Активизация обучения как педагогическая проблема.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 18.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения «[1,с.46] Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Многие исследователи, практики и теоретики выделяют различные уровни активности учащихся. Например Г.И.Щукина [2] выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровень. Т.И.Шамова [3] различает три вида познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческийЯ описала несколько методов познавательной активности учащихся на уроках.
Иконка файла материала Активизация обучения как педагогическая проблемма.docx
Глава 4. Активизация обучения как педагогическая  проблема. В русле  деятельностного  подхода  психологической  основой  обучения  является  «активная познавательная деятельность самого учащегося,  приводящая  к  формированию умения  творчески  мыслить, используя  приобретаемые  в процессе деятельности  знания, навыки  и умения «[1,с.46]  Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности.  Многие  исследователи, практики и теоретики выделяют различные уровни активности учащихся.  Например  Г.И.Щукина      [2] выделяет репродуктивно­подражательный, поисково­исполнительский и  творческий уровень. Т.И.Шамова  [3] различает три вида познавательной  активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий. И. Я. Лернер и  М. Н. Скаткин  показали, что в каждом  из последующих методов степень  активности нарастает:  объяснительно ­ иллюстративный, репродуктивный,  проблемное изложение, частично­поисковый, или эвристический и   исследовательский методы.[ 4,с.181]. Так же исследователи выделяют  источники активности в естественной среде, окружающей человека;  в   проблемнности ,  взаимообучении, исследовании, индивидуализации  и   самообучении, механизме самоконтроля и саморегуляции  [ 5].В. Я. Ляудис,  Б.Ц.Бадмаев выделяют активность через программированное обучение   [5,с.12].                                                                              Я выбрала подход  учёных  которые связывают источники активности с личностью  преподавателя. Многие исследователи отмечают, что для преподавателей  любой ступени образования очень важны установки на выстраивание  открытых, доверительных, доброжелательных отношений с учащимися,  умение использовать для этого специальные социально­психологические,  дидактические и личностные средства.[6,7,8,9]. 4.1.­Активизация познавательной активности на уроке обществознания.  *Условия становления и развития познавательной активности учащихся. [10,c.22] 1­Чёткая целевая установка на усвоение материала.                                              2­Наличие у учащихся определённого запаса знаний.                                         3­ Владение учащимися основными учебными умениями.                                       (слушать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять и т.д.)                                         4­Создание на уроке атмосферы эмоционального переживания от учения как  движение вперёд, радости от успеха.                                                                        *­Характер обучающейся деятельности педагога:                                             а  ­ Логичность изложения.                                                                                        б ­ Умение выделить главное ( суть) .в ­ Создать из  повседневного ­ удивительное.                                                         г ­ О сложном говорить  увлекательно.                                                                     д ­ Учить всему кратко, понятно, основательно.  *Действия,входящие в деятельность учения.                                                      а­ общие( не специфические)                                                                                     в­специфические                                                                                                    Общие виды познавательной деятельности(общие приёмы) потому  и  называются общими,что они используются при работе с разными знаниями  (умение планировать и контролировать любой вид деятельности)                        К ним относяться все приёмы логического мышления( сравнение,подведение  под понятие,выведение следствий,приёмы доказательств   и др. ) К общим  видам деятельности относятся­умение запоминать,быть внимательным,умение наблюдать и др.                                                                           Итак,познавательная  деятельность­это не что­то аморфное,а всегда система  определённых действий и входящих в них знаний.Это означает:что  познавательную деятельность следует формировать в строго определённом  порядке,считаясь с содержанием слагающих её действий.                                     Поэтому я выбрала изучение нового материала,в котором функционируют и  логические и специфические виды познавательной деятельности[13.с.56] *Закономерности процесса усвоения.                                                                    Ранее я раскрыла основные виды познавательной деятельности,которые  необходимо сформировать у учащихся.Но для того чтобы делать это  целенаправленно и успешно необходимо знать закономерности  процесса  усвоения.Раскрытие  целей обучения  позволяет ответить на вопрос,  для чего  организуется обучение,чему надо научить и как учить:какие выбрать  методы,в какой последовательности их использовать.[13.с.94] **Результативность: *активизируется познавательная деятель                                                     *возникают новые методы познавательной деятельности и,                           как  следствие, растёт интерес к предмету;                                                   *формируется творческое мышление;                                                           *развиваются коммуникативные способности;                                         *выполняются задания исследовательского характера;                                  *применяются полученные знания в жизни. Логические приёмы мышления человек использует в течении всей жизни, при  выполнении всех видов деятельности. Следовательно, умение учиться состоит из разного вида познавательных действий, направленных на получение новых  знаний. К их числу относятся планирование, контроль, оценивание,  корректирование своей деятельности. Приступая к изучению темы, я уверена,что учащиеся владеют всеми необходимыми познавательными средствами для усвоения этого материала. [ 13. с.92]