Активизация познавательной деятельности учащихся

  • Занимательные материалы
  • pptx
  • 27.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" поможет сделать уроки интересными, познакомит с некоторыми приемами работы на уроках русского языка и литературы: лекции со стопами, лингвистические визитки, правило "Окна", кластер или исправь кластер, прием верю- не верю и др.
Иконка файла материала Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка и.pptx

Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Как активизировать познавательную деятельность?

Привлечение яркого, необычного дидактического материала, вызывающего интерес к его содержанию.
Использование нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы.

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую называют «продуктивной", творческой.

ПРОЧИТАЙ СТИХОТВОРЕНИЕ И РАССКАЖИ ПРАВИЛО

Живут на свете, людям помогая, Приставки воз- , из- , через- , раз- и без-
Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой с. Глухие звуки — это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.

Запомни!

Мы летали в Куршевель
В Альпах пощипать щавЕль
Тяжела была работа
В теле всем теперь ломОта
Не налезли шорты
Часто ели тОрты

«Подведём итог» Используется на этапе первичного закрепления либо контроля.

Что я знаю о деепричастии?
Деепричастие объединяет в себе признаки двух частей речи - __________ и __________ . Деепричастие образуется от __________ с помощью суффиксов –а, -я, ____________. Отвечает на вопросы ______________________. Это неизменяемая форма, поэтому не имеет ______.
Примеры деепричастий: _________________.

Лингвистическая визитка " визитная карточка" изучаемой части речи

Причастие
имя, отчество, фамилия - причастие = глагол + прилагательное
место работы – предложение
занимаемая должность - определение, сказуемое
домашний адрес - Лингвистика, Морфология

“Лекция со стопами”


Особенности лекции:
читается дозировано.
после каждой смысловой части обязательно делается остановка.
во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Игра «Придумай кличку» Применяется в рамках тем «Состав слова. Способы словообразования» на этапе объяснения нового материала, первичного закрепления и др. Способствует активизации мыслительной деятельности.

шар, орел, стрела, рыжий, звезда


Шарик, Орлик, Стрелка, Рыжик, Звёздочка

Словарная работа Формы «подачи» словарных слов. Задача учащихся – определить слово, записать в словарик.

Вставь пропущенные гласные
Прптств – препятствие
Жжжть – жужжать

Расставь буквы в нужном порядке
Жрасьаятс - сражаться

Выбери буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
Дстифалошг – диалог


«Кто больше» может оказать существенную помощь при изучении тем «Состав слова. Словообразование». Например, данный прием наглядно демонстрирует, как одни и те же морфемы от разных корней образуют разные слова.

про

раст

а

ть

бег

Кластер

«Исправь кластер» Применяется на этапе закрепления или как одно из заданий зачета по теме «Виды односоставных предложений»

ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ

НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ

ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ

БЕЗЛИЧНЫЕ

СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

Пословицы и поговорки

ОНИ, КТО-ТО

Я, ТЫ, МЫ, ВЫ

Верю – не верю

Объясните принцип определения лишнего варианта:

а) седая чародейка;

в) бессмертный творец «Илиады»

б) седая старушка;

1.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) Горячая, страстная речь, сказанная на могиле, трогает только посторонних, вдове же и детям умершего кажется она холодной и ничтожной.

Параллелизм
Градация
Антитеза
Парцелляция
Риторическое обращение
Риторический вопрос
эпифора

Б) Он волновался, тревожился, сходил с ума.

В) А лес шумит. Тихо, проникновенно.

Г) О Волга, колыбель моя!

Д) Спит животное Собака.
Дремлет птица Воробей.

А

Б

В

Г

Д

3

2

4

5

1

1 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
2 И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
3 Летят алмазные фонтаны.
4 И звезда с звездою говорит.
5 Гигантский карлик.
6 Как пахарь, битва отдыхает.
7 Жди меня, и я вернусь…
Жди, когда наводят грусть…
8 На лице светились, горели, сияли глаза.

1) Парцелляция

2) Синекдоха

3) Метафора

4) Олицетворение

5) Оксюморон

6) Сравнение

7) Анафора

8) Градация

Определи выразительные средства и распределите их на две группы:
тропы и стилистические фигуры.

Отредактируй текст

В газете появилось коммюнике о переговорах между несколькими государствами об укреплении консенсуса всех сил для достижения консолидации по вопросу девальвации курса рубля по отношению к доллару.

Выберите правильное значение слов.

А) коммюнике
Б) консенсус
В) консолидация
Г) девальвация
Д) транснациональный
Е) публицистика

1) официальное сообщение о переговорах между государствами
2) выходящий за пределы одного государства, одной нации
3) понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте
4) упрочение, укрепление чего-либо
5) общее согласие по спорному вопросу
6) род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни.

Отредактируй текст

В газете появилось коммюнике о переговорах между несколькими государствами об укреплении консенсуса всех сил для достижения консолидации по вопросу девальвации курса рубля по отношению к доллару.

Краткие и полные прилагательные

Мини-исследования

Конструирование задания на основе суперпозиции выявление и обоснование двух (или более) противоположных точек зрения.

Поспорили ребята. Антон сказал: “Простая форма сравнительной степени наречия “плохо” - “плоше”.
Максим с ним не согласился: “Простая форма сравнительной степени наречия “плохо” - “хуже”.
Как вы думаете, кто прав в этом споре? Обоснуйте своё мнение.

Отредактируй критическую статью

Из статьи убираем автора произведения, имена героев, ученик должен их вписать.
Путаница
Составь рассказ, в котором перепутаны герои, события, авторы.

Ученики должны назвать авторов и произведения, которые зашифрованы в рассказе