АКТУАЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

  • docx
  • 04.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. АКТУАЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. (НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,

Республика Карелия,  г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Заслуженный деятель науки РФ

 

АКТУАЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

 

     В настоящее время возникает необходимость изучения педагогических технологий для повышения качества образовательного процесса в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающего профессиональную подготовку специалистов. Учебно-воспитательный процесс характеризуется расчлененностью на ступени, фазы, этапы, уровни, внедрением образовательных стандартов, разнообразным сочетанием приемов, методов обучения, повышением требований к мастерству преподавателя. Это создает уникальную ситуацию взаимопроникновения и интеграции различных областей знаний, методики и практики обучения в единую систему, имеющую большую продуктивность на практике.

     Учебный предмет «Педагогические технологии» является одним из ведущих дисциплин психолого-педагогического цикла при подготовке педагогов профессиональной школы. Анализ профессионально-педагогической деятельности, ее специфики, функций, объекта и предмета познания позволяет сформулировать цель изучения дисциплины: формирование у будущих педагогов профессиональной школы теоретических знаний в области педагогических технологий, позволяющих решать учебно-воспитательные задачи по организации учебного процесса в профессиональных учебных заведениях. Содержание курса сориентировано на получение системных знаний о современных образовательных технологиях, их роли, сущности, видах, а также инновационного педагогического опыта проектирования педагогических технологий [12]. Деятельностная основа курса направлена на создание условий для развития у студентов профессионально-педагогических умений анализа, проектирования, исследования.

     Важность изучения дисциплины «Педагогические технологии» объясняется следующими факторами. Во-первых, для современного профессионального образования характерна тенденция к реализации системного подхода к решению педагогических проблем, относящихся к проектированию образовательного процесса, разработке технологии обучения по предмету, созданию авторской педагогической системы и конструированию деятельности учащихся на уроке по формированию новых понятий. Во-вторых, технологии обучения существенно активизируют процесс овладения знаниями, умениями, навыками, создают условия для творческой деятельности обучающихся на уроке. В-третьих, возрастает потребность в специалистах, способных разрабатывать модели, программы профессионального обучения, технологии обучения по предмету. Деятельность педагогов профессиональной школы в области педагогических технологий особую важность приобретает в новых социально-экономических условий, связанных с технологизацией образовательного пространства, введением государственных и региональных образовательных стандартов

     В ходе изучения дисциплины «Педагогические технологии» студенты знакомятся с областями применения профессионально-педагогических технологий, принципами построения современных технологий обучения, овладевают основами проектирования технологий профессионального обучения, разрабатывают конкретные педагогические технологии.

     В практикум включены наиболее известные педагогические технологии, которые прошли экспериментальную проверку в практике профессионального обучения. К ним относятся:

•образовательные стандарты;

•модульные технологии обучения; система концентрированного обучения;

•игровые технологии;

•дистанционное обучение;

•технология тестового контроля знаний и умений;

•авторские технологии и др.

     Для формирования практических умений в области конструирования педагогических технологий у будущих педагогов профессионального обучения учебным планом предусмотрены практические занятия по дисциплине «Педагогические технологии», которые направлены на формирование ориентировочной основы деятельности по проектированию профессионально-педагогических технологий.

     Целью практикума является формирование методических умений педагога-технолога по овладению основными приемами и методами разработки технологий профессионального обучения.

     Содержание практической части (занятия построены на основе учебной программы курса «Педагогические технологии»), с учетом логики изучения основных вопросов, актуальности и практической значимости рассматриваемых проблем. Изучение каждой из предлагаемых тем практикума невозможно без самостоятельной творческой работы студента под руководством преподавателя. Для овладения алгоритмом самостоятельной работы предлагается единая структура проведения занятий по каждой теме: название работы, цель ее выполнения, необходимое методическое обеспечение, краткие теоретические сведения по изучаемой технологии, порядок выполнения задания, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы.

     Практические занятия по педагогическим технологиям нацелены на изучение концептуальных основ содержания конкретных профессионально-педагогических технологий и разработку соответствующего конструкта наиболее распространенных педагогических технологий. Сложность овладения умениями проектирования педагогической технологии заключается в том, что эти умения носят творческий характер. именно с этих позиций в процессе проведения практических занятий большое внимание уделяется методическому творчеству.

     При разработке конкретной педагогической технологии каждый студент должен выработать свой профессиональный подход к решению той или иной педагогической проблемы. Педагогические технологии позволяют развить у будущих педагогов профессиональной школы профессионально значимые умения и способствуют индивидуальному проявлению личности студента.

     Методическая организация практических занятий по курсу «Педагогические технологии» подчинена следующим задачам:

1) моделирование будущей  педагогической деятельности;

2)                выработка технологических умений проектирования профессионально-педагогических технологий;

3)                развитие способности к методическому творчеству студентов при конструировании педагогической технологии;

4)                развитие способности профессиональной рефлексии и саморегуляции.

     Исходя из этого разработана система практических занятий, каждое из которых посвящено отдельной педагогической технологии. Если объем теоретических сведений, представленных в данном учебном пособии, не удовлетворяет познавательные возможности студента, можно воспользоваться рекомендуемой литературой.