Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год
Показательная функция, ее свойства и график - Показательная и логарифмическая функции
Цель: рассмотреть показательную функцию, ее свойства и график.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Изучение нового материала
Ранее было определено понятие степени числа с целым и рациональным показателями. Определим теперь степень числа с иррациональным показателем, и тогда степень числа будет определена для произвольного действительного показателя.
Пример 1
Обсудим, что понимается под числом Число r = √2 является иррациональным числом и может быть представлено в виде бесконечной десятичной дроби: где а1 и а2, а3, а4, ..., аn, ... - цифры целой и дробной части числа соответственно.
Очевидно, что где - рациональное приближение числа r с избытком. Например, для r = √2 эти приближения равны (соответственно, для одной, двух, трех и т. д. значащих цифр): rn: 1; 1,4; 1,41; 1,414; 1,4142; 1,41421; r'n: 2; 1,5; 1,42; 1,415; 1,4143; 1,41422;
Для n значащих цифр разница между приближением r’n с избытком и приближением rn с недостатком число r составляет величину и уменьшается с увеличением числа значащих цифр. Это позволяет оценить иррациональное число r сколь угодно точно рациональными числами rn, r’n.
Так как понятие степени с рациональным показателем было уже введено, то число 3r удовлетворяет неравенству:
С увеличением n число 3r может быть оценено сколь угодно точно числами При больших п можно считать, что что и считается степенью числа с иррациональным показателем.
Дадим точное определение степени с иррациональным показателем (заметим, что в школьном курсе это определение не приводится, но при учебе в вузе требуется).
Определение 1. Степенью a’ положительного числа a(a > 0) с иррациональным показателем r называется предел числовой последовательности степеней этого числа с рациональными показателями rn или r'n, являющимися n-значными приближениями числа r по недостатку или избытку:
После введенного определения степень числа с произвольным действительным показателем определена.
Пример 2
Теперь можно ввести понятие показательной функции.
Определение 2. Функция, заданная формулой у = ax (где a > 0, а ≠ 1, х - любое действительное число), называется показательной функцией с основанием а.
Составив таблицу значений показательной функции для различных значений аргумента, легко построить график такой функции. Приведем подобную таблицу и график функции у = 2х.
x |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
y |
1/4 |
1/2 |
1 |
2 |
4 |
Перечислим основные свойства показательной функции.
1) Область определения - множество действительных чисел (-∞; +∞).
2) Определенной четности не имеет.
3) Монотонность: при 0 < a < 1 функция убывающая, при a > 1 функция возрастающая.
4) Функция ограничена снизу и не ограничена сверху.
5) Функция ни наименьшего, ни наибольшего значений не имеет.
6) Функция непрерывна.
7) Область значений - множество всех положительных чисел (0; +∞).
8) Выпукла вниз.
На рисунках приведены графики функций у = ax.
Отметим, что показательную функцию у = ax, а также ее график называют экспонентой. Прямая у = 0 (т. е. ось абсцисс) является горизонтальной асимптотой графика функции у = ax (т. е. для 0 < a < 1 х → +∞ и для a > 1 у → 0 при х → -∞). Для всех а график функции у = ax пересекает ось ординат в точке (0; 1).
Рассмотренные свойства показательной функции позволяют решать значительный круг задач.
Пример 3
Сравним числа
Второе число запишем в виде степени с основанием 2 и получим: Сначала сравним показатели степеней. Так как √5 ≈ 2,2, то -3√5 < -5,6. Функция у = 2х является возрастающей. Поэтому большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Тогда имеем: или т. е. второе число больше.
Пример 4
Сравним числа х и у, если верно неравенство
Используя свойство степеней, запишем первое число в виде Тогда данное неравенство имеет вид: (0,6)х > (0,6)y. Так как функция (0,6)x убывающая, то показатели степеней связаны неравенством противоположного знака, т. е. х < у.
Пример 5
Графически решим уравнение 2х = 3 - х.
Построим графики показательной функции у1 = 2х и линейной функции у2 = 3 - х. Видно, что графики этих функций пересекаются в одной точке А, абсцисса которой х = 1 является решением данного уравнения (что легко проверяется подстановкой).
Пример 6
Построим график функции у = |2х - 2|.
Сначала построим график функции у = 2х - 2. Он получается смещением графика функции y = 2х на 2 единицы вниз.
Затем построим график функции у = |2Х - 2|.
Для этого сохраняем часть предыдущего графика, для которой у ≥ 0. Ту часть графика, для которой у < 0, отражаем вверх относительно оси абсцисс.
Пример 7
Построим график функции
Данная функция является сложной где аргумент является функцией переменной х. Поэтому сначала построим график функции z(x), например используя производную. Учтем, что функция нечетная и ее график проходит через начало координат. Теперь перейдем к построению основного графика y(х).
Как видно из графика, при x → ∞ z → 0 и Поэтому график функции y(x) имеет горизонтальную асимптоту у = 1. Рассмотрим также точку минимума А (для которой х = -1 и z = -1), тогда Строим точку А' с координатами х = -1 и у = 2. Учтем точку В с координатами х = 0 и z = 0, тогда Строим точку В' с координатами х = 0 и у = 1. И наконец, рассмотрим точку С (для которой х = 1 и z = 1), тогда Построим точку С с координатами х = 1 и у = 0,5. После изложенного строим окончательный график функции у(х).
Отметим, что рассмотренные примеры основывались на свойствах показательных функций у = ax, в первую очередь на свойстве монотонности. Сформулируем это свойство в виде, полезном при решении уравнений и неравенств.
Теорема 1. Равенство at = aS справедливо только при t = S.
Теорема 2. Если a > 1, то неравенство at > aS справедливо только при t > S, неравенство at < aS - только при t < S. Другими словами, неравенство at v aS выполнено, если аргументы функций tи S связаны неравенством того же знака t v S.
Теорема 3. Если 0 < a < 1, то неравенство at > aS справедливо только при t < S, неравенство at < aS - только при t > S. Другими словами, неравенство at v aS выполнено, если аргументыфункций t и S связаны неравенством противоположного знакаt ^ S.
Разумеется, t и S могут быть и числами, и некоторыми функциями, зависящими от х.
Пример 8
Решим неравенство
Так как основание показательной функции a = 1/3 удовлетворяет условию 0 < а < 1, то по теореме 3 аргументы функций связаны неравенством противоположного знака: х3 - х2 + 4 ≤ 4х. Решим это кубическое неравенство методом интервалов. Запишем его в виде: х3 - х2 - 4х + 4 ≤ 0, или х2(х - 1) - 4(х - 1) ≤ 0, или (х – 1)(x2 - 4) ≤ 0, или (х – 1)(x – 2)(x + 2) ≤ 0. Решение этого неравенства х ∈ (-∞; -2] U [1; 2].
На следующих уроках более детально будет рассмотрено решение показательных уравнений и неравенств.
Заметим, что показательные функции часто используются как математические модели реальных ситуаций в различных областях науки и отраслях техники.
III. Контрольные вопросы
1. Поясните понятие степени с иррациональным показателем.
2. Дайте определение показательной функции.
3. Приведите графики показательной функции.
4. Перечислите основные свойства показательной функции (фронтальный опрос).
5. Теоремы о показательных уравнениях и неравенствах (фронтальный опрос).
IV. Задание на уроках
§ 39, № 3 (а, 6); 10 (б, г); 11; 14; 19 (а); 20 (в, г); 22 (а, б); 24 (в); 26; 29 (а); 30 (б); 31 (а, б); 36; 41 (в, г); 42 (а, г).
V. Задание на дом
§ 39, № 3 (в, г); 10 (а, в); 15; 19 (б); 20 (а, б); 22 (в, г); 24 (а); 27; 29 (б); 30 (в); 31 (в, г); 37; 41 (а, б); 42 (б, в).
VI. Творческие задания
Постройте график функции, уравнения или неравенства:
Указание: используйте способы преобразования графиков функций и определение модуля.
VII. Подведение итогов уроков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.