Акция «Гирлянда дружбы». Конспект по образовательной области «Художественное творчество» по изготовлению тряпичной куклы

  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала гирлянда дружбы.docx

Акция «Гирлянда дружбы».

Конспект по образовательной области «Художественное творчество» по изготовлению тряпичной куклы Кувадка   с использованием ИКТ.

 

Задачи.

·        Научить мастерить традиционную тряпичную куклу Кувадку бесшовным способом.

·        Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство.

·        Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла.

·        Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла).

·        Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.

·        Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Коррекционные задачи:

·        Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

·        Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука».

 

Технологическая карта «Тряпичная кукла Кувадка».

1. Лоскут яркой одноцветной ткани скручиваем к середине по длинным сторонам.

2.Сскрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем ниткой другого цвета несколько тугих витков, концы связываем двойным узлом – это голова и туловище куклы.

3. Из лоскута другого цвета размером 6х6 см делаем еще одну скрутку, на концах отступаем по 1 см и делаем обмотку яркой ниткой – это руки.

4. Вторую скрутку укладываем в первую скрутку (под головой) и фиксируем несколькими витками яркой ниткой: сначала на линии талии, а потом крест-накрест на груди.

5. Такая куколка-девочка может легко превратиться в мальчика.

Материал, инструменты, оборудование.

Для показа детям – тряпичные куклы; технологическая карта «Кукла Кувадка».

Для каждого ребенка – набор из двух лоскутов разного цвета – одноцветный размером 20х10 см; цветной размером 6х6 см; прочные нитки.

Можно  2 лоскута ткани: большой квадрат, размером с ладонь, маленький шириной 2-2,5см и длиной с указательный палец, Нитки (ирис) красного цвета.

 

Ход занятия.

Содержание совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей.

Воспитатель:  (Для активизации внимания детей и усиления мотивации в создании куклы Кувадки, педагог зачитывает письмо, которое пришло к нам из далекой Италии.) Ребята, нам из Италии пришло письмо. Послушайте, что нам пишут.

 «ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Просим всех детей принять участие в миротворческой акции «Гирлянда дружбы» по сохранению мира на Земле!!!!!

Гирлянда из самодельных кукол очень напоминают фигурки взрослых и детей со всей нашей планеты, которые взявшись за руки, создали бы общий хоровод вокруг земного шара.

Тогда куклы-берегини  Кувадки берегли бы нашу красавицу-Землю.

40 тысяч километров приблизительная длина экватора Земли  -  40 тысяч Кувадок организаторы акции предложили сделать на «Гирлянде Дружбы»!

Это не конкурс - это МИРОТВОРЧЕСКАЯ АКЦИЯ, в которой может принять участие любой желающий, прислав свою часть гирлянды из куколок Кувадок для объединения в одну большую всемирную гирлянду дружбы.

Воспитатель: В 2001 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, в которой постановила ежегодно 21 сентября отмечать как день отказа от насилия и прекращения огня. Было предложено всем странам и народам в этот день прекращать все военные действия и проводить мероприятия и акции в защиту мира на земле.

Люди мира, за руки возьмитесь,

Шар земной обнять под силу нам.

Войны на земле, остановитесь!

МИР ПОДВЛАСТЕН НАШИМ ГОЛОСАМ!

Маленькими послами мира выступили куколки Кувадки, сделанные руками детей и их родителей. Свои куклы они подвешивали на гирлянду, рядом с куколками, которые сделали дети и взрослые из Италии и Германии. Получилась большая, настоящая гирляда Дружбы!

40 тысяч кукол Кувадок,  как маленькие послы мира, будут находиться во всех уголках земного шара, как бы озвучивая голос человека, сделавшего эту куколку: «МЫ ЗА МИР И ДРУЖБУ НА ПЛАНЕТЕ! И ПУСТЬ СЧАСТЛИВЫ БУДУТ ДЕТИ!».

Воспитатель:  Ну что, ребята, примем участие в этой миротворческой акции?

Ответы детей.

Воспитатель:  Вначале давайте поговорим, что такое «Куколка Кувадка»? Давным-давно, когда не было ещё фабрик по производству игрушек, люди, чтобы развлечь своих детишек, сами придумывали для них игрушки-забавы: деревянные свистульки и трубочки, разные фигурки животных и людей. И даже первую куклу для девочек  придумали сделать из деревянного поленца.

Возьмёт девочка берёзовое поленце, повяжет платочек, из старого куска ткани от бывшего маминого сарафана смастерит юбку, кофту и фартук и играет в дочки-матери. Таким образом, девочка приучалась ухаживать за малышами, управляться по хозяйству. А что же мастерили для малышей? Ведь не дашь в руки им полено! И тогда мамочки, чтобы успокоить плачущего малыша, обворачивали деревянную ложку в тряпочки, получалась куколка. Для самых маленьких из разноцветных лоскутков «крутили» много-много маленьких куколок и нанизывали на верёвку, как гирлянду. Подвесит мама такую яркую гирлянду, над люлькой малыша и спокойно занимается хозяйством.

Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Число куколок Кувадок над колыбелью малыша было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша. Обычно делали связку из 3- 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо «по образу и подобию человеческому», в неё может вселиться злой дух и применить вред играющему. Отсутствие же лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевлённая, а значит, и недоступная для вселения в неё злых сил.

Давайте и мы попробуем сделать эту простую куколку-Кувадку. Так её называли наши предки.

Дети выбирают лоскутки и прочные нитки по своему желанию. Педагог помогает выбрать материал по их умениям и способностям.

 Внимание: для тех детей, кто не умеет завязывать нитки или шнурки на случай предотвращения неудачи можно приготовить круглые резинки. Если педагог не успеет вовремя прийти на помощь, дети смогут зафиксировать детали куклы более простым способом. И в результате получат такую же куклу, как и у других детей.

Внимание. Технологии изготовления обрядово-обереговых  народных кукол просты и не требуют особенных усилий. Нет ничего проще, чем сделать куколку Кувадку.

Ткань для изготовления кукол необходимо брать желательно натуральную (ситец, сатин, лен и др). Для изготовления туловища куколки все куски ткани нужно отрывать, а не резать ножницами. Непременное условие – не использовать новую ткань, а брать лоскутки старой одежды. Кроме того, это должен быть «счастливый» текстиль, т. е. тот, который вы не носили во времена невзгод, грустных периодов жизни, стрессовых или конфликтных ситуаций.

После занятия. Оформление выставки в виде макета или изображения Земли в окружении гирлянды из кукол-оберегов  Кувадок, взявшихся за руки для сохранения мира на Земле.