Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.
Оценка 4.7

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа +1
Детсад
17.05.2018
Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.
Ведущая роль в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, принадлежит специализированным детским садам и группам. Успешная коррекция речи во многом зависит от уровня профессионализма логопеда, но взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в конечном итоге влияет на более эффективное овладение речью.
Лексика детей с ТНР.docx
Попович Елена Константиновна учитель­логопед высшей кв.категории  МДОУ д/с «Тополёк» г.Волгодонска  Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи  в нерегламентированной деятельности. Ведущая   роль   в   коррекционной   работе   с   детьми,   имеющими     речевые   нарушения, принадлежит специализированным детским садам и группам. Успешная коррекция речи во многом зависит от уровня профессионализма логопеда, но взаимодействие всех специалистов ДОУ в конечном итоге влияет на более эффективное овладение речью. Работа  воспитателя  имеет  большое  значение  в речевой  активности  детей  и    тесно переплетается   с   работой   логопеда.   Иногда   она   предшествует   логопедическим   занятиям, обеспечивая   необходимую   познавательную   и   мотивационную   базу   для   формирования правильной   речи.   В   других   случаях   воспитатель   закрепляет   результаты,   достигнутые   на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за   состоянием   речевой   деятельности   детей   в   каждый   период   обучения.   Воспитатель контролирует   и   стимулирует   их   речевую   активность,   правильное   использование поставленных   звуков,   отработанных   грамматических   форм;   расширяет   словарный   запас; развивает фонематический слух; работает над звукобуквенным анализом; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т. д. Эти мероприятия проявляются не только на специальных занятиях, но и в течение всего дня, во время основных режимных моментов, поэтому я на них остановлюсь.  Большое значение в организации всего дня имеет утренний прием детей, проводимый в теплый   период   времени   на   воздухе.   Каждый   воспитатель   имеет   возможность   занять   и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников.   Можно   попросить   детей   рассказать   о   своем   настроении,   спросить,   что интересного произошло с ними в выходные дни. Поиграть в игры на развитие внимания: «Какие машины ты видел по дороге в д/с?», «Во что одета твоя мама?», «Какие деревья растут   у   тебя   во   дворе?»     Организуя   самостоятельную   деятельность   детей,   педагоги   с помощью   вопросов,   предлагая   разнообразные   игровые   материалы,   активизируют саморазвитие   ребенка   на   основе   знаний,   полученных   в   процессе   учебной   и   совместной деятельности;   способствуют   развитию   познавательной   активности   в   разных   видах деятельности,   формированию   уверенности   в   себе,   чувства   собственного   достоинства   и активизации   внутригруппового   общения   детей.   Воспитателям   достаточно   создать развивающую   среду   на   основе   активности   и   интересов   детей,   а   ребенок   сам   выберет деятельность,   исходя   из   своих   потребностей.   Утро   –   самое   благоприятное   время   для организации бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель   должен   руководить   ходом   рассуждения,   направляя   мысли   детей   в   нужное русло.  При   подготовке   к   завтраку,   обеду,   ужину   педагог   следит,   чтобы   дети   правильно использовали лексику, связанную с понятием посуда и ее виды. При этом они употребляют беспредложные   конструкции   со   словами,   обозначающими   предметы   и   предложные 1 конструкции.     Воспитатель   побуждает   детей   использовать   в   своей   речи   словосочетания, состоящие из прилагательных   и существительных (чайная ложка, бумажные салфетки и т. п.),   простые   предложения   с   однородными   членами.   Педагог   просит   одного   из   детей рассказать,   для   чего   мы   моем   руки,   другого   –   повторить   правила   поведения   за   столом, третьего – как пройти из умывальной комнаты к своему месту и т. д. При   подготовке   к   занятиям   для   закрепления   речевых   навыков   дети   правильно называют принадлежности, материалы, используемые на занятиях, и действия, производимые с их помощью.  Перед   выходом   на   прогулку   воспитатель   обычно   обсуждает   с   детьми,   чем   будут заниматься,   какое   оборудование   возьмут.   При   подготовке   к   прогулке   упражнять   детей правильно употреблять лексику, связанную с понятиями одежда, обувь, растения, животные, птицы, времена года и др. Использовать в речи относительные прилагательные, образованные от   названий:   материалов,   из   которых   изготовлена   одежда,   обувь   и   т.д.   Для   закрепления речевых   умений   дети   конструируют   простые   предложения   с   однородными   членами, сложносочиненные и сложноподчиненные   предложения при ответах на вопросы педагога. Например, «Мы идем на прогулку, потому что…», «Я пришел в резиновых сапогах, потому что…». В раздевалке можно предложить следующие игры: «Назови, какие сапоги (туфли)», «Назови столько животных, сколько пуговиц на куртке», «Что произойдет, если осенью мы выйдем на прогулку в легкой одежде?», «Что можно считать парами?»  Чтобы   прогулка   принесла   пользу   разностороннему   развитию   детей,   на   воздухе организуются: наблюдения в природе, труд по уборке участка, на огороде, цветнике, игры. На   прогулке   целесообразно   организовывать   элементарную   поисковую   деятельность   ­ совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение познавательных задач.  Игра «Найдите гостя». Воспитатель зачитывает письмо: «Пройдите прямо, поверните направо, обойдите веранду, поверните налево и посмотрите под куст сирени».   Поисковая деятельность начинается с постановки познавательной задачи и принятия ее детьми. Затем осуществляется ее анализ, выдвигаются предположения, отбираются способы их проверки, формулируется   вывод.   Важным   условием   постановки   познавательных   задач   является создание   проблемных   ситуаций.   Все   это   развивает   у   детей   умение   планировать   свою деятельность,   предвидеть   результат   и   добиваться   цели,   активизировать   речевые   умения. Заходя   в   группу,   дети   строятся   друг   за   другом   и   отвечают   на   вопросы   воспитателя   по лексической теме (игра «Назови пароль»). Цель такой работы ­  стимулировать и развивать речевую активность вне группы и кабинета. Проснувшись, дети могут рассказать о своих сновидениях, побеседовать о планах на вечер.   Организуемые   в   ДОУ   оздоровительные   мероприятия   (гимнастика   после   сна, босохождение, ходьба по "Дорожкам Здоровья", самомассаж, сопровождаемый речевками, дыхательной гимнастикой,) ­ также способствуют познавательному развитию, активизации словаря. Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и заниматься в групповой. Это время необходимо использовать рационально и насыщенно.   С   детьми   организуется   коллективный   труд,   проводятся   развлечения, организуются   игры­драматизации,   самостоятельная   художественная   деятельность,   дети играют в сюжетно­ролевые и строительные игры. Педагог создает условия для проведения 2 игры. В подготовительной группе ребенок уже умеет сам организовать игру и озвучить ее правила, но  корректирующая и направляющая роль воспитателя остается.   Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо сопровождать все это речью. Это способствует устранению речевых нарушений, развитию мыслительной активности, логического мышления, умению общаться с детьми и взрослыми, социализации ребенка в обществе. Игры для активизации и обогащения словаря по теме «Я ­ человек» Старшая гр. Подготовительная гр. Утро 1. Предметный словарь: голова, шея, плечи,  грудь, колено, локоть, пятка, ступня, спина,  нога, рука, живот, кисть, пальцы, ухо, волосы,  лицо, рот, нос, щека, глаз, подбородок, лоб,  веко, ресницы, бровь, губа, зубы, язык, мышцы,  кости, коса, затылок. 2. Глагольный словарь: дышать, смотреть,  ходить, сгибать, слышать, нюхать, петь, бегать,  прыгать, хмуриться, моргать, мыть,  расчесывать, вытирать, стричь, болеть, лечить,  смеяться, плакать. 3. Словарь признаков: высокий, низкий,  длинный, короткий, курносый, левый, правый,  большой, здоровый, чистый, грязный, хмурый,  веселый, грустный, удивленный, испуганный,  смелый, кудрявый, сильный, слабый. 4. Антонимы: грязный­ чистый, здоровый­ больной, высокий ­ низкий, красивый­страшный, короткий ­ длинный, большой­маленький,  трудолюбивый ­ ленивый, смелый­трусливый.   Игра «Объясни значение»: Голова – всему начало. Хоть бы одним глазком взглянуть. Задрать нос. Голову повесить.  Д/и «Угадай на ощупь»(предметы ухода)  Словесная игра  «Скажи наоборот»  (подбор слов­антонимов. Подготовка к завтраку, обеду и т.д. Режимные потешки: Кран откройся, Нос умойся, Глаз купайся, Грязь сдавайся.           Указочка. Ротик мой умеет кушать, Нос – дышать, а уши – слушать. Могут глазоньки моргать, Ручки – все хватать, хватать. Эмоциональный настрой, вхождение в учебную деятельность. Ручки как у вас лежат? Вот так, вот так. Составление предложений с союзом  Утро 1. Предметный словарь: скулы, висок, темя,  запястье, голень, мочки, ноздри. Сердце,  желудок, почки, печень, позвоночник, мозг,  сосуды. 2. Обогащение глагольного словаря. Волосы постригают, моют, накручивают,  красят, расчесывают. 3. Активизация и обогащение словаря  признаков. Глаза: веселые ,грустные, печальные,  задумчивые, яркие, счастливые, голубые,   серые.  4. Уточнение и активизация словаря  наречий. Говорим  (как?) – медленно, быстро, понятно,  громко. 5. Многозначность: коса, ручка, колено, нос,  язык, кисть.  «чтобы». Для  чего нужны: руки, уши, ресницы, колени, легкие и т.д.  Глаза боятся, а руки делают. Руки работают, а голова кормит.  Близок локоток, да не укусишь.  Словесная игра «Скажи иначе» (подбор  слов­синонимов: смелый красивый, вкусный). Подготовка к завтраку, обеду и т.д. Мойте руки с мылом, Мылом белым, Пропадут микробы навсегда. Защищают тело Солнце, воздух, мыло и вода. Полотенце  расправляй, Сухо, сухо вытирай Каждый пальчик, Пальчик­мальчик Ни один не обижай. Вот так, вот так, Ни один не пропускай. Полотенце на место  Вешать ты не забывай. Игра «Объясни значение»: 3 Ножки как у вас стоят? Вот так, вот так. (погрозить пальцем) Ну разок, ну другой Последите за собой. Ответное слово детей: Мы нисколько не шалим, Мы тихонечко сидим. Мы разок, мы другой Последили за собой. (поворот головы)  Прогулка  Загадки: У зверюшки – на макушке, А у нас – ниже глаз.(Уши.) Два Егорки живут возле горки, Живут дружно, А друг на друга не глядят. (Глаза.) Он бывает самым разным: Добрым, вредным, Гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.) Подвижная игра: «Девочки и  мальчики». Играющие становятся вкруг на таком  расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель медленно читает  стихотворение, дети действуют, согласно его содержания. Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. Ножками топают, Ручками хлопают. Головками кивают И тихо приседают.  ­ Ребята, чем вы сейчас хлопали?  ­ Покажите правую, левую (пальцы,  ногти, ладонь, локоть…)  ­ Чем вы топали?  Мы руки поднимаем,  Мы руки опускаем, Мы руки подаем. Дети соединяют руки, образуя круг. И бегаем кругом, И бегаем кругом. 2 половина дня.  Игра «Что можно делать?» Глазами, ногами, руками, зубами.  Игра «Найди ошибку»:   Руками прыгают, а ногами трогают; Глазами нюхают, а носом смотрят; Эмоциональный настрой, вхождение в  учебную деятельность. Слушать внимательно, Думать обязательно, Говорить старательно. Прогулка Всегда во рту, А не проглотишь.(Язык) Пять братьев годами равные,  А ростом разные. (Пальцы.) Всю жизнь ходят наперегонки, А обогнать друг друга не могут. (Ноги.)  Есть на пальцах наших ногти, На руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна. Есть у нас на голове Уха два и мочки две. Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки. Щеки нос и две ноздри, Губы зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой! Подвижна игра «Затейники» Один из играющих выбирается затейником, он  становится в середину круга. Остальные дети,  взявшись за руки, идут по кругу (вправо или  влево по указанию воспитателя) и произносят: Ровным кругом, Друг за другом,  Мы идем за шагом шаг, Стой на месте, Дружно вместе Сделаем… вот так. Дети останавливаются, опускают руки.  Затейник показывает какое­нибудь движение, а все дети должны его повторить. После 1­2  повторений игры  затейник выбирает кого­ нибудь из играющих на свое место, и игра  продолжается. Повторяется игра  3­4 раза. Указания. Затейники придумывают  4 Ушами едят, а ртом слушают; Ногами хлопают, а руками топают; Ногтями берут, а руками царапают.  Сюжетно­ролевая игра  «Больница» разнообразные движения, не повторяя  показанных. 2 половина дня.  Игра « Какая девочка? Какой мальчик»  (темноволосая, краснощекий, голубоглазый…)  Словесная игра «Какое слово не подходит?» Кость, окостенеть, кисточка, костлявый,  костоправ. Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.  Игра «Что общего и чем отличаются?» Девочка и кукла. Человек и кот. Человек и обезьяна. 5

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2018