Тема: «Свойства степени с натуральным показателем»
Ход урока
I. Организационный момент:
Постановка целей и задач урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал. Ваша задача показать свои знания свойств степени с натуральным показателем и умение применять их при выполнении различных заданий.
II. Актуализация опорных знаний. Систематизация теоретического материала.
Начнем мы урок с повторения свойств степени, с натуральным показателем
- К доске вызываются 4 ученика.
Вы должны выполнить задание, выбрать карточку с числом, равным показателю, получившейся в ответе степени. На обороте карточки – буква, ее запишите, рядом с соответствующим примером.
1 карточка 2 карточка 3 карточка 4карточка
1. С5∙С3 5. С14.С8 9.С4 .С5 . С 13.(С4 )4
2. С8: С6 6.С7:С4 10.С16 .С8 14.С20:С3
3. (С4)3 7. (С4)3 ∙С 11. (С3)5 15.С5.С9:С3
4. С5 ∙С3 : С3 8.С2.С3.С 12.С8:С6:С
(Слайд 2)
Пока ребята у доски выполняют задание, мы с вами вспомним некоторые теоретические вопросы по данной теме. Поднимайте руку и отвечайте на вопрос.
-Теоретический опрос:
· Сформулируйте определение степени числа с натуральным показателем.
· Из чего состоит степень?
· О чем говорит основание степени?
· О чем говорит показатель степени?
· Сформулируйте правила умножения, деления степеней с одинаковыми основаниями, правило возведения степени в степень; правило возведения в степень произведения, дроби.
· Что можно сказать о квадратах противоположных чисел?
· Что можно сказать о кубах противоположных чисел?
· -Степень положительного числа есть число …
· -Степень отрицательного числа с нечётным показателем есть число …
· -Степень отрицательного числа с чётным показателем есть число …(Слайд 5)
Молодцы!
А теперь посмотрим, что же получилось у ребят. Если все выполнено правильно ,то должно получиться МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ
Спасибо ребята, садитесь!
Это М.В.Ломоносову принадлежат слова
«Пусть кто – нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь». М.В.Ломоносов
Первый крупный русский учёный-естествоиспытатель. Яркий пример «универсального человека» : энциклопедист, физик и химик. учёный-энциклопедист, основатель Московского университета.
Сейчас поработаем парами. Запишите в тетради примеры со слайда. И выполните задания.
- Используя правила, сравните с нулём значения выражения.
(-5) 4 ;
-5 4;
-52 +25;
(-3) 5;
(-3) 4 + (-81);
- (3 ∙ 4)2;
(-3,5) 3· 0;
Давайте проверим (каждая пара называет ответ на одну строчку задания, другие пары проверяют, соглашаются или нет, дискуссируют).
Ребята давайте рассмотрим пример (записывает на доске):
53/53 т.е. число делим само на себя, и результатом такого деления будет 1.
Но, с другой стороны, воспользуемся свойством степени: 53/53=53-3=50
Что, тогда получается: Ребята делают вывод, что любое число в нулевой степени, есть 1.
- Дайте определение степени с нулевым показателем?
Закончите запись
а п • а k = ……. ; а п : а k = ……. , a0, n>k;
(a bc)n = ……. ; (an) k = ………
- Из этих свойств вытекают правила действий со степенями. Сформулируйте эти правило самостоятельно.
Формулируют САМИ правила в соответствии со свойствами степеней. Обсуждают.
1) Проверка заданий по карточкам
Запишите ответ в виде степени с основанием С и вы узнаете фамилию и имя великого французского математика, который первым ввел понятие степени числа.
Угадайте фамилию ученого математика.
|
|
1. |
С14∙ С8 |
1. |
С5∙С3 |
2. |
С7 : С5 |
2. |
С8: С6 |
3. |
(С4)3 ∙С |
3. |
(С4)3 |
4. |
С4∙ С5∙ С0 |
4. |
С5 ∙С3 : С6 |
5. |
С16 : С8 |
|
|
6. |
(С3)5 |
Ответ: РЕНЕ ДЕКАРТ
Р |
Ш |
М |
|
Ю |
К |
Н |
|
А |
|
Т |
|
Е |
|
Д |
С8 |
С5 |
С1 |
|
С40 |
С13 |
С12 |
|
С9 |
|
С15 |
|
С2 |
|
С22 |
На каком уроке мы с вами познакомились с этим ученым?
На геометрии.
Что изобрел Рене Декарт?
Прямоугольную систему координат!
Вот теперь мы свстретились с ним и на алгебре!!!
Декарт Рене (1596-1650) — французский философ, математик, физик и физиолог. Декарту принадлежит заслуга создания современных систем обозначений: он ввел знаки переменных величин (x, y, z...), коэффициентов (a, b, c...), обозначение степеней (a2, x-1...).
III. Основная часть.
2) Представьте в виде степени выражения. (Выполняют самостоятельно в тетрадях)
- Проверим.
Каждый ученик проверяет работу соседа, используя
3) - Ученик, выполняя преобразования выражений, допустил ошибки. Исправьте ошибки и объясните, какие определения, свойства и правила не знает ученик.
5 • 5 • 5 • 5 = 4 5; 2 3 • 2 7 = 4 10;
71 = 1; 2 30 : 2 10 = 2 3;
4 0 = 4; (2х) 3 = 2х 3;
2 3 • 2 7 = 2 21; (а 3) 2 = а 5.
4) - Подумайте, чем можно заменить ?
х5 • = х17;
: k 4 = k 11;
7 12 • = 7 19;
5)Самостоятельная работа(по группам:а)-1 ряд,б)-2 ряд,в)-3 ряд)
1) Выполните возведение в степень:
2) Представьте выражение в виде степени с указанным показателем:
в) 0,0016х20у24 =(…)4
3) Представьте выражение в виде степени:
6) (слайд24)
Сравните, не выполняя вычислений. Найдите верные неравенства. Из соответствующих им букв составьте фамилию архитектора, по проекту которого в 1825 году было построено здание Большого театра в Москве:
Бове. По проектам этого известного архитектора также были построены здания Манежа и Триумфальные ворота, создан проект Александровского сада.
7) Выполните умножение (по групам :2 парты-1 групп)(слайд26)
1. о,2а2в4 .0,3ав
2. -а4в9 . (-ав) .44а2в4
Дополнительные задания. Выполните преобразования. Используя найденные ответы, запишите в таблицах два высказывания Козьмы Пруткова(по рядам)
-Проверка (слайд 28)
IV: Подведение итогов, оценивание, выставление отметок.
Рефлексия (3 мин).()
Ученикам выдаются заранее приготовленные листочки с незаконченными высказываниями, которые нужно закончить относительно данного урока.
1. Я умею …
2. Я понял…
3. Мне было интересно ….
4.Для меня сложно ….., потому что
V. Домашнее задание
№1
- Подумайте, чем можно заменить ?
n 15: = n 5;
b 2 • • b 8 = b 24;
5 12 • 5 3 = 5 19;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.