Активные методы обучения на уроках.

  • Научно-исследовательская работа
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.Для создания такой среды на уроке я использую активные методы обучения. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучения на уроках
Иконка файла материала АМО на уроках.docx
ГБУЗ «ДС №15ДЗМ» НОШ  Доклад на тему: «Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе» Подготовила учитель начальных классов          Ганина Елена Анатольевна                       февраль 2017г. Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске,   другими   словами   как   активизировать   познавательную   деятельность   в процессе обучения. Целями   школьного   образования,   помимо   приобретения   определенного   набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных   условий   для   реализации   его   природных   способностей. Естественная   игровая   среда,   в   которой   отсутствует   принуждение   и   есть возможность   для   каждого   ребенка   найти   свое   место,   проявить   инициативу   и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Для   создания   такой   среды   на   уроке   я   использую   активные   методы обучения. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом   действе   и   творческом   характере   обучения,   интерактивности, разнообразных   коммуникациях,   групповой   форме   организации   их   работы.   На любом уроке, по всем  предметам на любом этапе широко можно  примененять кроссворды, викторины,ребусы,загадки,шарады и многие дргие игры со словами и их значением Для каждого  этапа  урока используются  свои активные методы,  позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них. Метод организации начала урока «Подари подарок другу». Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности. Участники: все учащиеся. Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри. Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках. Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»Метод актуализации опорных знаний « Магазин» (использовался на уроке русского языка) Цель:   актуализировать   знания   учащихся   по   ранее   изученной   теме,   подвести учащихся к изучению нового материала. Участники: все обучающиеся. Необходимые   материалы:   предметные   картинки   с   изображениями   животных, фруктов, овощей, игрушек. Проведение:  на доске картинки  с изображениями предметов.  Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее   этот   предмет,   отвечает   на   вопрос   что?»   Или   :   «   Я   покупаю зайчика   потому,   что   слово,   обозначающее   этот   предмет,   отвечает   на   вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. Оценка результата:  после  покупки  всех  картинок  подводится  итог  ( чей  ряд купил больше картинок). Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча» Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика. Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. Оценка   результата:   по   количеству   тучек   в   начале   урока   можно   отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме. Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро ­ ладонь” Цель:   развитие   осязания   и   мелкой   моторики,   коррекция   межполушарного взаимодействия Проведение:   На   столе,   последовательно,   сменяя,   выполняются   следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе.   Выполнить   3­5   повторений.   Упражнения   выполняются   каждой   рукой отдельно, затем двумя руками вместе. Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат» Цель:   нормализация   гипертонуса   (неконтролируемое   чрезмерное   мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость). Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы   очень   подвижными.   Теперь   снова   покажите   солдата,   вытянутого   в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Метод закрепления изученного материала «Парный выход» ( использовалсяна уроке русского языка) Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: мел. Проведение.  Учитель   вызывает   к  доске  ученика.   Тот  подбирает  себе  пару,  а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ  находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом.   Учащиеся   записывают   слова   с   их   предварительным   орфографическим проговариванием Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы. Примечание: Если к доске выходит ученик 3 группы, то он работает по опорам ( предметным картинкам, обозначающим словарные слова). В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах ( работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание. Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких   минут   достаточно,   чтобы   встряхнуться,   весело   и   активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – «Физминутки» «Земля, воздух,   огонь   и   вода»,   «Зайчики»   и   многие   другие   позволят   сделать   это,   не выходя из класса.  Пример Активных методов релаксации Метод «Земля, воздух, огонь и вода» Цель – повысить уровень энергии в классе. Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. · Воздух.  Ученики  начинает  дышать   глубже,  чем  обычно.  Они  встают   и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно   большая   губка,   жадно   впитывает   кислород   из   воздуха.   Все стараются   услышать,   как   воздух   входит   в   нос,   почувствовать,   как   он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по­другому: вы можете на   первой   встрече   предложить   зевать   сознательно,   чтобы   группа   быстрее «взбодрилась»). · Земля.   Теперь   ученики   должны   установить   контакт   с   землей, «заземлиться»   и   почувствовать   уверенность.   Учитель   вместе   с обучающимися   начинает   сильно   давить   на   пол,   стоя   на   одном   месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по­новому ощутить свои ноги,которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному   ощущению   почувствовать   большую   стабильность   и уверенность. · Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. · Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие,  свободные  движения  в «воде»,  следя  за тем,  чтобы  двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно   дать   дайте   дополнительные   3   минуты   времени,   чтобы   каждый   мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов. Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока) Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися Участники: все обучающиеся. Необходимые   материалы:   карточки   с   изображением   солнышка   и   тучи   на магнитах для каждого ученика. Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу,   если   у   него   возникли   трудности   в   восприятии   материала   и   наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».  Метод «Ромашка».  Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и   отвечают   на   главные   вопросы,   относящиеся   к   теме   урока,   мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. «Мудрый совет» ­ Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще   не   совсем   поняли   тему   урока   или   не   изучали   тему   (младшим).   Совет анализируется группой­соседкой. · · «Итоговый   круг»  ­   Учитель   дает   минуту!   Подготовленные представители   группы   встают   в   круг,   задают   вопросы   детям   других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме  того, обратная  связь  от учеников  позволяет  учителю  скорректировать урок на будущее.Уроки   с   использованием   активных   форм   и   методов   обучения   интересны   не только для учащихся, но и для учителей. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. + Активные методы обучения помогают: развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволять   активизировать   процесс   развития   у   учащихся коммуникативных   навыков,   учебно­информационных   и   учебно­ организационных умений. · · · · · ­ Активные методы обучения имеют недостатки: Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому : не   могут   совладать   со   своими   эмоциями,   следовательно   на   уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;  Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке. Таким   образом,   использование   активных   методов   обучения   позволяет обеспечить   эффективную   организацию   учебного   процесса,   но   и   как   в   любой методике есть особенности. А применять ее или нет это уже дело  учителя и его творчества.

Посмотрите также