Аквариум – маленькая искусственная экосистема

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проверки уровня развития читательских умений. На материале текста учебника «Аквариум – маленькая экосистема» на с. 75–77 проверяются читательские умения третьеклассников, а именно: 1) умения вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную, скрытую «между строк») и концептуальную (главный смысл, авторский замысел); 2) умение ориентироваться в структуре текста; 3) умение объяснять и оценивать прочитанное; 4) умение определять тематическую принадлежность текста; 5) умение составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа. Задания по проверке перечисленных умений предложены в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир (Обитатели Земли)» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.), М.: Баласс, 2008.
Иконка файла материала konsp_okr_3kl_ur19_+.doc
Окружающий мир (3­й класс) Урок 19.  Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  Тема: Аквариум – маленькая искусственная экосистема  Урок проверки уровня развития читательских умений.  На   материале   текста  учебника «Аквариум –  маленькая   экосистема»  на  с. 75–77  проверяются   читательские   умения третьеклассников, а именно: 1)   умения   вычитывать   из   текста   фактуальную   информацию,   подтекстовую   (неявную,   скрытую   «между   строк»)   и концептуальную (главный смысл, авторский замысел); 2) умение ориентироваться в структуре текста; 3) умение объяснять и оценивать прочитанное; 4) умение определять тематическую принадлежность текста; 5) умение составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа. Задания по проверке перечисленных умений предложены в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир (Обитатели Земли)» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.), М.: Баласс, 2008. Цели: – Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.  – Ознакомить учащихся с обитателями аквариума.  – Научиться поддерживать экосистему аквариума. Оборудование: аквариум с обитателями, иллюстрации аквариумных рыб и растений, плакат «Экосистема аквариума» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3­го класса». © ООО «Баласс», 2013Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  1 3 – Рассмотрите рисунок и прочитайте вопрос Лены из диалога на с. 74.  Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать? (Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород, и тогда будет чем дышать обитателям аквариума). – Аквариум – это экосистема? Вспоминают всё, что знают об экосистеме. – Давайте составим план урока. Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети. План (примерный) 3 – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. ΙΙ . Совместное  4 3 2 3  Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради. © ООО «Баласс», 2013открытие знаний.  – Рассмотрите рисунок на с. 74 и ответьте на вопрос к нему. Ответы занесите в рабочую тетрадь, в задание 1 на с. 35. Указывают части экосистемы «аквариум». Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Давайте познакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание из рабочей тетради на понимание текста на с. 37–40. Самостоятельно работают с текстом. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Как мы можем ответить на вопрос урока? (Аквариум – это искусственная экосистема, в которой есть организмы разных «профессий»,   но   существование   экосистемы   замкнутый   круговорот, Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  © ООО «Баласс», 2013ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. поддерживает человек.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 2 1 2 3 1 1. Работа в учебнике.  Организация и проведение работы: 1. Учащиеся читают текст в учебнике на с. 75–77 самостоятельно про себя. 2.   Письменно   выполняют   задания   1–17.   Порядок   выполнения   заданий произвольный.   Детям   нужно   объяснить,   что   лучше   выполнять   задания последовательно, но в случае затруднения нужно двигаться дальше и вернуться к пропущенному   заданию   ещё   раз.   На   результат   влияет   то,   сколько   заданий выполнено, и качество их выполнения.  План проверочной работы. № зада­ ния 1 2 Группа заданий Уровень сложности Форма Баллы Учимся понимать текст и  находить факты необходимый с выбором  ответа Учимся понимать текст и  необходимый с выбором  1 1 © ООО «Баласс», 2013 познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ3 4 5 6 7 8 9 находить факты Учимся понимать текст и  находить факты Учимся понимать текст и  находить факты Учимся понимать текст и  находить факты Учимся понимать текст и  находить факты Учимся понимать текст,  сравнивать информацию и  делать выводы Учимся понимать текст,  сравнивать информацию и  делать выводы Учимся понимать текст,  сравнивать информацию и  делать выводы необходимый необходимый повышенный  повышенный необходимый необходимый необходимый ответа с выбором  ответа с кратким  ответом с кратким  ответом  с выбором  ответа с выбором  ответа с выбором  ответа с кратким  ответом 10 Учимся понимать текст,   повышенный с выбором  © ООО «Баласс», 2013 1 1 1 1 1 1 1 1сравнивать информацию и  делать выводы ответа 11 12 13 14 15 16 Учимся понимать текст,  сравнивать информацию и  делать выводы Учимся понимать текст,  сравнивать информацию и  делать выводы Учимся понимать главную  мысль текста Учимся понимать главную  мысль текста Учимся понимать главную  мысль текста Учимся понимать главную  мысль текста  повышенный с развёрнутым ответом 2 максимальный с развёрнутым 2 ответом  повышенный с выбором  ответа 2 максимальный с развёрнутым 2  повышенный  повышенный ответом с выбором  ответа с выбором  ответа 1 1 © ООО «Баласс», 201317 Учимся понимать главную  мысль текста  повышенный с развёрнутым ответом 2 За полностью выполненные задания № 11, 12, 14 и 17 ученик получает по 2 балла,  за частично выполненные задания – по 1 баллу.  Порядок оценивания.  Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки  достигнут учащимися – недостаточный, низкий, средний или высокий. Если в результате выполнения всей работы ученик набрал меньше 8 баллов – это недостаточный уровень (отметка 2), если от 8 до 10 баллов – низкий уровень (отметка 3), если от 11 до 15 баллов – средний уровень (отметка 4), от 16 до 22 баллов – высокий уровень (отметка 5). Ответы. 1. – 3 (1 балл) 2. – 2 (1 балл) 3. – 3 (1 балл) 4.   Рыбы   (гуппи,   меченосцы,   сомики,   золотые   рыбки   и   т.п.;   моллюски,   раки, черепахи). В ответе необходимо назвать основные группы животных или указать 2–4 вида (1 балл). 5. В Китае (1 балл). 6. Сомик (1 балл). 7. – 4 (1 балл). © ООО «Баласс», 20138. – 3 (1 балл). 9. Рыбы – самые обычные обитатели аквариума (1 балл). 10. – 1 (1 балл). 11. Раков и черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум (2 балла). 12.   Все   аквариумные   растения   часто   неправильно   называют   водорослями.   На самом   деле   в   аквариумы   чаще   помещают   цветковые   растения   с   красивыми листьями. Цветут они очень редко (2 балла). 13. – 4 (2 балла). 14.  Важен   не   ответ,  а  умение   логично   рассуждать  (например,   в  тексте   могло говориться о содержании пресноводных животных из пруда; 2 балла). 15. – 1 (1 балл). 16. – 2 (1 балл). 17. Произвольный ответ, оценивается аргументированность суждений (2 балла). – Вопросы на с. 77.  2. Работа в рабочей тетради. – Задания из рабочей тетради на выбор. 3. Проверочная работа № 7. Возможные ответы на задания проверочной работы № 8. Вариант   1.   1)  Необходимый   уровень.   Добавить   микробов   и   улиток.   2) Необходимый   уровень.   Производители:   рожь,   горох,   подсолнечник,   лопух, кукуруза,   василёк.   Потребители:   мышь,   саранча,   жужелица.   Разрушители: © ООО «Баласс», 2013дождевой   червь,   микробы.  Повышенный   уровень.   Главное   преимущество биологической   борьбы   состоит   в   том,   что   она   не   вредит   человеку.   3)  пшеница, Необходимый   уровень.   Обитатели   полей:  подсолнечник,   вьюнок, кузнечик,   мышь,   одуванчик.   Обитатели   аквариума:  скалярия,  меченосец, вуалехвост, рак, элодея (подчёркнуты те, которые не могут жить без человека). Повышенный уровень. Подчёркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека. Вариант   2.   1)  Необходимый   уровень.   В   аквариуме   не   хватает   растений­ производителей. 2)  Необходимый уровень.  Производители: морковь, лук, осот, картофель, хлопчатник, одуванчик. Потребители: капустница, тля, колорадский жук,   божья   коровка.   Разрушители:   дождевой   червь,   микробы.  Повышенный уровень. С непрошеными потребителями урожая лучше справиться следующими  вывести   новые   сорта,   которые   меньше   боятся   потребителей. способами: Использовать   биологические   методы   борьбы.   3)  Необходимый   уровень. Обитатели   полей:  картофель,  рис,   осот,   одуванчик,   колорадский   жук,   мышь. Обитатели   аквариума:  вуалехвост,   элодея,   улитка­катушка. Повышенный уровень. Подчёркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека.  сомик,  гуппи, Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2013VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока.   Чтение текста темы 18. Выполнение двух заданий из рабочей тетради на выбор. 4 – Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали? – При каких условиях возможно существование экосистемы аквариума? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? © ООО «Баласс», 2013