Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.
Оценка 4.6

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +1
docx
математика
1 кл
12.10.2019
Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.
Представляю вам материал,разработанный на основе практики. В нем мною рассматриваются некоторые вопросы методики проведения дидактических игр на уроках математики: активизация познавательной деятельности через дидактическую игру. методика проведения дидактических игр на уроках математики. применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе. Спасибо.
Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.docx
Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру. Роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена  деятели педагогической науки. "В игре раскрывается перед детьми мир,  раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть  полноценного умственного развития" ­ писал В.А. Сухомлинский. К дидактической игре, как любой форме, предъявляются психологические  требования: Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть  мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней. Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в  дидактической игре. Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю  необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность,  состояние здоровья каждого участника игры. Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра  завершается получением результатов, представляющих ценность для них. Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на  занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные,  эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически. Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в  целесообразности её использования. Дидактическая игра выполняет несколько функций: обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого,  развивая его мышление, расширяя кругозор); ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания  для решения нестандартной учебной задачи); мотивационно ­ побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную  деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса). Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя. а) Игры ­ упражнения. Игровая деятельность может быть организована в  коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её  используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной  работе. Пример: "Пятый лишний". На уроке естествознания учащимся предлагается  найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и  др.) одно случайно попавшее в этот список. б) Игра­поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения  семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других  семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не  требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают  хорошие результаты. в) Игры ­ соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации  телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и  во внеклассной работе. г) Сюжетно ­ ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а  сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим  определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс­конференция",  "Круглый стол" и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского  хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в  позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и  профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные  условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов,  творческих устремлений учащихся. д) Познавательные игры ­ путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут  совершать "путешествия" на континенты, в различные географические пояса,  климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения  и проверяться уже имеющиеся знания. Игра ­ путешествие обычно проводится  после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний  учащихся. За каждую "станцию" выставляются отметки. Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры  осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на  предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность  характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и  глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически  укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой  положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости.  Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и  активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с  увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.  Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат  деятельности, но и на протекание психических процессов ­ мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают  особую активность и направленность. Познавательный интерес ­ это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная  работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности  учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности  может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное  влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.  Классическая педагогика прошлого утверждала ­ "Смертельный грех учителя ­ быть скучным". Активизация познавательной деятельности ученика без развития его  познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот  почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и  укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как  стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения,  повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на  результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее,  преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный  интерес ­ не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены,  следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и  завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все  важнейшие проявления личности. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности  школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить  по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов  содержит в себе эту возможность, а с другой ­ путем определенной организации  познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников ­ это  новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим  звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет  удивляться. Удивление ­ сильный стимул познания, его первичный элемент.  Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии  ожидания чего­то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все  время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к  удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что  предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а  отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на  фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного  интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся  явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого  снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один  сложный механизм, является величайшим изобретением. Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей  повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса  ученика к познанию. Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто  житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире ­ на уровень научных  понятий, обобщений, понимания закономерностей. Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить  учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда  выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса ­  организация и включение в урок дидактических игр. Что бы возбудить желание  учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной  деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить  привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе  положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через включение дидактических игр. Из бесед с учителями начальных классов мы установили, что большинство из них  считают дидактическую игру важным средством для развития познавательного  интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди  причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок,  неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить  время урока, отсутствие интереса у учащихся. Методика проведения дидактических игр на уроках математики. Ребенок играет сначала с реальными окружающими его предметами, а затем с  воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он  овладевает предметами окружающего мира. Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда  удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию  взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают  профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные  отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы  человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали  самого ребенка; дети получают возможность для становления как личности в делом, так и отдельных психических процессов. Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к  дидактическим. Интерес детей к дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре "Капитаны" дети, действуя в  воображаемой ситуации, "ведут корабль" (поворачивают воображаемый руль то в  одну, то в другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в  дидактической игре они подражают умственной работе капитана ­ "ведут корабль  по заданному курсу" на основе выполненных расчетов. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной  активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся  живой интерес к. процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает  сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое  удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: "Без игры нет и, не  может быть полноценного умственного развития. Игра ­ это огромное светлое окно,  через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений, понятий об окружающем мире. Игра ­ это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет,  классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему  анализ и синтез, делает обобщения. [11, с.21] Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность  таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения  построить высказывание, суждение, умозаключение требуют не только умственных,  но и волевых усилий ­ организованности, выдержки, умения соблюдать правила  игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию  математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических  знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют  общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в  процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить  более непринуждённый и эмоциональный характер. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей  шестилетнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самых  инертных, в начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому  учебному материалу, без которого игра невозможна. Как показывают наблюдения за обучением детей шестилетнего возраста,  наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть  урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказываются на учебно­ воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается  активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при ее переоценке  ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях. [17, с.64] При подборе игр важно учитывать наглядно­действенный характер мышления  младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны  содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их  познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной  дёятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать,  абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная  деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к  окружающим предметам. Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как  предметы, окружающие школьника, так и их модели. Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального  (или материализованного) действия с предметами или их моделями, рисунками,  схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые  дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план  представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс  отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом,  осуществляется связь между материальной внешнеречевой формами действия.  Опора на действия с предметами, или их моделями постоянно сокращается.  Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в  уме). Таким образом, материальная (или материализованная) форма действия является  исходной, внешнеречевая ­ предполагает рассуждения, умственная форма действия  (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у ученика уже  сформированы представления или понятия. Эти три формы действия взаимосвязаны, влияют на развитие различных сторон  мышления: наглядно­действенного, наглядно­образного и словесно­логического.  При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все  формы действия. деятельность детей должна быть разнообразной не только по  форме, но и по содержанию и строиться в соответствии с закономерностями  обучения, сформулированными педагогами: "Чем больше и разностороннее  обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом  усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера  организуемой деятельности ­ репродуктивной или творческой". Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании  учащихся. Она может быть применена на разных этапах усвоения знаний: на этапах  объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Необходимо  иметь в виду, что использование дидактических игр оправдано только тогда, когда  они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом,  соответствующим дидактическим целям урока. В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения  и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для  получения новых знаний. При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые  содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть  заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков. Также  на этапе объяснения нового материала можно использовать игры, в основе которых  лежит объяснительно­иллюстративный метод обучения. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств,  беседы, показа диафильма и т.д. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные  знания. Приведем пример игры учащихся II класса, цель которой состоит в объяснении  приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток. "Украсить елочку шарами". В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности.  Характерной чертой объяснительно­иллюстративного метода является выполнение  действий по образцу. (приложение1) Примером такой игры может служить также  старинная китайская игра "Танграм", согласно правилам которой дети по образцу из частей квадрата составляют рисунки гуся, журавля, домика и т.д.  Знания, полученные на основе объяснительно­иллюстративного метода обучения,  закрепляются системой игровых заданий для приобретения учащимися  соответствующих умений и навыков. С помощью системы игр и занимательных  заданий учитель организует деятельность учащихся по неоднократному  воспроизведению сообщенных им знаний или способов деятельности.  Воспроизведение способа деятельности или осознанного правила является главным  признаком репродуктивного метода обучения. Он широко используется при  формировании устных и письменных вычислений и умений в решении задач. [4, с.3] Необходимо учитывать и то, что если игра используется на уроке объяснения  нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические  действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления  материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий,  вычислительных приемов и т.д. В этом случае использование средств наглядности  следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приемов. В системе уроков по теме важно подбирать игры на  разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую  и поисковую. В игре следует продумывать не только характер управления ею. С  этой целью используются средства обратной связи с учениками: сигнальные  карточки (кружки зеленого цвета с одной стороны и красного ­ с другой) или  разрезные цифры. Когда вызванные, к доске дети решают в игре примеры или  задачи, учащиеся, сидящие за столами, показывают либо разрезные цифры (ответ),  либо сигнальные карточки (зеленого цвета ­ если с ответом согласны, красного  цвета ­ если ответ неправильный). Сигнальные карточки служат средством  активизации детей в игре. Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых  играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже шестилетними  детьми, и интерес детей к игре быстро угасает В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать  удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. Игра, содержащая несколько правил, расчленяется на составные части и  выполняется поэтапно. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает  активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в  таблице на доске звездочками отмёчает дружную работу команды в течение урока.  Если активность и интерес детей какой­либо команды ослабевает (например, из­за того; что команда набрала меньшее количество звездочек), учитель должен  спросить какого­либо ученика из этой команды, с тем чтобы он ответил правильно и получил за ответ звездочку. В конке урока учитель вместе с детьми, подводя итоги  соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что  способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с  большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать такому  ребенку, что он еще не стал "капитаном" в игре; но если будет стараться, то  непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в  конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых  учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и  индивидуальной. При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно  проводить игру со всем классом. При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или  индивидуальной. В этом случаё следует использовать игровые карточки. В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с  раздаточным материалом. Учитель проводит игру со слабыми учащимися по­разному. В одном случае может  вызвать их к доске, когда другие заняты самостоятельной работой, напомнить им  правила игры, выполнив с ними на доске 1­2игровых действия и предложить  закончить игру по карточкам на своем рабочем месте. В другом случае он  организует игру слабого ученика в паре с сильным, который помогает первому  выполнить игровые действия. В тех случаях, когда слабые учёники хорошо  усваивают правила той или иной игры, им предлагают игру с раздаточными  карточками. [18, с.34] В индивидуальных и групповых играх сложна проверка результатов игры. К ней  учитель должен тщательно готовиться. Так, при проведении игры "Вычислительная машина" учитель заранее "прогоняет  через машину" все возможные варианты чисел, которые предположительно могут  "заложить" в неё учащиеся. Решив все примеры по схеме действий, учитель  составляет таблицу, в которой записывает исходные числа и соответствующие  ответы. При проверке ответов в игре учащиеся показывают на карточках исходное  число, в конце игры ­ конечный результат. [22, с.66] На уроках закрепления нового материала важно применять игры на  воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае  использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на  проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закреплении  материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и  индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования.  Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает  дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой­ либо команды ослабевает (например, из­за того, что команда набрала меньшее число очков), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит  правильно и заработает звезду. В конце урока, учитель вместе с детьми подводя  итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с  большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо  анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от  игры. На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в  сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. Таким образом, игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов  обучения, на разных этапах усвоения знаний.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2019