Активизация читательской деятельности на уроках литературы

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Литература – единственный предмет в школьной программе, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый класс. Чтение как вид познавательной и информационной деятельности занимает особое место в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида. К сожалению, в наше время значение литературы упало. Учителя – словесники остро столкнулись с проблемой читательского кризиса. Учащиеся не читают. Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.
Иконка файла материала Активизация читательской деятельности на уроках литературы.doc
Активизация читательской деятельности на уроках литературы Литература – единственный предмет в школьной программе, систематически изучаемый с первого по  одиннадцатый класс. Чтение как вид познавательной и информационной  деятельности занимает особое место  в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития,  обучения и воспитания человеческого индивида. К сожалению, в наше время значение литературы упало. Учителя – словесники остро столкнулись с проблемой  читательского кризиса. Учащиеся не читают. Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой  информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения,  изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком  изложении. Проблема также заключается в том, что в библиотеках часто не бывает рекомендуемых текстов. Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные  дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Преподавая литературу, постоянно сталкиваешься с проблемой как сделать урок интересным и  содержательным, но если это зависит целиком от учителя, то знание текста и желание его прочитать зависит от ученика. Если дети не читают, то нужен ли и правомерен ли разговор о …непрочитанном произведении? Эти  проблемы остаются актуальными, и каждый учитель пытается их разрешить. Однако, несмотря на все перечисленные печальные обстоятельства, у каждого учителя всё­таки имеется  значительный и доступный резерв возможностей заинтересовать литературой как учебным предметом, а  главное – вернуть интерес к чтению. В своей практике я внедряю личностно­ориентированный подход к учащимся. Плюсы этого подхода в том, что  ученик находится в постоянной ситуации выбора и постепенно он понимает, что без знания текста его работа  бессмысленна. Перед уроком по теме «Прозревая горькую участь..»  (В.Г.Распутина «Живи и помни»)  даю опережающее  задание найти в тексте и выразительно прочитать эпизод «Первая тайная встреча Настёны и Андрея», «Гибель  Настёны». Часто использую видеофрагменты на уроках и вижу эффективность в том, что учащиеся сравнивают образы,  созданные ими, с образом, представленным в киноверсии. Есть дети, которые приходят к книге после просмотра кинофильма. Видеофрагменты помогают ученикам получить более глубокое представление, как о главных  героях, так и о произведении в целом, а анализ позволяет выявить особенности восприятия ключевых эпизодов  произведения. Так недавно с учениками одиннадцатого класса сравнивали две киноверсии «Тихого Дона» –  Герасимова и Бондарчука. Попытались сопоставить исполнение одной и той же роли разными актёрами. Во время изучения лирических произведений используются  аудиозаписи со стихотворениями. Эмоциональное  воздействие велико. Становится очевидной польза слухового впечатления от музыки при знакомстве с лирикой,  так как художественное слово становится более музыкальным в  лирическом произведении, передающим  движение чувств. После прослушивания – аналитическая работа в группах, возможен сравнительный анализ  текста с музыкой. В отдельных случаях нечитающим ученикам, которые имеют доступ в Интернет, поручаю поисковые задания:  собрать информацию о писателе, найти критические статьи к произведению, сообщение по карточкам. Плодотворно проходят уроки – сопоставления героев из разных произведений (Екатерина Измайлова из повести «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова и Катерины Кабановой из пьесы «Гроза» А.Н.Островского,  Байрона из пьесы М.Горького «На дне» и Павла Петровича Кирсанова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).В старших классах многие учащиеся хотят быть услышанными и, что ещё  важнее, понятыми. Диспуты, дискуссии  дают такую возможность, поэтому ввожу  в уроки элементы диспута. А ещё на уроках прибегаю к маленькой хитрости: чтобы заинтересовать учеников, в классе читаю наиболее  яркие отрывки из произведения для возбуждения интереса. На собственном опыте, хотя он и небольшой, убедилась, что детям нравятся уроки­путешествия. В 10 классе на  заключительном уроке по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» провела урок – путешествие  «Вслед за героями в поисках счастья...» В конце каждого полугодия практикую уроки – зачёты по пройденным произведениям (письменные работы  контрольного характера, тестирование). Особую роль я отвожу урокам внеклассного чтения. Такие уроки предполагают углубленную работу с текстом,  их стержень – выявление читательских  впечатлений и развитие самостоятельного суждения (Ф.Абрамов  «Пелагея и Алька», Л.Андреев «Бездна», Ш.Бронте «Джейн Эйр»). Для активизации читательской деятельности считаю главным тесную работу со школьным библиотекарем, а  также подборку дополнительных материалов, литературных текстов, библиографических данных. Как лицо  заинтересованное, проверяю посещаемость учащимися библиотеки. Считаю важной работу с родителями, так как семейное чтение играет большую роль в привитии любви к  литературе. Перед каникулами даю список обязательной литературы, который  ученики должны прочитать, требую  обязательное ведение читательского дневника, но в первый раз это может не получиться, но не стоит  отчаиваться. На мой взгляд, составление списка обязательной литературы является основной формой  мотивации самостоятельного чтения.