Алгебра
Оценка 4.8

Алгебра

Оценка 4.8
docx
математика
20.04.2020
Алгебра
Урок 25. Понятие логарифма.docx

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год

Показательная функция, ее свойства и график - Показательная и логарифмическая функции

Цель: рассмотреть показательную функцию, ее свойства и график.

Ход уроков

I. Сообщение темы и цели уроков

II. Изучение нового материала

Ранее было определено понятие степени числа с целым и рациональным показателями. Определим теперь степень числа с иррациональным показателем, и тогда степень числа будет определена для произвольного действительного показателя.

Пример 1

Обсудим, что понимается под числом https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image571.jpg Число r = √2 является иррациональным числом и может быть представлено в виде бесконечной десятичной дроби: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image572.jpg где а1 и а2, а3, а4, ..., аn, ... - цифры целой и дробной части числа соответственно.

Очевидно, что https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image573.jpg где https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image574.jpg - рациональное приближение числа r с избытком. Например, для r = √2 эти приближения равны (соответственно, для одной, двух, трех и т. д. значащих цифр): rn: 1; 1,4; 1,41; 1,414; 1,4142; 1,41421; r'n: 2; 1,5; 1,42; 1,415; 1,4143; 1,41422;

Для n значащих цифр разница между приближением r’n с избытком и приближением rn с недостатком число r составляет величину https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image575.jpg и уменьшается с увеличением числа значащих цифр. Это позволяет оценить иррациональное число r сколь угодно точно рациональными числами rn, r’n.

Так как понятие степени с рациональным показателем было уже введено, то число 3r удовлетворяет неравенству: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image576.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image577.jpg

С увеличением n число 3r может быть оценено сколь угодно точно числами https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image578.jpg При больших п можно считать, что https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image579.jpg что и считается степенью числа с иррациональным показателем.

Дадим точное определение степени с иррациональным показателем (заметим, что в школьном курсе это определение не приводится, но при учебе в вузе требуется).

Определение 1. Степенью a’ положительного числа a(a > 0) с иррациональным показателем r называется предел числовой последовательности степеней этого числа с рациональными показателями rn или r'n, являющимися n-значными приближениями числа r по недостатку или избытку:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image580.jpg

После введенного определения степень числа с произвольным действительным показателем определена.

Пример 2

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image581.jpg

Теперь можно ввести понятие показательной функции.

Определение 2. Функция, заданная формулой у = ax (где a > 0, а ≠ 1, х - любое действительное число), называется показательной функцией с основанием а.

Составив таблицу значений показательной функции для различных значений аргумента, легко построить график такой функции. Приведем подобную таблицу и график функции у = 2х.

x

-2

-1

0

1

2

y

1/4

1/2

1

2

4

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image582.jpg

Перечислим основные свойства показательной функции.

1) Область определения - множество действительных чисел (-∞; +∞).

2) Определенной четности не имеет.

3) Монотонность: при 0 < a < 1 функция убывающая, при a > 1 функция возрастающая.

4) Функция ограничена снизу и не ограничена сверху.

5) Функция ни наименьшего, ни наибольшего значений не имеет.

6) Функция непрерывна.

7) Область значений - множество всех положительных чисел (0; +∞).

8) Выпукла вниз.

На рисунках приведены графики функций у = ax.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image583.jpg

Отметим, что показательную функцию у = ax, а также ее график называют экспонентой. Прямая у = 0 (т. е. ось абсцисс) является горизонтальной асимптотой графика функции у = ax (т. е. для 0 < a < 1 х → +∞ и для a > 1 у → 0 при х → -∞). Для всех а график функции у = ax пересекает ось ординат в точке (0; 1).

Рассмотренные свойства показательной функции позволяют решать значительный круг задач.

Пример 3

Сравним числа https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image584.jpg

Второе число запишем в виде степени с основанием 2 и получим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image585.jpg Сначала сравним показатели степеней. Так как √5 ≈ 2,2, то -3√5 < -5,6. Функция у = 2х является возрастающей. Поэтому большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Тогда имеем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image586.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image587.jpg т. е. второе число больше.

Пример 4

Сравним числа х и у, если верно неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image588.jpg

Используя свойство степеней, запишем первое число в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image589.jpg Тогда данное неравенство имеет вид: (0,6)х > (0,6)y. Так как функция (0,6)x убывающая, то показатели степеней связаны неравенством противоположного знака, т. е. х < у.

Пример 5

Графически решим уравнение 2х = 3 - х.

Построим графики показательной функции у1 = 2х и линейной функции у2 = 3 - х. Видно, что графики этих функций пересекаются в одной точке А, абсцисса которой х = 1 является решением данного уравнения (что легко проверяется подстановкой).

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image590.jpg

Пример 6

Построим график функции у = |2х - 2|.

Сначала построим график функции у = 2х - 2. Он получается смещением графика функции y = 2х на 2 единицы вниз.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image591.jpg

Затем построим график функции у = |2Х - 2|.

Для этого сохраняем часть предыдущего графика, для которой у ≥ 0. Ту часть графика, для которой у < 0, отражаем вверх относительно оси абсцисс.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image592.jpg

Пример 7

Построим график функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image593.jpg

Данная функция является сложной https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image594.jpg где аргумент https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image595.jpg является функцией переменной х. Поэтому сначала построим график функции z(x), например используя производную. Учтем, что функция нечетная и ее график проходит через начало координат. Теперь перейдем к построению основного графика y(х).

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image596.jpg

Как видно из графика, при x → ∞ z → 0 и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image597.jpg Поэтому график функции y(x) имеет горизонтальную асимптоту у = 1. Рассмотрим также точку минимума А (для которой х = -1 и z = -1), тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image598.jpg Строим точку А' с координатами х = -1 и у = 2. Учтем точку В с координатами х = 0 и z = 0, тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image599.jpg Строим точку В' с координатами х = 0 и у = 1. И наконец, рассмотрим точку С (для которой х = 1 и z = 1), тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image600.jpg Построим точку С с координатами х = 1 и у = 0,5. После изложенного строим окончательный график функции у(х).

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image601.jpg

Отметим, что рассмотренные примеры основывались на свойствах показательных функций у = ax, в первую очередь на свойстве монотонности. Сформулируем это свойство в виде, полезном при решении уравнений и неравенств.

Теорема 1. Равенство at = aS справедливо только при t = S.

Теорема 2. Если a > 1, то неравенство at > aS справедливо только при t > S, неравенство at < aS - только при t < S. Другими словами, неравенство at v aS выполнено, если аргументы функций tи S связаны неравенством того же знака t v S.

Теорема 3. Если 0 < a < 1, то неравенство at > aS справедливо только при t < S, неравенство at < aS - только при t > S. Другими словами, неравенство at v aS выполнено, если аргументыфункций t и S связаны неравенством противоположного знакаt ^ S.

Разумеется, t и S могут быть и числами, и некоторыми функциями, зависящими от х.

Пример 8

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image602.jpg

Так как основание показательной функции a = 1/3 удовлетворяет условию 0 < а < 1, то по теореме 3 аргументы функций связаны неравенством противоположного знака: х3 - х2 + 4 ≤ 4х. Решим это кубическое неравенство методом интервалов. Запишем его в виде: х3 - х2 - 4х + 4 ≤ 0, или х2(х - 1) - 4(х - 1) ≤ 0, или (х – 1)(x2 - 4) ≤ 0, или (х – 1)(x – 2)(x + 2) ≤ 0. Решение этого неравенства х (-∞; -2] U [1; 2].

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image603.jpg

На следующих уроках более детально будет рассмотрено решение показательных уравнений и неравенств.

Заметим, что показательные функции часто используются как математические модели реальных ситуаций в различных областях науки и отраслях техники.

III. Контрольные вопросы

1. Поясните понятие степени с иррациональным показателем.

2. Дайте определение показательной функции.

3. Приведите графики показательной функции.

4. Перечислите основные свойства показательной функции (фронтальный опрос).

5. Теоремы о показательных уравнениях и неравенствах (фронтальный опрос).

IV. Задание на уроках

§ 39, № 3 (а, 6); 10 (б, г); 11; 14; 19 (а); 20 (в, г); 22 (а, б); 24 (в); 26; 29 (а); 30 (б); 31 (а, б); 36; 41 (в, г); 42 (а, г).

V. Задание на дом

§ 39, № 3 (в, г); 10 (а, в); 15; 19 (б); 20 (а, б); 22 (в, г); 24 (а); 27; 29 (б); 30 (в); 31 (в, г); 37; 41 (а, б); 42 (б, в).

VI. Творческие задания

Постройте график функции, уравнения или неравенства:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image604.jpg

Указание: используйте способы преобразования графиков функций и определение модуля.

VII. Подведение итогов уроков


 

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к

Это позволяет оценить иррациональное число r сколь угодно точно рациональными числами r n , r’ n

Это позволяет оценить иррациональное число r сколь угодно точно рациональными числами r n , r’ n

Теперь можно ввести понятие показательной функции

Теперь можно ввести понятие показательной функции

Монотонность : при 0 < a < 1 функция убывающая, при a > 1 функция возрастающая

Монотонность : при 0 < a < 1 функция убывающая, при a > 1 функция возрастающая

Функция у = 2 х является возрастающей

Функция у = 2 х является возрастающей

Затем построим график функции у = |2

Затем построим график функции у = |2

Как видно из графика, при x → ∞ z → 0 и

Как видно из графика, при x → ∞ z → 0 и

Теорема 3 . Если 0 < a < 1, то неравенство a t > a

Теорема 3 . Если 0 < a < 1, то неравенство a t > a

Перечислите основные свойства показательной функции (фронтальный опрос)

Перечислите основные свойства показательной функции (фронтальный опрос)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020