Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (ОБЖ)
В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Данная работа подготовлена на основе научно-практического анализа обучения учащихся школ Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска на уроках ОБЖ.
Нормативно-правовая база современного Российского образования направлена на индивидуализацию образовательного процесса, информатизацию образования, внедрение современных образовательных и здоровьесберегающих технологий, создание условий развития одарённости школьников, развитие воспитательной системы, в частности, военно-патриотического воспитания, а также повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Качественный скачок в развитии научно-технического прогресса, произошедший в последнее время, повлёк за собой резко возникшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся является актуальной проблемой современного образования.
Но, в то же время, применение знаний, полученных, в основном, посредством Интернет самостоятельно, бесконтрольно, может не только способствовать эволюции общества, но и угрожать его безопасности, что, в свою очередь, указывает на необходимость улучшения подготовки граждан к безопасному поведению и проявления ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. При всём этом, школа не может при формировании и реализации социального заказа не учитывать потребность общества в здоровых, грамотных, многосторонне развитых и активных гражданах.
Целью преподавания ОБЖ в средней школе является, освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни; овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Современные школьники должны нетерпимо относиться к действиям и влияниям, предоставляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, а также уметь противодействовать им в пределах своих возможностей.
Исходя из того, что ОБЖ - предмет сугубо практический и охватывающий все стороны человеческой деятельности, в планировании преподавания данного предмета в средней школе необходимо учесть связь ОБЖ с другими предметами школьной программы. Использование таких связей позволяет не только усилить положительную мотивацию школьников к изучению ОБЖ и учесть индивидуальные особенности и интересы каждого школьника, но и более всесторонне подготовить учащихся к жизнедеятельности в современных условиях, ведь предметы школьной программы в большей или меньшей степени охватывают все стороны человеческой деятельности. Например, содержание начального общего образования в области безопасности жизнедеятельности целесообразно включить в материалы предмета «Окружающий мир»; линии здорового образа жизни и первой медицинской помощи уместны как фрагменты безопасности в учебных предметах «Физическая культура» и «Биология», а ряд материалов линии безопасного поведения - как фрагменты безопасности в предметах «Физика», «Химия», «Биология». В целом, предмет ОБЖ и фрагменты безопасности в других предметах образуют общеобразовательную область «Основы безопасность жизнедеятельности», все компоненты которой тесно взаимосвязаны как тематически, так и хронологически. Это даёт возможность проводить также интегрированные уроки ОБЖ с другими дисциплинами по определённым темам.
Например:
1. Урок ОБЖ и обществознания в ГБОУ «Гимназия № 278 им. Б.Б. Голицына» Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга по темам: «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», «Уголовная ответственность за террористическую деятельность» - 10 класс.
2. Урок ОБЖ и географии в МОУ «СОШ № 48» г. Петрозаводска Республики Карелия по темам: «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия» - 10 класс.
3. Урок ОБЖ и физической культуры в МОУ «СОШ № 8 им. Н. Варламова» г. Петрозаводска Республики Карелия по теме: «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека» - 10 класс.
4. Урок ОБЖ и истории в МОУ «Академический лицей» г. Мурманска по теме: «Характер современных войн и вооруженных конфликтов» - 10 класс и др.
В преподавании ОБЖ большую помощь могут оказать современные информационные технологии. Компьютер, снабжённый набором мультимедийных программ, является мощным источником положительных мотиваций, эффективным дидактическим инструментом, а так же позволяет своевременно получать из сети Интернет новейшие разработки и документацию в данной образовательной области.
Творческая проблемная группа учёных-исследователей и педагогов Международного Инновационного Научно-Исследовательского Образовательного Дистанционно-Сетевого Педагогического Комплекса (МИНИОДСПК) «ПЕДКАМПУС», под руководством генерального директора Комплекса, доктора педагогических наук, академика МАНЭБ Павлова Александра Константиновича, проследила, как изменяется информационное взаимодействие между учащимся и педагогом в результате включения в него интерактивного средства обучения.
Традиционная схема информационного взаимодействия образовательного назначения выглядит как двусторонняя связь между обучающим и обучающимся.
Использование традиционного (не интерактивного) средства обучения вносит дополнительные односторонние информационные связи.
За счёт способности интерактивных средств обеспечивать обратную связь информационное взаимодействие между обучающим и обучающимся может осуществляться через интерактивное средство обучения.
Исходя из этого можно сделать вывод, что при методически правильном преподавании ОБЖ, данный курс может оказать существенную помощь будущим выпускникам школы в подготовке к жизни и деятельности в условиях современного общества, выработки активной жизненной позиции.
Изучив школьный курс основ безопасности жизнедеятельности, молодые люди, окончившие среднюю школу:
· овладеют основными навыками здорового образа жизни;
· освоят правила безопасного поведения дома, на улице, способы оказать или найти помощь в опасных ситуациях;
· ознакомятся с индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;
· ознакомятся с причинами возникновения и масштабами новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;
· ознакомятся с задачами, структурами и деятельностью государственных организаций в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях (включая военную защиту Отечества);
· усвоят меру гражданской ответственности, понимание необходимости личного участия в обеспечении безопасности на глобальном и национальном уровнях и роли общественных организаций.
Мы предполагаем, что конечным результатом образовательной деятельности в этом направлении будут являться такие фиксированные черты в портрете выпускника, как глубокое понимание ценности и необходимости здорового образа жизни; безопасного поведения в быту и на производстве; стремление к физическому совершенству, а также осознание себя полноценной личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.