Активные методы обучения - совокупность педагогических методов и приемов, направленных на организацию учебного процесса, и создающих специальными средствами условия, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала
15.11.2022
Отличительные особенности активного обучения (М.Новик ):
принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
15.11.2022
Признаки методов активного обучения
Признаки методов активного обучения
Проблемность. Обучаемый вводится в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле.
Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Наиболее полно подходы к реализации этого признака изложены в теории контекстного обучения.
Взаимообучение. Стержневым моментом проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.
Индивидуализация. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося.
15.11.2022
Исследование изучаемых проблем и явлений. Формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
Мотивация. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают:
Профессиональный интерес.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности.
Состязательность, игровой характер проведения занятий.
Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма.
Вид занятия | Содержание | Цель и сфера применения |
Учебная лекция | Преподаватель, используя различные подходы, представляет свой предмет, делится знаниями из этой области и дает детальную информацию | Основной метод, используемый при групповом обучении |
Доклад | Непрерывное выступление перед аудиторией на определенную тему | Представление информации на конференции или симпозиуме |
Демонстрации | Преподаватель или эксперт представляет учащимся изучаемый предмет, умение или навык с помощью наглядных пособий | Практическое занятие, в ходе которого используются реальные предметы, картины, ситуации для демонстрации их работы |
Вопрос-ответ | Серия соответствующих предмету вопросов, которые преподаватель задает группе | Используется для проверки понимания учащихся и налаживания взаимодействия преподавателя и группы на всех стадиях обучения |
Самостоятельное чтение | Чтение книг, статей и тезисов во время учебного занятия или вне аудитории | Подготовка к занятию. Самостоятельное углубленное изучение материала |
Активные методы обучения: лекции и доклады
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.