Активные формы обучения на уроках
Оценка 4.9

Активные формы обучения на уроках

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература +1
7 кл—11 кл +1
11.04.2017
Активные формы обучения на уроках
Презентация к уроку: Место Лопахина – предпринимателя в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
Публикация является частью публикации:
Активные формы обучения на уроках МОЯ раб..docx
Активные формы  обучения на уроках литературы      Не   для   школы,   для   жизни   учимся.       Л.Н.Толстой  С   внедрением   в   систему   образования   различных   педагогических   и     инновационных  технологий,   нового   содержания   учебников,   конечно,   появляется и  Изменения,   происходящие   в   образовании,   требуют   нового   понимания профессионализма,   а   это   означает,   что   сам   преподаватель   должен   быть заинтересован в своем профессиональном развитии.   поиск нового содержания  уроков.  важен  различных  Я сторонник активных методов обучения, и поэтому для меня, прежде всего, результат. И для достижения этого в своей работе  я использую  элементы современных образовательных технологий. «Творчество учителя – творчество ученика. Дети – барометр урока», ­ слова  учителя­методиста С. И. Лысенковой говорят сами за себя. Учить творчеству – это,  прежде всего, учить творческому отношению к делу.     творческие,   экономические,   производственные,   самостоятельность   учащихся, Большой   акцент   делаю   на   познавательную   проявление   интереса   к   исследованиям   и   экспериментам,   формирование   точек зрения, решение проблем, критическое мышление, обучение сообща. Практикую нетрадиционные формы обучения: уроки – игры ­  деловые,  ролевые, сюжетные, проблемные,   правовые, индивидуальные, групповые и другие. Их достаточно много, есть об этом виде деятельности множество определений и оценок. Ограничусь лишь описанием тех из   них,   что   вызывают   наибольший   интерес   учащихся,   имели   практическую направленность.   Творчески   подхожу   к   составлению   плана   –   конспекта   урока, стараюсь так организовать урок, чтобы учащиеся сами смогли выйти из созданной ситуации, предложили свой вариант решения проблемы.    Уроки литературы повожу по «ТРИЗ – технологии»  (Ее создатель писатель Генрих Саулович Альтшуллер (1926­1998гг)                 ТРИЗ  –  теория   решения   изобретательских   задач.   Огромная ответственность   лежит   перед   родителями,   учителями   развить   в   ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность              Актуальность данной технологии обусловлена возрастающей потребностью рынка   труда   в   специалистах   различных   профессий,   обладающих   творческими качествами. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте.        Один и тот же материал может быть подан в разной форме.   В чем  проявляется учебное творчество?    Ее основные черты таковы:   ­ видение новой проблемы в знакомой ситуации;     ­   нахождение   различных   вариантов   решения   проблемы   и   альтернативных доказательств;   ­ самостоятельный перенос знаний и умений в принципиально новую ситуацию; На различных уроках предлагаю следующие виды творческих заданий именно по данной технологии:   ­  выбор требуемой информации из предложенной;   ­  исправление ошибок;   ­  сравнение;   ­  доказательство или опровержение;   ­  составление плана деятельности;   ­  моделирование;   ­  установление причин;   ­  определение последствий;   ­  определение новых функций;   ­  решение противоречий;   ­  поиск проблем;   ­  анализ научных закономерностей и теорий.   Творческие задания первых шести видов решаются с помощью информаций,    имеющихся в учебниках или других доступных источниках для учащихся.    Для  решения  других творческих задач  можно использовать   различные  методы активизации  мышления, такие как мозговой штурм, синектика и метод творческих преобразований. Алгоритмы активизации творческого мышления. 1. Мозговой   штурм.   (в   1953г.   предложен   американским   психологом   Алексом Осборном,   который   предложил   разделить   коллектив,   решающий   творческую задачу, на две группы) 2. Коллектив   делю   на   две   группы,   в   зависимости   от   темы.   Одна   группа   – генераторы идей, вторая – аналитиков, критиков этих идей.       ­ генераторы идей свободно высказывают свою точку зрения, в том числе и          ошибочную, без всяких доказательств;       ­ при защите идеи запрещена любая критика;       ­ при экспертизе надо внимательно продумывать все идеи, даже те, которые          кажутся ошибочными. Между   участниками   мозгового   штурма   должны   быть   установлены доброжелательные   отношения.   Желательно,   чтобы   идея,   выдвинутая   одним участником, подхватывалась и развивалась другими. Применяя при решении задач мозговой штурм,   ставлю своей целью выявить и развить у детей творческие способности. Это мышление детей  характеризуется точностью, быстротой, гибкостью, оригинальностью мышления. Алгоритм мозгового штурма   1). Послушайте или прочтите задание и предложите все возможные, в том числе и    абсурдные, гипотезы ее решения. 2). Сделайте анализ предложенных  гипотез и выберите из них те, которые         вероятны. 3. Синектика. (С греческого означает «объединение разнородных элементов»). Здесь   для   творческого   процесса   важно   умение   превращать   непривычное   в привычное   и   наоборот,   то   есть   за   новой   проблемой,   ситуацией   увидеть   нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами. Например, можно применять следующий алгоритм: 1). Личная аналогия – представить себя в образе той системы, в которой возникла       проблема. Что стоило бы изменить? 2). Символическая аналогия – изображение условий задачи в виде рисунка, схемы. 3). Фантастическая аналогия – изложение условий задачи в виде сказки и         применение фантазийных ситуаций для поиска ответов. 4. Метод творческих преобразований.       Например: описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при      применении к нему того или иного преобразования. 1) Альтернативное применение. Как можно данный объект использовать иначе? 2) Изменения. Какие неожиданные изменения вы внесете в рассматриваемый      объект? 3)   Уменьшение. Можно ли сделать этот объект короче, меньше, легче, тоньше, слабее? 4)   Увеличение.   Можно   ли   удлинить   этот   объект,     сделать   больше,   тяжелее, сильнее, толще? 5) Перемещение. Могут эти люди поменяться своими местами, своими делами?   которая   обучает   творчеству, Из   достаточно   известных   сегодня   педагогических   систем,   ТРИЗ   ­   самая эффективная,   раскрывает   потенциальную одаренность,   в   том   числе   и   творческую   одаренность.   Поэтому     важно   для формирования   творческой   личности     применение   ТРИЗ   ­   технологии   на   всех ступенях среднего образования и во всех предметах. В   то   же   время   необходимо   отметить   воспитательное   и   валеологическое значение ТРИЗ. Например, как проявляется воспитательное значение? 1) Учащийся, который создал свою идею, приобретает серьезную мотивацию к ее   воспитывает   в   себе   становится   целеустремленным, воплощению, положительные качества. 2) Системное  целенаправленное мышление ставит учащегося в позицию активного созидателя,   формирует   представление   о   мире,   как   о   развивающемся   по объективным   законам,  которые  можно   познавать  и  использовать,  формирует понимание природы добра и зла. Валеологическое значение ТРИЗ – технологии состоит в следующем:  творчество,   создание   новых   идей   вызывает   радость   интеллектуальных   побед, положительные   эмоции,   которых   обычно   учащимся   не   хватает.   Это   улучшает состояние здоровья, уменьшает тягу к негативным поступкам. По данной технологии провожу как уроки по литературе, так и по русскому языку, и внеклассные мероприятия. (Д.Дефо отрывок из «Робинзон Крузо», «Пикник на обочине»   братьев   А.   и   Б.Стругацких,   рассказ   Ю.О.Домбровского   «Хранитель древностей», урок­экзамен по теме «Предлоги» и ряд внеклассных мероприятий. Предлагаю рассмотреть урок, который построен по данной технологии. Главная задача урока ­  принцип выбора материала, вида деятельности и второе  ­ это ваша компетенция, то есть круг вопросов, в котором вы осведомлены.  Я говорю, что мы должны:  1) научиться познавать (добывать),  2) научиться делать,   3) научиться жить,   4) научиться жить вместе. ( речь идет о толерантности) Далее   сообщаю,   что   для   осмысления   темы   урока   созданы   условия:   это компьютер, презентация темы, интерактивная доска, фотостенд, текст пьесы для каждого ученика. Далее  целеполагание, высказывание Чехова.  Тема урока:  Место Лопахина – предпринимателя в пьесе А.П.Чехова «Вишневый  сад».  Цели урока: к концу урока учащиеся смогут раскрыть проблемы чеховского  времени, увидеть талант    и мастерство писателя в отображении эпохи  переломного времени в жизни   общества;  смогут  ассоциативно, образно мыслить,  сопоставлять, анализировать, делать выводы; Смогут понять  смысл духовного развития,  нравственных ценностей. Оборудование:   интерактивная доска, презентация к уроку, фотостенд, портрет А.П.Чехова, текст пьесы для каждого ученика. Методы:   словарная   работа,   учебный   диалог,   деловая   игра,   работа   в   группах, частично – поисковый, межпредметная связь (литература, русский язык, основы предпринимательства, юридическая справка).                   Ход урока: Организационный момент. I. Психологический настрой. Пусть будут поиски, сомненья, И, как ни краток наш урок, Быть может, мы сойдемся в мненьях И вместе проведем урок. Учитель читает высказывание А.П.Чехова ( Слайд): «  Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша» II. Актуализация знаний. 1. Слово учителя.  Ребята, эти слова Чехова говорят нам о его большой любви  к людям, любви к родине, к своей земле, которую он на протяжении своей жизни украшал садами, лесами. И сейчас мы послушаем ваши подготовленные сообщения. 2. Следующий этап урока: сообщения учащихся об общественной деятельности Чехова. Некоторые примеры ответов учеников:    …Во всем, что окружало Чехова, он был активен. Еще гимназистом он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, где любил отдыхать. А когда стал владельцем разоренного имения Мелихово, он посадил   около 1000   вишневых   деревьев   и   засеял   голые   лесные   участки   елями,   кленами, вязами, соснами, дубами и лиственницами – Мелихово все зазеленело. …А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке, он с таким же увлечением сажал черешни, шелковицы, пальмы, кипарисы и, как он признавался в письме, буквально блаженствовал: «Так хорошо, так тепло и поэтично. Просто один восторг». …У него было свойство творчески вмешиваться в жизнь, он стремился не   только   описывать,   но   и   переделывать,   строить   ее.   Он   хлопочет   об устройстве   в  Москве   первого  Народного   дома   с  читальней,   библиотекой, аудиторией,   театром.   Также   он   добивается,   чтобы   тут   же,   в   Москве, была   выстроена   клиника   кожных   болезней.   Хлопочет   об   устройстве   в Крыму первой биологической станции. Собирает книги для всех сахалинских школ и шлет их туда целыми партиями. Строит невдалеке от Москвы одну за другой три школы для крестьянских детей, а заодно и колокольню, и пожарный сарай для крестьян. Позже, поселившись в Крыму, строит там четвертую школу. Эти   примеры   говорят   о   его   большой   и   деятельности. Во всем, что окружало Чехова, он был активен.   широкой   общественной III. Реализация темы урока.  Слово учителя. 1. Прежде   чем   перейти   к   обсуждению   темы,   предлагаю   вам   проблемную ситуацию:  Перед вами очень важное дело, которое в силу обстоятельств вы не можете сами выполнить. Вам надо кому ­ то поручить. Человеку, с какими качествами вы бы доверили?  (Возможные   ответы   учащихся:    Важное   дело   можно   доверить   человеку, которого   хорошо   знаешь;   …ответственному;   …знающим   это   дело;   … который не раз доказывал свои умения, были хорошие результаты)  2. Ваше понимание данной ситуации будет мостиком к теме нашего урока:      «Место Лопахина ­ предпринимателя в пьесе А.П.Чехова «Вишневый   сад».   Вот он перед нами: Лопахин – купец – предприниматель, деловой практичный человек.  (Слайд). Чехов говорил: «… роль Лопахина – центральная. Если она не удастся, то, значит, и пьеса провалится». По пьесе мы знаем, что на смену уходящему дворянству (Гаеву и Раневской), приходят новые хозяева жизни – новые люди в лице  Лопахина, представителя новой буржуазной России.  Итак,   перед   вами   проблема:       можно   ли   доверить   Лопахину   «настоящее» России, по чеховскому времени. Будет ли он настоящим хозяином, приведет ли ее к  процветанию и передаст «внукам и правнукам»? Работа  по группам. Задание: Ваша точка зрения может быть с 2­х позиций: 1­ая группа: «да» ­ можно. Почему? 2­ая группа: «нет» ­ нельзя. Почему?  (Ответы учащихся): 1) Лопахину     можно   доверить,   потому   что   по   сравнению   с   другими,   он способен   оценить   красоту,   внутреннее   изящество   Раневской.   Она   ему интересна,   зато   не   нравится   приемная   дочь   Любови   Андреевны,   очень хозяйственная, но ограниченная. Кроме того, Лопахин ­ порядочный и добрый человек. Он охотно дает деньги в долг, зная, что ему едва ли вернут в срок, а его «проект» с дачами первоначально придумывается для того, чтобы Гаев и Раневская, которым он искренне хотел помочь, были спасены от грозящего им полного разорения. Деловой Лопахин в   сопоставлении с хозяевами вишневого сада   оттеняет   их   непрактичность,   неприспособленность   к   жизни.   В противоположность ему Гаев и Раневская привыкли жить за чужой счет, они утратили чувство настоящего.      ­   Образ   Лопахина   сложный,   неоднозначный.   Хочется   отметить   его самохарактеристику. «Мой папаша был мужик, идиот ,ничего не понимал, меня   не   учил…В   сущности,   и   я   такой   болван   и   идиот.   Ничему   не обучался…».Он   недостаточно   образован.   И   все­таки   он   пытается приобщиться   к   культуре,   искренне   переживает,   что   ему   не   дано   стать тонким, интеллигентным человеком: «…а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд…. Только вот богатый, денег много,   а   ежели   подумать   и   разобраться,   то   мужик   мужиком…».Если человек самокритичен, он обязательно будет  стремиться  к исправлению своих недостатков, работать над собой, добиваться поставленной цели.   он   не   останавливается   на   достигнутом.   Предпринимательство   захватывает   его,   ему   всегда   не   хватает   времени, работает с утра до вечера. Это положительная черта. Он и в дальнейшем будет так же работать.  2)Лопахину   доверить   нельзя   ни   настоящее,   ни   будущее   России.   Рядом   с Гаевым   и   Раневской   он   выглядит   человеком   деятельным,   но   согласен   с мнением Трофимова: планы Лопахина «настроить дачи» представляются несостоятельными,   узкособственническими   .За   добрыми   намерениями купца Трофимов видит по сути хищную и ограниченную цель. «…как в смысле ­Разбогатев, обмена   веществ   нужен     хищный   зверь,   который   съедает   все   на,   что попадется ему на пути, так и ты нужен». ­   Нельзя   отрицать,   что   Лопахин   трудится   «с   утра   до   вечера»,человек существует благодаря труду, но труд должен приносить выгоду не толко личную выгоду «отдельным хозяевам», а пользу обществу, человечеству. ­ Лопахин, с одной стороны, богат, обеспечен, стал владельцем старинного имения,   огромного   вишневого   сада.   С   другой   стороны,   Лопахин   –   нищий, «ничего не понял», как в книге, которую он читал в начале пьесы. Духовные возможности   его   ограничены.   Лопахин   понимает,   что   покупает   только реальный сад – землю и деревья. Идею красоты и гармонии мира приобрести за деньги нельзя. Он может только срубить сад, и он его рубит. (При ответе учащиеся групп используют составленные ими  кластеры) 1­ая   группа:  Лопахин   –   порядочный   и   добрый   человек;   порыв   к   идеалу; энергичность и деловитость; умение и предприимчивость; бездеятельность мучительна; работает с утра до вечера. Лопахин                               2­ая группа: Лопахин – «мужик мужиком»; «болван и идиот»; не понимает, что             читает;   «хищный   зверь»;   разрушает,   что   создано;   «ничему   не обучался».    Лопахин Задание: составить кластер: Что значит сад для Лопахина? (Ответы: это символ барства, покупка, прибыль, дачи, вырубка.) Учитель: Итак, Лопахин купил сад, он новый владелец сада.    Давайте посмотрим на нового владельца.  4.Инсценирование эпизода: монолог Лопахина­ нового владельца сада. 5. Учитель:   Новый владелец спешит…. Его последняя фраза воспринимается иронически: «За все могу заплатить!». Лопахин предвещает новую жизнь. Может быть, он и есть тот  человек     будущего,  предприниматель, твердо  оценивающий   все,  что происходит   вокруг.   Возможно…   Каждый   из   вас   может   оставаться   при   своем мнении. ­ Вопрос: Как вы думаете,  доверит ли Чехов Лопахину настоящее и будущее России?  (Ответы учащихся:  1)В словах Лопахина есть порыв к идеалу: «Господи, ты дал нам громадные леса,     необъятные   поля,   глубочайшие   горизонты,   и,   живя   тут,   мы   сами должны быть  великанами…»,   поэтому,   может   быть,   в воплотить в жизнь, у него  есть   прогрессивные будущем он сможет это  идеи. настоящими    2) Лопахин, как и все герои пьесы, «недотепа», он не выходит за пределы   настоящего и своих  собственнических устремлений. Чехов не поддерживает прогрессивные идеи не должны опустошать одностороннюю деятельность,  землю).               Учитель: По Чехову Лопахин не может купить красоту, духовность, он  разрушитель красоты. Это не тот человек, о котором мечтал Чехов.       Он говорил: «Накопленное веками  богатство человечества должно      принадлежать людям не денежным, а подлинно культурным, способным     истории за  собственные деяния».  отвечать перед               строгим судом  А теперь обратимся к заданию, которая звучит так:  Место предпринимателя чеховской эпохи на современном рынке.  6.Слово творческой группе, которая должна предложить свой вариант спасения «вишневого сада» с точки зрения современной эпохи.. 7.Сообщения группы:  Ход выступления группы: 1 Проводят разминку : объяснить значение ряда экономических терминов. Работа   проводится   без   предварительной   подготовки,   с   целью   выяснить житейское понимание учащимися данных слов:  торговля, торг, долг, наследство, банк, доверенность, перевод, залог, аренда, проценты.   (Учащиеся дают     полное объяснение терминов, некоторые из них лишь корректируются группой. Например: долг – деньги, которые обязательно должен вернуть какой – либо человек; денежное или вещевое обязательство; доверенность   –   бумага,   разрешающая   пользоваться   собственностью   человека другим   лицом;   акт   на   передачу   имущества;   эта   ценная   бумага,   заверенная нотариусом; аренда – взять землю – отдать с процентами;) В   ходе   этой   работы   учащиеся   получают   навыки   формулирования   понятий, учатся делать определенные выводы. 2 Сообщение группы (кратко): ­ Когда возникло предпринимательство?  ­ Кто были первые предприниматели? ­ Какая   форма   предпринимательских   отношений   бытует   сегодня   в   нашей   стране? ­    Что такое предпринимательство? ­    Кто может заниматься предпринимательством? ­    Кем может являться физическое лицо? 3.  Защита своего мини – проекта.  Итак, Выступающий:   предпринимательство   осуществляется   при экономической   системе,   основанной   на   частной   собственности.   Только полное   владение   имуществом,   в   данном   случае   садом,   позволит распоряжаться этими ресурсами. Изучение   творчества   Чехова,   непосредственно   пьесы   «Вишневый   сад»   с экономическим   уклоном   позволяет   нам   попробовать   показать     свои возможности   в   сфере   предпринимательства,   которые,   может   быть, пригодятся нам в своей профессии. Итак, мы должны купить «Вишневый сад». Для этого нужны деньги. Откуда мы их возьмем? Нас три человека, у каждого есть определенные накопления, но этого недостаточно. Мы консультируемся у финансистов, юристов. Берем сумму денег в банке, банк в залог оформляет наш сад.   Первая  цель:   Не   вырубать   сад,   а   привести   его   в   порядок,   благоустроить территорию для удобства работы, получать от него плоды, то есть вишню.    к   себе   внимание.  Привлечь   Заниматься Вторая   цель:   Что   производить?     Это   выращивание   ягод,     продажа   их населению,   производство   соков,   йогуртов,   варенья,   джемов,   мороженое, заморозка. Третья   цель: благотворительностью: помогать детским домам, домам для престарелых, делать скидки в цене пенсионерам. Как   все   это   сделать   выгодно?   Прежде   всего   опора   на   наши   творческие новаторские способности, искать, находить и внедрять в свое дело новые идеи,   технологии;   предлагать   новые   товары,   услуги,   формы   организации труда. ­ Возможный  вопрос учеников:  При   всем   этом   любой   предприниматель подвергает свое дело риску: у вас появились конкуренты. Они ведут то же самое, что и вы. Каковы ваши планы? Ответ:  Наша задача: Произведя тот же товар, ту же услугу при меньшей затрате ресурсов, значит, имея возможность продать товар дешевле, и потому – быстрее, мы   быстрее   возвращаем   затраченное   на   производство   товара   или   услуг капиталы   и   получаем   возможность   расширить,   модернизировать   свое предприятие или торговлю. Сегодня в сферу конкурентного соперничества включились и идеи экологии: экологический   чистый   продукт,   экологическая   машина   быстрее   находят покупателя даже   при более высокой цене. Учитель: Для   придания   законности   делу,   что   должны   знать   предприниматели   с юридической точки зрения? Слово группе  «юристов».  ( За неделю до урока группа учащихся записались на прием к юристу по данной теме, который дал им краткую информацию).   Юридическая справка: Во­первых,   земля   залогом   для   банка   не   является,   как   высказали   свое видение наши «предприниматели». Залогом может быть личное имущество в   виде   квартиры,   техники   и   другого   бытового   имущества   или   другие ценности. Для любого вида предпринимательства требуется оформление соответствующих документов. 1.Необходим документ (решение, протокол) – права собственности  «Лопахина» или другого юридического лица, выкупившего тот иной участок земли. 2.Документы,   необходимые   «Лопахину»   с   точки   зрения   современного закона: Юстиция ЦОН СИК РНН Удостоверение личности Домовая книга БТИ 3 Юридическое лицо пишет заявление в отдел ГУ земельных отношений. В   ЦОН   регистрация   участка.   Собственнику   данной   земли   выдается свидетельство   о   собственничестве.   Затем   юридическое   лицо   дает объявление о сдаче земельных участков в аренду. После проделанной работы юридическое лицо является ИП (индивидуальным предпринимателем). Он может заключать договоры аренды и другие по его желанию операции. Обобщение: Слово учителя:  Последняя   пьеса   А.П.Чехова   «Вишневый   сад»   стала   одним   из   самых знаменитых   произведений   мировой   драматургии   20   века.   Она   получила известность за рубежом еще при жизни автора. Характерно, что уже тогда ей предрекали долгую творческую жизнь. И это сегодня подтверждается. Например,  несмотря на то, что прошло более ста лет, мы читаем пьесу Чехова, которая воспитывает в нас нравственные и духовные качества, приучает к труду, призывает делать нас так, чтобы процветала наша страна. Вишневый сад – вечный символ красоты нашей жизни.        IV.Рефлексия. Итоги урока:      Что, по­вашему, для себя нового вы узнали на этом уроке?     Сами себе вы понравились?     Можете ли вы себе, как Лопахину, поставить плюсы и минусы? (оценки)      V.Домашнее задание: написать эссе «Как бы я поступил на месте Лопахина».      Использованная литература:     1.Серия «Педагогика + ТРИЗ» Москва изд.     2.ЖЗЛ. А.П.Чехов. Изд. «Москва» 1983г.     3В.В.Савельева, Г.Г.Лукпанова «Русская литература» 10 класс. 2006г.     4.А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад»     5. Периодика. Экономическая терминология.      Айтжанова Баян Хамитовна,      учитель русского языка и литературы      ГТЛ­школы     г. Кокшетау Акмолинской области

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках

Активные формы обучения на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2017