Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка особенно актуальна в рамках реализации федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, так как успешность достижения образовательной цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как оно усваивается. Статья об этом
Активизация познавательной деятельности студентов
на уроках русского языка в рамках ФГОС СПО
Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского
языка особенно актуальна в рамках реализации федерального
государственного стандарта среднего профессионального образования, так
как успешность достижения образовательной цели зависит не только от
содержания обучения, но и от того, как оно усваивается.
Непосредственное вовлечение студентов в активную учебно
познавательную деятельность А.А. Булаев, А.А. Вербицкий и А.М. Смолкин
связывают с применением активных методов обучения, которые при умелом
применении позволяют решить одновременно три учебноорганизационные
задачи:
подчинить процесс обучения управляющему воздействию
преподавателя;
обеспечить активное участие всех студентов в учебной работе;
установить непрерывный контроль
процесса усвоения учебного
материала.
В процессе педагогической деятельности разрабатывается учебно
методическое оснащение дисциплины «Русский язык»: конспекты лекций,
сборники планов семинарских занятий, практических работ, внеаудиторной
самостоятельной работы. Обычно активные методы обучения применяются в
комплексе с традиционными и охватывают все виды аудиторных и
1внеаудиторных занятий со студентами. Эффективным методом активизации
студентов является и внеклассная работа по дисциплине. Это различные
олимпиады, КВН, конкурсы творческих работ местного и областного
значения, в которых студенты колледжа неоднократно занимали призовые
места.
Активные методы обучения используются на различных этапах учебного
процесса, а большинство из них имеет многофункциональное значение.
Например, лингвистический анализ текста можно использовать для решения
трех дидактических задач: закрепление новых знаний, полученных во время
лекции; совершенствование уже полученных профессиональных умений;
активизация обмена знаниями и опыта.
На этапе первичного овладения знаниями используются проблемная
лекция, лекциявизуализация, беседа, дискуссия и т.д.
Проблемную лекцию начинают с вопросов, с постановки проблемы,
которую в ходе изложения материала необходимо решить. Учебные проблемы
должны быть доступными, познавательными и значимыми для усвоения
нового материала, общего и профессионального развития личности.
Например, при изучении темы «Фразеология» студенты, исходя из цели
занятия, формулируют следующие проблемные вопросы: в чем отличие
фразеологического оборота от слова и свободного словосочетания; могут ли
фразеологические обороты вступать в синонимические отношения; какова
роль фразеологических оборотов в речи. В ходе урока студенты
самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.
Лекциявизуализация является результатом нового использования
принципа наглядности, учит студентов преобразовывать устную и письменную
информацию в визуальную форму (схема, таблица, рисунок и др.), что
формирует профессиональное мышление за счет систематизации и выделения
наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Эта
2информация может быть развернута и служить опорой для мыслительных и
практических действий. При изучении темы «Принципы русской
орфографии» студентам предлагается оформить в виде схемы теоретический
материал по вопросу «Орфограммагласная в корне слова» (проверяемая,
непроверяемая, чередующиеся). Затем они составляют таблицу «Чередование
гласных в корне слова», где отражают группы орфограмм (по смыслу, в
зависимости от последующего согласного, от суффикса и т.п.). Каждое
правило иллюстрируется примерами, рисунками. Особенно эффективно этот
метод работает на специальности «Дизайн», т.к. визуальный канал восприятия
информации у этих студентов развит сильнее.
Лекциябеседа, или «диалог с аудиторией»
является наиболее
распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения
студентов в учебный процесс. Формирование коммуникативной компетенции
у студентов педагогического колледжа – актуальная проблема преподавания
многих дисциплин. Именно поэтому беседа – основной метод, используемый
на занятиях различного вида обучения (лекционные, семинарские,
практические, зачетное занятие в форме устного ответа на вопросы и т.д.).
задания
Кроме того,
на уроках русского
языка используются
исследовательского характера, в основе которых лежит беседа как метод
сбора необходимой информации (типа «Речевой портрет студента»,
«Диалектные слова в речи старожилов Кемеровской области»,
«Использование профессиональной лексики студентами педагогического
колледжа» и др.).
Методы «круглого стола» включают в себя различные виды семинаров и
дискуссий, основанных на принципе коллективного обсуждения проблем и
направленных на развитие творческого, профессионального мышления,
познавательной мотивации и свободное владение языком науки.
Эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и
3На семинарских занятиях
самостоятельной подготовки студентов.
обсуждаются различные подходы к выделению частей речи в русском языке;
проблема выделения типов и стилей речи, подбираются и анализируются
тексты профессиональной направленности и т.д.
Суть активных методов обучения, используемых на этапе формирования
умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами
тех заданий, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают
умениями и навыками. Очень эффективно здесь работают игровые методы.
Например, словарный диктант – традиционная часть урока русского языка.
Однако наиболее эффективно в диктанте работает сочетание таких приемов
как подбор слов на 23 правила одновременно, формулировка вопросов,
направленных на развитие речи, различные виды лингвистического анализа,
лексический словарный диктант (диктанткроссворд), цифровое кодирование
ответов и т.д.
На этапе контроля знаний (закрепления) используются такие методы как
запланированные ошибки, терминологические диктанты, тестирование и др.
Разрабатываются комплект тестовых заданий по всем разделам дисциплины,
контрольноизмерительные материалы для проведения итоговой аттестации.
Кроме того, подобраны тематические диктанты, изложения различных видов,
широкая тематика сочинений на лингвистические темы.
Урок с запланированными ошибками
выполняет не только
стимулирующую функцию, но и контрольную. Он направлен на развитие у
студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации;
выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов; вычленять неверную
или неточную информацию. Задача преподавателя заложить в содержание
урока определенное количество ошибок содержательного, методического или
поведенческого характера. Задача студентов по ходу занятия отмечать в
конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. Нередко они
4которые были невольно допущены
указывают и такие ошибки,
преподавателем, особенно речевые и поведенческие. На разбор ошибок
отводится 1015 минут. Так, на заключительном занятии по лексикологии,
используется дидактическая игра «Светофор». Преподаватель выступает в
роли отвечающего, рассуждающего студента (например, слова «большой,
огромный» синонимы, а слова «большой, маленький» антонимы;
лексическое значение слова уточняют по орфографическому словарю и т.п.).
В соответствии со своим ответом студенты показывают сигнальные карточки
(зеленый круг обозначает «верно», желтый – «частично верно», красный –
«неверно»).
Результаты самообследования показали, что при использовании активных
методов обучения качественная успеваемость студентов по дисциплине
«Русский язык» увеличилась с 37% (результаты входного контроля) до 49%
(результаты итоговой аттестации по дисциплине). Активные методы обучения
помогают в решении психологических проблем в коллективе, способствуют
развитию мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности
студентов, более прочному усвоению знаний, наблюдается высокий уровень
мотивации, самоуправления, развиваются творческие и коммуникативные
способности.
Список использованной литературы
1.
Булаев, А.А. Активные методы обучения [Текст] /А.А. Булаев.
М.: Академия, 2012.
2.
Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе:
контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. М.: Академия, 2011.
3.
Смолкин, А.М. Методы активного обучения [Текст] / А.М.
Смолкин. М.: ИНФОцентр, 2009.
56