Актуальность исследования традиции показов эмблематических фейерверков первой половины XVIII века в Москве и Санкт-Петербурге
Оценка 4.6

Актуальность исследования традиции показов эмблематических фейерверков первой половины XVIII века в Москве и Санкт-Петербурге

Оценка 4.6
pdf
Взрослым
01.02.2020
Актуальность исследования традиции показов эмблематических фейерверков первой половины XVIII века в Москве и Санкт-Петербурге
есть наметки этого материала в вак издании
наймарк статья вак.pdf

 

 

УДК 008

Наймарк Елена Александровна

Актуальность исследования традиции показов  эмблематических фейерверков первой половины XVIII века  в Москве и Санкт-Петербурге

Наймарк Елена Александровна

Методист, преподаватель,

Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Выборгского района; диссертант,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Российская Федерация, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48; e-mail: eanhistory@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена условиям и актуальности формирования регулярных эмблематических фейерверков первой половины XVIII века: императорским и придворным календарям праздников, академической прессе и описаниям «огненных показов», пиротехническим разработкам и т.п. Показана борьба за сохранение и усовершенствование наследия культурных реформ Петра I.

Показана эволюция символов в фейерверках первой половины XVIII века. Изменения наблюдаются от воинственной риторики Петра I до мирных, спокойных эмблем 1730–1750-х годов. 

Для цитирования в научных исследованиях

Наймарк Е.А. Актуальность исследования традиции показов эмблематических фейерверков первой половины XVIII века в Москве и Санкт-Петербурге // Культура и цивилизация. 2018. Том 8. № 3А. С. 72-77.

Ключевые слова

Фейерверки, эмблема, символ, социально-культурная среда, архив Артиллерийского

музея Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью более полного знания о культуре России в нынешний период обострения проблем национального самосознания. Традиция использования эмблематики фейерверков основана в начале XVIII века и сохранялась в культурном пространстве России.

Фейерверки, являясь важным элементом культуры, несут воспринимаемую на чувственном уровне информацию, определяющую единый мажорный настрой граждан в отношении к отмечаемым событиям, свершениям государства, страны или даже местного сообщества. Фейерверочное искусство доставляет не только эстетическое наслаждение, но оказывает на зрителей идеологическое и нравственное воздействие. В символизме картин, рисуемых огнями, цветом и светом художественно выражены конкретные ценностные смыслы.

Существенные перемены в жизни постперестроечной России, так же, как и в послепетровское время, актуализируют потребность в разнообразных воздействиях на ценностные ориентации населения. Фейерверки представляют собой один из действенных способов удовлетворения этой потребности.

Знание о символике российских фейерверков XVIII века потому имеет не только теоретическое значение, обогащая представления о богатстве национальной культуры в ее праздничной составляющей. В условиях современного развития разнообразных зрелищных форм массовых торжеств практически актуально осмысление опыта символического выражения ценностного содержания посредством фейерверков, опыта, накопленного в России XVIII века.

Литературный обзор

В настоящей работе формирование традиций показов фейерверков исследуется на основании многочисленной историографии, в частности, по работам В.Н. Васильева, Д.А. Ровинского, Д.Д. Зелова [Зелов, 2002; Ровинский, 2018; Васильев, 1960]. То, что в инстанциях, которые создавали «огненные зрелища» руководствовались уникальными придворными календарями, которые сыграли большую роль в регламентации годового цикла придворных торжеств, рассмотрела М.А. Алексеева [Алексеева, 1985; Алексеева, 2006]. «Огненные сады» и их специальные эмблемы активно рассматриваются в контексте изучения праздников не только Д.Д. Зеловым [Васильев, 1960] и другими дореволюционными и советскими исследователями данных феноменов культуры, но и другими современными искусствоведами, в частности А.А. Ароновой [Аронова, 2012, 252-276.] Современные исследователи последних лет плодотворно анализируют фейерверки первой половины XVIII века [Наймарк, 2018; Наймарк, 2012.].

Материалы и методы

В работе, вслед за научными рекомендациями профессора и руководителя Российского научно-образоваельного культурологического общества Л.М. Мосоловой, использован метод исторической культурологии, который обозначен как архитектоническое рассмотрение культуры, а также деятельностный, аксиологический или ценностно-смысловой, структурносемиотический подходы к исследованию [Мосолова, 2018]. Для формирования традиции регулярных фейерверочных показов, создавались «театрумы», изданные программы, гравюры по ним, дворцы с экстерьерами и интерьерами, площадями, которые вошли в особую социальнокультурную среду. Необходимой стала огромная активность горожан. Актуальность методологии работы заключается также в том, что на транспарантах к фейерверкам показывались символы доброты, конструктивных дел, направленных на длительную, счастливую жизнь человека. Активность должна быть направлена на творчество, выходить за рамки догм идеологии.

При Петре I, с которого началась традиция показов эмблематических фейерверков, был актуален «Левиафан» Т. Гоббса (о сильном, даже деспотичном государстве) [Гоббс, 2001] и его же «Философские основания учения о гражданине». Идеи С. Пуффендорфа о всеведующей власти правителя также повлияли на первого русского императора и его демонстрации идей абсолютизма в фейерверочных эмблемах. 

В Москве создана традиция эмблематических фейерверков на Новый год, которая с 1710-х годов перенесена в Санкт-Петербург. На новогоднее московское пиротехническое представление в 1704 году был представлен «театрум» на нескольких планах [Васильев, 1960, 33-17]. Это был один из первых ярких показов в традиции прославления идей власти Петра Великого в барочных фейерверках. На транспаранте показали двуглавого орла, судя по гравюре А. Шхонебека. При Петре I и после него в 1730-е гг. сохранением наследия его культурных реформ занимался священнослужитель, цензор, деятель Синода Ф. Прокопович. Его риторические произведения оказали влияние на оды и стихотворные девизы к фейерверкам. 1 января 1711 года традиция красивых новогодних огненных показов прочно утвердилась в Северной Венеции. Судя по источникам, новогодние фейерверки на время переезжают в Петербург, фейерверк ознаменовал начало войны с Турцией и был показан на Троицкой площади Северной Венеции. 

Государственные деятели высокого ранга, приближенные к Петру I отдавали распоряжения готовить фейерверки. В этом вопросе основополагающими для подготовки фейерверков сведения документации, собранной в описи Генерального повытья Санкт-Петербургского Архива Военно-исторического музея артиллерии и войск связи Министерства обороны Российской федерации (АВИАМАИВИ ВС МО РФ), подтверждаются материалами описей приказного отделения Главной Артиллерии и фортификации и фонда штаба генерал- фельдцейхместера[1]. После смерти Петра I вместо Екатерины Алексеевны указы о важнейших фейерверках, подписывал А.Д. Меншиков с приготовление уникальных эмблем в виде горящих сердец. В «регистре протоколам» Сената за 4 января 1726 г. была засвидетельствована уже ставшая традиционной процедура принятия решений об устройстве фейерверочного театра: «...по указу светлейшего князя да по доношению полковника Витвера об отпуске иллюминации припасов»[2]..

В елизаветинское достаточно гуманное царствование одним из самых красивых из созданных артиллерийстом П. Мартыновым «театрумов» являлось новогоднее «зрелище»

1755 года. Перед Зимним дворцом в Петербурге Елизаветы Петровны был показан сложнейший фейерверк. Об этом свидетельствует его гравюра, сохранившаяся в Отделе Западноевропейского изобразительного искусства в Государственном Эрмитаже[3].  Вероятнее всего, ее автор обращался за материальным обеспечением этой иллюминации в артиллерийское ведомство. Профессиональную помощь ему могли оказать в Гравировальной палате Академии наук, так как артиллерийские служащие там нередко консультировались по проектированию фейерверков. Театр фейерверка состоял из трех огромных планов. На первом изображались три колесницы. Левую колесницу возглавляла Астрея—богиня правосудия, символ легитимности и преемственности власти. Второй упряжкой из четырех коней управляла Елизавета Петровна в образе богини охоты Дианы, окруженная всадниками, обходящими ее по кругу (вероятно, дань моде на карусели). На третьей декорации изображена Елизавета Петровна (в образе Астреи), сидящая в упряжке из лебедей. Эти картины являлись памятниками изобразительного искусства эпохи барокко. На втором плане были показаны фонтаны и декоративные вазы, а также размещен вензель императрицы. В центре театра, на последнем плане был показан монумент, окруженный колонами, перед которым благоговейно стояла императрица. Необычной декорацией по сравнению всеми эмблемми 1700-1760-х годов являлось изображение Елизаветы Петровны на небе, в том, числе и летящей на колеснице, – там, где обычно изображался треугольник, символизировавший Бога и святую Троицу (см. Таблицу 1). Как видно в данном фейерверке наиболее ярко показывались символы стихий Природы.

Таблица 1 – Эмблемы в фейерверках 1700–1760-х годов

Эмблема

Основной период

Горящее сердце

Первая четверть-конец 20-х гг XVIII века

Орел

Первая треть XVIII века до 1740-х годов

Здание с колоннами

1700-1760-х годы

Императрица на колеснице

1740-1760- е годы

Придворные, представители народа, держащие роги изобилия с фруктами в декорациях, стилизованных под античные.

1740-1760-годы

 

В фейерверках первой половины XVIII века восхвалялась роль государственной власти. В нашу сложную эпоху, которую методолог культурологии профессор А.Я. Флиер [Флиер, 2018, 374-380] назвал «временем этатизма», глубокое исследование эмблематики, связанной с идеологией, особенно актуально.

Заключение 

В «пиротехнических театрумах» восхвалялась не только жесткая, порой, деспотичная власть Петра I, но и символы добра, справедливости, красоты, счастья народа. Наиболее уникальны знаки мирного служения Отечеству императорской династии и подданных.

Библиография

1.     Архив Военно-исторического музея артиллерии и войск связи Министерства обороны Российской федерации (АВИАМАИВИ ВС МО РФ). Ф. ШГФ. Оп. 2. Д. 475. Л. 246.

2.     Архив Военно-исторического музея артиллерии и войск связи Министерства обороны Российской федерации (АВИАМАИВИ ВС МО РФ) Ф. 2. Оп. Г.П. Д. 160. Л. I

3.     Алексеева М.А (ред., сост., автор вступ. ст.). Гравировальная палата Академии наук XVIII века. Сб. документов. Сост.: М. А. Алексеева, Ю. А. Виноградов, Ю. А. Пятницкий. Отв. ред. Б.В. Левшин. – Л.: «Наука». 1985. – 459 с.

4.     Алексеева М.А. Календари-альманахи издания Академии наук XVIII века и их иллюстрации // От Древней Руси до современной России: Сб. науч. ст. в честь 60-летия Александра Якимовича Дегтярёва. – СПб.: Рус. коллекция С.-Петербурга, 2006. – С. 257-270.

5.     Аронова А. А. Огненные сады Елизаветы Петровны// Искусствоведение. № 3-4/2012. М.: 2012. С. 252-276.

6.     Васильев В.Н. Старинные фейерверки в России/ В.Н. Васильев. — Л.: Издательство Государственного Эрмитажа. 1960. – 58 с.

7.     Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001.

8.     Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII-первой половины XVIII века (история триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы) / Д.Д. Зелов. – М., 2002. Едиториал УРСС. – 303 с.

9.     Мосолова Л.М. Архаика евразийской культуры в свете современной науки. Мир культуры и культурология.

Выпуск. VI. Альманах научно-образовательного культурологического общества России. СПб., 2018. С. 374-380. С. 602-616.

10.  Наймарк Е.А. Популяризация политической деятельности, а также европеизации в эмблематических фейерверках России XVIII века // Мир культуры и культурология. Выпуск. VI. Альманах научнообразовательного культурологического общества России. СПб., 2018. С. 374-380; 

11.  Наймарк Е.А. Символика эмблем фейерверков царствования Елизаветы Петровны в честь мирных событий // Вопросы культурологии. № 4. М.: Издательский дом «Панорама». 2012. С. 29–32.

12.  Отдел западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (Эрмитажного музея) (ОЗИИ ГЭ). ОЗИИ ГЭ. № 74623, Л. 23.

13.  Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века: Описание фейерверков и иллюминаций / Д.А. Ровинский – СПб: А.С. Суворин, 1903. – 330 с.

14.  Флиер А.Я. Господствующая идеология и культурная политика. //Мир культуры и культурология. Выпуск. VI.

Альманах научно-образовательного культурологического общества России. СПб., 2018. С. 374-380.

The relevance of the study of the tradition of displays  of emblematic fireworks in the first half of the 18th century 

in Moscow and St. Petersburg

Elena A. Naimark

Methodist, Lecturer,  Center for Social Rehabilitation of Disabled People and Children with Disabilities in the Vyborg District,

Dissertant,

Herzen State Pedagogical University of Russia,

191186, 48, Moika embankment, Saint Petersburg, Russian Federation; e-mail: eanhistory@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the conditions and actuality of the formation of the regular emblematic fireworks in the first half of the XVIII century: the imperial and court calendars of holidays, the academic press and descriptions of "fire displays", pyrotechnic developments, etc. It is the struggle for the preservation and improvement of the cultural heritage of Peter I.

The evolution of symbols in the fireworks of the first half of the 18th century is shown. Changes are observed from the bellicose rhetoric of Peter the Great to peaceful, quiet emblems of the  1730s-1750s. The peculiarity of the Elizabethan reign was the praise of the well-being of the common people. The brightest emblems of fireworks are: an eagle, burning hearts, a temple, an empress in a chariot, a people with cornucopia.

In fireworks glorified: good, justice, beauty. The identification of emblems and symbols used the data of semiotics.

In the pyrotechnic shows, not only the main role of state power was glorified, but also the welfare of broad sections of society.

Fireworks of the first half of the XVIII century with a large number of emblems were one of the strongest instruments of political propaganda and in this their relevance today. Since the time of Peter I, statism has been very strong in Russian society. The legacy of its cultural reforms has been critically analyzed and multiplied in terms of increasing its effectiveness and understanding about the need for the growth of humanity in society.

For citation

Naimark E.A. (2018) Aktual'nost' issledovaniya traditsii pokazov emblematicheskikh feierverkov pervoi poloviny XVIII veka v Moskve i Sankt-Peterburge [The relevance of the study of the tradition of displays of emblematic fireworks in the first half of the 18th century in Moscow and St. Petersburg]. Kul'tura i tsivilizatsiya [Culture and Сivilization], 8 (3А), pp. 72-77.

Keywords

Fireworks, emblem, symbol, socio-cultural environment, archive of the Artillery Museum of St. Petersburg.

References

1.     Alekseeva M.A (1985). Graviroval'naya palata Akademii nauk XVIII veka. Sb. dokumentov. Sost.: M. A. Alekseeva, Yu. A. Vinogradov, Yu. A. Pyatnitskii. Otv. red. B.V. Levshin. — L.: «Nauka». 459 p.

2.     Alekseeva M.A. (2006) Kalendari-al'manakhi izdaniya Akademii nauk XVIII veka i ikh illyustratsii // Ot Drevnei Rusi do sovremennoi Rossii: Sb. nauch. st. v chest' 60-letiya Aleksandra Yakimovicha Degtyareva. – SPb.: Rus. kollektsiya S.-Peterburga, рр. 257-270.

3.     Arkhiv Voenno-istoricheskogo muzeya artillerii i voisk svyazi Ministerstva oborony Rossiiskoi federatsii (AVIAMAIVI VS MO RF). F. ShGF. Op. 2. D. 475. L. 246.

4.     Arkhiv Voenno-istoricheskogo muzeya artillerii i voisk svyazi Ministerstva oborony Rossiiskoi federatsii (AVIAMAIVI VS MO RF) F. 2. Op. G.P. D. 160. L. I

5.     Aronova A. A. (2012) Ognennye sady Elizavety Petrovny// Iskusstvovedenie. № 3-4/2012. M.: рр. 252-276.

6.     Flier A.Ya. Gospodstvuyushchaya ideologiya i kul'turnaya politika. //Mir kul'tury i kul'turologiya. Vypusk. VI. Al'manakh nauchno-obrazovatel'nogo kul'turologicheskogo obshchestva Rossii. SPb., 2018. рр. 374-380.

7.     Gobbs T. (2001) Leviafan. M.: Mysl'

8.     Mosolova L.M. (2018) Arkhaika evraziiskoi kul'tury v svete sovremennoi nauki. Mir kul'tury i kul'turologiya. Vypusk. VI. Al'manakh nauchno-obrazovatel'nogo kul'turologicheskogo obshchestva Rossii. SPb., рр. 374-380. рр. 602-616.

9.     Naimark E.A. (2012) Simvolika emblem feierverkov tsarstvovaniya Elizavety Petrovny v chest' mirnykh sobytii // Voprosy kul'turologii. № 4. M.: Izdatel'skii dom «Panorama». рр. 29-32.

10.  Naimark E.A. (2018) Populyarizatsiya politicheskoi deyatel'nosti, a takzhe evropeizatsii v emblematicheskikh feierverkakh Rossii XVIII veka // Mir kul'tury i kul'turologiya. Vypusk. VI. Al'manakh nauchno-obrazovatel'nogo kul'turologicheskogo obshchestva Rossii. SPb., рр. 374-380; 

11.  Otdel zapadnoevropeiskogo izobrazitel'nogo iskusstva Gosudarstvennogo Ermitazha (Ermitazhnogo muzeya) (OZII GE). OZII GE. № 74623, L. 23.

12.  Rovinskii D. A. (1903) Obozrenie ikonopisaniya v Rossii do kontsa XVII veka: Opisanie feierverkov i illyuminatsii / D.A. Rovinskii. SPb: A.S. Suvorin, 330 p.

13.  Vasil'ev V.N. (1960) Starinnye feierverki v Rossii/ V.N. Vasil'ev. — L.: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha.  58 p.

14.  Zelov D.D. (2002) Ofitsial'nye svetskie prazdniki kak yavlenie russkoi kul'tury kontsa XVII-pervoi poloviny XVIII veka (istoriya triumfov i feierverkov ot Petra Velikogo do ego docheri Elizavety) / D.D. Zelov.  M., Editorial URSS. 

The relevance of the study of the tradition of displays of emblematic fireworks in the first half of the 18th century in Mosc303 p. ow and St. Petersburg

 



[1] Архив Военно-исторического музея артиллерии и войск связи Министерства обороны Российской федерации (АВИАМАИВИ ВС МО РФ). Ф. ШГФ. Оп. 2. Д. 475. Л. 246.

[2] Архив Военно-исторического музея артиллерии и войск связи Министерства обороны Российской федерации (АВИАМАИВИ ВС МО РФ) Ф. 2. Оп. Г.П. Д. 160. Л. I

[3] Отдел западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (Эрмитажного музея) (ОЗИИ ГЭ). ОЗИИ ГЭ. № 74623, Л. 23.

Актуальность исследования традиции показов эмблематических фейерверков первой половины XVIII века в Москве и Санкт-Петербурге

Актуальность исследования традиции показов эмблематических фейерверков первой половины XVIII века в Москве и Санкт-Петербурге

УДК 008 Наймарк Елена Александровна

УДК 008 Наймарк Елена Александровна

УДК 008 Наймарк Елена Александровна

УДК 008 Наймарк Елена Александровна

Актуальность исследования традиции показов эмблематических фейерверков первой половины XVIII века в Москве и Санкт-Петербурге

Актуальность исследования традиции показов эмблематических фейерверков первой половины XVIII века в Москве и Санкт-Петербурге

Актуальность исследования традиции показов эмблематических фейерверков первой половины XVIII века в Москве и Санкт-Петербурге

Актуальность исследования традиции показов эмблематических фейерверков первой половины XVIII века в Москве и Санкт-Петербурге

Введение Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью более полного знания о культуре

Введение Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью более полного знания о культуре

Необходимой стала огромная активность горожан

Необходимой стала огромная активность горожан

В елизаветинское достаточно гуманное царствование одним из самых красивых из созданных артиллерийстом

В елизаветинское достаточно гуманное царствование одним из самых красивых из созданных артиллерийстом

Заключение В «пиротехнических театрумах» восхвалялась не только жесткая, порой, деспотичная власть

Заключение В «пиротехнических театрумах» восхвалялась не только жесткая, порой, деспотичная власть

Methodist, Lecturer, Center for

Methodist, Lecturer, Center for

Alekseeva M.A. (2006) Kalendari-al'manakhi izdaniya

Alekseeva M.A. (2006) Kalendari-al'manakhi izdaniya
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020