Активизация познавательной деятельности студентов

  • Научные работы
  • docx
  • 11.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка особенно актуальна в рамках реализации федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, так как успешность достижения образовательной цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как оно усваивается. Статья об этом
Иконка файла материала Статья в ж. ОКО — копия.docx
Активизация познавательной деятельности студентов  на уроках русского языка в рамках ФГОС СПО Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка   особенно   актуальна   в   рамках   реализации   федерального государственного   стандарта   среднего   профессионального   образования,   так как   успешность   достижения   образовательной   цели   зависит   не   только   от содержания обучения, но и от того, как оно усваивается.  Непосредственное   вовлечение   студентов   в   активную   учебно­ познавательную деятельность А.А. Булаев, А.А. Вербицкий и  А.М. Смолкин связывают с применением  активных методов обучения, которые при умелом применении   позволяют   решить   одновременно   три   учебно­организационные задачи:  подчинить   процесс   обучения   управляющему   воздействию преподавателя; обеспечить активное участие всех студентов в учебной работе;  установить   непрерывный   контроль     процесса   усвоения   учебного материала.  В   процессе   педагогической   деятельности   разрабатывается   учебно­ методическое   оснащение   дисциплины   «Русский   язык»:   конспекты   лекций, сборники планов семинарских занятий, практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы. Обычно активные методы обучения применяются в комплексе   с   традиционными   и  охватывают   все   виды   аудиторных   и 1внеаудиторных занятий со студентами. Эффективным методом активизации студентов   является   и   внеклассная   работа   по   дисциплине.   Это   различные олимпиады,   КВН,   конкурсы   творческих   работ   местного   и   областного значения,   в   которых   студенты   колледжа   неоднократно   занимали   призовые места. Активные методы обучения используются на различных этапах учебного процесса,   а   большинство   из   них   имеет   многофункциональное   значение. Например, лингвистический анализ текста можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний, полученных во время лекции;   совершенствование   уже   полученных   профессиональных   умений; активизация обмена знаниями и опыта. На   этапе   первичного   овладения   знаниями  используются  проблемная лекция, лекция­визуализация, беседа, дискуссия и т.д.  Проблемную   лекцию  начинают   с   вопросов,   с   постановки   проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Учебные проблемы должны   быть   доступными,   познавательными   и   значимыми   для   усвоения нового   материала,   общего   и   профессионального   развития   личности. Например,   при   изучении   темы   «Фразеология»   студенты,   исходя   из   цели занятия,   формулируют   следующие   проблемные   вопросы:   в   чем   отличие фразеологического оборота от слова и свободного словосочетания; могут ли фразеологические   обороты   вступать   в   синонимические   отношения;   какова роль   фразеологических   оборотов   в   речи.   В   ходе   урока   студенты самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.  Лекция­визуализация  является   результатом   нового   использования принципа наглядности, учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию   в   визуальную   форму   (схема,   таблица,   рисунок   и   др.),   что формирует профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее   значимых,   существенных   элементов   содержания   обучения.   Эта 2информация может быть развернута и служить опорой для мыслительных и практических   действий.   При   изучении   темы   «Принципы   русской орфографии» студентам предлагается оформить в виде схемы теоретический материал по вопросу   «Орфограмма­гласная в корне слова» (проверяемая, непроверяемая, чередующиеся). Затем  они составляют таблицу «Чередование гласных   в   корне   слова»,   где   отражают   группы   орфограмм   (по   смыслу,   в зависимости   от   последующего   согласного,   от   суффикса   и   т.п.).   Каждое правило иллюстрируется  примерами, рисунками. Особенно эффективно этот метод работает на специальности «Дизайн», т.к. визуальный канал восприятия информации у этих студентов развит сильнее. Лекция­беседа,   или   «диалог   с   аудиторией»     является   наиболее распространенной   и   сравнительно   простой   формой   активного   вовлечения студентов в учебный процесс. Формирование коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа – актуальная проблема преподавания многих дисциплин. Именно поэтому беседа – основной метод, используемый на   занятиях   различного   вида   обучения   (лекционные,   семинарские, практические, зачетное занятие в форме устного ответа на вопросы и т.д.). задания Кроме   того,   на   уроках   русского  языка   используются  исследовательского   характера,   в   основе   которых   лежит   беседа   как   метод сбора   необходимой   информации   (типа   «Речевой   портрет   студента», «Диалектные   слова   в   речи   старожилов   Кемеровской   области», «Использование   профессиональной   лексики   студентами   педагогического колледжа» и др.).  Методы «круглого стола» включают в себя различные виды семинаров и дискуссий,  основанных  на  принципе  коллективного  обсуждения  проблем  и направленных   на   развитие   творческого,   профессионального   мышления, познавательной   мотивации   и   свободное   владение   языком   науки. Эффективность   семинара   во   многом   зависит   от   качества   лекций   и 3На   семинарских   занятиях самостоятельной   подготовки   студентов. обсуждаются различные подходы к  выделению частей речи в русском языке; проблема   выделения   типов   и   стилей   речи,   подбираются   и   анализируются тексты профессиональной направленности и т.д. Суть активных методов обучения, используемых на этапе формирования умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех  заданий,  в  процессе   решения  которых  они  самостоятельно  овладевают умениями и навыками. Очень эффективно здесь работают игровые методы. Например, словарный диктант – традиционная часть урока русского языка. Однако наиболее эффективно в диктанте работает сочетание таких приемов как   подбор   слов   на   2­3   правила   одновременно,   формулировка   вопросов, направленных на развитие речи, различные виды лингвистического анализа, лексический словарный диктант (диктант­кроссворд), цифровое кодирование ответов и т.д. На этапе контроля знаний (закрепления) используются такие методы как запланированные ошибки, терминологические диктанты, тестирование и др. Разрабатываются комплект  тестовых заданий по всем разделам дисциплины, контрольно­измерительные материалы для проведения итоговой аттестации. Кроме того, подобраны тематические диктанты, изложения различных видов, широкая тематика сочинений на лингвистические темы. Урок   с   запланированными   ошибками  выполняет   не   только стимулирующую функцию, но и контрольную. Он направлен на  развитие у студентов   умения   оперативно   анализировать   профессиональные   ситуации; выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов; вычленять неверную или неточную информацию.  Задача преподавателя ­ заложить в содержание урока определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера.  Задача студентов ­ по ходу занятия отмечать в конспекте   замеченные   ошибки   и   назвать   их   в   конце   лекции.   Нередко   они 4которые   были   невольно   допущены указывают   и   такие   ошибки, преподавателем,   особенно   речевые   и   поведенческие.   На   разбор   ошибок отводится 10­15 минут. Так,   на заключительном занятии по лексикологии, используется   дидактическая   игра   «Светофор».   Преподаватель   выступает   в роли   отвечающего,   рассуждающего   студента   (например,   слова   «большой, огромный»   ­   синонимы,   а   слова   «большой,   маленький»   ­   антонимы; лексическое значение слова уточняют по орфографическому словарю и т.п.). В соответствии со своим ответом студенты показывают сигнальные карточки (зеленый круг обозначает «верно», желтый – «частично верно», красный – «неверно»).  Результаты самообследования показали, что при использовании активных методов   обучения   качественная   успеваемость   студентов   по   дисциплине «Русский язык» увеличилась с 37% (результаты входного контроля) до 49% (результаты итоговой аттестации по дисциплине).  Активные методы обучения помогают в решении психологических проблем в коллективе, способствуют развитию   мыслительной   (интеллектуальной),   аналитической   деятельности студентов, более прочному усвоению знаний, наблюдается высокий уровень мотивации,   самоуправления,   развиваются   творческие   и   коммуникативные способности. Список использованной литературы 1. Булаев, А.А. Активные методы обучения [Текст] /А.А. Булаев. ­ М.: Академия, 2012. 2. Вербицкий,   А.А.   Активное   обучение   в   высшей   школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. ­ М.: Академия, 2011. 3. Смолкин,   А.М.   Методы   активного   обучения   [Текст]   /   А.М. Смолкин. ­ М.: ИНФО­центр, 2009. 56

Посмотрите также