1.2. Активные и интерактивные методы и технологии профессионального обучения
Учебная деятельность обучающихся в широком понимании рассматривается как один из видов познания, которое протекает на основе отражательно-преобразующей деятельности субъекта. Научное познание как исследование является деятельностью, направленной на получение принципиально новых знаний.
В русле компетнтностно-деятельностного подхода психолого-педагогической основой учения является активная познавательная деятельность самого обучаемого, приводящая к формированию умений творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.
Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность и выразить себя как субъект обучения.
Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса в системе профессионального образования, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как дидактических, так и организационно-управленческих средств, т.е. широкое использование различных средств и методов активизации.
Активное обучение как целенаправленный образовательный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов по овладению общекультурными и Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»
профессиональными компетенциями строится на основе использования активных методов и технологий в процессе проведения занятий.
Таким образом, активные методы обучения это:
1) совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и преподавателя в процессе обучения;
2) способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной, научно-исследовательской и будущей профессиональной деятельности.
Активные формы проведения занятий - это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияют на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, то можно добиться значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»
Пассивный метод характеризуется доминированием воздействия преподавателя на обучающихся, центральная роль принадлежит преподавателю - транслятору знаний; в процессе обучения отсутствует общее обсуждение ключевых вопросов темы занятия.
При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
Отличие активного и пассивного метода обучения проиллюстрировано следующим образом (рисунок 2):
Студент
Преподаватель
Студент
Преподаватель
Студент
Студент
Пассивный метод Активный метод
Рисунок 2. Пассивный и активный методы обучения Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»
Отличительные особенности активных форм проведения занятий:
- целенаправленная активизация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время активности обучаемых (в течении всего занятия);
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации эмоциональности обучаемых;
- взаимодействие обучаемых строится преподавателем посредством прямых и обратных связей.
В педагогической практике используется классификация методов активного обучении на имитационные и неимитационные методы обучения. Данная классификация представлена в табл.1.
Таблица 1.
Классификация активных методов обучения Неимитационные Методы |
Имитационные методы |
||
Игровые методы |
Неигровые методы |
||
– Активные (проблемные) лекции и семинары; – Тематическая дискуссия: круглый стол пресс- конференции научно-практическая конференция – «Мозговая атака» (штурм, эстафета); – Презентация; – Олимпиада; – Стажировка (без выполнения должностной роли); – Лабораторные опыты. |
– Игровое проектирование; – Стажировка (с выполнением должностной роли); – Разыгрывание ролей; – Деловая игра; – Игровые занятия на машинных моделях: -искусственные образовательные среды; - компьютерные деловые игры. |
– Ситуационные методы кейс – технологии; анализ конкретных ситуаций; решение ситуативных и производственных задач – Действия по инструкции (алгоритму); – Групповой тренинг. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.