Активизация деятельности младших школьников
Оценка 4.9

Активизация деятельности младших школьников

Оценка 4.9
docx
11.03.2023
Активизация деятельности младших школьников
ктивизация познавательной деятельности младших школьников на уроках.docx

Активизация познавательной деятельности

младших школьников как условие успешности обучения.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

     Идея активизации обучения имеет большую историю. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа. Демокрит, важнейший представитель древнегреческой философии, во многих своих трудах касался вопросов педагогики. Дожившие до наших дней его крылатые афоризмы и сегодня не утратили своей актуальности. Например: «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы».

Одним из первых сторонников активного учения школьников был знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Его «Великая дидактика» содержит указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению».

Я. А. Коменский доказал, что организация учебного процесса должна быть направлена на формирование у детей желания учиться. Одно из условий обеспечения познавательных стремлений - положительная мотивация учения. Поддержка интереса происходит благодаря положительному отношению к детям, похвале, использованию занимательного материала.

Проблеме активизации познавательной деятельности посвящены работы многих учёных Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина и др.

Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний процесс: с одной стороны, проявление самоорганизации и самореализации школьника, с другой – результат организации познавательной деятельности учащихся со стороны учителя.

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Активизировать – усиливать (усилить активность), сделать более деятельной, активной. Активизировать – переводить учащихся с воспроизводящего уровня учебно-познавательной деятельности на творческий уровень. Активизацию можно определить как постоянный процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению.

Почему же проблема активизации познавательной деятельности актуальна на современном этапе обучения учащихся?

1.             Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся.

2.             Педагогический поиск педагогов, направленный на разработку эффективных дидактических средств активизации познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, главной целью становится:

- повышение активности учащихся совокупностью применения методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью.

Задачи:

- создание условий эффективности управления;

- применение различных методов активизации познавательной деятельности учащихся.

Возникают вопросы, которые волнуют педагогов современности.

Как эффективнее организовать учебную познавательную деятельность учащихся на уроках?

Как создать и поддержать у ученика интерес к учению на уроке?

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо:

- совершенствовать систему усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков;

- развивать мотивацию учащихся к учению;

- формировать потребность к осознанному усвоению учебного материала;

- создавать условия для активной познавательной деятельности.

Условия для активизации познавательной деятельности младших школьников:

- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

- включение ученика в активную деятельность через коллективные формы работы;

- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

- организация восприятия и наблюдения;

- использование проблемных ситуаций;

- ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

- учет индивидуальных способностей учащихся;

- формирование у учащихся положительного отношения к учению;

- наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения.

Учитывая эти условия, каждый педагог в своей работе по активизации познавательной деятельности соблюдает факторы, которые побуждают учащихся к активности.

Факторы, побуждающие учащихся к активности:

1.             Творческий характер учебно-познавательной деятельности является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер

учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

1.             Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося.

2.             Игровой характер проведения уроков представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося.

3.             Эмоциональное воздействие является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения.

При управлении познавательной деятельностью педагог может:

- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения;

- включать учеников в решение проблемных ситуаций;

- использовать дидактические игры и дискуссии;

- использовать методы обучения: беседу, пример, наглядный показ;

- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Методы активизации познавательного интереса.

Степень активности учащихся является реакцией, а методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами активизации следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

Активизации познавательной деятельности детей на уроках происходит с помощью:

- наглядности и демонстрационных средств (документальное, художественное кино; вещественные источники).

- индивидуальной и групповой работы;

- ролевых и деловых игр на уроках (турнир, диспут, КВН, «Умники и умницы», игры-путешествия, уроков фантазирования, уроков сказок, уроков в школе будущего);

- внедрения современных информационных технологий.

Методы активизации на этапе мотивации:

познавательные игры,

создание ситуаций:

- эмоционально-нравственных переживаний;

- интереса

- занимательности;

- познавательной новизны;

- опоры на жизненный опыт;

- проявление воли;

- успеха в учении.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и учителю;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- объяснять более слабым учащимся непонятные места;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

- решать усложнённые задачи путем применения известных им способов решения.

Активность учеников на уроке – это результат труда педагога. Таким образом, уже на мотивационном этапе возникает возможность организовать активную познавательную деятельность с учётом жизненного опыта учащихся.

Критериями оценки познавательной активности школьников является:

- интерес к изучаемому материалу;

- любознательность;

- стремление участвовать в учебной деятельности по собственному желанию;

- положительный результат самостоятельной работы учащихся;

- положительные эмоциональные проявления к определенному учебному предмету;

- конечный результат школьников.


 

Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешности обучения

Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешности обучения

Педагогический поиск педагогов, направленный на разработку эффективных дидактических средств активизации познавательной деятельности учащихся

Педагогический поиск педагогов, направленный на разработку эффективных дидактических средств активизации познавательной деятельности учащихся

Учитывая эти условия, каждый педагог в своей работе по активизации познавательной деятельности соблюдает факторы, которые побуждают учащихся к активности

Учитывая эти условия, каждый педагог в своей работе по активизации познавательной деятельности соблюдает факторы, которые побуждают учащихся к активности

Степень активности учащихся является реакцией, а методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства

Степень активности учащихся является реакцией, а методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства

Активность учеников на уроке – это результат труда педагога

Активность учеников на уроке – это результат труда педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2023