Алгебра
Оценка 4.8

Алгебра

Оценка 4.8
docx
математика
20.04.2020
Алгебра
Урок 33. Переход к новому основанию логарифма.docx

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год

Логарифмические уравнения - Показательная и логарифмическая функции

Цели: систематизировать логарифмические уравнения; рассмотреть способы их решения.

Ход уроков

I. Сообщение темы и цели уроков

II. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).

Вариант 1

1. Докажите теорему о логарифме произведения двух чисел.

2. Вычислите: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image834.jpg

3. Постройте график функции у = log2(4x).

Вариант 2

1. Докажите теорему о логарифме частного двух чисел.

2. Вычислите: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image835.jpg

3. Постройте график функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image836.jpg

III. Изучение нового материала

Логарифмические уравнения

Логарифмическим уравнением называют уравнение, в котором неизвестная входит только в аргументы логарифмических функций при некоторых постоянных основаниях.

Пример 1

а) Уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image837.jpg логарифмическое.

б) Уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image838.jpg не является логарифмическим.

Так как логарифмическая функция loga х монотонна и ее область значений (-∞; ∞), то простейшее логарифмическое уравнение logx = b имеет единственный корень. Именно к видуloga x = bнадо сводить более сложные уравнения. Типы и способы решения логарифмических уравнений схожи с показательными уравнениями.

1. Простейшие уравнения

Пример 2

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image839.jpg

По определению логарифма получаем уравнение: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image840.jpg или 2x2 – 2x - 1 = 3, или х2 - х - 2 = 0. Корни этого квадратного уравнения x1 = -1 и х2 = 2 также являются решениями данного логарифмического уравнения.

Пример 3

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image841.jpg Несмотря на громоздкость этого уравнения, оно тоже относится к простейшим. Используя определение логарифма, получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image842.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image843.jpg Вновь используем определение логарифма. Имеем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image844.jpg откуда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image845.jpg Еще раз применяя определение логарифма, находим https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image846.jpg

Особенностью логарифмических уравнений (в отличие от показательных) является появление посторонних решений. Это связано с расширением ОДЗ уравнения в ходе его преобразований. Поэтому полученные корни необходимо проверять подстановкой или следить за изменением ОДЗ.

Пример 4

Рассмотрим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image847.jpg

Его ОДЗ задается неравенствами https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image848.jpg Решая эту систему неравенств, получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image849.jpg откуда х (2; ∞). Так как в данном уравнении равны логарифмы двух величин, то равны и сами величины. Получаем квадратное уравнение: х2 - 4 = 4х - 7 или x2 – 4x + 3 = 0. Очевидно, ОДЗ этого уравнения х (-∞; ∞), т. е. произошло расширение ОДЗ по сравнению с первоначальным уравнением. Корни квадратного уравнения x1 = 1 и х2 = 3. Однако в ОДЗ исходного уравнения попадает только число х = 3, которое и является его решением. Корень х = 1 является посторонним и возник при расширении ОДЗ.

2. Уравнения, решаемые их преобразованиями

Во многих случаях при решении логарифмического уравнения его необходимо преобразовать, используя основные свойства логарифмов.

Пример 5

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image850.jpg

ОДЗ уравнения определяется условиями https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image851.jpg (решать эту систему неравенств не будем). Сведем данное уравнение к простейшему. Запишем уравнение в виде: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image852.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image853.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image854.jpg По определению логарифма получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image855.jpg или х2 - 4х + 3 = 0. Корни этого квадратного уравнения х1 = 1 и х2 = 3. В ОДЗ данного уравнения входит только решение х = 3.

Пример 6

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image856.jpg

ОДЗ уравнения задается условиями https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image857.jpg откуда х (11; ∞). Запишем уравнение в виде: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image858.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image859.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image860.jpg По определению логарифма получаем квадратное уравнение: х2 - 13х + 22 = 36 или х2 - 13х - 14 = 0. Корни этого уравнения х1 = 14 и х2 = -1 (не входит в ОДЗ).

3. Уравнения, решаемые разложением на множители

Пример 7

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image861.jpg Перенесем все члены уравнения в левую часть, сгруппируем их и разложим эту часть на множители. Получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image862.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image863.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image864.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image865.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image866.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image867.jpg Произведение множителей равно нулю, если один из них равен нулю, а остальные множители имеют смысл. Получаем два уравнения:

а) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image868.jpg тогда log2(3x2 - 5) = 2 и 3х2 - 5 = 4, откуда х2 = 3 и х = ±√3. Однако при x = -√3 второй множитель не имеет смысла.

б) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image869.jpg тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image870.jpg и х - 1 = 1 и х = 2. Для этого значения х первый множитель определен.

Итак, данное уравнение имеет два корня: x1 = √3 и х2 = 2.

4. Уравнения, решаемые с помощью замены неизвестной

Этот способ широко используется при решении любых типов уравнений.

Пример 8

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image871.jpg

Сделаем замену у = log2(2x - 1). Тогда получаем квадратное уравнение у2 + у - 2 = 0. Заметим, что ОДЗ исходного уравнения устанавливать нет необходимости, так как если уравнение у2 + у - 2 = 0 имеет решения (его корни у1 = -2, у2 = 1), то это означает, что log2(2x - 1) существует, т. е. 2х - 1 > 0.

Таким образом, приходим к совокупности уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image872.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image873.jpg Отсюда: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image874.jpg

В случае однородных уравнений приходится вводить две новые переменные.

Пример 9

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image875.jpg

ОДЗ уравнения задается условиями https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image876.jpg откуда х > 10/3. Введем две новые переменные: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image877.jpg и получим однородное уравнение: a2 = 3ab - 2b2 или a2 -3ab + 2b2 = 0. Решения этого уравнения а = b и а = 2b. Вернемся к старой переменной. Получаем два уравнения:

а) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image878.jpg тогда 10 - 3х = 4 - х, откуда х = 3 (входит в ОДЗ).

б) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image879.jpg или log2(10 - 3x) = log2(4 - x)2, тогда 10 - 3х = (4 - х)2 или 0 = х2 - 5х + 6, откуда x1 = 3 и х2 = 2 (оба корня входят в ОДЗ).

Итак, данное уравнение имеет два решения: х = 3 и х = 2.

5. Уравнения, решаемые с помощью его специфики

Встречаются задачи, решение которых основано на свойствах входящих в них функций.

Пример 10

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image880.jpg

Исследуем монотонность функций, входящих в уравнение. Функция у1= log2x возрастающая, функция https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image881.jpg убывающая. Очевидно, если данное уравнение имеет корень, то он единственный. Далее этот корень надо подобрать (угадать). Подбором находим х = 4.

В ряде случаев встречаются уравнения, содержащие логарифмы неизвестных, но не являющиеся логарифмическими. Тогда используются специальные приемы, суть которых станет понятна из примеров.

Пример 11

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image882.jpg

Найдем логарифм по основанию 3 от обеих частей данного уравнения и используем свойства логарифмов. Получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image883.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image884.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image885.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image886.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image887.jpg Введем новую неизвестную у = log3 х и получим квадратное уравнение: 1 + у = 2у2 или 0 = 2у2 - у - 1. Его корни у1 = 1 и у2 = -1/2. Вернемся к старой неизвестной х. Имеем два уравнения: log3 х = 1 (корень x1 = 31 = 3) и log3 х = -1/2 (тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image888.jpg).

Пример 12

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image889.jpg

Используя основное логарифмическое тождество, запишем основание степени в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image890.jpg Тогда данное уравнение имеет вид: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image891.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image892.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image893.jpg Получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image894.jpg и logx = 4, откуда х = 54 = 625.

6. Уравнения, решаемые графически

При решении уравнений и исследовании их корней часто используется графический способ.

Пример 13

Определим число корней уравнения https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image895.jpg и найдем меньший из них.

Запишем уравнение в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image896.jpg и построим графики функций https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image897.jpg (сплошная линия) и у2 = -(х - 1)2 (штрихпунктирная линия). Видно, что графики этих функций пересекаются в двух точках А и В. Следовательно, уравнение имеет два решения. Абсцисса точки А меньше абсциссы точки В. Поэтому меньший корень уравнения х = 1.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image898.jpg

Системы логарифмических уравнений

При решении систем логарифмических уравнений используются те же приемы, что и при решении отдельных уравнений. Поэтому остановимся только на некоторых способах решения систем уравнений.

1. Сведение к системе алгебраических уравнений

Пример 14

Решим систему уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image899.jpg Заменим эту систему системой линейных уравнений: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image900.jpg Сложив уравнения, найдем 8х = 27 или х = 27/8. Тогда из первого уравнения найдем https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image901.jpg Итак, решение системы https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image902.jpg

Во многих случаях перед тем как свести систему к системе алгебраических уравнений приходится выполнить тождественные преобразования уравнений системы.

Пример 15

Решим систему уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image903.jpg

Запишем систему в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image904.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image905.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image906.jpg решая которую найдем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image907.jpg причем второе решение не удовлетворяет ОДЗ второго исходного уравнения (т. е. не является решением).

2. Подстановка неизвестного из одного из уравнений

Очень распространенный способ решения систем уравнений, при котором одно из неизвестных выражается через другое из наиболее простого уравнения и подставляется в другое. Полученное уравнение одной неизвестной затем решается.

Пример 16

Решим систему уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image908.jpg

Решим сначала второе уравнение системы, сделав замену https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image909.jpg или z2 - 5z + 6 = 0, корни которого z1 = 2, z2 = 3. Отсюда получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image910.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image911.jpg или х = 4у и х = 8у.

Обратимся теперь к первому уравнению системы, которое можно записать в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image912.jpg В случае https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image913.jpg имеем: у2 + у - 2 = 0, т. е. у1 = 1, у2 = -2 (не удовлетворяет ОДЗ) и x1 = 4. В случае x/y = 8 получаем: у2 + у - 6 = 0, т. е. у3 = 2, у4 = -3 (не удовлетворяет ОДЗ) и х3 = 16. Итак, решения системы: (4; 1); (16; 2).

3. Замена переменных

Замена переменных является одним из наиболее распространенных способов решения уравнений, неравенств, систем уравнений.

Пример 17

Решим систему уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image914.jpg

Введем новые переменные https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image915.jpg Тогда имеем систему алгебраических симметричных уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image916.jpg Такая система имеет решения (-1; 2) и (2; -1).

Вернемся к старым неизвестным х, у и получим две простейшие системы.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image917.jpg

Итак, данная система имеет два решения https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image918.jpg

IV. Задание на уроках

§ 44, № 2 (а); 4 (в); 7 (б); 8 (г); 10 (а); 12 (б); 13 (а, б); 14 (а); 15 (б); 16 (а, б); 18 (а); 19 (б); 20 (а); 21 (б); 22 (а).

V. Задание на дом

§ 44, № 2 (г); 4 (б); 7 (г); 8 (б); 10 (б); 12 (а); 13 (в, г); 14 (б); 15 (а); 16 (в, г); 18 (б); 19 (а); 20 (б); 21 (а); 22 (б).

VI. Подведение итогов уроков


 

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к

Логарифмические уравнения Логарифмическим уравнением называют уравнение, в котором неизвестная входит только в аргументы логарифмических функций при некоторых постоянных основаниях

Логарифмические уравнения Логарифмическим уравнением называют уравнение, в котором неизвестная входит только в аргументы логарифмических функций при некоторых постоянных основаниях

Имеем: откуда Еще раз применяя определение логарифма, находим

Имеем: откуда Еще раз применяя определение логарифма, находим

ОДЗ уравнения определяется условиями (решать эту систему неравенств не будем)

ОДЗ уравнения определяется условиями (решать эту систему неравенств не будем)

Однако при x = -√3 второй множитель не имеет смысла

Однако при x = -√3 второй множитель не имеет смысла

ОДЗ). б) или log 2 (10 - 3x) = log 2 (4 - x) 2 , тогда 10 - 3х = (4 - х) 2…

ОДЗ). б) или log 2 (10 - 3x) = log 2 (4 - x) 2 , тогда 10 - 3х = (4 - х) 2…

Имеем два уравнения: log 3 х = 1 (корень x 1 = 3 1 = 3) и log 3 х = -1/2 (тогда )

Имеем два уравнения: log 3 х = 1 (корень x 1 = 3 1 = 3) и log 3 х = -1/2 (тогда )

Системы логарифмических уравнений

Системы логарифмических уравнений

Полученное уравнение одной неизвестной затем решается

Полученное уравнение одной неизвестной затем решается

Вернемся к старым неизвестным х, у и получим две простейшие системы

Вернемся к старым неизвестным х, у и получим две простейшие системы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020