Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Выступление на МО
учителей начальных классов
Радченко Е.Б.
МБОУ «СШ № 76 имени А.А. Есягина»
г. Хабаровск
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно – учиться легко, учиться хочется. Важнейшим показателем продуктивности учения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач, стоящих перед учителем в начальных классах.
Прогрессивные педагоги прошлого исследования и опыт системы развивающего обучения Л.В. Занкова убедительно доказали, что овладеть прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной деятельности. К.Д. Ушинский неоднократно подчёркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда проявит самостоятельность в их приобретении. Основное требование к организации учебного процесса им было сформулировано так: Нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Такое требование является единственным верным. Оно не утратило своего значения и в настоящее время.
Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками:
1)потребность в знаниях;
2)умением самостоятельно мыслить;
3)способностью ориентироваться в новой ситуации;
4)стремлением найти подход к новой задаче;
5)желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания;
6)критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей.
Для того чтобы у учащихся развить самостоятельную познавательную деятельность в учебном процессе, нужно соблюдать определённые психологические условия:
1.Необходимо создание на уроке бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющей ученикам осознать пользу и значимость изучаемого материала и выполняемой работы, пережить свой личный успех и успех товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового.
Важно, чтобы на уроке царили доброжелательное отношение между учителем и учениками, между учащимися, взаимопонимание, вера в силы и возможности каждого ученика. Создание эмоциональной атмосферы в классе способствует активному творческому поиску детей, повышает их интерес к знаниям.
2.Необходимо детей учить учиться, то есть развивать силы и способности. На уроке
детей надо учить думать и рассуждать, спорить и доказывать. Им будет интерес
друг с другом. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой познавательной деятельности.
Всё это актуально и для детей, которые по способностям к учению, по общему развитию находится на грани между нормой и отставанием.
Трудности в восприятии, слабая память, проблемы с обобщением и логикой замедляют процессы усвоения знаний и формирования умений и навыков. Кроме того, эти дети очень
обидчивы, а значит, предрасположены к образованию комплексов. Учитель должен направить все усилия на то, чтобы обеспечить им доступность программного материала, развивать у детей интерес к нему и добиваться успешности его усвоения.
Чаще всего проблема состоит в том, как помочь ученикам осмыслить предлагаемый учебный материал. Поскольку процессы мышления у детей замедлены, необходимо отводить достаточное время для восприятия и понимания дидактического материала, которого требуется в большом количестве.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игры, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Русский язык всегда был и остаётся главным предметом. Ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития.
Не секрет, что уроки русского языка многие дети считают скучными. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Для повышения эффективности урока, развития интереса к русскому языку необходимо применить занимательные упражнения: ребусы, загадки, кроссворды, пословицы, стихи, скороговорки, игры.
Работа с загадкой.
Большую ценность представляют загадки.
Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельно развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка, их используют на разных этапах урока.
Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.
Назначение загадки в 1 классе состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале, для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова.
При изучении правил на уроках русского языка во 2 и 3 классах можно вновь обратиться к загадкам. Все орфограммы в отгадке подчёркнуты красной пастой, и легко можно выбрать загадки на определённые правила.
Например, загадки с безударными гласными. Ребята называют отгадку, определяют безударный гласный, рядом записывают проверочные слова.
'
Без рук, без ног, а подпоясаны. (Сноп – снопы).
= -
Кривы, корявы, залегли, как павы, '
А как стали горячи – облизали кирпичи. (Дров – дрова).
= -
' '
Зубы есть, а рта нет. ( Пилы – пила)
= -
Это разнообразит формы работы на уроках, вызывает интерес учащихся, дети сами подключаются к работе, предлагая знакомые им загадки к определённому правилу.
Немаловажную роль играют загадки при запоминании слов из словарика. Дети с удовольствием работают с ними. Загадки могут быть предложены по темам «Овощи»,
«Фрукты», «Инструменты», «Животные», «Растения» и т.д.
Работа с загадками ведётся при объяснении нового и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках.
Стихотворные упражнения по орфографии.
Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Многие дети не очень охотно выполняют задания из учебника, плохо запоминает правила, не проявляет интереса к уроку. Для активизации познавательной деятельности можно использовать стихотворные упражнения по орфографии.
Что собой представляют подобные упражнения? Условно их можно разделить на две группы.
1 группа – это так называемые запоминалки.
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Шуя и Москва.
Назначение таких упражнений предельно просто. Они служат для выделения орфограммы и запоминания её правописания в стихотворной форме. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное требование – не подменять ими правила учебника. К тому же предназначены они для пропедевтической работы и заучиваются детьми ещё в букварный период, одновременно с накапливанием опыта чтения по «Букварю» (в данном случае) имён людей, кличек животных, названий городов.
2 группа – рифмованные упражнения, которые используются для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной форме. Приведу одно из заданий такого типа, направленное на накопление зрительного восприятия орфограммы в именах и фамилиях людей, названиях городов:
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Ленинград, Москва, Ковров?
Методика проведения подобных упражнений несложная, однако имеет ряд специфических особенностей.
Основная – многократное использование рифмованных текстов на разных этапах обучения:
В 1классе, во 2 классе и даже в 3 классе, причём работу с рифмованными упражнениями целесообразно начинать ка можно раньше.
Например, на доске пишется текст с пропущенными сочетаниями жи и ши.
Дети хором декламируют рифмованные строчки и показывают карточку с нужным сочетанием:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Все сочетанья жи и ши
Ты только с буквой и пиши!
Во 2 и 3 классе работа несколько усложняется. Главная особенность заключается в том, что орфографически насыщенные рифмованные упражнения становятся как бы фоном для более сложной грамматической работы учащихся.
Так, по той же рифмовке (чижи, ужи, ежи….) можно рекомендовать следующие задания:
а) поставить имена существительными в единственном числе, определить род, понаблюдать за особенностями существительных, оканчивающихся на шипящие;
б) выписать в один столбик существительные, в другой глаголы;
в) поставить глаголы, данные в четверостишии, в неопределённую форму;
г) придумать с этими глаголами предложения, поставив их в 3-ем лице единственного числа…
Дидактическая ценность таких упражнений состоит в том, что стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивает интерес к настоящей поэзии. Кроме того, такие упражнения способствуют выработке самоконтроля, положительного отношения учению.
Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элементы занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.
Недаром говорится: «Шутка – минутка, а заряжает на час».
Игра как эффективное средство закрепления и проверки знаний учащихся занимает прочное место на уроках в внеклассных занятиях по русскому языку.
Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти.
Кроссворд (англ. Cross – пересечение и word – слова) – игра-задача, состоящая из заполнения словами пересекающихся рядов клеток.
Кроссворды можно использовать и в работе с учащимися в начальных классах. Как, правило, такие игры невелики и состоят из нескольких слов (от четырёх до десяти).
Кроссворд по теме «Звонкие и глухие согласные»
По горизонтали:
1.В шубе летом, зимой раздетый. (Лес)
2.Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос)
3.Пал брус на всю Русь, и на том брусу двенадцать ёлок, в каждой четыре ветки. (Год)
4.Сложишь – клин, развернёшь – блин. (Зонт)
5.Расыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)
По вертикали:
6.Стоит Егорий в полугорье, копьём подпирается, шапкой накрывается. (Стог)
7.Летом вырастает, а осенью опадает. (Лист)
8.Зимой в поле лежало, а весной в реку побежало. (Снег)
9.Через дорожку живу, а брата не вижу. (Глаз)
Способов зашифровки много, однако наибольший интерес вызывают игры, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтической выдумки.
Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности важнейших орфограмм начального курса русского языка.
Одна из главных задач русского языка – обогащение словарного запаса детей. Формы и методы этой работы могут быть различными, но главное – необходимо вызвать у учащихся интерес к родному языку.
Приведу некоторые примеры. Так, очень важно при работе над словарём развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогает такое упражнение, как замена словосочетания одним словом, например:
1.Как называется крупный населённый пункт? (Город)
2.Как одним словом можно назвать жителей страны? (Народ)
3.Как называется главный город в стране? (Столица)
Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос кто? или что?
Далее можно дать следующее задание: поставить ударение, подобрать родственные слова, выделить корень, составлять с одним из данных слов предложение, разобрать его по членам (прежде записать его в тетради).
В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается. А самое главное – у детей возникает познавательный интерес к родному языку.
Другим видом работы, который вызывает активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка является работа с перфокартами.
Эта работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях. И главное, даёт возможность осуществлять на уроке обратную связь.
Перфокарты можно применять на уроке, как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, помогают проверять знания учащихся, экономя время на уроке, активизируют самостоятельную работу детей, а слова, объединёнными одной темой, позволяют использовать для творческих работ.
Активизация познавательной деятельности учащихся должна проходить через все этапы урока. Каждая из структурных частей урока выполняет свою особую функцию в организации учебной деятельности. Признавая важную роль задач наглядно-образного характера, мы, учителя, недостаточно часто используем их в практике, особенно в заключительной части урока – при подведении итога. Тем самым недооцениваем и значимость этой структурной единицы урока.
Бытует мнение, что итог урока, в силу ограничения по времени, должен быть подведён как можно быстрее, закрепляя изученное на уроке с помощью вопросов: чему учились? что нового узнали?
Такая не очень конкретная постановка вопроса заставляет детей делать зачастую туманные, расплывчатые не несущие смысловой нагрузки, ответы.
А ведь целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога урока з заключительный аккорд в учебно- воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приёмов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение учащимися учебного материала.
Известно, что к концу урока, в силу различных причин, в том числе и физиологических, у детей притупляется внимание, падает работоспособность, нарастает умственная напряжённость. Поэтому на уроках русского языка при подведении итога необходимо использовать нестандартные приёмы закрепления изученного. Оказалось, что в выборе конкретных приёмов возможности учителя безграничны. Особенно важно его желание как можно чаще их разнообразить, варьировать, корректировать, сообразуясь с темой и целями урока, каждый раз внося что-то интересное и необычное для детей. Заключительная часть урока не должна проходить серо и уныло. Поэтому целесообразно в игровой форме, отличающейся своей оригинальностью и необычностью, привлечь внимание детей к завершающему этапу урока и закончить его на одном дыхании.
Какие же приёмы подведения итога работы на уроке можно использовать?
1.Опора на зрительную наглядность.
Большое внимание следует уделять оформлению доски: она должна привлекать внимание учащихся. Очень помогают занимательные рисунки, ребусы, «шифровки», опорные таблицы, графические схемы, выполненные цветными мелками или изготовленные на отдельных листах.
Работать над произведениями безударных гласных в корне, проверяемых ударением, помогает выдуманный весёлый грамматический человечек с «узелками на память» в ушах (рис.1). Он же оживит и конец урока при закреплении изученного: какую тему изучали?
Какие гласные требуют проверки при письме? Сколько их? Что надо помнить, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне?
Обобщить знания учащихся о составе слова, вместе с тем закрепить навыки разбора слова по составу поможет другой неунывающий грамматический человечек (рис.2).
А следующий улыбающийся грамматический человечек будет помощником при закреплении изученного по теме «Изменение местоимений по числам» (рис.3).
Для разных тем урока можно предлагать разные лица грамматических человечков; их лица можно корректировать, внося дополнительные изменения.
2.Опора на графическую иллюстрацию
Во многих случаях младшие школьники легко усваивает содержание понятий через абстрактные формы (вспомним хотя бы схемы слов и предложений). Они быстро овладевают графикой, системой условного обозначения нашей речи.
Известен способ обозначения слов графическими символами (рис.4).
Использование на уроке следующей графической иллюстрации по теме: «Изменение имён прилагательных по родам» закрепит в сознании ребёнка: имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам, а во множественном числе – не изменяется (рис.5)
При обобщении знаний о частях речи можно использовать такую наглядно-схематическую иллюстрацию (рис.6). Опираясь на эту графическую иллюстрацию, учащиеся сами дадут определение каждой части речи.
3.Опора на зачётную и тестовую форму.
При подведении итога урока интересна и эффективна зачётная форма закрепления изученного в виде игры «Подскажи словечко». Учитель (или сильный ученик) начинает, а дети продолжают.
Например, при закреплении знаний о глаголе можно использовать на доске рисунок в виде «говорящей» буквы Г (рис.7)
Таким образом, можно «подпитать» умственную деятельность учащихся в конце урока, предоставив им возможность самостоятельно выполнить несколько мыслительных операций (наблюдение, сравнение, сопоставление). Закрепляя знания по теме «Спряжение» можно подвести итог урока в виде теста.
Например, учитель говорит детям: «Ребята, глагол и местоимение, главные герои сегодняшнего урока, приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданиями, которые они предлагают, то узнаете: с какими настроением, они покидают наш урок. Для этого вы должны из двух ответов каждого задания выбрать правильный, записав его в тетради цифрами 1 или 2».
После выполнения теста учитель показывает табличку с правильными ответами: 2121, переворачивает её, и дети с удивлением читают: «Мы рады!»
Такой приём закрепления изученного по теме вызывает у детей чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие всех в работе.
4.Опора на таблицы-схемы.
Внимание учеников привлекается к таблице-схеме и они, имея перед глазами опору, будут стараться вспоминать изученное на уроке. В результате использования при подведении итога урока подобных таблиц-схем развиваются внимание, память, речь, самостоятельность мышления, активизируется умственная деятельность учащихся, знания из отдельных эпизодов приводятся в стройную систему.
Чего же можно достичь, используя такие приёмы работы?
При таком подходе к завершающему этапу урока в работе участвуют дети с разным уровнем знаний, чувствуют они себя непринуждённо, а поэтому уверенно и с удовольствием отвечают. Такие приёмы помогают развивать речь учащихся, разнообразят урок, формируют устойчивый познавательный интерес к учёбе, раскрывают в ребёнке творческие начала, готовят к восприятию сложных грамматических понятий.
Младшие школьники с благодарностью используют помощь, переносят знания на новый материал. А самое главное, дети полюбят уроки русского языка и будут постигать азы грамматики с увлечением и желанием.
Список литературы
1.Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку - М., 1978.
2. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.-М.: Владос, 2001.
3.Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2003. - 242 с.
4.Грищенко А.И. Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. - 548 с. С. 47-53.
5.Петрова Н. В. Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка и
литературы.
6. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» –Волгоград: Учитель,
2002 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.