Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)
Оценка 4.7

Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)

Оценка 4.7
Семинары
doc
ОБЗР +1
Детсад
23.02.2018
Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)
Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация) В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы с детьми с ЗПР. При организации своей деятельности специальное дошкольное учреждение опирается на основные принципы коррекционной дошкольной педагогики, разрабатывает свою «Образовательную программу» и использует имеющуюся материально-техническую базу.Долгое время специалисты-дефектологи в работе с детьми с задержкой психического развития руководствовались программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» авт. С.Г. Шевченко. В последние годы появилось много новой литературы по воспитанию и обучению детей с ЗПР. Это программно-методическое пособие под ред. Т.Г. Неретиной «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения», программа и методические рекомендации для педагогов по формированию игровой и мыслительной деятельности у детей со специальными потребностями под ред. Л.Ф. Павленко «Играя – развиваем», Концепция и программно-методический материал автора Н.Ю. Боряковой «Ступеньки развития».Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)
Актуальность.doc
Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация) Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания широкой сети  образовательных дошкольных учреждений для особых детей. Дошкольное детство – период  наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в  дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно  это касается детей с задержкой психического развития [ЗПР]. Проводимое в течение последних четырех десятилетий клиническое и психолого­ педагогическое изучение феномена задержки психического развития детей, позволило  получить ценные научные сведения о причинах возникновения, клинических формах ЗПР,  психологических особенностях данной категории детей [С.Г. Шевченко, Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина, И. А. И.Г. Бородина, Г.А. Бутко, Л.А. Данилова, Е.А., И.И. Мамайчук, Л.С.  Маркова, Е.А. Екжанова, Т.А. Власова, У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, и др.]. Материалы  научных исследований и результаты опытно­экспериментальной работы, обеспечили основу  для введения в структуру специального образования нового типа школ [1981] и дошкольных  учреждений [1990] для детей с ЗПР.  Трудности построения системы коррекционно­развивающего обучения и воспитания  обусловлены многообразием проявлений задержек в психическом развитии, мозаичностью  нарушений, сочетанием незрелости эмоционально­волевой сферы и несформированности  познавательной деятельности. Поэтому основной целью специального [коррекционного]  детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации  развития эмоционально­волевой, познавательной, двигательной сферы, позитивных качеств  личности каждого ребенка. В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы с детьми с ЗПР. При  организации своей деятельности специальное дошкольное учреждение опирается на основные  принципы коррекционной дошкольной педагогики, разрабатывает свою «Образовательную  программу» и использует имеющуюся материально­техническую базу.Долгое время  специалисты­дефектологи в работе с детьми с задержкой психического развития  руководствовались программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» авт. С.Г. Шевченко. В  последние годы появилось много новой литературы по воспитанию и обучению детей с ЗПР.  Это программно­методическое пособие под ред. Т.Г. Неретиной «Система работы со  старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения»,  программа и методические рекомендации для педагогов по формированию игровой и  мыслительной деятельности у детей со специальными потребностями под ред. Л.Ф. Павленко  «Играя – развиваем», Концепция и программно­методический материал автора Н.Ю.  Боряковой «Ступеньки развития». В 2011 году в издательстве Уфа: Мир печати выпустили  учебно­методическое пособие в 2­х книгах автора Л.Ф. Фатиховой «Развитие элементарных  математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Старшая группа», ««Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с  задержкой психического развития. Подготовительная к школе группа» и др. Большинство из перечисленной литературы предназначено для работы с детьми старшего  дошкольного возраста. На сегодняшний день остается проблема программно­методического  обеспечения по работе с детьми младшего возраста. У администрации и педагогов возникает множество вопросов, касающихся содержания  коррекционно­развивающего обучения, методов работы с детьми, оформления рабочей  документации и т.д. Основу системы коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР  составляет продуманное распределение учебного материала и решение следующих задач: развивать общие движения; развивать восприятие как ориентировочную деятельность, направленную на исследование  свойств и качеств предметов; формировать сенсорные эталоны; накапливать эмоциональные образы; совершенствовать наглядно­действенное и развивать наглядно­образное мышление; развивать произвольную память; формировать представления об окружающем, расширять понимание смысла обращенной к  нему речи, овладевать фонетической, лексической, грамматической стороной речи и  коммуникативной функцией речи. [Приложение] Специалисты­дефектологи, занимающиеся коррекционно­педагогической работой с детьми  младшего возраста, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа  способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии  этих детей. И, все­таки, в большинстве случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 5 лет  или даже на начальных этапах обучения в школе. Почему это происходит? Одна из основных причин – это некомпетентность родителей, которые не знакомы с  закономерностями психического развития ребенка, а также отсутствие социальной  ответственности и осведомленности у членов семьи. Именно родительская некомпетентность  может послужить причиной запуска механизма дезадаптационных процессов у ребенка.  Наряду с этим в некоторых случаях педиатры не всегда правильно ориентируют родителей,  говоря о перспективах развития их малыша. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение, возникает необходимость координации  воспитательных усилий семьи и педагогов. Единство требований и направленность  воспитания на формирование основных линий развития служат основой и для стимуляции нормального хода развития, и для коррекции имеющихся у ребенка отклонений. Однако во  многих случаях родители не готовы к сотрудничеству с воспитателями и специалистами и  считают, что дошкольное учреждение должно решить все вопросы по воспитанию,  образованию и коррекции отклонений в развитии их ребенка без их активного участия.  Поэтому объяснение родителям их роли и включение их в коррекционно­педагогический  процесс является важнейшей задачей специалиста­дефектолога и других специалистов  дошкольного учреждения. На сегодняшний день создание единой государственной системы своевременной комплексной  квалифицированной помощи проблемному ребенку разными специалистами на основе раннего распознания [выявления] недостатков развития, дифференциальной диагностики,  консультирования родителей, а также комплексной лечебно­оздоровительной и  коррекционно­психологической помощи остается важнейшей задачей для дошкольных  образовательных учреждений компенсирующего вида. Использованная литература: Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития.  Методическое пособие Л.С. Маркова – Москва: Айрис пресс, 2005. Коррекционно­педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического  развития [организационный аспект]. Методическое пособие Н.Ю. Борякова М.А. Касицына –  Москва: ИОИ, 2004. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития.  Коррекционно­развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР Н.Ю. Борякова –  Москва: 2000. Коррекция развития интеллекта дошкольников А.Л. Сиротюк – Москва: Творческий Центр,  2002. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. Коррекционная  педагогика. Учебное пособие для ВУЗОВ Р. И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В. Зорина –  Москва: ВЛАДОС, 2004. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного  образования Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА­ СИНТЕЗ, 2010. – 300 с. Поделиться

Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)

Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)

Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)

Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)

Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)

Актуальность коррекционной работы в ДОУ. ( Консультация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018