Активизации учебной деятельности детей с ОВЗ на уроках математики
Оценка 4.6
Особые потребности
docx
математика
1 кл—9 кл
09.05.2018
Статья для учителей, работающих с детьми, имеющими легкую или умеренную степень умственной отсталости. В статье предлагаются некоторые рекомендации, приемы и методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. Также здесь описываются основные направления и приемы коррекционной работы на уроках математике.статья
Для статьи 1.docx
Приемы и методы активизации учебной деятельности детей с
умственной отсталостью при обучении математике
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из
актуальных проблем современного российского общества. Дети с
ограниченными возможностями здоровья это дети, имеющие различные
отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную
жизнь. Поэтому для них необходимо создание оптимальных психолого
педагогических условий для усвоения образовательных программ,
максимального сглаживания нарушенных процессов и функций, недостатков
эмоционального и личностного развития. А чтобы процесс обучения был
успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была
мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.
Характеризуя умственно отсталых детей, можно отметить их
инертность,
отсутствие интереса к мыслительной деятельности,
интеллектуальную пассивность,
дефицит
рассеянность,
вялость,
любознательности,
познавательных интересов,
потребности в новых впечатлениях,
отсутствие
слабость ориентировочной деятельности,
замедленная, затрудненная восприимчивость к новому, низкая способность к
приему и обработке информации. Школьная мотивация у умственно отсталых
детей заметно снижена, для ее повышения можно выделить следующие
направления в работе учителя. Прежде всего учитель должен:
заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке,
постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор,
иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх ребёнка
перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие
чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной
самооценки и радости;
Для эффективного обучения детей с умственной отсталостью важно
формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать,
стремление узнать чтото новое. Поэтому основными задачами развития
познавательной деятельности является следующее:
формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение
познавательных интересов;
развитие внимания и памяти;
формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения;
формирование общеучебных навыков и умений (умения обдумывать и
планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами, проверять результат своих действий).
Система работы учителя по активизации учебной деятельности
умственно отсталых детей строится с учетом особенностей формирования у
них познавательных процессов. Для развития интереса и активизации
деятельности обучающихся необходимы наглядность (лучше один раз
увидеть, чем десять раз услышать), разнообразие видов, методов, форм,
способов и приемов преподавания.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике
является закрепление и развитие у обучающихся вычислительных навыков.
Однообразие заданий в виде примеров на вычисление снижает интерес,
поэтому я часто использую различные приемы, направленные на развитие
вычислительных навыков учащихся и повышение интереса к вычислениям.
Например, можно предлагать примеры, оформленные в виде блоксхем
(вычислительные цепочки), примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты, считать круговые примеры, которые позволяют
осуществлять самоконтроль, давать задания на исправление преднамеренно
сделанных ошибок в решении.
В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения
для развития устной и письменной речи, а также активизации запоминания
математических терминов (словарный диктант, кроссворды). Словарный
диктант – одна из форм организации обучения и проверки знаний учащихся,
направленная на усвоение терминологии, правописания терминов, понимания
их смысла. С их помощью можно эффективно тренировать устойчивость
внимания детей и умение сосредотачиваться. Данные диктанты помогают
расширить словарный запас учащихся, способствуют развитию грамотной и
точной математической речи, для развития внимания и оперативной памяти.
Задания диктантов позволяют не только оценить знания учащихся, но и
выявить затруднения, которые испытывают дети и скорректировать
дальнейшую работу по устранению этих затруднений. Словарные диктанты
через время можно повторять, тем самым тренируя память учащихся. На
проведение диктанта достаточно 35 минут (можно больше с учетом
индивидуальных особенностей детей).
Одним из эффективных средств развития познавательного интереса на
уроках математики является дидактическая игра, так как игровые моменты
делают процесс познания более продуктивным. В ходе игры учащиеся
незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим
приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться
в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска,
пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми,
находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей
развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля,
характер. Кроме того уроки, проведённые в нестандартной форме также
позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Учащиеся любят такие уроки и, как правило,
работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках
повышаются.
От активности и самостоятельности обучающихся во многом зависят
динамика развития, возможности социальной адаптации. Поэтому на уроках
математики я предлагаю обучающимся выполнить самостоятельную работу,
где после данной работы осуществляется самопроверка или взаимопроверка,
в которой они находят свои ошибки или ошибки своих сверстников
(самостоятельное решение примеров, математический диктант). Данный
приём воспитывает у обучающихся сознательное отношение к выполнению
задания, повышает ответственность, развивает внимание.
Очень важным моментом при обучении умственно отсталых на уроке
является коррекционная работа. Общие принципы и правила коррекционной
работы:
Индивидуальный подход к каждому ученику.
Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами,
использование интересного и красочного дидактического материала и
средств наглядности).
Использование методов, активизирующих познавательную деятельность
учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих
необходимые учебные навыки.
Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие
успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку,
развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Коррекционные упражнения развивают у учащихся память, внимание,
сосредоточенность, что способствует успешному выполнению заданий,
повышению познавательной деятельности.
Активизации учебной деятельности детей с ОВЗ на уроках математики
Активизации учебной деятельности детей с ОВЗ на уроках математики
Активизации учебной деятельности детей с ОВЗ на уроках математики
Активизации учебной деятельности детей с ОВЗ на уроках математики
Активизации учебной деятельности детей с ОВЗ на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.