АКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.8

АКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.8
Научные работы
docx
детская психология
5 кл—7 кл
20.11.2023
АКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассмотрено влияние активной образовательной среды на формирование мотивации учебной деятельности обучающихся младшего подросткового возраста.
Статья_Форум_Ракинцева_Курочкина.docx

Т.А. Ракинцева, И.А. Курочкина

T.A. Rakintseva, I.A. Kurochkina

ФГАОУВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg

 [email protected]

АКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ACTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND MOTIVATION OF LEARNING ACTIVITIES OF YOUNGER ADOLESCENT STUDENTS

Аннотация. В статье рассмотрено влияние активной образовательной среды на формирование мотивации учебной деятельности обучающихся младшего подросткового возраста.

Abstract. The article examines the influence of an active educational environment on the formation of motivation for educational activities of students of younger adolescence.

Ключевые слова. Образовательная среда, мотивация учебной деятельности, обучающиеся младшего подросткового возраста.

Keywords. Educational environment, motivation for educational activities, students of early adolescence.

Становление человека как профессионала в своем деле происходит в целостной образовательной среде образовательного учреждения. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности каждого обучающегося.

В своих работах В. А. Ясвин определяет термин «среда» как естественное и социальное окружение человека, обладающее комплексом влияний и условий, а с психолого-педагогической точки зрения «среда» представляется как возможность для развития личности [5].

Активная образовательная среда - это образовательная среда с особыми условиями и окружающей обстановкой, которая способствует более глубокому, ускоренному и эффективному освоению обучающимися ряда предметов, как на уроках, так и во внеурочное время, путем целенаправленного комплексного развития интереса к овладению знаниями, стимулирующего обучающегося к активной самостоятельной работе. Многие авторы, такие как, Рамазанова К. Т., М. В. Александрова, Т. Г. Ивошина и ряд  других, говорят, что активная образовательная среда выступает, как ментальное поведенческое поле коммуникации, поддерживающее творческую работу обучающихся [7].

Специфической чертой среды является то, что человек создает ее сам в результате своей целенаправленной деятельности.

Среда представляет возможности для становления личности школьника, в свою очередь от активности и возможностей обучающегося зависит то, как он воспримет возможности среды, и в какой степени сможет оказать на нее влияние. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит ее свободное и активное саморазвитие [1, с.8].

Образовательная среда в целом должна создавать возможность обучающемуся по-разному проявить себя и, следовательно, ощутить и познать свою способность быть разным, быть активным.

Важным условием активной образовательной среды, в работе Музыченко Л. С., является природосообразность образовательных технологий физиологическим, психологическим, социальным особенностям и закономерностям возрастного развития обучающихся [4, с.201].

В работе «Комфортная образовательная среда в общеобразовательном учреждении» под авторством Челохсаевой Ж. Х., говорится, что активная образовательная среда должна нести компоненты в учебном процессе:

·охрана и укрепление здоровья обучающихся;

·дружественный лад по отношению к обучающимся и учителям;

·высокое качество образования [8].

Очень важной частью образовательной среды является учебная деятельность обучающегося младшего подросткового возраста.

Так, к примеру, Г. В. Косых и М. Н. Ильященко пишут в своей работе о том, что учебные мотивы современных младших подростков различаются по содержанию и по мере их осознанности. Наиболее осознаются мотивы, которые связаны с близкой перспективой в учении [2, с.47].

Также в трудах М. И. Лукьяновой и Н. В. Калининой «Учебная деятельность школьников» отображается, что самое главное в учебной деятельности - поворот человека на самого себя. Оценка собственных изменений в процессе овладения знаниями есть собственный предмет учебной деятельности [3].

Особую роль в мотивации младшего подростка играют внутренние и внешние мотивы. Внутренние - личностно-значимые мотивы, определенные познавательной потребностью, желанием осуществлять процесс познания и показать свой потенциал. Внешние - мотивы, для которых характерно  достижение самых разнообразных целей.

Важной особенностью учебной мотивации у младших подростков также является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится, например, осуждение тех обучающихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке. При этом у подростков становится все более выражена в оценке собственной личности самим собой и, что более важно, окружающими, что влияет на учебную мотивацию [9].

В своей статье о формировании мотивации учения, Зобнина Е. С. пишет о том, что учебная мотивация обучающихся младшего подросткового возраста должна включать в себя познавательные мотивы, широкие социальные мотивы учения, мотивы достижения, но индивидуальность проявляется в доминировании из указанных мотивов внутри учебной деятельности. Сочетание нескольких потребностей позволяет школьнику включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании намерений и целей [6].   

Современные требования к развитию образования ставят задачу развития сознания обучающегося в целом, включая все его сферы: познавательную, личностную, эмоционально-волевую, телесную и духовнонравственную.

В реалиях настоящего времени большое внимание уделяется на
изучение образовательной среды, в которой осуществляется развитие и
функционирование личности.

Таким образом, активная образовательная среда представляет собой большой спектр возможностей для обучения каждого обучающегося младшего подросткового возраста, для проявления и развития его способностей. Образовательная среда помогает раскрыть потенциал ребенка, влияет на самосовершенствование личности, позволяет развить мотивацию учебной деятельности обучающегося. В этом случае у каждой подрастающей личности открывается новый взгляд на себя, просыпается желание разобраться, изучить свои возможности, развить свои имеющиеся умения и навыки, приобрести новые знания и обрести опыт в деятельности.

Список литературы

1.            Денисова Р. Р. Экспертиза образовательной среды: сборник учебно-методических материалов для направления подготовки 44.04.02 Психоло-педагогическое образование, Направленность образовательной программы «Психология и педагогика образовательной среды». – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. – 26 с.

2.            Косых Г. В., Ильященко М. Н. Учебная мотивация современного подростка. Воронежский институт экономики и социального управления.   2014г. №12. 46-53  

3.            Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с.  

4.            Музыченко Л. С. Формирование активной жизненной позиции личности в образовательной среде. В сборнике: Современные проблемы права и управления. Сборник докладов 6-й международной научной конференции. АНО ВПО Институт законоведения и управления ВПА. 2016. С. 198-202.

5.            Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2001. – 365 с.

6.            Зобнина Е. С. Формирование мотивации учения у младших школьников // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022675 (дата обращения: 18.01.2023).

7.            Рамазанова К.Т. Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса. Март. 2012. Режим доступа: https://rudocs.exdat.com/docs/index-409451.html (дата обращения: 12.01.2023).

8.            Челохсаева Ж. Х. Комфортная развивающая образовательная среда в общеобразовательном учреждении. 2022.  Академия педагогических проектов Российской Федерации  Режим доступа: https://педпроект.рф/челохсаева-ж-х-публикация/ (дата обращения: 10.01.2023). 

9.            Формирование у учеников мотивов учебной деятельности. Сентябрь. 2022г. Режим доступа: https://2chausy.schools.by/pages/formirovanie-u-uchenikov-motivov-uchebnoj-dejatelnosti (дата обращения: 12.12.2022).   

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Т.А. Ракинцева, И.А. Курочкина

Т.А. Ракинцева, И.А. Курочкина

Активная образовательная среда - это образовательная среда с особыми условиями и окружающей обстановкой, которая способствует более глубокому, ускоренному и эффективному освоению обучающимися ряда предметов, как…

Активная образовательная среда - это образовательная среда с особыми условиями и окружающей обстановкой, которая способствует более глубокому, ускоренному и эффективному освоению обучающимися ряда предметов, как…

Очень важной частью образовательной среды является учебная деятельность обучающегося младшего подросткового возраста

Очень важной частью образовательной среды является учебная деятельность обучающегося младшего подросткового возраста

В своей статье о формировании мотивации учения,

В своей статье о формировании мотивации учения,

Направленность образовательной программы «Психология и педагогика образовательной среды»

Направленность образовательной программы «Психология и педагогика образовательной среды»

Формирование у учеников мотивов учебной деятельности

Формирование у учеников мотивов учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2023