Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.
Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа +1
Детсад
17.05.2018
Ведущая роль в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, принадлежит специализированным детским садам и группам. Успешная коррекция речи во многом зависит от уровня профессионализма логопеда, но взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в конечном итоге влияет на более эффективное овладение речью.
Лексика детей с ТНР.docx
Попович Елена Константиновна
учительлогопед высшей кв.категории
МДОУ д/с «Тополёк» г.Волгодонска
Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в
нерегламентированной деятельности.
Ведущая роль в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения,
принадлежит специализированным детским садам и группам. Успешная коррекция речи во
многом зависит от уровня профессионализма логопеда, но взаимодействие всех специалистов
ДОУ в конечном итоге влияет на более эффективное овладение речью.
Работа воспитателя имеет большое значение в речевой активности детей и тесно
переплетается с работой логопеда. Иногда она предшествует логопедическим занятиям,
обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования
правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на
логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение
за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель
контролирует и стимулирует их речевую активность, правильное использование
поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас;
развивает фонематический слух; работает над звукобуквенным анализом; совершенствует
мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т. д.
Эти мероприятия проявляются не только на специальных занятиях, но и в течение
всего дня, во время основных режимных моментов, поэтому я на них остановлюсь.
Большое значение в организации всего дня имеет утренний прием детей, проводимый в
теплый период времени на воздухе. Каждый воспитатель имеет возможность занять и
заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение
воспитанников. Можно попросить детей рассказать о своем настроении, спросить, что
интересного произошло с ними в выходные дни. Поиграть в игры на развитие внимания:
«Какие машины ты видел по дороге в д/с?», «Во что одета твоя мама?», «Какие деревья
растут у тебя во дворе?» Организуя самостоятельную деятельность детей, педагоги с
помощью вопросов, предлагая разнообразные игровые материалы, активизируют
саморазвитие ребенка на основе знаний, полученных в процессе учебной и совместной
деятельности; способствуют развитию познавательной активности в разных видах
деятельности, формированию уверенности в себе, чувства собственного достоинства и
активизации внутригруппового общения детей. Воспитателям достаточно создать
развивающую среду на основе активности и интересов детей, а ребенок сам выберет
деятельность, исходя из своих потребностей. Утро – самое благоприятное время для
организации бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений.
Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное
русло.
При подготовке к завтраку, обеду, ужину педагог следит, чтобы дети правильно
использовали лексику, связанную с понятием посуда и ее виды. При этом они употребляют
беспредложные конструкции со словами, обозначающими предметы и предложные
1 конструкции. Воспитатель побуждает детей использовать в своей речи словосочетания,
состоящие из прилагательных и существительных (чайная ложка, бумажные салфетки и т.
п.), простые предложения с однородными членами. Педагог просит одного из детей
рассказать, для чего мы моем руки, другого – повторить правила поведения за столом,
третьего – как пройти из умывальной комнаты к своему месту и т. д.
При подготовке к занятиям для закрепления речевых навыков дети правильно
называют принадлежности, материалы, используемые на занятиях, и действия, производимые
с их помощью.
Перед выходом на прогулку воспитатель обычно обсуждает с детьми, чем будут
заниматься, какое оборудование возьмут. При подготовке к прогулке упражнять детей
правильно употреблять лексику, связанную с понятиями одежда, обувь, растения, животные,
птицы, времена года и др. Использовать в речи относительные прилагательные, образованные
от названий: материалов, из которых изготовлена одежда, обувь и т.д. Для закрепления
речевых умений дети конструируют простые предложения с однородными членами,
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения при ответах на вопросы педагога.
Например, «Мы идем на прогулку, потому что…», «Я пришел в резиновых сапогах, потому
что…». В раздевалке можно предложить следующие игры: «Назови, какие сапоги (туфли)»,
«Назови столько животных, сколько пуговиц на куртке», «Что произойдет, если осенью мы
выйдем на прогулку в легкой одежде?», «Что можно считать парами?»
Чтобы прогулка принесла пользу разностороннему развитию детей, на воздухе
организуются: наблюдения в природе, труд по уборке участка, на огороде, цветнике, игры.
На прогулке целесообразно организовывать элементарную поисковую деятельность
совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение познавательных задач.
Игра «Найдите гостя». Воспитатель зачитывает письмо: «Пройдите прямо, поверните
направо, обойдите веранду, поверните налево и посмотрите под куст сирени». Поисковая
деятельность начинается с постановки познавательной задачи и принятия ее детьми. Затем
осуществляется ее анализ, выдвигаются предположения, отбираются способы их проверки,
формулируется вывод. Важным условием постановки познавательных задач является
создание проблемных ситуаций. Все это развивает у детей умение планировать свою
деятельность, предвидеть результат и добиваться цели, активизировать речевые умения.
Заходя в группу, дети строятся друг за другом и отвечают на вопросы воспитателя по
лексической теме (игра «Назови пароль»). Цель такой работы стимулировать и развивать
речевую активность вне группы и кабинета.
Проснувшись, дети могут рассказать о своих сновидениях, побеседовать о планах на
вечер. Организуемые в ДОУ оздоровительные мероприятия (гимнастика после сна,
босохождение, ходьба по "Дорожкам Здоровья", самомассаж, сопровождаемый речевками,
дыхательной гимнастикой,) также способствуют познавательному развитию, активизации
словаря. Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети
могут играть и заниматься в групповой. Это время необходимо использовать рационально и
насыщенно. С детьми организуется коллективный труд, проводятся развлечения,
организуются игрыдраматизации, самостоятельная художественная деятельность, дети
играют в сюжетноролевые и строительные игры. Педагог создает условия для проведения
2 игры. В подготовительной группе ребенок уже умеет сам организовать игру и озвучить ее
правила, но корректирующая и направляющая роль воспитателя остается.
Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ,
необходимо сопровождать все это речью. Это способствует устранению речевых нарушений,
развитию мыслительной активности, логического мышления, умению общаться с детьми и
взрослыми, социализации ребенка в обществе.
Игры для активизации и обогащения словаря по теме «Я человек»
Старшая гр.
Подготовительная гр.
Утро
1. Предметный словарь: голова, шея, плечи,
грудь, колено, локоть, пятка, ступня, спина,
нога, рука, живот, кисть, пальцы, ухо, волосы,
лицо, рот, нос, щека, глаз, подбородок, лоб,
веко, ресницы, бровь, губа, зубы, язык, мышцы,
кости, коса, затылок.
2. Глагольный словарь: дышать, смотреть,
ходить, сгибать, слышать, нюхать, петь, бегать,
прыгать, хмуриться, моргать, мыть,
расчесывать, вытирать, стричь, болеть, лечить,
смеяться, плакать.
3. Словарь признаков: высокий, низкий,
длинный, короткий, курносый, левый, правый,
большой, здоровый, чистый, грязный, хмурый,
веселый, грустный, удивленный, испуганный,
смелый, кудрявый, сильный, слабый.
4. Антонимы: грязный чистый, здоровый
больной, высокий низкий, красивыйстрашный,
короткий длинный, большоймаленький,
трудолюбивый ленивый, смелыйтрусливый.
Игра «Объясни значение»:
Голова – всему начало.
Хоть бы одним глазком взглянуть.
Задрать нос. Голову повесить.
Д/и «Угадай на ощупь»(предметы ухода)
Словесная игра «Скажи наоборот»
(подбор словантонимов.
Подготовка к завтраку, обеду и т.д.
Режимные потешки:
Кран откройся,
Нос умойся,
Глаз купайся,
Грязь сдавайся.
Указочка.
Ротик мой умеет кушать,
Нос – дышать, а уши – слушать.
Могут глазоньки моргать,
Ручки – все хватать, хватать.
Эмоциональный настрой, вхождение в
учебную деятельность.
Ручки как у вас лежат?
Вот так, вот так.
Составление предложений с союзом
Утро
1. Предметный словарь: скулы, висок, темя,
запястье, голень, мочки, ноздри. Сердце,
желудок, почки, печень, позвоночник, мозг,
сосуды.
2. Обогащение глагольного словаря.
Волосы постригают, моют, накручивают,
красят, расчесывают.
3. Активизация и обогащение словаря
признаков.
Глаза: веселые ,грустные, печальные,
задумчивые, яркие, счастливые, голубые,
серые.
4. Уточнение и активизация словаря
наречий.
Говорим (как?) – медленно, быстро, понятно,
громко.
5. Многозначность: коса, ручка, колено, нос,
язык, кисть.
«чтобы». Для чего нужны: руки, уши, ресницы,
колени, легкие и т.д.
Глаза боятся, а руки делают.
Руки работают, а голова кормит.
Близок локоток, да не укусишь.
Словесная игра «Скажи иначе» (подбор
словсинонимов: смелый красивый, вкусный).
Подготовка к завтраку, обеду и т.д.
Мойте руки с мылом,
Мылом белым,
Пропадут микробы навсегда.
Защищают тело
Солнце, воздух, мыло и вода. Полотенце
расправляй,
Сухо, сухо вытирай
Каждый пальчик,
Пальчикмальчик
Ни один не обижай.
Вот так, вот так,
Ни один не пропускай.
Полотенце на место
Вешать ты не забывай.
Игра «Объясни значение»:
3 Ножки как у вас стоят?
Вот так, вот так.
(погрозить пальцем)
Ну разок, ну другой
Последите за собой.
Ответное слово детей:
Мы нисколько не шалим,
Мы тихонечко сидим.
Мы разок, мы другой
Последили за собой.
(поворот головы)
Прогулка
Загадки:
У зверюшки – на макушке,
А у нас – ниже глаз.(Уши.)
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят. (Глаза.)
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)
Подвижная игра: «Девочки и
мальчики».
Играющие становятся вкруг на таком
расстоянии, чтобы не мешать друг другу.
Воспитатель медленно читает
стихотворение, дети действуют, согласно
его содержания.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топают,
Ручками хлопают.
Головками кивают
И тихо приседают.
Ребята, чем вы сейчас хлопали?
Покажите правую, левую (пальцы,
ногти, ладонь, локоть…)
Чем вы топали?
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
Дети соединяют руки, образуя круг.
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
2 половина дня.
Игра «Что можно делать?»
Глазами, ногами, руками, зубами.
Игра «Найди ошибку»:
Руками прыгают, а ногами трогают;
Глазами нюхают, а носом смотрят;
Эмоциональный настрой, вхождение в
учебную деятельность.
Слушать внимательно,
Думать обязательно,
Говорить старательно.
Прогулка
Всегда во рту,
А не проглотишь.(Язык)
Пять братьев годами равные,
А ростом разные. (Пальцы.)
Всю жизнь ходят наперегонки,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги.)
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки нос и две ноздри,
Губы зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Подвижна игра «Затейники»
Один из играющих выбирается затейником, он
становится в середину круга. Остальные дети,
взявшись за руки, идут по кругу (вправо или
влево по указанию воспитателя) и произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем… вот так.
Дети останавливаются, опускают руки.
Затейник показывает какоенибудь движение, а
все дети должны его повторить. После 12
повторений игры затейник выбирает кого
нибудь из играющих на свое место, и игра
продолжается.
Повторяется игра 34 раза.
Указания. Затейники придумывают
4 Ушами едят, а ртом слушают;
Ногами хлопают, а руками топают;
Ногтями берут, а руками царапают.
Сюжетноролевая игра
«Больница»
разнообразные движения, не повторяя
показанных.
2 половина дня.
Игра « Какая девочка? Какой мальчик»
(темноволосая, краснощекий, голубоглазый…)
Словесная игра «Какое слово не подходит?»
Кость, окостенеть, кисточка, костлявый,
костоправ.
Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.
Игра «Что общего и чем отличаются?»
Девочка и кукла. Человек и кот.
Человек и обезьяна.
5
Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.
Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.
Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.
Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.
Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.