Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках башкирского языка.
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
администрации
2 кл
16.02.2018
Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится, воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
башкирского языка.
Учитель всегда был фигурой примечательной он носитель знаний и
культуры, просветитель. И это важнейшая миссия сохраняется за ним и по сей
день. Особо значим на жизненном пути любого человека учитель начальной
школы.
Начальная школа наиболее ответственный период в жизни человека.
Именно в младшем возрасте начинается целенаправленное обучение и
воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная
деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех
его психических свойств и качеств. Учится, воспитывается человек не только в
начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в
начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с
возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника очень
ответственная задача. В руках у учителя начальных классов фактически судьба
человека, и обращаться с этой судьбой нужно бережно и осторожно. Младший
школьник еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним
миром, со своими индивидуальнопсихологическими особенностями.
Учитель начальной школы должен прежде всего, научить детей
учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить
познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Целенаправленное решение этих задач возможно только в том
случае, когда учитель будет знать, каковы природа и происхождение
познавательной деятельности, из чего она состоит, в каком порядке следует ее
формировать у детей, какие условия необходимо учитывать, чтобы
гарантировать формирование познавательной деятельности у всех учащихся.
Познавательная деятельность
формируется в процессе жизни
человека. Ребенок не рождается с готовым умом, готовой способностью к
познанию.
Учебная деятельность требует от ученика вполне определенных
познавательных средств. И учитель должен знать, располагает ли этими
средствами ученик, сформировались ли они у него в дошкольный период
детства.
Основная цель учителя всегда и при любых обстоятельствах остается
неизменной, все ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть
всесторонне развиты и хорошо воспитаны. При этом каждый школьник должен
иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и
способностями, полностью реализуя природный потенциал. Природа одарила каждого человека способностью к познанию того
мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир людей,
природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать,
соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным.
Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают
индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной
деятельности человека.
Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только
собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные
человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности. Основной
деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и
качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная
деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития
личности тогда, складывается, т.е. в младшем возрасте.
Психические процессы, с помощью которых человек познает мир,
себя и других людей, называют познавательными процессами или
познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение,
восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно
без речи и внимания.
Годы обучения в школе это период человеческой жизни, специально
отведенной для усвоения основ научного, этического, эстетического и других
видов опыта человечества. Судьба ребенка во многом зависит от того, что он
усвоит из социального опыта и как усвоит.
Одной из основных задач учителей башкирского языка, работающих
в русских школах, является обогащение словарного запаса, умение
использовать их в речи, развитие устной и письменной речи. Как научить детей
начальных классов быстро и как можно правильно и образно говорить, используя
богатство и красоту речи? Воспитывать у детей познавательный интерес к
изучению башкирского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы
методики обучения языку, использовать фонематический принцип обучения,
систематически накапливать увлекательный дидактический материал, способный
привлечь внимание каждого ученика. Известно, что до поступления ребенка в
школу ведущей является игровая деятельность. Вот почему важно не забывать,
что игра занимает важное место в жизни ребенка. При обучении грамоте лучше
использовать игры, активизирующие учащихся.
В 1ом классе многим детям с трудом дается красивое письмо. Одна
часть букв наклоняется вправо, другая влево, одна вылезает за верхнюю
линейку, а вторая не дотянулась до нижней. Учителя и родители нередко
сердятся на детей и требуют, чтобы они переписывали еще и еще раз. К
сожалению, это не всегда помогает, а если и помогает, то очень медленно. Некоторые учителя, считают, что ребенок плохо пишет потому, что у него
неумелые руки. Чтобы помочь руке ребенка, учитель или мать берет детскую
ручонку в свою и начинает вместе с ним писать буквы. Хорошо это или плохо?
Исследования показали, что это очень плохо. Почему? Да потому, что учить
надо не руку, а голову. Конечно, буквы пишет рука, но управляет рукой голова
ребенка, прокладывая с помощью зрения путь руке на бумаге. И начинать надо
не с движений руки, а с анализа того пути, который должна пройти рука. Для
этого надо научить учащихся выделять в контуре буквы единицы этого контура,
т.е. такие отрезки линии, на которых она не меняет существенно своего
направления. Для того чтобы эти отрезки были видны, разделить их нужно
точками. После объяснения и показа, как это делать, нужно предложить
учащимся все это проделать самостоятельно. Разумеется, их работу нужно
контролировать.
При обучении письму использую занимательные игры, привлекая
героев сказок. На урок приходит Мальвина. Играем в игру «Вежливые люди».
Всегда говорю детям, что когда вежливые люди здороваются, то наклоняют
голову вперед. Также вежливые буквы, когда здороваются, наклоняются вправо.
И поэтому они будут очень довольны и благодарны вам, дети, если при письме
вы их будете писать с наклоном вправо.
Каждый урок начинаем с фонетических упражнений, распевок,
артикуляционных упражнений. Использую речевые упражнения, гимнастику для
языка, скороговорки. Это помогает при изучении звуков. Например: сегодня на
уроке знакомимся с буквой Ә, показываю эту букву, знакомимся, на что похожа
эта буква. Проговариваем, тянем, поем этот звук. Выясняем, что эта гласная
буква, потому что она тянется, что ее можно спеть. Потом, сравнивая, выясняем,
какая она мягкая или твердая. Я учу детей вместе проговаривать этот звук
хором. Придумываем слова, начинающиеся на эту букву, слова, где буква
употребляется в середине или в конце слов. Делаем речевые упражнения,
гимнастику для языка: например:
Мә нә лә сә.
Сә лә мә нә и т.д.
Играем в игру «Будь внимателен». Дальше идет работа со словом: деление
на слоги, определение лексического слово, постановка ударения и составления
схемы. Далее составляем простые предложения. Эти упражнения подтверждают
слова известного психолога Л. С. Выготского о том, что «где есть движение
руки, тела ребенка, начинается движение души и ума». Эти упражнения
способствуют лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического
слуха и умения правильно читать. Работа над развитием фонематического слуха
главная ступенька к формированию орфографической зоркости. Обычно дети
учат правила, а применять на письме не всегда умеют. Поэтому самое главное научить видеть орфограмму, правильно решать орфографические задачи, потому
что, обучение грамотному письму на башкирском языке построено на
фонематическом фонетическом принципе.
Для развития речи важное место уделяю составлению диалогов. Вначале
диалоги составляются в форме «вопрос ответ». Постепенно они усложняются,
дополняются. Применяю для развития внимания игры «Найди потерявшуюся
букву»; для развития речи использую работу по сюжетным картинкам.
При обучении к чтению важно работать над артикуляцией: «говори
быстро», с помощью звуков проделать физминутки, распевки. Такие интересные,
развлекательные упражнения помогают при обучении чтению.
В конце своего выступления хочу сказать, что ласковое слово учителя,
внимание со стороны учителя это самый большой и хороший подарок детям. Их
нужно, как можно чаще хвалить. Нужно чтобы они поверили в свои силы,
способности. Ребенок должен радоваться каждому удачному элементу при
письме, каждой букве, слогу которому он научился произносить на башкирском
языке.
Таким образом, считаю, что работа по развитию фонематического слуха,
использование фонематического принципа обучения, умелое использование игр,
дидактического материала помогают освоению знаний по фонетике, грамматике,
орфографии башкирского языка. Такая постановка обучения неизбежно выводит
учащихся на сознательное обучение, на укрепление веры в собственные силы.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках башкирского языка.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках башкирского языка.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках башкирского языка.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках башкирского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.