Активные методы обучения
Оценка 5

Активные методы обучения

Оценка 5
docx
25.08.2020
Активные методы обучения
АМО.docx

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №44

имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова»

 

 

 

 

 

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках ОРКСЭ через применение активных методов обучения и воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Козлова Ирина Константиновна

учитель начальных классов

г. Тула

 

           

                                                                                Пирамида обучения

Профессор ЭДГАР ДЕЙЛ в 1969 году, выявляя наиболее эффективные способы обучения, пришёл к выводу, что:

— слушать или читать материалы – это НАИМЕНЕЕ эффективный способ выучить что-либо; 

— обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее ЭФФЕКТИВНЫЙ способ выучить что-либо.

На этой схеме весьма наглядно показано, что классическая лекция (то есть монолог преподавателя, не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями) — наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации. Тогда как «активное обучение» (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) явно позволяет надеяться на более высокие результаты

      

 

 

 

             Активные методы начала урока.

Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой помогают следующие методы:

Метод «Поздоровайся локтями»
Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; 
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; 
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Упражнение «Поздоровайся глазами» 
Поздороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое сегодня настроение.

«Улыбнемся друг другу»

- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

 

 

            Активные методы выяснения целей, ожиданий, опасений.

Цель: эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, лучше понять класс и каждого ученика, определить цели урока.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующие методы: 

 «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад», «Цветные ладошки», «Ковер идей». Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активные методы презентации учебного материала.

Цель: представление нового материала.

К активным методам, которые позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом относятся:

«Мозговой штурм»

Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос. Участников можно разбить на группы, выдвинув в каждой лидера, либо работать со всем классом. После постановки вопроса для начала все участники оценивают проблему, высказывают всю информацию, которой они владеют по данному вопросу. То есть на данном этапе идет  оценивание проблемы. Вся информация должна фиксироваться (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера и так далее).   Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.  На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются.  На данном этапе очень важна роль учителя, который в доброжелательной манере будет направлять выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения учителя неправильные, а предложить ученикам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения.

После того, как отобраны наиболее продуктивные идеи, участники «мозгового штурма» приходят к окончательному выбору самого конструктивного решения.

В самом финале ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.

«Инфо-угадайка»

На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой ученики выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

«Составление кластера»

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. От них лучи расходятся далее. Кластер используется для организации индивидуальной, групповой работы, как в классе, так и дома.

Активные методы релаксации.

Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Несколько минут достаточно, чтобы весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

 

«Делай как я»

Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим.

«Четыре стихии»

«Четыре стихии» - это земля, вода, воздух, огонь. «Земля» - дети приседают на корточки и дотрагиваются руками до пола. «Вода» - вытягивают руки вперед и совершают плавательные движения. «Воздух» - поднимаются на носочки и поднимают руки вверх. «Огонь» - вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

 «Задуй свечу»

Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 5-6 раз.

 «Лимон»

Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

 

 

 

Активные методы организации самостоятельной работы над темой.

Цель: систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее проходит урок. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно проработать новый материал.

 «Автобусная остановка»

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Обучающиеся разбиваются на группы по числу вопросов новой темы (5-7 в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.  

 

 

Активные методы подведения итогов.

Цель: подвести итог урока.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что обучающиеся усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

 «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

«Итоговый круг»

Учитель дает минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы ученикам других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

«Мудрый совет»

Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока. Совет анализируется группой-соседкой.

 

 

 

 

 

  

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №44 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №44 имени

Пирамида обучения Профессор

Пирамида обучения Профессор

Активные методы начала урока.

Активные методы начала урока.

Активные методы выяснения целей, ожиданий, опасений

Активные методы выяснения целей, ожиданий, опасений

Активные методы презентации учебного материала

Активные методы презентации учебного материала

Активные методы релаксации.

Активные методы релаксации.

Активные методы организации самостоятельной работы над темой

Активные методы организации самостоятельной работы над темой

Активные методы подведения итогов

Активные методы подведения итогов

Активные методы обучения

Активные методы обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2020