Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка особенно актуальна в рамках реализации федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, так как успешность достижения образовательной цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как оно усваивается. Статья об этом
Статья в ж. ОКО — копия.docx
Активизация познавательной деятельности студентов
на уроках русского языка в рамках ФГОС СПО
Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского
языка особенно актуальна в рамках реализации федерального
государственного стандарта среднего профессионального образования, так
как успешность достижения образовательной цели зависит не только от
содержания обучения, но и от того, как оно усваивается.
Непосредственное вовлечение студентов в активную учебно
познавательную деятельность А.А. Булаев, А.А. Вербицкий и А.М. Смолкин
связывают с применением активных методов обучения, которые при умелом
применении позволяют решить одновременно три учебноорганизационные
задачи:
подчинить процесс обучения управляющему воздействию
преподавателя;
обеспечить активное участие всех студентов в учебной работе;
установить непрерывный контроль
процесса усвоения учебного
материала.
В процессе педагогической деятельности разрабатывается учебно
методическое оснащение дисциплины «Русский язык»: конспекты лекций,
сборники планов семинарских занятий, практических работ, внеаудиторной
самостоятельной работы. Обычно активные методы обучения применяются в
комплексе с традиционными и охватывают все виды аудиторных и
1 внеаудиторных занятий со студентами. Эффективным методом активизации
студентов является и внеклассная работа по дисциплине. Это различные
олимпиады, КВН, конкурсы творческих работ местного и областного
значения, в которых студенты колледжа неоднократно занимали призовые
места.
Активные методы обучения используются на различных этапах учебного
процесса, а большинство из них имеет многофункциональное значение.
Например, лингвистический анализ текста можно использовать для решения
трех дидактических задач: закрепление новых знаний, полученных во время
лекции; совершенствование уже полученных профессиональных умений;
активизация обмена знаниями и опыта.
На этапе первичного овладения знаниями используются проблемная
лекция, лекциявизуализация, беседа, дискуссия и т.д.
Проблемную лекцию начинают с вопросов, с постановки проблемы,
которую в ходе изложения материала необходимо решить. Учебные проблемы
должны быть доступными, познавательными и значимыми для усвоения
нового материала, общего и профессионального развития личности.
Например, при изучении темы «Фразеология» студенты, исходя из цели
занятия, формулируют следующие проблемные вопросы: в чем отличие
фразеологического оборота от слова и свободного словосочетания; могут ли
фразеологические обороты вступать в синонимические отношения; какова
роль фразеологических оборотов в речи. В ходе урока студенты
самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.
Лекциявизуализация является результатом нового использования
принципа наглядности, учит студентов преобразовывать устную и письменную
информацию в визуальную форму (схема, таблица, рисунок и др.), что
формирует профессиональное мышление за счет систематизации и выделения
наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Эта
2 информация может быть развернута и служить опорой для мыслительных и
практических действий. При изучении темы «Принципы русской
орфографии» студентам предлагается оформить в виде схемы теоретический
материал по вопросу «Орфограммагласная в корне слова» (проверяемая,
непроверяемая, чередующиеся). Затем они составляют таблицу «Чередование
гласных в корне слова», где отражают группы орфограмм (по смыслу, в
зависимости от последующего согласного, от суффикса и т.п.). Каждое
правило иллюстрируется примерами, рисунками. Особенно эффективно этот
метод работает на специальности «Дизайн», т.к. визуальный канал восприятия
информации у этих студентов развит сильнее.
Лекциябеседа, или «диалог с аудиторией»
является наиболее
распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения
студентов в учебный процесс. Формирование коммуникативной компетенции
у студентов педагогического колледжа – актуальная проблема преподавания
многих дисциплин. Именно поэтому беседа – основной метод, используемый
на занятиях различного вида обучения (лекционные, семинарские,
практические, зачетное занятие в форме устного ответа на вопросы и т.д.).
задания
Кроме того,
на уроках русского
языка используются
исследовательского характера, в основе которых лежит беседа как метод
сбора необходимой информации (типа «Речевой портрет студента»,
«Диалектные слова в речи старожилов Кемеровской области»,
«Использование профессиональной лексики студентами педагогического
колледжа» и др.).
Методы «круглого стола» включают в себя различные виды семинаров и
дискуссий, основанных на принципе коллективного обсуждения проблем и
направленных на развитие творческого, профессионального мышления,
познавательной мотивации и свободное владение языком науки.
Эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и
3 На семинарских занятиях
самостоятельной подготовки студентов.
обсуждаются различные подходы к выделению частей речи в русском языке;
проблема выделения типов и стилей речи, подбираются и анализируются
тексты профессиональной направленности и т.д.
Суть активных методов обучения, используемых на этапе формирования
умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами
тех заданий, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают
умениями и навыками. Очень эффективно здесь работают игровые методы.
Например, словарный диктант – традиционная часть урока русского языка.
Однако наиболее эффективно в диктанте работает сочетание таких приемов
как подбор слов на 23 правила одновременно, формулировка вопросов,
направленных на развитие речи, различные виды лингвистического анализа,
лексический словарный диктант (диктанткроссворд), цифровое кодирование
ответов и т.д.
На этапе контроля знаний (закрепления) используются такие методы как
запланированные ошибки, терминологические диктанты, тестирование и др.
Разрабатываются комплект тестовых заданий по всем разделам дисциплины,
контрольноизмерительные материалы для проведения итоговой аттестации.
Кроме того, подобраны тематические диктанты, изложения различных видов,
широкая тематика сочинений на лингвистические темы.
Урок с запланированными ошибками
выполняет не только
стимулирующую функцию, но и контрольную. Он направлен на развитие у
студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации;
выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов; вычленять неверную
или неточную информацию. Задача преподавателя заложить в содержание
урока определенное количество ошибок содержательного, методического или
поведенческого характера. Задача студентов по ходу занятия отмечать в
конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. Нередко они
4 которые были невольно допущены
указывают и такие ошибки,
преподавателем, особенно речевые и поведенческие. На разбор ошибок
отводится 1015 минут. Так, на заключительном занятии по лексикологии,
используется дидактическая игра «Светофор». Преподаватель выступает в
роли отвечающего, рассуждающего студента (например, слова «большой,
огромный» синонимы, а слова «большой, маленький» антонимы;
лексическое значение слова уточняют по орфографическому словарю и т.п.).
В соответствии со своим ответом студенты показывают сигнальные карточки
(зеленый круг обозначает «верно», желтый – «частично верно», красный –
«неверно»).
Результаты самообследования показали, что при использовании активных
методов обучения качественная успеваемость студентов по дисциплине
«Русский язык» увеличилась с 37% (результаты входного контроля) до 49%
(результаты итоговой аттестации по дисциплине). Активные методы обучения
помогают в решении психологических проблем в коллективе, способствуют
развитию мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности
студентов, более прочному усвоению знаний, наблюдается высокий уровень
мотивации, самоуправления, развиваются творческие и коммуникативные
способности.
Список использованной литературы
1.
Булаев, А.А. Активные методы обучения [Текст] /А.А. Булаев.
М.: Академия, 2012.
2.
Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе:
контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. М.: Академия, 2011.
3.
Смолкин, А.М. Методы активного обучения [Текст] / А.М.
Смолкин. М.: ИНФОцентр, 2009.
5 6
Активизация познавательной деятельности студентов
Активизация познавательной деятельности студентов
Активизация познавательной деятельности студентов
Активизация познавательной деятельности студентов
Активизация познавательной деятельности студентов
Активизация познавательной деятельности студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.