Активизация познавательной деятельности
младших школьников как условие успешности обучения.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Идея активизации обучения имеет большую историю. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа. Демокрит, важнейший представитель древнегреческой философии, во многих своих трудах касался вопросов педагогики. Дожившие до наших дней его крылатые афоризмы и сегодня не утратили своей актуальности. Например: «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы».
Одним из первых сторонников активного учения школьников был знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Его «Великая дидактика» содержит указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению».
Я. А. Коменский доказал, что организация учебного процесса должна быть направлена на формирование у детей желания учиться. Одно из условий обеспечения познавательных стремлений - положительная мотивация учения. Поддержка интереса происходит благодаря положительному отношению к детям, похвале, использованию занимательного материала.
Проблеме активизации познавательной деятельности посвящены работы многих учёных Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина и др.
Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний процесс: с одной стороны, проявление самоорганизации и самореализации школьника, с другой – результат организации познавательной деятельности учащихся со стороны учителя.
Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Активизировать – усиливать (усилить активность), сделать более деятельной, активной. Активизировать – переводить учащихся с воспроизводящего уровня учебно-познавательной деятельности на творческий уровень. Активизацию можно определить как постоянный процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению.
Почему же проблема активизации познавательной деятельности актуальна на современном этапе обучения учащихся?
1. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся.
2. Педагогический поиск педагогов, направленный на разработку эффективных дидактических средств активизации познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, главной целью становится:
- повышение активности учащихся совокупностью применения методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью.
Задачи:
- создание условий эффективности управления;
- применение различных методов активизации познавательной деятельности учащихся.
Возникают вопросы, которые волнуют педагогов современности.
Как эффективнее организовать учебную познавательную деятельность учащихся на уроках?
Как создать и поддержать у ученика интерес к учению на уроке?
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо:
- совершенствовать систему усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков;
- развивать мотивацию учащихся к учению;
- формировать потребность к осознанному усвоению учебного материала;
- создавать условия для активной познавательной деятельности.
Условия для активизации познавательной деятельности младших школьников:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
- включение ученика в активную деятельность через коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- организация восприятия и наблюдения;
- использование проблемных ситуаций;
- ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
- учет индивидуальных способностей учащихся;
- формирование у учащихся положительного отношения к учению;
- наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения.
Учитывая эти условия, каждый педагог в своей работе по активизации познавательной деятельности соблюдает факторы, которые побуждают учащихся к активности.
Факторы, побуждающие учащихся к активности:
1. Творческий характер учебно-познавательной деятельности является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер
учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
1. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося.
2. Игровой характер проведения уроков представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося.
3. Эмоциональное воздействие является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения.
При управлении познавательной деятельностью педагог может:
- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения;
- включать учеников в решение проблемных ситуаций;
- использовать дидактические игры и дискуссии;
- использовать методы обучения: беседу, пример, наглядный показ;
- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Методы активизации познавательного интереса.
Степень активности учащихся является реакцией, а методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами активизации следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
Активизации познавательной деятельности детей на уроках происходит с помощью:
- наглядности и демонстрационных средств (документальное, художественное кино; вещественные источники).
- индивидуальной и групповой работы;
- ролевых и деловых игр на уроках (турнир, диспут, КВН, «Умники и умницы», игры-путешествия, уроков фантазирования, уроков сказок, уроков в школе будущего);
- внедрения современных информационных технологий.
Методы активизации на этапе мотивации:
познавательные игры,
создание ситуаций:
- эмоционально-нравственных переживаний;
- интереса
- занимательности;
- познавательной новизны;
- опоры на жизненный опыт;
- проявление воли;
- успеха в учении.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и учителю;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- решать усложнённые задачи путем применения известных им способов решения.
Активность учеников на уроке – это результат труда педагога. Таким образом, уже на мотивационном этапе возникает возможность организовать активную познавательную деятельность с учётом жизненного опыта учащихся.
Критериями оценки познавательной активности школьников является:
- интерес к изучаемому материалу;
- любознательность;
- стремление участвовать в учебной деятельности по собственному желанию;
- положительный результат самостоятельной работы учащихся;
- положительные эмоциональные проявления к определенному учебному предмету;
- конечный результат школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.