Активные методы обучения и их роль в работе с одаренными детьми.
Без труда талант - это фейерверк:
на мгновение ослепляет,
а потом ничего не остается.
(Морис Мартен дю Гар)
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержка одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Одаренность - это качество личности, одаренный ребенок - сложившаяся личность. Одаренность-это потенциальный талант, а талант - реализованная одаренность.
В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Ребёнок не рождается без таланта. Каждый ребёнок талантлив по- своему.
Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Еще знаменитый психолог К.К.Платонов отмечал, что одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.
И все-таки, что же такое одаренность. Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённые дети - это дети, которые превосходят уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Выделим следующие категории одарённых детей:
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
· 1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
· 2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
· 3 этап – формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, игровые и неигровые методы.
Активные методы обучения направлены на формирование умений и навыков, обеспечение выполнения учащихся тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы характеризуются следующими особенностями: отсутствие формализованности, эмоциональность, демонстративность, информированность, продуктивность формирования практических умений.
Для данной категории детей предпочтительны следующие методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный.
Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение учащимися всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности.
Частично-поисковый метод – метод обучения направленный на освоение учащимися отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, а часть - Ученик.
Проблемное изложение – метод обучения, направленный на постановку проблемной ситуации, ее анализа и решения.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников.
Рассмотрим основные формы работы с одаренными детьми:
ü проекты по различной тематике
ü ролевые игры
ü интеллектуальный марафон
ü научно-практические конференции
ü участие в олимпиадах разного уровня
ü работа по индивидуальным планам
ü сотрудничество с другими школами, ВУЗами
ü творческие мастерские
ü групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
ü факультативы
ü кружки по интересам
ü занятия исследовательской деятельностью
ü олимпиады
ü конкурсы.
Одна из важных форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися. Незаменимые формы работы с одарёнными детьми – это участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. В нашей школе на постоянной основе ведется работа с одаренными детьми. Так, уже в 2020 г учащиеся приняли участие в мероприятиях различного уровня:
ü Смотр-конкурс изделий декоративно-прикладного творчества «Православная культура Тамбовского края»: Гаврилов Ярослав-победитель муниципального этапа, стал участником регионального этапа.
ü Участие целой команды учащихся 6б класса в творческом конкурсе «По дорогам Афганистана»
ü Международный творческий проект «Как прекрасен этот мир». Кузиева Есуман, 5б класс-победитель в конкурсе декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Самой нежной и любимой»
ü Метапредметная олимпиада «Ближе к Дальнему Востоку». Лихачева Наталья, 9б класс-победитель 1 тура, вышла во 2 тур
ü Олимпиада Максвелла по физике-Круглов Никита и Скрипниченко Александр, 7б класс
ü Олимпиада по математике «Кирилл Разумовский-к вершинам знаний», Ефимова Полина, 9б класс
ü «Сириус», математика-Лихачева Наталья и Дудин Николай, 9б класс.
ü Учи.ру-регулярное участие в олимпиадах по различным предметам всх классов. Учащиеся 1 класса имеют дипломы победителей, также дипломы победителей в олимпиаде по английскому языку в 5 и 6 классе. Учащиеся 7 класса еженедельно принимают участие по математике
ü 7б класс-1 место в марафоне «Зимнее приключение», сертификат зимней олимпиады по программированию.
Конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и по результатам 2020 года:
ü «Грани творчества» учащиеся 9б класса завоевали 1 и 3 место на региональном уровне.
Необходимо добавить, что подготовку к этому самому старту учителя начинают именно в начальной школе. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку и другим предметам. Проводятся интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.
Эффективным является использование на уроках следующих активных приемов работы:
Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока.
Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом.
Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Эта игра развивает внимание, память, смекалку, находчивость и сообразительность.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
ü выявление одаренных детей;
ü развитие творческих способностей на уроках;
ü развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
ü создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.
На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были.
Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у детей стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона.
Литература
1. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.- 56 с.
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.
3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 – 171 с.
4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.
5. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .- 127 с.
6. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
7. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская
8. Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.