Цели:
1. Охарактеризовать образ Александра Невского в различных видах искусства и доказать, что он значим для формирования компетентностного подхода в патриотическом воспитании.
2. Расширить представление учащихся об историческом прошлом Росси.
3. Пробудить в детях чувство любви к Родине.
Оборудование:
• учебник «Мировая художественная культура. 7-9 классы». Автор: С.Г.Данилова, М., изд. «Дрофа», 2009г.;
• иллюстрации с изображениями собора, интерьера и росписи храма, иконы А.Невского.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Проверьте свои рабочие места.
- Все ли у вас готово к уроку?
- Итак, урок начинается! Внимательно слушайте и активно работайте!
Александр Невский патриот земли Русской
Цели:
1. Охарактеризовать образ Александра Невского в различных видах искусства и доказать, что он значим
для формирования компетентностного подхода в патриотическом воспитании.
2. Расширить представление учащихся об историческом прошлом Росси.
3. Пробудить в детях чувство любви к Родине.
Оборудование:
учебник «Мировая художественная культура. 79 классы». Автор: С.Г.Данилова, М., изд. «Дрофа»,
2009г.;
иллюстрации с изображениями собора, интерьера и росписи храма, иконы А.Невского.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Проверьте свои рабочие места.
Все ли у вас готово к уроку?
Итак, урок начинается! Внимательно слушайте и активно работайте!
2. Вступительное слово учителя.
Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для
каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего дороже Отчизны.
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?... – сказал Жуковский.
Воспитательная работа.
Обсуждение пословиц.
Отчизна, Отечество – одним словом, это наша Родина. Ребята, попробуйте объяснить смысл записанных на
доске выражений.
«Быть человеком – значит быть патриотом».
«Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почете быть».
Кто же такой патриот?
Объявление темы урока.
На прошлом уроке мы с вами говорили о Георгии Победоносце – доблестном защитнике Отечества. Сегодня
мы познакомимся еще с одним патриотом земли русской – Александром Невским.
3. Сообщения учащихся об Александре Невском.Приложение
4. Запись в тетради.
Исторические сведения:
12201263 – годы жизни.
1240 – заслуги: победа у реки Невы.
5.04.1242 – сражение на льду Чудского озера.
13 век – «Житие князя Александра Невского».
5. Выборочное чтение.
Давайте прочитаем, что в «Житии…» сказано о его храбрости.
На странице 79 вашего учебника зачитайте описание его внешности.
6. Обсуждение наглядного материала.
Рассмотрим иллюстрации на доске.
Рисунок 1. Собор Александра Невского.Рисунок 2. АлександроНевский монастырь.
Рисунок 3. Роспись храма Александра Невского.Рисунок 4. Икона святого благоверного великого князя Александра Невского.
Образ Александра Невского запечатлен во многих произведениях искусства: в живописи, скульптуре, музыке
и кино.
7. Работа с учебником
Прочитайте на стр.79, каким показал зрителям известный режиссер Сергей Эйзенштейн Александра Невского.
8. Словарнолексическая работа.
Житие – жанр древнерусской литературы о жизнеописании святых.
Броня – военные доспехи, металлическая одежда.
Рыцарь – самоотверженный, благородный человек.
Исполин – великан, богатырь.
Монумент – большой памятник.
Триптих – икона, состоящая из трех частей: средней доски с главным изображением и двух створок с
побочными изображениями.
Например, на средней доске – Богоматерь с младенцем, на створках – предстоящие ей святые. Створки,
вращаясь на петлях, могут ложиться на среднюю доску и вполне заслонять собою находящееся на ней
изображение, причем, и то, что написано на них самих, делается невидимым. Иконы такого рода называли на
Руси «складней». Их брали с собой в походы и путешествия, хранили в домашних молельнях, кроме
живописных изготовлялись резные из дерева, с рельефными, раскрашенными изображениями, образцы
особенно высокохудожественных складней сохранились в музеях.
9. Итог урока. Что вы узнали об Александре Невском?
Что значит для вас его пример?
Где запечатлен его образ?
Молодцы, ребята! Спасибо всем за участие в уроке!
10. Выставление оценок, домашнее задание.
Параграф 8.3 пересказ, стр.82 №5.