Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.7

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.7
Семинары
doc
русская литература +1
Взрослым
14.02.2018
Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, компьютерными средствами обучения, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Ме6ня давно волнует вопрос о создании условий для проявления мыслительной деятельности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации пр решение поставленных задач.
Активизация мыслительной деятельности.doc
Активизация мыслительной деятельности и развитие речи в условиях обновления содержания образования Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения  в жизни. И по тому, как человек и что говорит, мы сразу можем  судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить  степень интеллигентности человека, его умственного развития, степень его психологической уравновешенности.                                   Д.С.Лихачёв    Сегодня,   когда   происходит   смена   образовательной   парадигмы, предлагаются иные подходы к образованию, иной педагогический менталитет. Содержание   образования   обогащается   новыми   процессуальными   умениями,   важнейшей   составляющей компьютерными   средствами   обучения, педагогического   процесса   становится   личностно   –   ориентированное взаимодействие  учителя с учеником. Меня давно волнует вопрос создания условий   для   проявления   мыслительной   деятельности   обучающихся:   для   самореализации   при   решении успешной   самостоятельной   работы, поставленных на уроке задач.  Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного   восприятия   изучаемого   материала   по   предмету   и   его осмысления,   для   творческой   переработки   знаний   и   применения   их   на практике.   Активизировать   мышление   обучающихся   можно   на   протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю   создание   ситуации   успеха,   что,   на   мой   взгляд,   является   мощным стимулом для обучающихся.  Знание как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации (Б.Д. Эльконин: «Школа – не место реализации чего­либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа»), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям.  Если говорить о мотивационной основе активности, то, с моей точки зрения, первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому   я   ставлю   перед   собой   задачу   нацелить   учащихся   на   успешное выполнение   учебного   задания:   ученик   должен   ощутить   себя   «творцом обстоятельств», чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата. На   этом   этапе   учащимся   можно   предлагаю   различные   варианты мотивов:  ­ стремление самостоятельно решать интересные задачи; ­ стать добрым волшебником урока и т.д. Иначе   говоря,   с   первых   минут   урока  формируется   ситуация   успеха: актуализируются   для   предстоящей   деятельности   одни   эмоции, нейтрализуются   (при   необходимости)   другие   (страх,   память   о   неуспехе, равнодушие и т.д.).  Ученик   не   зажат   на   уроке   принципом   «от   сих   и   до   сих,   ни   шагу   в сторону», не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате  самостоятельного  мышления,  поиска,  решения.  И   если   учителю удастся   справиться   с   поставленной   задачей,   то   ученики   почувствуют потребность в овладении новыми знаниями. До   недавнего   времени   считалось,   что   учитель   –   творец   урока,   и, естественно,   цели   ставит   он.   Сегодняшний   день   требует   воспитывать творцами   учеников,   поэтому  функцию   поставки   целей   нужно   отдать детям.  Тогда они чётко  и ясно увидят,  что должны  освоить и к  какому возможному результату придти. Однако,   прежде   чем   ставить   цели,   необходимо   ввести   новый   этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные   учителем   мыслительные   операции   (сравнения,   сопоставление, группировка,   нахождение   общего   и   различий,   классификация   и   т.д.)   с предложенным   лингвистическим   материалом   и   в   результате   приходят   к формулированию темы и целей урока. И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений. В 5 классе на первом уроке по теме «Словосочетание»   возможно такое задание: На доске запись: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться,  сер…це, дер..во, вс…гда.  Задание:  1)соедините   между   собой   слова,   в   которых   пропущена   одинаковая орфограмма;  2)   определите,   какое   синтаксическое   явление   представляют соединенные вами слова;  3) сформулируйте тему урока. 7   класс   –   первый   урок   по   теме   «Причастие».   Здесь   возможно использование «немого диктанта». Задание. 1) Посмотрите на меня (это может быть и ученик). Запишите в левый столбик слова, характеризующие меня по высоте, красоте, полноте. 2) Слова какой части речи вы для этого использовали? Какие признаки предмета постоянные или временные – они называют? От слова какой части речи образованы? 3)   Сейчас   я   произведу   некоторые   действие,   а   вы   опишите,   какие признаки я приобретаю в этом случае (слова запишите в правый столбик)? Постоянны эти признаки или нет? От слова какой части речи образованы? 4) Просклоняйте по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать об изменении прилагательных и причастий?  5) Что ещё общего есть у прилагательных и причастий, с вашей точки зрения? На доске и в тетрадях по мере выполнения задания появляется запись:  4. Какова тема урока? Какие цели урока поставлены? (7 класс «Понятие о причастиях»). Стараюсь так строить дальнейшую работу, чтобы ученики в ходе поиска решения   поставленных   задач,   пришли   к   схеме,   которая   бы   действовала   в различных ситуациях.  Конечно, нельзя забывать и о работе с учебником на уроке. И здесь активизация   мыслительной   деятельности   учащихся   происходит   через использование  таких   приёмов  как,  например,  структурирование   материала: составить   план,   тезисы,   схему,   таблицу,   выписать   ключевые   слова   или понятия   и   т.д.     Целесообразно   использовать  разноуровневые   задания,   но опять–таки   нельзя   забывать,   что   решающие   слово   в   выборе   уровня   за учеником, а не учителем, как бы нам того не хотелось.  Главное здесь не само задания, а процесс выбора,  поскольку в этом случае ребёнок  производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учится, изменить качество,  а как следствие меняется активность на уроке и вне его.        В последнее время перед нами, учителями литературы, проблема ­  дети не хотят читать, увлечены компьютером. Для того чтобы изменить ситуацию, мы,   конечно,   должны   заинтересовать   учащихся.   Помочь   в   этом   могут разнообразные   творческие   задания,   различные   творческие   приемы,   смена жанров   урока,   ведь   именно   это   помогает   устранить   однообразие   уроков. Стараюсь   активизировать   творчество   творчески.   Среди   различных   средств активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроке важное место занимают   вопросы   и   задания   учителя.   Это   одни   из   самых   действенных   и распространенных   средств   побуждения   учеников   к   активной   умственной работе.   Сила   их   ­   в   простоте,   доступности.   Вопросы   доминируют   над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания.   Эти приемы использую на всех этапах обучения, при любом методе организации   деятельности   обучающихся.   Задавая   вопросы,   можно   научить школьников находить сходство и различие в предметах и явлениях, отбирать факты   для   доказательства,   находить   и   обобщать   факты,   подтверждающие правило,   находить   причину   явления,   видеть   явление   во   всех   связях   и   в развитии.  С   помощью   вопросов   можно   получать   информацию   о   состоянии подготовленности   обучающихся   к   восприятию   нового   материала,   вопросы используются как стимулирующее средство в познавательной деятельности   являются   структурным   элементом   в   педагогической школьников, конструкции   проблемной   ситуации,   они   служат   средством   контроля   и применяются как логическая связка в ходе изучения нового материала.  Часто   предлагая   карточки   с   репродуктивными,   поисковыми   или проблемными   вопросами   и   заданиями   по   изученному   материалу,   заранее проставляю балл сложности или ту оценку, которую могут получить ученики в ходе выполнения каждого задания карточки. Затем ученики в паре выбирают задания и начинают совместно готовиться к ответу, они обсуждают и решают возникшие проблемы. Наконец, каждый из них готовит вопросы для своего товарища, на которые  тот должен  дать ответ. После чего  они обсуждают, какую  оценку   заработал   каждый   из   них   или   они   вместе,  и  передают   лист анализа совместной деятельности мне. Итак, моя основная цель ­ обучая, развивать, воспитывать, то есть коммуникативную, социальную и информационную компетенцию. Изучение литературы   дает   возможность   приобщиться   к   духовной   культуре человечества, ведь общение с литературным произведением требует не только работы разума, но и работы души. Чтобы   сделать   процесс   контроля   и   закрепления   знаний   более эффективным   и   облегчить   свою   работу,   я   применяю   проверочные раздаточные карточки. В основе карточек ­ принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный   уровень   подготовленности.С   проверочными   карточками   можно работать на любой стадии урока. Они позволяют  мне экономить время на уроке и охватить опросом большое количество школьников.  Как   показывает   опыт,   целесообразно   использовать   карточки дифференцированного   контроля   знаний   на   уроках   обобщения   и систематизации   материала   по   русскому   языку,   литературе   как   за   весь школьный курс, так и при изучении различных разделов.  Считаю, что только взаимодействие  всех субъектов образовательного процесса,   и   педагогов,   и   школьников,   может   привести   к   обоюдному   деятельности, изменению   в   структуре   личности,   в   поведении, взаимоотношениях и, конечно, результату учебного процесса.    «Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии,   творчества,   окружавший   детей   от   школы,   не   закрыли   перед ребёнком классной дверью», ­ говорил в своё время выдающийся учитель В.А. Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить. И немало важную роль будет играть, какую жизненною позицию они займут:   то   ли   будут   пассивными   созерцателями,   то   ли   просто   хорошими исполнителями,   то   ли   людьми   активными,   думающими,   способные преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей! Ведь личность учителя на уроке проецируется на детей. И если учитель сочетает в себе ум, азарт, умение учитывать ситуацию, возрастные особенности детей, желание воспитать ученика – творца и знание: как, при помощи каких приёмов этого можно добиться, то он сможет достичь поставленной цели. И только тогда мы сможем говорить об успехе.

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018