Литература – единственный предмет в школьной программе, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый класс. Чтение как вид познавательной и информационной деятельности занимает особое место в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида.
К сожалению, в наше время значение литературы упало. Учителя – словесники остро столкнулись с проблемой читательского кризиса. Учащиеся не читают.
Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.
Активизация читательской деятельности на уроках
литературы
Литература – единственный предмет в школьной программе, систематически изучаемый с первого по
одиннадцатый класс. Чтение как вид познавательной и информационной деятельности занимает особое место
в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития,
обучения и воспитания человеческого индивида.
К сожалению, в наше время значение литературы упало. Учителя – словесники остро столкнулись с проблемой
читательского кризиса. Учащиеся не читают.
Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой
информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения,
изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком
изложении.
Проблема также заключается в том, что в библиотеках часто не бывает рекомендуемых текстов.
Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные
дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели.
Преподавая литературу, постоянно сталкиваешься с проблемой как сделать урок интересным и
содержательным, но если это зависит целиком от учителя, то знание текста и желание его прочитать зависит от
ученика. Если дети не читают, то нужен ли и правомерен ли разговор о …непрочитанном произведении? Эти
проблемы остаются актуальными, и каждый учитель пытается их разрешить.
Однако, несмотря на все перечисленные печальные обстоятельства, у каждого учителя всётаки имеется
значительный и доступный резерв возможностей заинтересовать литературой как учебным предметом, а
главное – вернуть интерес к чтению.
В своей практике я внедряю личностноориентированный подход к учащимся. Плюсы этого подхода в том, что
ученик находится в постоянной ситуации выбора и постепенно он понимает, что без знания текста его работа
бессмысленна.
Перед уроком по теме «Прозревая горькую участь..» (В.Г.Распутина «Живи и помни») даю опережающее
задание найти в тексте и выразительно прочитать эпизод «Первая тайная встреча Настёны и Андрея», «Гибель
Настёны».
Часто использую видеофрагменты на уроках и вижу эффективность в том, что учащиеся сравнивают образы,
созданные ими, с образом, представленным в киноверсии. Есть дети, которые приходят к книге после просмотра
кинофильма. Видеофрагменты помогают ученикам получить более глубокое представление, как о главных
героях, так и о произведении в целом, а анализ позволяет выявить особенности восприятия ключевых эпизодов
произведения. Так недавно с учениками одиннадцатого класса сравнивали две киноверсии «Тихого Дона» –
Герасимова и Бондарчука. Попытались сопоставить исполнение одной и той же роли разными актёрами.
Во время изучения лирических произведений используются аудиозаписи со стихотворениями. Эмоциональное
воздействие велико. Становится очевидной польза слухового впечатления от музыки при знакомстве с лирикой,
так как художественное слово становится более музыкальным в лирическом произведении, передающим
движение чувств. После прослушивания – аналитическая работа в группах, возможен сравнительный анализ
текста с музыкой.
В отдельных случаях нечитающим ученикам, которые имеют доступ в Интернет, поручаю поисковые задания:
собрать информацию о писателе, найти критические статьи к произведению, сообщение по карточкам.
Плодотворно проходят уроки – сопоставления героев из разных произведений (Екатерина Измайлова из повести
«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова и Катерины Кабановой из пьесы «Гроза» А.Н.Островского,
Байрона из пьесы М.Горького «На дне» и Павла Петровича Кирсанова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).В старших классах многие учащиеся хотят быть услышанными и, что ещё важнее, понятыми. Диспуты, дискуссии
дают такую возможность, поэтому ввожу в уроки элементы диспута.
А ещё на уроках прибегаю к маленькой хитрости: чтобы заинтересовать учеников, в классе читаю наиболее
яркие отрывки из произведения для возбуждения интереса.
На собственном опыте, хотя он и небольшой, убедилась, что детям нравятся урокипутешествия. В 10 классе на
заключительном уроке по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» провела урок – путешествие
«Вслед за героями в поисках счастья...»
В конце каждого полугодия практикую уроки – зачёты по пройденным произведениям (письменные работы
контрольного характера, тестирование).
Особую роль я отвожу урокам внеклассного чтения. Такие уроки предполагают углубленную работу с текстом,
их стержень – выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельного суждения (Ф.Абрамов
«Пелагея и Алька», Л.Андреев «Бездна», Ш.Бронте «Джейн Эйр»).
Для активизации читательской деятельности считаю главным тесную работу со школьным библиотекарем, а
также подборку дополнительных материалов, литературных текстов, библиографических данных. Как лицо
заинтересованное, проверяю посещаемость учащимися библиотеки.
Считаю важной работу с родителями, так как семейное чтение играет большую роль в привитии любви к
литературе.
Перед каникулами даю список обязательной литературы, который ученики должны прочитать, требую
обязательное ведение читательского дневника, но в первый раз это может не получиться, но не стоит
отчаиваться. На мой взгляд, составление списка обязательной литературы является основной формой
мотивации самостоятельного чтения.