Александр Владимирович Салов
ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»
Список актуальных проблем современного высшего образования в России на основе анализа сборников научных трудов
1. Направления модернизации системы высшего образования в современных условиях:
а) преимущества и недостатки компетентностного подхода и традиционного высшего образования;
б) преемственность школы и ВУЗа в современных условиях;
в) междисциплинарность – как направление современного образования;
г) сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов;
д) система непрерывного образования и использование интегрированных образовательных программ;
е) поиск модели аспирантуры в международном контексте;
ж) открытые он-лайн курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности ВУЗа;
з) формирование электронной информационно-образовательной среды.
2. Пути интеграции образования, науки и производства:
а) программно-целевой подход в научной деятельности ВУЗа;
б) организация профориентационной деятельности ВУЗа, оценка профессиональной востребованности выпускников в системе высшего образования;
в) ВУЗ – как основа развития региона;
г) взаимоотношение ВУЗа и бизнес-сообщества в сфере инновационной деятельности;
д) ВУЗ – как конкурентоспособная организации;
е) сетевые сообщества с участием ВУЗа;
ж) ценностные основы научного познания
3. Оптимизация кадровой политики ВУЗа:
а) возможности реализации молодых преподавателей;
б) модульно-накопительная система повышения квалификации сотрудников ВУЗа;
в) организация процесса профессиональной и психологической адаптации молодых преподавателей высшей школы;
г) аудиторная нагрузка профессорско-преподавательского состава в сфере мирового опыта;
д) система эффективного контракта для научно-педагогических работников ВУЗа.
4. Мониторинг качества подготовки выпускников в системе высшего образования:
а) проблемы оценивания компетенций;
б) концепции балльно-рейтинговой и модульно-рейтинговой системы оценки результатов обучения студентов;
в) методология измерения знаний в профессиональной подготовке студентов;
г) критерии профессиональной аккредитации в разных сферах деятельности.
5. Перспективы международной деятельности ВУЗа:
а) разработка эксклюзивных компетенций для иностранных студентов;
б) внедрение технологий социокультурной интеграции иностранных студентов;
в) обучение студентов и преподавателей академическому письму на английском языке;
г) английский язык – как неотъемлемая часть аспирантуры XXI века.
6. Социокультурная миссия ВУЗа в современных условиях:
а) ценностные ориентации студенческой молодежи;
б) компетентностный подход к организации воспитательной работы в ВУЗе;
в) речевая культура студентов ВУЗов разных профилей;
г) пути повышения «качества университетской жизни»;
д) воспитательная работа по Программе развития студенческих сообществ.
7. История, опыт работы и перспективы научно-исследовательской деятельности ВУЗов России.
8. Рейтинговая система деятельности ВУЗов как информационная и мотивационная функция.
9. Специфика гуманитарных наук связана с особенностями предмета, метода, целей и функций, которые выполняет гуманитарное знание. Круг интересов гуманитарных наук — человек, общество, культура.
10. Предметы и процессы, подлежащие гуманитарному изучению, касаются непосредственно человеческой жизни или являются плодами человеческих действий, то есть в них изначально присутствует человек. Таким образом, в исследовании неотъемлемо должна учитываться человеческая индивидуальность, ее связь с общественным бытием.
11. Все гуманитарные науки обязательно учитывают особенности человеческого сознания: язык, ценности, коммуникация, символы, общественные образования, культурные смыслы, то есть имеют прямой доступ к общественной жизни. Кроме этого, любое гуманитарное исследование, даже изучающее частные аспекты какого-либо научного направления, связано с жизненным миром людей, понятием «дух».
12. В гуманитарном научном исследовании не может быть выдержан единый научный метод, универсальный и для естественных, и для гуманитарных наук, отвечающий требованиям методологического монизма (monos (лат.) – один). Отличительной особенностью гуманитарного метода является то, что мы не можем относиться и к человеку, и к сфере и плодам его деятельности как к нейтральным природным объектам, к ним не всегда может быть применим эксперимент, исключена манипуляция изучаемым объектом.
13. Как правило, объектом изучения в гуманитарном исследовании является не индивид, а группа людей, взаимодействующая между собой. Поэтому для успешного гуманитарного научного исследователя недостаточно только наблюдения, важно вступить в диалог с изучаемой социальной средой, понять форму жизненного уклада в ней: изучить особенности общения людей, принятые ими формы поведения, понять смысл, который они связывают с тем или иным предметом, ритуалом или социальным образованием и т.п. Иными словами, исследователь должен вступить в диалог с изучаемой культурой, войти в ее поле значений.
14. В гуманитарном исследовании крайне трудно создать особые условия изучаемому объекту, как правило, используются уже имеющиеся жизненные ситуации, в которых он оказывается естественным образом. То есть, используется интерпретативная практика, позволяющая рассматривать изучаемый объект с разных точек зрения и в свете разных направлений современной науки.
15.Таким образом, общей целью гуманитарного научного исследования является обогащение понимания окружающих нас явлений человеческой жизни с точки зрения разных средств их толкования. Следовательно, оно всегда социально, способно вызвать интерес у широкого круга общественности, оказать общекультурное влияние.
16.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.