Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)
Оценка 4.7
Семинары
doc
ОБЗР +1
Детсад
23.02.2018
Актуальность коррекционной работы в ДОУ.
( Консультация)
В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы с детьми с ЗПР. При организации своей деятельности специальное дошкольное учреждение опирается на основные принципы коррекционной дошкольной педагогики, разрабатывает свою «Образовательную программу» и использует имеющуюся материально-техническую базу.Долгое время специалисты-дефектологи в работе с детьми с задержкой психического развития руководствовались программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» авт. С.Г. Шевченко. В последние годы появилось много новой литературы по воспитанию и обучению детей с ЗПР. Это программно-методическое пособие под ред. Т.Г. Неретиной «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения», программа и методические рекомендации для педагогов по формированию игровой и мыслительной деятельности у детей со специальными потребностями под ред. Л.Ф. Павленко «Играя – развиваем», Концепция и программно-методический материал автора Н.Ю. Боряковой «Ступеньки развития».Актуальность коррекционной работы в ДОУ.
( Консультация)
Актуальность.doc
Актуальность коррекционной работы в ДОУ.
( Консультация)
Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания широкой сети
образовательных дошкольных учреждений для особых детей. Дошкольное детство – период
наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если
интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в
дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно
это касается детей с задержкой психического развития [ЗПР].
Проводимое в течение последних четырех десятилетий клиническое и психолого
педагогическое изучение феномена задержки психического развития детей, позволило
получить ценные научные сведения о причинах возникновения, клинических формах ЗПР,
психологических особенностях данной категории детей [С.Г. Шевченко, Н.Ю. Борякова, М.А.
Касицина, И. А. И.Г. Бородина, Г.А. Бутко, Л.А. Данилова, Е.А., И.И. Мамайчук, Л.С.
Маркова, Е.А. Екжанова, Т.А. Власова, У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, и др.]. Материалы
научных исследований и результаты опытноэкспериментальной работы, обеспечили основу
для введения в структуру специального образования нового типа школ [1981] и дошкольных
учреждений [1990] для детей с ЗПР.
Трудности построения системы коррекционноразвивающего обучения и воспитания
обусловлены многообразием проявлений задержек в психическом развитии, мозаичностью
нарушений, сочетанием незрелости эмоциональноволевой сферы и несформированности
познавательной деятельности. Поэтому основной целью специального [коррекционного]
детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации
развития эмоциональноволевой, познавательной, двигательной сферы, позитивных качеств
личности каждого ребенка.
В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы с детьми с ЗПР. При
организации своей деятельности специальное дошкольное учреждение опирается на основные
принципы коррекционной дошкольной педагогики, разрабатывает свою «Образовательную
программу» и использует имеющуюся материальнотехническую базу.Долгое время
специалистыдефектологи в работе с детьми с задержкой психического развития
руководствовались программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» авт. С.Г. Шевченко. В
последние годы появилось много новой литературы по воспитанию и обучению детей с ЗПР.
Это программнометодическое пособие под ред. Т.Г. Неретиной «Система работы со
старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения»,
программа и методические рекомендации для педагогов по формированию игровой и
мыслительной деятельности у детей со специальными потребностями под ред. Л.Ф. Павленко
«Играя – развиваем», Концепция и программнометодический материал автора Н.Ю.
Боряковой «Ступеньки развития». В 2011 году в издательстве Уфа: Мир печати выпустили
учебнометодическое пособие в 2х книгах автора Л.Ф. Фатиховой «Развитие элементарных
математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Старшая группа», ««Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с
задержкой психического развития. Подготовительная к школе группа» и др.
Большинство из перечисленной литературы предназначено для работы с детьми старшего
дошкольного возраста. На сегодняшний день остается проблема программнометодического
обеспечения по работе с детьми младшего возраста.
У администрации и педагогов возникает множество вопросов, касающихся содержания
коррекционноразвивающего обучения, методов работы с детьми, оформления рабочей
документации и т.д.
Основу системы коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР
составляет продуманное распределение учебного материала и решение следующих задач:
развивать общие движения;
развивать восприятие как ориентировочную деятельность, направленную на исследование
свойств и качеств предметов;
формировать сенсорные эталоны;
накапливать эмоциональные образы;
совершенствовать нагляднодейственное и развивать нагляднообразное мышление;
развивать произвольную память;
формировать представления об окружающем, расширять понимание смысла обращенной к
нему речи, овладевать фонетической, лексической, грамматической стороной речи и
коммуникативной функцией речи. [Приложение]
Специалистыдефектологи, занимающиеся коррекционнопедагогической работой с детьми
младшего возраста, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа
способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии
этих детей.
И, всетаки, в большинстве случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 5 лет
или даже на начальных этапах обучения в школе.
Почему это происходит?
Одна из основных причин – это некомпетентность родителей, которые не знакомы с
закономерностями психического развития ребенка, а также отсутствие социальной
ответственности и осведомленности у членов семьи. Именно родительская некомпетентность
может послужить причиной запуска механизма дезадаптационных процессов у ребенка.
Наряду с этим в некоторых случаях педиатры не всегда правильно ориентируют родителей,
говоря о перспективах развития их малыша.
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение, возникает необходимость координации
воспитательных усилий семьи и педагогов. Единство требований и направленность
воспитания на формирование основных линий развития служат основой и для стимуляции нормального хода развития, и для коррекции имеющихся у ребенка отклонений. Однако во
многих случаях родители не готовы к сотрудничеству с воспитателями и специалистами и
считают, что дошкольное учреждение должно решить все вопросы по воспитанию,
образованию и коррекции отклонений в развитии их ребенка без их активного участия.
Поэтому объяснение родителям их роли и включение их в коррекционнопедагогический
процесс является важнейшей задачей специалистадефектолога и других специалистов
дошкольного учреждения.
На сегодняшний день создание единой государственной системы своевременной комплексной
квалифицированной помощи проблемному ребенку разными специалистами на основе раннего
распознания [выявления] недостатков развития, дифференциальной диагностики,
консультирования родителей, а также комплексной лечебнооздоровительной и
коррекционнопсихологической помощи остается важнейшей задачей для дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида.
Использованная литература:
Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития.
Методическое пособие Л.С. Маркова – Москва: Айрис пресс, 2005.
Коррекционнопедагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического
развития [организационный аспект]. Методическое пособие Н.Ю. Борякова М.А. Касицына –
Москва: ИОИ, 2004.
Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития.
Коррекционноразвивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР Н.Ю. Борякова –
Москва: 2000.
Коррекция развития интеллекта дошкольников А.Л. Сиротюк – Москва: Творческий Центр,
2002.
Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. Коррекционная
педагогика. Учебное пособие для ВУЗОВ Р. И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В. Зорина –
Москва: ВЛАДОС, 2004.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА
СИНТЕЗ, 2010. – 300 с.
Поделиться
Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)
Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)
Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.