Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.Для создания такой среды на уроке я использую активные методы обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучения на уроках
ГБУЗ «ДС №15ДЗМ» НОШ
Доклад на тему:
«Использование активных методов
обучения на уроках в начальной школе»
Подготовила учитель начальных
классов
Ганина Елена Анатольевна
февраль 2017г.
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка
устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном
поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в
процессе обучения.
Целями школьного образования, помимо приобретения определенного набора
знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание
благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть
возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и
самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные
потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
Для создания такой среды на уроке я использую активные методы
обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность
и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе
освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности,
игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности,
разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы. На
любом уроке, по всем предметам на любом этапе широко можно примененять
кроссворды, викторины,ребусы,загадки,шарады и многие дргие игры со словами
и их значением
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие
эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из
них.
Метод организации начала урока «Подари подарок другу».
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств,
доброжелательности.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная
коробка с подарком внутри.
Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда
музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.
Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и
т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»Метод актуализации опорных знаний « Магазин» (использовался на уроке
русского языка)
Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести
учащихся к изучению нового материала.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных,
фруктов, овощей, игрушек.
Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик
подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово,
обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю
зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос
кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд
купил больше картинок).
Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы:
Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью
магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить
неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце
урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные
на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную
работу на следующих уроках по этой теме.
Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро
ладонь”
Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного
взаимодействия
Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие
положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на
столе. Выполнить 35 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой
отдельно, затем двумя руками вместе.
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла
и солдат»
Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное
напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).
Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь
в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не
двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались
как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.
Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а
суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в
струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.
Метод закрепления изученного материала «Парный выход» ( использовалсяна уроке русского языка)
Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: мел.
Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а
затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его
товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает
рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим
проговариванием
Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность
записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.
Примечание: Если к доске выходит ученик 3 группы, то он работает по опорам
( предметным картинкам, обозначающим словарные слова).
В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно
провести на местах ( работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать
все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда
нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно
расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – «Физминутки» «Земля,
воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят сделать это, не
выходя из класса.
Пример Активных методов релаксации
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний –
воздух, землю, огонь и воду.
· Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и
делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело,
словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все
стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он
наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух
струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза,
бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам
пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем
пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после
этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать
недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и подругому: вы можете
на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее
«взбодрилась»).
·
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей,
«заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с
обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте,
можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть
ногами пол, покрутиться на месте. Цель – поновому ощутить свои ноги,которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому
телесному ощущению почувствовать большую стабильность и
уверенность.
· Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки
пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле,
когда они двигаются подобным образом.
· Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики
просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают
мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались
суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог
создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо
пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам
активнее участвовать в упражнении.
Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце
урока)
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на
магнитах для каждого ученика.
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху
тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот,
накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод
о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как
«Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
Метод «Ромашка».
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д.
и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия,
записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и
интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку
позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить
внимание на следующем уроке.
«Мудрый совет» Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет
анализируется группойсоседкой.
·
·
«Итоговый круг»
Учитель дает минуту! Подготовленные
представители группы встают в круг, задают вопросы детям других
групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока.
Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята
усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать
урок на будущее.Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не
только для учащихся, но и для учителей.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают:
развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
учить учащихся самостоятельно добывать знания,
развивать интерес к предмету,
позволять активизировать процесс развития у учащихся
коммуникативных навыков,
учебноинформационных и учебно
организационных умений.
·
·
·
·
·
Активные методы обучения имеют недостатки:
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :
не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках
создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии
и сотрудничества;
Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет
обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой
методике есть особенности. А применять ее или нет это уже дело учителя и его
творчества.