Кроме того, важным итогом такого рода нашей деятельности является формирование
исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом. Это становится
возможным не только во время организации исследовательской деятельности как таковой.
Дело в том, что эта деятельность по определению носит адресный характер, так как в нее
вовлечены отдельные учащиеся. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно при
организации исследовательской деятельности учащихся нашего лицея, поскольку
получение качественного образования подразумевает максимальный охват всего
контингента обучающихся. С этой целью нами была выдвинута идея использования
результатов исследовательских изысканий наших воспитанников в рамках преподаваемых
курсов по истории и обществознанию (особенно удачно используются работы ребят при
преподавании регионального компонента – это значимо для самих ребят, мотив для
вовлечения новых ребят).
Опыт нашей деятельности в этом направлении указывает на то, что: появился интерес к
научноисследовательской деятельности у тех учащихся, которые этой деятельностью
ранее не интересовались, существенно возрос интерес, прежде всего, к предметам
обществоведческого цикла. Это становится возможным изза того, что в этом случае на
позитивных примерах формируется не только фундаментальное научное мировоззрение, но
и используются конкретные результаты ученических исследований. Эти результаты по сути
своей представляют преподавание преумноженного нами регионального компонента
образования. Теперь попытаемся показать, как мы стремимся достичь сознательного
отношения к данному виду работы. В журнале “Исследовательская работа школьников” №
4, 2003г. была помещена статья Леонтович А.В. с рекомендациями по организации
исследовательской работы учащихся; опираясь на нее и на другие источники, (поскольку,
это, очевидно, нет смысла изобретать велосипед), выпустили свои дидактические
материалы “Учебное исследование”, помещаемые на сменном стенде. На занятиях
раскрываем алгоритм научного способа познания, что дает отличие учебного исследования
от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с
научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также
методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта.
Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал,
проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с
докладом и оппонировать. Учащиеся получают справочные материалы: “Типовая
структура исследовательской работы”, “Как выступить с докладом”, “Как написать
аннотацию”, “Как выступить с рецензией”. Например, памятка в помощь учащемуся по
содержанию и формам исследовательской работы. Деятельность участников
исследовательской работы на различных этапах мы представляем вашему вниманию в виде
таблицы (См. приложение № 2). Предлагаемый способ работы позволяет преодолеть отрыв
теоретических знаний от общественной практики. Учащиеся могут усвоить
инструментарий, с помощью которого он сможет познать действительность, выстроить
свою позицию по общественнозначимому вопросу и аргументировать ее. Системныйподход в организации исследовательской деятельности учащихся подразумевает большую
подготовительную работу, которую проводит учитель в начале учебного года. Важно
выявить желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы учащихся
заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания,
расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы;
желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.
Приведем пример приема исследования по краеведению “Судьба моего города в судьбе
страны”. Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с близкой нам российской
историей, поэтому главной целью работы учащихся должна стать задача: проследить эту
связь через судьбы живых свидетелей и участников исторических событий и сделать все
возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим
документом. Учащиеся, как правило, встречаются с героями (или их родственниками)
своих исследовательских работ, знакомятся с документами, личными архивами, беседуют с
людьми, хорошо знающими героя, находят и изучают печатный материал газетные статьи,
брошюры и книги. Это кропотливая и трудоемкая работа, ведут ее учащиеся
самостоятельно. Это самый важный этап исследовательской деятельности учащихся.
Ребятам необходимо научиться работать не только с письменными, но и с устными
источниками воспоминаниями и рассказами самих людей. Поэтому необходимо научить
юных исследователей вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведения
записей, правильно оформлять свои работы. Учащийся должен определить и
сформулировать объект и предмет исследования, обосновать стратегическую цель и
тактические задачи исследовательской работы.
Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от
целей и содержания: доклад (т.е. текст для устного выступления), в этом случае учащиеся
выступают на обобщительноповторительном уроке, на научнопрактической конференции;
стендовый материал (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций) для
заседаний научного общества учащихся; реферат проблемного характера; проект.
Выполненные работы рецензируются учителем и представляются на различных уровнях.
Часть из них заслушивается на уроках, классных часах и общелицеских конкурсах,
выставках по истории и обществознанию, проводимых в лицее, где учащийся может
получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы, получая путевку
для предоставления своей работы на краевых, региональных, общероссийских конкурсах,
конференциях, фестивалях и т.д. Мы имеем реальные результаты (См. приложение № 3)
Заключение
Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования,
можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования
способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется
учащихся в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами
учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу,
целеполаганию, организации, контролю и самооценке; формирует социальный опыт
учащихся в труде и общении. Научноисследовательская деятельность учащихся является
наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний,
умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.
Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не
лежал “мертвым” грузом, а активно использовался и самими учащимися, и их
преподавателями как во внеучебном, так в учебном процессе. Так собранный материал по
истории Алтайского края активно использовался нами на общелицейском мероприятии,
посвященном 70 – летию края. Особенно удачным был, представленный проект “Семь
чудес Алтая”. А весь 2008 год – Год Семьи ребята занимались исследованием своих
корней. Результатом явилось – участие Шаманаевой Ирины в Первом краевом конкурсеАлексеева М.Я. “Работа над рефератом”, Ж. “Преподавание истории в школе”, №4,
“Корнями дерево сильно” и выступление детей на открытом общелицейском мероприятии
“Древо жизни, или моя Семья”!
Таким образом, организация научноисследовательской деятельности педагогов и
учащихся способствует развитию социальноактивной личности субъектов
образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда,
что является важнейшим фактором развития лицея как инновационного учебного
заведения нового типа. В ходе исследования мы выявили и экспериментально проверили
эффективность педагогических условий способствующих активизации познавательной
деятельности учащихся профессионального лицея. Наглядно представляем в виде
диаграммы (См. приложение № 4).
Список литературы:
1.
2003г.
2.
истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. – М: Школьная пресса – 2003.
№ 4. – с.43
3.
проектноисследовательской деятельности учащихся.// Дидакт. – М: Дидакт – 2003. № 6
– с.53
4.
Основы профессионального мастерства. М. “Владос”, 2000г.
5.
“Владос”, 2000г.
6.
“Просвещение”, 2000г.
7.
8.
по теме “Организация научноисследовательской деятельности учащихся”.// Практика
административной работы в школе. – М: Сентябрь – 2002. №1. – с.38 42
9.
School technologies. – М: Школьные технологии – 2003. №6. – с.52
10.
практической деятельности учащихся”, Ж.”Исследовательская деятельность школьников”,
№4,2003г.
Дьяченко В.К. Новая дидактика. М. “Народное образование”, 2001г.
Кушко А.В. Научнопрактические семинары в системе методической работы школы
Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории.
Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М.
Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе. //
Леонтович А.В. “Об основных понятиях концепции развития исследовательской и
Алексеева М.Я. Организация научноисследовательской деятельности на уроках
Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов
Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. М.
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
Маслова Лариса Васильевна, учитель истории
Статья отнесена к разделу: Преподавание истории

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас
интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в
ней выделяют три метода:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны
усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем источником знаний.
Основные методы это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие
задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы
от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
3) Интерактивные: От англ. (inter “между”; act – “действие”) таким образом дословный
перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать
между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех
обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют
личностоориентированному подходу, так как они предполагают сообучение
(коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются
субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора
процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы
учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со
своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений
обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое
знание, умение формируется на основе такого опыта.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20х
гг. ххв. (проектный, лабораторнобригадный метод, производственные, трудовые
экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах
Сухомлинского (60егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (7080егг) Шаталова,
Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег,
поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные эксперименты
и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные
руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному
использованию интерактивных методов в массовой школе.
Исследования проведенные в 80х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат
Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить % усвоения
материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название
“пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют
пассивные методики (лекция 05%, чтение 10%), а наибольший интерактивные
(дискуссионные группы 50%, практика через действие 75%, обучение других, или
немедленное применение 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи
мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим
навсегда”.
Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”.
Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем
прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти.
Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная
память). Но можно согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”,
могут проследить практически все педагоги.
С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для
размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность
интерактивных методов. Тенденция отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий
потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах,
практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не
случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и
его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения,
“целостного человека”.
Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так
называемая “таксономия Блума” таблица уровней и целей обучения и развития
познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов подруководством профессора Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает
систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной
последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их
сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает, что уровень
знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным,
базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и
другие цели.
Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения
ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же –
задействуют все уровни обучения.
Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только
интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания.
“Плюсы” и “минусы” применения пассивных и интерактивных методов мы также
представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю выбрать методы
обучения в зависимости от цели и условий работы.
Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и
интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как
многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем
очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования.
Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности
участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия
многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного
содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.1 ПОПС – формула.
9.2. Проектный метод.
9.3 Шкала мнений.
9.4. Дискуссия.
9.5. Дебаты.9.6. Симпозиум.
10. Разрешение проблем (а также).
10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.
В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные методы. Конкретные
рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках занятий представленных
ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интерактивных
методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории,
обществознания, а также на других предметах образовательной области
“обществоведение”.
Урок по истории России для 10 класса (с применением интерактивного метода – ролевой
игры)
Тема: Общественное движение в первой половине 19 века.
Это занятие разработано по курсу истории России для 10 класса. Оно является частью
тематического блока Россия в первой половине 19 века. Занятие является интерактивным,
при его проведении рекомендуется использовать работу в группах, опережающее задание
«несуществующие диалоги».
После занятия учащиеся смогут:
повторить такие понятия, как «цивилизация», «западники», «славянофилы»,
«патриот»
тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, критически
слушать.
определить свою гражданскую позицию по вопросу о месте России.
Мотивация.
Ход занятия:
1.
Прочитать строки, написанные Ф.И. Тютчевым:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить…
Беседа с классом по вопросам:
1.
2.
3.
Какова позиция автора по вопросу о пути развития России?
Можно ли поэта назвать патриотом?
Был ли вопрос о пути развития России действительно актуальным в начале 19в.
2.
Целеполагание.
Объявить цели занятия:
а) познакомиться с различными точками зрения о месте Российской цивилизации
и проанализировать эти данные
б) сделать вывод о пути развития России, ответить на вопрос: «С кем нам по пути»
3.
Представление информации.Информация по теме предоставляется в виде:
а) мини – лекции учителя по теме «Мыслители 19 века о пути развития России»
Исследователи подразделяют цивилизации на два типа: восточные и западные. К какому
из них относится Россия? А может быть ее своеобразие столь велико, что она вообще не
вписывается в схему «Восток – Запад»?
Попытки найти ответы на эти вопросы уже в начале 19 века породили в российском
обществе острые вопросы. В результате споров оформилось два основных направления
общественной мысли: славянофильство и западничество. Из курса истории, вам известно,
что к славянофилам относились И.В,Кириевский, А.С,Хомяков, К.С,Аксаков и другие.
Они отстаивали идею самобытности России, ее принципиальное отличие от стран Западной
Европы. Любые попытки направить ее развитие в русло западных ценностей расценивались
как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западниками являлись
К,Д,Кавелин, Б.Н.Чичерин, Т.Н.Грановский и другие. Они, напротив, считали, что Россия,
хоть и впитала, в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее,
является европейской страной и будущее ее – в развитии по западному пути.
Были и иные точки зрения по этому вопросу. Например, русский философ В. Соловьев,
считал, что три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток,
западная цивилизация и славянский мир.
Н.А.Бердяев, также писал о промежуточном положении России между Востоком и
Западом, но он считал, что Россия стала «ареной столкновения и противоборства
восточных и западных элементов». Это противоборство Бердяев видел в культурном
расколе общества. Традиционная культура больше свойственна низшим классам, а
европейская культура высшим классам.
П.Я.Чаадаев в «Философских письмах» подвергает резкой критике прошлое России, ее
изоляцию от остального мира, но также в последующих письмах пишет о высоком
предназначении России.
б) дать ученикам предварительное задание – подготовить сценку
«Несуществующие диалоги»
Сценка «Несуществующие диалоги» В данном случае допускается не полное соответствие
цитат, но без изменения смысла.
В «комнате» несколько человек, они слушают новое стихотворение К.С.Аксакова.
К.С,Аксаков (славянофил), стихотворение «Петру1» читает.
Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе и сила и отвага
И дух высокий обитал;
Но истребляя зло в отчизне,
Ты всю отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни,
Ты жизнь безжалостно давил…
Вся Русь, вся жизнь ее доселе
Тобою презрена была,
И, на твоем Великом деле,
Печать проклятия легла.
Грановский (западник) : Позвольте с Вами, милостивый государь не согласиться. Я –
историк, много изучал, да и путешествовал не мало, и не могу принять вашу оценку
деятельности Петра. Куда мы без Европы? А, именно Петр, туда «окошко – то» и
«прорубил».Хомяков (славянофил): А головушек русских, вместе с этим «окном» сколько слетело?
Нет уж, нечего нам в хвосте Запада обретаться, объедками, да подачками их, питаться. У
нас свой путь, особенный, Петр начал его ломать, а нам доламывать не след.
Кавелин (западник): Не о старине седой, нужно думать, не жалеть, а по пути прогресса,
господа, следовать. А прогресс и Запад – это одно и тоже сейчас. Как нам без Запада!
Бердяев: Да, историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой (не
только при Петре), и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и
изменение типа цивилизации.
Чаадаев: А я, господа, вообще считаю, что мы не входим составной частью в
человечество, мы принадлежим к тем, кто существует лишь для того, чтобы быть
предостережением и уроком всему миру. Но, в будущим у России, предназначение
Высокое…
После этих слов из комнаты все уходят…
На основе предоставленной информации учащиеся должны сделать вывод о том, какие
пути развития Российской цивилизации, обсуждались писателями, философами,
историками в 19 веке?
призвание варягов
принятие христианства
монголотатарское иго
реформы Ивана Грозного
опричнина
преобразования Петра 1
4.Интерактивное упражнение.
Ролевая игра «Ваше мнение» Для того чтобы выполнить задание, необходимо поделить
класс на две группы: которые будут искать влияние «Востока» и «Запада»
1. Прочитайте приведенные ниже примеры из истории, когда Россия, по своей воле или
нет, оказывалась под влиянием «Запада» или «Востока», дополните сами этот список.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
2. Познакомьтесь со стихами В.Я. Брюсова:
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий,
Мы снова решаем вопрос,
Кто мы в этой старой Европе?
Как вы считаете, нужно ли нам сейчас думать об интеграции с европейскими странами или
нам следует ее избегать?
После выполнения заданий в группах, учащимся предоставляется возможность поделиться
результатами работы.
5.Рефлексия.
Предлагаются вопросы, на которые учащимся предлагается ответить письменно:
1.
2.
3.
Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия?
Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?
оцените данное занятие по шкале полезности от «1» до «5».В качестве домашнего задания целесообразно предложить следующие темы для написания
эссе:
1.Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?
2.Какова Ваша гражданская позиция по вопросу о пути Российской цивилизации?
3. Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом,
задумываться о судьбе Родины? Почему?
нашвили,Лысенковой и других. Сухомлинского (60егг.), а также "в.
1.
ому,школьному. друзей, так как борррррррррраввсссссппппббббббббииииии
Приложение 2
Разминку под названием «армрестлинг». Это упражнение служит хорошей мотивацией для
изучения тем по переговорам, медиации, разрешению проблем, поиску интересов друг
друга, а также для начала любой совместной работы.
Всем встать в пары и взяться за руки.
Цель упражнения – заработать как можно больше баллов. Каждый участник,
Для демонстрации можно вызвать когото из участников и продемонстрировать это,
Порядок проведения:
1)
2)
который сумел притянуть к своей ноге руку своего партнера, получает 1балл.
3)
применяя явные усилия, чтобы притянуть руку партнера к своему бедру.
4)
5)
не набрал ни одного балла, кто набрал не более двух, 10 баллов, 30 баллов, более 30. Как
правило, лишь некоторые участники смогли набрать большое количество баллов.
6)
Выяснится, что они смогли это сделать лишь потому, что не противодействовали, а
помогали друг другу быстро двигать рукой. Участники, сопротивлявшиеся друг другу, не
заработали ни одного балла.
На выполнение упражнения отводится 15 секунд. Все начинают по сигналу.
После истечения времени остановить участников и попросить поднять руку тех, кто
Попросить этих участников выйти вперед и показать, как они смогли это сделать.
Вывод: упражнение показало, как важно думать об интересе другого, как важно работать
вместе для получения желаемого результата.Урок по курсу «Обществознание» для 11 класса (с применением интерактивного метода –
ролевая игра).
Тема «Межнациональные и этнические проблемы в современной России»
Это занятие разработано по курсу «Обществознание» для 11 класса. Оно является
логическим завершением занятий по теме «Нации и межнациональные отношения». После
общей темы, которая раскрывает вопросы российской конституции и федеративного
устройства , следует обсудить проблемы межнационального и этнического характера,
которые имеют место в нашей стране, для нахождения наилучшего решения. Вопрос
национальной государственной политике, волновал передовых людей и в прошлом, и споры
по этому вопросу не затихают и в наши дни, важно, чтобы у старшеклассников появилась
после этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию по этому
вопросу. Занятие является интерактивным.
Цель занятия: К концу занятия учащиеся смогут:
уточнить понятия «этнос» и «нация».
Понять важность толерантности в современных условиях.
Определить собственную гражданскую позицию по вопросу о перспективах
1)
2)
3)
национальной государственной политики.
4)
источниками
5)
Тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, умение работать с
Определить возможные варианты решения проблем.
Методическое оснащение:
1) учебник Л.Н. Боголюбова «Человек и общество» 1011 класс
2)школьный юридический словарь А,Ф.Никитина
3) учебник А.Ф.Никитина «Основы государства и права»
Ход занятия:
1.
МотивацияЦелеполагание
Предоставление информации в виде проблемной мини – лекции на тему разных
2.
3.
точек зрения по проблеме преодоления межэтнических конфликтов.
4.
5.
Интерактивное упражнение. Ролевая игра «Презентация проектов»
Рефлексия.
1 Мотивация
1)Мини соц. орпос учащихся в классе (по рабочему листу):
а) знаю, могу поделиться информацией
б) наслышан, но информации не достаточно
в) не знаю, не знаком с проблемой
2) Дети составляют из предложенного пакета слов и словосочетаний определение нации и
этноса. (Класс предварительно произвольно разделен на две группы).
3) Уточнение определений: работа групп по словарю. (идет корректировка определений
составленных учащимися)
2 Целеполагание.
Объявление целей занятия.
3 Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной минилекции для
обозначения двух точек зрения по проблеме с использованием опорного конспекта:
а) создание меганации (россияне все остальное этносы, в рамках культурноэтнической
автономии)
б) многонациональное государство (т.е. существование различных наций, этносов в
составе федерации)
4 Ролевая игра.
составление экспертных групп (из числа учащихся, получающих карточку –
1)
инструктаж, для дальнейшей работы)
а) психологи
б) социологи
в) политологи
Остальные учащиеся произвольно делятся учителем на две группы (по количеству
2)
точек зрения на проблему) с заданными ролями.
На основе дальнейшей работы в группах определяются «+» и «» доставшейся группе для
обсуждения теории.
3) Презентация проектов групп, с высказыванием мнения специалистов
(не прозвучавшие у группы «+» и «»)
Специалисты эксперты дают оценку работе группы ( чья защита оказалась
3)
более убедительной) – как подведение итогов работы.5 Рефлексия.
1) Возвращение к мини соц. Опросу (повторное его проведение с использо
ванием рабочего листа). – с комментариями учителя.
2) Как завершающий этап урока – написание индивидуально каждым
учащимся «7 строк» метода рефлексии (без озвучания в классе, для
учителя).
Приложение 1. Я думаю что….
2.Потому что, этому способствует…
3.Значит….
Урок по истории России для 11класса (с применением активных методов – работы в
группах)
Проблемная лекция
Тема: «Развитие Советского общества в середине 1950х первой половине 1960х гг.» Цель:
Показать что Н.С.Хрущев – крупная, незаурядная личность, чрезвычайно противоречивая,
в полной мере несшая в себе черты своей эпохи; доказать противоречивость и
незавершенность попыток демократического обновления общества.
Подготовительный этап
1.
а) Плакаты из серии «Лозунги эпохи»
б) Иллюстрации из серии «Лица эпохи 20 век»
2. Основной этап.
Проблемный вопрос: при Сталине хоть порядок был, бюрократов сажали, цены снижались.
А чем Хрущев лучше Сталина? (Распространенное суждение)
а) Беседа учителя о личности Хрущева с использованием воспоминаний и суждений
Ф.Бурлацкого, О. Волобуева, С.Кулешова, А.Фадеева.
б) Скульптор Эрнст Неизвестный – автор надгробия Хрущеву на Новодевичьем
кладбище – изобразил его так: бронзовая голова на фоне черного и белого мрамора.
Случайно ли это? В чем символика памятника? (Беседа с учащимися.)
в) Работа в группах по домашнему заданию (дано на предыдущем занятии)
1я группа – показать «белое» и «черное» в политике нового лидера.
2я группа показать сложность и противоречивость личности Хрущева Н.С., используя
материалы «Основные направления в деятельности Н.С,Хрущева».
г) Изложение нового материала в форме лекции с использованием сообщений
учащихся, подготовленных заранее:« Иди – стоп – назад»: реформы Хрущева в социально – экономической области в
конце 1950 1960х гг.;
эра научнотехнической революции;
попытка децентрализации системы управления народным хозяйством, совнархозы
(сокращение административноуправленческого аппарата, закрытие дублирующих мелких
производств, ускорение процесса технической реконструкции и др.)
сообщение учащихся об этом периоде на основе собранного ими материала по
Кемеровской области.
аграрное производство (рекордный урожай на целинных землях, ликвидация МТС,
передача техники колхозам, низкие цены на сельхозпродукцию, ухудшение отношения к
технике, потеря кадров механизаторов и ремонтников, «кукурузная эпопея»)
сообщение учащихся «Кострома не Айова»;
21 съезд КПСС (замена пятилетнего плана семилетним, в кротчайшие сроки догнать
и перегнать развитые капстраны по производству продукции на душу населения);
общественнополитическая жизнь в конце 1950х начале 1960х гг. («…В вопросах
культуры я сталинист»; гонения на Пастернака и др).
22 съезд КПСС. Новые программа и устав партии. «Нынешнее поколение советских
людей будет жить при коммунизме!»;
события в Новочеркасске (сообщение учащихся в форме журналистского
расследования);
последние попытки обновления общества. Октябрьский пленум ЦК КПСС 1964г.
Отставка Н,С,Хрущева;
доказать или опровергнуть: отставка Хрущева – историческая неизбежность,
вытекающая из его политики (задание для учащихся).
3. Закрепление нового материала:
тестирование;
работа в группах по проблеме: можно ли считать строки А.Блока: «Что же? В России
опять черно и будет чернее прежнего?» соответствующими эпохе? Почему?
Домашнее задание по группам:
1.
составить политический портрет Н.С,Хрущева;
написать эссе «Оттепель», как я ее вижу.Урок – практикум по обществознанию для 1011 класса с применением интерактивных
методов: работа в группах, ролевая и деловая игра.
Тема: Моделирование предвыборной ситуации и выборной кампании.
После занятий учащиеся смогут:
1.
2.
выступать на публике.
практически применить полученные знания по курсу «обществозниние»
тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать,
Методическое оснащение:
учебник Мухаева «Политология»
учебник Боголюбова «Человек и общество
Ход занятия:
1.Мотивация:
Вводное слово учителя о теме и цели урока – практикума. В ходе интерактива
происходит выяснение целей и задач электората и независимых экспертов.
2.Интерактивное упражнение . Работа в группах.
а) учащиеся класса произвольно делятся учителем на 3 4 группы
и работают над составлением программ своих партий (блоков,
движений) – с выдвижением лидера, кандидата в депутаты.
(Учащиеся могут сделать агитационные листы, плакаты в поддержку
своего кандидата).
б) Назначается группа независимых экспертов из числа учащихся,
которые должны будут следить за ходом предвыборной кампании
и процесса выборов.
«Ролевая игра»
3.
Презентация лидерами программных установок своих групп (партий), ответы на вопросы
электората, экспертов и соперников.
4.Голосование (тайное) по избирательным бюллетеням.
5.Рефлексия.
Подведение итогов выборной кампании независимыми экспертами.
Анализ проведенного практикума в виде обобщения сделанного учителем.Урок – исследование по истории России для 11класса с применением активного метода –
работы в группах.
Тема: «Альтернативные пути развития России: от февраля к октябрю 1917г.»
Цель: Отработка умений и навыков использования дополнительной литературы для
самостоятельного приобретения знаний, развитие мыслительной деятельности учащихся.
1)
Подготовительный этап включает в себя задания для работы групп, дополнительные
источники и материалы, музыкальное сопровождение урока, расстановку учебных столов
для работы в группах.
2)
Основной этап:
Беседа о судьбе России, о значении событий 1917г. для дальнейшего развития
1.
страны. Формулирование проблемного вопроса: доказать, что, исходя из сложившейся
ситуации, у России были альтернативные пути развития. Почему они не были реализованы.
Работа в группах. Каждой группе дается задание на карточке: проанализировать
2.
предложенную литературу и подготовить ответ по следующему алгоритму:
А) название политической партии;
Б) положения партийных программ;
о власти и социально – политическом устройстве;
о войне и мире;
о решении аграрного вопроса
о перспективах демократических преобразований;
В) средства реализации программных установок;
Г) причины победы или краха партии.
3) Проверка выполнения заданий (отчеты лидеров групп; помощь оказывают члены
группы или лидеры других групп).
4) Аргументированные ответы – обоснования на проблемный вопрос.
5) Долгосрочное домашнее задание, (сравнить развитие политических событий в России
1917г. февральоктябрь, с развитием политической жизни России в постперестроечный
период.Урок по обществознанию для 1011 класса с применением интерактивного метода –
ролевая игра.
Тема «Когда и как обращаться за юридической помощью?»
Занятие логично продолжает деятельность по знакомству учеников со способами
разрешения социальных проблем, введению в систему права и механизма правовой защиты
(то есть разрешение проблем с позиций права).Практически в жизни гражданина этот
подход прежде всего проявляется в определении возникшей проблемы как правовой и
обращении к профессиональным юристам за юридической помощью.
Цель занятия:
Социализация: Данное занятие предполагает освоение практических оснований и правил
обращения за юридической помощью, приобретение навыков работы с юристом,
формирование вдумчивого, ответственного отношения к процессу защиты своих прав и
законных интересов с помощью юристов; отработка навыков активного слушания и
коммуникации: умения выслушивать различные точки зрения, отстаивать свои собственные
права и права других людей; критического мышления: нахождение значимой информации,
критическая оценка доказательств; сотрудничества и позитивного решения конфликтов.
Воспитание: Чувства ответственности за свои действия; чувства человеческого
достоинства, собственной значимости и значимости других независимо от разного рода
различий; чувства справедливости, равенства уважения разнообразия
План занятия:
1.
2.
3.
4.
Введение – 5 мин.
Демонстрация «На приеме у юриста» 10 мин.
Ролевая игра «На приеме у юриста» 10 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Ресурсы к занятию: Раздаточный материал для учащихся( практические советы когда стоит
обращаться за юридической помощью; дельные советы деда Мазая);памятки попсформулы
и правил работы в малых группах и проведения дискуссий на доске.(приложение 3)
1.Введение
Вступительное слово учителя о целях занятия, фронтальная беседа с классом по вопросам:
Обращались ли вы сами (с родителями) за юридической помощью, куда, по поводу?
Почему россияне мало обращаются за юридической помощью?
Нужно ли в современной России большое количество юристов?
Кто хочет стать юристом? Почему?
2. Демонстрация.
Ребята, вспомните еще раз советы Деда Мазая и внимательно проследите за
демонстрацией, критически оценивая действия клиента (юриста) руководствуясь
раздаточным материалом.
Учащимися разыгрываются заранее подготовленные сценкиПосле демонстрации беседа с классом по вопросам:
Какие ошибки допустил клиент?
Как нужно было себя вести?
С каким вопросом нужно было обратиться к юристу?
Нужно ли вообще обращаться к юристу с подобной проблемой?
К какой отрасли относится проблема?
К кому вообще можно обратиться за помощью с подобной проблемой?
Есть ли в нашем городе подобные организации?
3. Ролевая игра «На приеме у юриста»
Учащиеся поделены на группы по 4 человека, каждая четверка – отдельная группа.
Учащиеся должны разыграть сценку визита к юристу. Сначала первые номера будут
юристами, а вторые сыграют Татьяну Туристикову. Третий и четвертый номера будут
наблюдать и затем прокомментируют действия клиента с помощью советов Деда Мазая.
Ситуация: Татьяна Туристикова купила палатку, которая оказалась рваной. Продавец
отказывается даже разговаривать с ней.
Затем третьи номера будут юристами, а четвертые сыграют Раису Работягину. Первый и
второй соответственно наблюдают и комментируют.
Ситуация: Раисе Работягиной второй месяц задерживают зарплату.
После окончания ролевых игр, обсудить, как вели себя клиенты? Нужно ли с такой
проблемой обращаться за помощью? Куда? К какой отрасли права относится проблема?
Куда можно обратиться с такой проблемой в нашем городе?
Подведение итогов.
5.
Обратите внимание что от правильно поставленного вопроса во многом зависит точность
консультации. Грамотный юрист не станет отвечать на вопросы: Что мне делать? Как мне
быть? Не поинтересовавшись перед этим: «А что вы хотите, в чем ваш интерес?»
Обратите внимание что чаще всего мы имеем возможность обратиться за консультацией
одновременно в несколько разных мест.
Рефлексия: попросить учащихся вспомнить, что мы вместе делали на этом занятии, какие
методы использовали.Урок по обществознанию для учащихся 10 класса с применением интерактивного метода
– проблемной дискуссии, с обсуждением в виде «техники аквариума».
Тема: Иерархия ценностей.
Цель урока: а)закрепление изученного материала
б)развитие мышления и коммуникативных навыков учащихся
Ход урока:
1.Краткое проблемное изложение учителем раскрывающее постановку проблемы.
Актуализация имеющихся у учащихся сведений по данной теме, создание интереса к
проблеме и благоприятного психологического климата.
Давайте поговорим о том, что называется ценностью. Человек сам определяет, что для
него свято, дорого, имеет смысл. Но многие абсолюты у людей одинаковы, тождественны.
Вот эту незыблемую жизненную ориентацию и называют ценностью, под ней
подразумевается то. Что свято и дорого для конкретного человека…
2.Деление класса на группы (произвольно). Каждая группа получает задание:
На основе имеющихся у вас знаний составить иерархию ценностей и аргументировано
представить свою позицию.
А) первобытного человека
Б) античного
В) средневекового
Г) человека нового времени
Д) современного человека.
На подготовку группам отводится 35 минут, Затем один представитель от каждой группы
изложит идеи выработанные совместно 23 минуты.
После завершения работы группы учитель предлагает перейти к общему обсуждению,
где позицию группы представляет один человек.
Дискуссия.
3.
Цели дискуссии: целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями
в классе не столько ради поиска единственной истины, сколько множественных истин,
предстающих как ряд обосновываемых точек зрения, позиций. Обмен информацией,
поощрение разных подходов к решению проблемы, сосуществование различных,
несовпадающих мнений и предложений, возможность критиковать любое из
высказ0ываемых мнений, побуждение к поиску группового соглашения в виде общего
мнения или решения.
А) выступление представителей всех групп поочередно
Б) Переход к общеклассной дискуссии по обсуждению предложенных проектов иерархий
ценностей.
Подведение итогов:
4.
А) краткое обобщение сделанное учителем
Б) анализ дискуссии
выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?
отклонялись ли мы от темы
все ли принимали участие в обсуждении.Познакомить учащихся с важнейшими событиями в мире, с их различными
Подвести учащихся к формированию самостоятельных выводов о характере
Интегрированное семинарское занятие по курсам «История России» и «Всеобщая история»
для 11 класса.
«Мир на грани ядерной войны»
Цели занятия:
1)
оценками.
2)
отношений ведущих держав – СССР и США, о сущности процессов, происходящих в
«третьем мире», о причинах и последствиях крупнейших конфликтов и кризисов 60х гг.
ХХ века.
Развивать умения учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии
3)
с поставленной задачей, логически выстраивать аргументацию собственной позиции, вести
спор и терпеливо выслушивать противоположное мнение, находить компромиссное
решение проблемы.
За несколько дней учащиеся получают опережающее задание: Изучить соответствующий
материал в учебниках, определить наиболее приоритетные вопросы и объяснить название
семинара.
Ход занятия.
1)
главных вопросах, ответы на которые должны быть получены в результате семинарского
занятия)
Вопросы вынесены на доске:
Выбор внешнеполитической доктрины СССР.
вводная часть урока – постановка проблемы учителем. (Акцентирование на 3х
Ответственность руководителей стран за международную ситуацию.
Степень вины и «заслуг» в развязывании и погашении конфликтов.
2)
Дискуссия по вопросам для обсуждения предложенных учителем:
А) Берлинский и Карибский кризисы 1961,1962гг.
Как вы понимаете высказывание: «Берлин витрина Запада в сердце ГДР»?
Установите причины Берлинского кризиса и возведенгие стены вокруг Зап.Берлина 13
августа 1961г. Кто прав в оценке этого события: это акт агрессии, или защита от
посягательств капитализма?
Дайте оценку свидетельства бывшего премьер министра Баварии, председателя ХСС,
министра обороны и финансов ФРГ в 5060 гг. Франца Йозефа Штрауса. (он привел
неизвестные факты, которые показывают, что во время Берлинского кризиса мир был на
волоске от ядерной войны.)
Как вы понимаете бытовавшее в 1960х гг. выражение: «Кубинский кризис это Берлин на
изнанку»?
Какое название кризиса 1962г. Вы считаете наиболее приемлемым: октябрьский,
ракетный, кубинский? Почему? На кого вы возлагаете ответственность за его
возникновение: СССР, США, обе стороны?Какие цели преследовали обе стороны на Кубе? Объясните выражения: «баланс сил»,
«политика новых рубежей», «гибкое реагирование».
Что вы могли бы предложить американскому президенту и советскому руководству что
бы выйти из конфликта?
Как вы полагаете, почему, доставив свои первые ракеты на Кубу, СССР не сделал об этом
официального заявления, более того, он отрицал этот факт на Ген.Ассамблеи ООН?
Как вы оцениваете выход из кризиса для обеих сторон – как победу или поражение? Или,
может, это победа для обеих сторон, или общее поражение? Как кризис отразился на
внутреннем положении СССР и США
Б)Диалог: СССР – Америка. Мирное сосуществование?
Какие события и мероприятия способствовали процессу разрядки напряженности,
начавшемуся после Кубинского кризиса, а какие его тормозили?
раскройте понятия: «мирное сосуществование, ядерная зима, массированный отпор,
разрядка, равновесие террора, стратегический паритет, космическая гонка». Можно ли
назвать этот период оттепелью в международных отношениях?
В) Восток и мировая политика.
Рассмотрите схему «трехсторонняя дипломатия» и подумайте о причинах разногласий
СССР и Китая.
Мирное сосуществование США Противостояние
/ \
СССР Разрыв Китай
Как относились к Вьетнамской войне:
в США; в СССР; в странах Западной Европы.
Считаете ли вы, что война во Вьетнаме – это результат противостояния СССР и США и
возникновение биполярного мира?
Изложите позиции различных сторон в «шестидневной войне» между Израилем и
арабскими странами.
Обсудите политику Западной Европы и США в отношении стран третьего мира. Можно
ли ее оценить однозначно?
Г) «Интернациональная акция» (1968гг)
Как вы полагаете, почему русские, войдя в Прагу, увидели среди лозунгов такой: «США
– во Вьетнаме, СССР – в Чехословакии» Разве было чтото общее?
В чем состояла суть «пражской весны»?
Почему 1968г. Считают завершающей вехой послевоенного периода? Какой смысл скрыт в словах Брежнева «Мы вас не отпустим», которые он бросил
руководителю Чехословакии?
Заключительная часть занятия.
Учитель возвращает учащихся к проблемным вопросам озвученных вначале урока, с
краткими обобщающими выводами.
4.Домашнее задание:
Учащимся предлагается написать заметку на любую международную тему (из числа
разбираемых на семинаре) от лица корреспондента:
советской газеты 1960х
американской газеты 1960х
западноевропейской газеты.
Оформление доски:
Проблемные вопросы:
1)
2)
3)
Выбор внешнеполитической доктрины СССР?
Ответственность руководителей стран за международную ситуацию?
Степень вины и «заслуг» в развязывании и погашении конфликтов?
Берлинский и Карибский кризисы?
Диалог: СССР – Америка. Мирное сосуществование?
Восток и мировая политика
Интернациональная акция (1968г.)
Темы для дискуссионного обсуждения:
1.
2.
3.
4.
Политическая карта мира.
«Не любить историю может человек совершенно не развитый умственно»
«История – свидетельница эпохи, луч правды, жизнь памяти, посланница
Активные методы обучения в преподавании истории (опыт работы)
Макарова Людмила Ивановна, преподаватель
Статья отнесена к разделу: Преподавание истории

Философия преподавания:
1.
(Н.Чернышевский).
2.
минувшего, наставница жизни». (античные мыслители).
3.
действующим гражданином» (В.Ключевский).
Мое профессиональное кредо: каждый урок
∙
∙
∙
∙
Активные методы обучения.
Выбор методов определяют: мотивация, психологические особенности, учебные навыки.
источник радостного вдохновенного труда.
источник нового, неизвестного.
источник удивления.
школа самостоятельности и творчества.
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательноПри закреплении: запоминание ключевых моментов, осознание полученных знаний и
При обобщении: повторение изученного, систематизация знаний, осмысление
При закреплении: проверка степени усвоения, оценка знаний.
Схемы использования: опорные сигналы, логические схемы (цепочки), творческие
лаборатории, исторические исследования, деловые игры.
Цели применения активных методов.
∙
При изучении нового материала: развитие логического мышления, познание нового
через ассоциации, привлечение внимания и интереса к проблеме, использование опоры на
старые знания. Активизация мышления, создание реального образа.
∙
себя в них, уточнение неясностей.
∙
логических связей.
∙
Принципы, характерные для активных методов: жизненность и типичность конкретных
ситуаций, принятие решений в условиях неопределенности, риска, противодействия.
Динамичность процесса управления. Наглядность последствий принимаемых решений.
Прочная межпредметная связь. Раскрепощение творческих резервов человеческой психики.
Нейтрализация чувства тревоги. Облегчение межличностного общения.
Характеристика применяемых методов. «Критическое мышление» от обыденного знания
к новому научному знанию. «Мозговой штурм», опрос по «цепочке» и по полному циклу:
учащиеся оценивают сами себя, рассказывают консультанту, тот выставляет оценку; все
письменно воспроизводят конспектсхему, учитель выборочно слушает ответы устно,
конспектсхема, конспектнастроение, окно в прошлое.
Интегрированные (бинарные) уроки: история+ литература (Россия в 19 веке – Грибоедов
«Горе от ума», Н.Гоголь «Ревизор», Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».); история +
специальные предметы (Удмуртия в период Великой Отечественной войны).
Творческие лаборатории: реконструкция общества по археологическим находкам,
календарные и обрядовые праздники древних славян, званый ужин в средневековом замке,
счастье и несчастье помещика и крестьянина после 1861г., выпуск газеты «Один день в
истории».
«Я» в истории (погружение в предмет): письмо с фронта, письмо на фронт, мое
послевоенное детство.
Историческое исследование: мои родственники в разные периоды истории( гражданская
война, нэп, коллективизация, Великая Отечественная война, освоение целины,
перестройка).Коллективная защита рефератов: работа в минигруппах, оценка, выборы
лучших, итог.
Итоги. Активные методы учат:
1.
общаться.
2.
3.
внутренней сути.
Знания каждого студента пополняются знаниями остальных.
Заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их
обосновывать свою позицию, отстаивать свое решение, уважать коллектив,
Активные формы обучения
Бердникова Елена Леонидовна, преподаватель истории и обществознания
Статья отнесена к разделу: Преподавание истории

Деятельность учителя – одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно ему
приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся. А
деятельность учителя истории, на мой взгляд, является сложной еще и потому, что в
современных условиях преподаватель через собственную систему ценностей долженрешить, какая историческая концепция наиболее точно отвечает его собственным
взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию истории в целом.
Самоопределение учителя подразумевает постановку вопросов: ''Зачем нужно знать
историю? Какова цель ее преподавания в школе?'' Я понимаю цель изучения истории, как
овладение историкосоциологическими законами и суммой знаний исторических фактов,
необходимых для практической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и
социальных процессах. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание именно
активным и интерактивным формам обучения.
Под активными понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик
занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам
обучения, таким, например, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник. Под
интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает
новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими
учащимися. Позитивное взаимодействие основополагающий принцип
интерактивных(коллективных) методов обучения, смысл которого заключается в
достижении результата усилиями, рабочей группы но при индивидуальной отчетности и
ответственности каждого члена этой группы. Таким образом, исходя из приведенных выше
определений, интерактивные методы так или иначе представляют собой некоторую
разновидность активных методов обучения.
Урок основная форма работы в школе, необычайно сложный педагогический элемент.
Единой модели всех, без исключения, уроков нет и быть не может. Учитывая многообразие
подходов к теоретическому осмыслению сущности и классификации активных методов
обучения, предлагаемых различными авторами, представляется целесообразным
использовать наиболее очевидный способ их классификации адресный, то есть
определяющий направление использования того или иного способа на уроке. Таким
образом, оказывается возможным разделить многочисленный арсенал педагогических
воздействий, причисляемый к активным и интерактивным методам обучения, всего на три
группы: индивидуальные, групповые и фронтальные, который представлен в таблице
(Таблица 1)[1].
Таблица 1.
Активные методы преподавания
Индивидуальные
Групповые Фронтальные
Аудиовизуальные средства Деловые игры
Тренинг
Учебник
Тетрадь
Учебные средства
Компьютер Работа в группах
Cooperative leaning
Проект
Анализ КС
Мозговой штурм
Музыка
ТВ
Видеосъемки Ролевые
Имитационные
Учебные
Ситуационные
Организационно –
деятельностные
Опорные сигналыИз своего опыта работы я хочу представить урок деловую игру по теме ''Политическая
жизнь современной России''. Он может проводиться в 9ом ,11ом классах на уроках
истории, а также как урок обществознания. Кроме того, это может быть интересное
внеклассное мероприятие в старших классах.
Деловая игра: "Выборы президента России''
Цель урока: предоставить учащимся возможность на практике применить полученные
знания на уроках истории по теме ''Современная Россия'', приобрести некоторый
политический опыт, способствовать формированию политической культуры учащихся.
Участники: класс (не менее 20 человек), ведущий учитель.
Ролевая ситуация: все участники игры являются ''избирателями'', кроме того, среди них
следующие действующие лица: 2 кандидата на пост президента России, доверенные лица и
группы поддержки кандидатов, независимая социологическая группа (2 человека), 2
коммерческих директора (они же ведущие независимых телеканалов), 2 банкира,
избирательная комиссия (3 человека). Все роли распределяются заранее.
Задача игры: провести своего кандидата на пост президента, сохранив и приумножив
первоначальный капитал своего кандидата (каждый участник игры получает в банке 1000
рублей и тратит их на нужды своего кандидата).
Сценарий игры.
1. Разминка: учитель задает учащимся вопросы на знание фактов истории современной
России (10 минут).
Когда была принята последняя конституция России?
В чем ее особенность? Кто по конституции является главой российского государства?
Как им можно стать? Кто им может стать? Полномочия главы государства? и. т. п.
2. Уточнение условий игры и объявление ролей (10 минут).
3. Предвыборная борьба: ознакомление избирателей с предвыборной программой
кандидатов (листовки, плакаты, личное общение с избирателями), договоры с банком, ТВ,
работа социологической службы (опросы избирателей)30 минут.
4. Продолжение предвыборной кампании: выступление кандидатов на ТВ, подведение
итогов социологических опросов, токшоу на ТВ – 25 минут.
5. Выборы: голосование на избирательном участке (избирательные бюллетени готовятся
заранее), подсчет голосов, подсчет денежного баланса, оглашение результатов выборов.
Выступление победителя перед избирателями –15 минут.
Еще одну нетрадиционную форму урока и одновременно разновидность активной формы
обучения можно показать на примере урокасоревнования в 5 классе по теме ''Страны Азии
в древности'' (повторительнообобщающий урок).
Урок – соревнование.
Цель урока: в форме соревнования проверить усвоение знаний учащимися по истории
Древнего Двуречья, Финикии, Ассирии, Персидской державы, Индии, Китая, Палестины.
Подготовка к уроку: разделить класс на команды (34), выбрать капитанов каждой из них.
Каждая команда получает домашнее задание: придумать название команды, девиз,
эмблему, вопросы по пройденному материалу для другой команды.
План урока.
I.
жюри (приглашены ученики старших классов3 человека).
II.
оценка5 баллов.
III.
поднял руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы: Как называли бога солнца в Древнем Двуречье? У какого царя в Ассирии была
самая большая библиотека? Кто такой Цинь Шихуанди? Как называли бога с головой слона
Вводное слово учителя (3 мин) обозначение цели урока, представление участников
Представление команд – визитка: название, девиз, объяснение эмблемы высшая
Разминка (4 мин): учитель задает короткие вопросы, отвечает тот, кто первыйКонкурс: ''Отгадывание кроссвордов'' 5 баллов, от каждой команды приглашаются
Письменность в Древнем Двуречье.
Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися
Столица Ассирии – ''логовище львов''.
Имя китайского мудреца.
Изобретение финикийцев.
Имя фараона, для которого была построена самая большая пирамида.
Богиня – заступница жен и матерей в Египте.
Материал для письма в Древнем Египте.
Материал для письма в Древнем Двуречье.
Государство в Северном Двуречье.
Бог луны в Древнем Двуречье.
Государство на пове Индостан.
Имя первого человека (по Библии).
Бог еврейских племен.
Материал для письма в Китае.
Основатель религии в Индии.
Правила, обязательные для всех жителей государства.
Животное, которому поклонялись в Индии.
Горы на севере пова Индостан.
Река в Междуречье.
Человек, который давал в долг под проценты.
в Индии? Какой цвет был у касты брахманов, кшатриев, земледельцев? Изобретения
финикийцев? и. т. п.
IV. Жюри подводит итоги первых двух конкурсов.
V.
по 1 человеку, они работают самостоятельному доски.
Кроссворд №1 представлен на рисунке (рис.1):

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Кроссворд № 2 представлен на рисунке (рис. 2):

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Кроссворд № 3 представлен на рисунке (рис.3)

1.
2.
по наследству.
3.
4.
5.
6.
7.
VI. Конкурс на знание исторической географии (по 1 человеку от каждой команды).
Участники вытягивают карточку с географическими названиями: пов Индостан, Вавилон,
Янцзы, Хуанхэ, Тигр, Нил, Евфрат и др. Задача участника: показать на карте и словами
определить географическое положение этих объектов, а также объяснить, какие
исторические события связаны с этими реками, государствами и т.д. за каждый
правильный ответ участник получает 2 балла.
Конкурс ''Домашнее задание''(3 мин.): команды обмениваются вопросами, заранее
заготовленными дома. Жюри учитывает, как качество вопросов, так и правильность
ответов.
Конкурс капитанов (5 6 мин.):
а) Учитель зачитывает отрывки из текстов по Хрестоматии по истории Древнего мира.
Капитаны должны ответить на вопросы:
о ком идет речь [2];
о чем идет речь [3];
где это было написано [4].
б) Работа с датами: 3000г. до н.э., 1500 г. до н.э., 1792 г. до н.э., 1750 г. до н.э., 538 г. до
н.э., 525 г. до н.э. какие события им соответствуют?Конкурс ''Как вы знаете Библию''. Учитель задает вопросы: За сколько дней Бог создал
мир? Как звали человека, которого Бог пожалел при всемирном потопе? На какой день Бог
сотворил человека? По какой причине Бог изгнал первых людей из рая? Что означает
выражение ''иерихонская труба'', откуда оно произошло и т.д.? За каждый правильный
ответ 1 балл.
Заключение: подведение итогов жюри, награждение победителей, объявление оценок за
урок.
Список используемой литературы:
1. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/Составитель Е.А.
Черкасова. М.: Просвещение, 1991.288с.
2. Журнал ''Экономика в школе'' 2002г. №3. А.Самохина “Активные методы обучения”.
Ссылки на использованную литературу:
1. Журнал ''Экономика в школе'' 2002г. №3. А.Самохина “Активные методы обучения”.
2. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/Составитель Е.А.
Черкасова. М.: Просвещение, 1991.с.87.
3. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/Составитель Е.А.
Черкасова. М.: Просвещение, 1991.с.40.
4. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/Составитель Е.А.
Черкасова. М.: Просвещение, 1991.с. 60.