АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПЕРСОНАЛА И ПОСЕТИТЕЛЕЙ МЕСТ (ОБЪЕКТОВ) МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ, СОВЕРШАЕМОГО ИЛИ СОВЕРШЕННОГО ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Оценка 4.6

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПЕРСОНАЛА И ПОСЕТИТЕЛЕЙ МЕСТ (ОБЪЕКТОВ) МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ, СОВЕРШАЕМОГО ИЛИ СОВЕРШЕННОГО ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Оценка 4.6
docx
19.10.2020
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПЕРСОНАЛА И ПОСЕТИТЕЛЕЙ МЕСТ (ОБЪЕКТОВ) МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ, СОВЕРШАЕМОГО ИЛИ СОВЕРШЕННОГО ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Алгоритм РО по АТД 2020.docx

 

Красноярское государственное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический центр по гражданской обороне,

чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности»

 


 

 

 

 

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПЕРСОНАЛА

И ПОСЕТИТЕЛЕЙ МЕСТ (ОБЪЕКТОВ) МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ, СОВЕРШАЕМОГО ИЛИ СОВЕРШЕННОГО

ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

 

https://medcollege.brkmed.ru/media/uploads/statdec2020/inarticlee69118ad83.jpg

Красноярск٠2020

Аннотация

 

Рекомендовано к изданию редакционной комиссией КГКОУ ДПО «УМЦ по ГО, ЧС и ПБ».

 

Авторы-составители:

Дубов А.И., преподаватель КГКОУ ДПО «УМЦ по ГО, ЧС и ПБ».

Рецензенты:

Старший научный сотрудник Института вычислительного моделирования Сибирского отделения Академии наук, кандидат технических наук, доцент В.В. Ничепорчук.

Главный специалист отдела Управления гражданской защиты СРЦ - Ю.Т. Усольцев.

Начальник отдела повседневного управления МКУ «Центр обеспечения мероприятий ГО, ЧС и ПБ администрации г. Красноярска» - А.И. Дудин.

Главный специалист оперативного отдела ГУ по ГО, ЧС и ПБ Администрации г. Красноярска - Е.В. Есавкин.

Настоящее методическое пособие (далее - пособие) разработано преподавателем КГКОУ ДПО «УМЦ по ГО, ЧС и ПБ» (далее - УМЦ) Дубовым Александром Ивановичем в качестве информационно-пропагандистской меры руководителям органов местного самоуправления, организаций, руководителям мест (объектов) массового пребывания людей различного уровня, а также повышения бдительности граждан и стимулирования их активности в оказании содействия правоохранительным структурам.

Пособие разработано в соответствие положениям Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Указа Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». В пособии в концентрированном виде учтены учебно-методические материалы Национального антитеррористического комитета, федеральных органов исполнительной власти, оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ, исследования и разработки отдельных авторов.

 

Введение

 

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которым человечество вошло в 21 век. В России проблема терроризма и борьба с ним резко обострилась в 90-годах прошлого столетия.

Террор (лат. terror страх, ужас) — устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения[1]. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам либо запугивание с угрозой расправы или убийства

Государственный террор — террор, используемый политической властью посредством массовых политических репрессий для уменьшения размеров оппозиции путём устрашения противников центральной власти (например, якобинский террор, Красный террор, Белый Террор, Большой террор, Сталинские репрессии, операция «Кондор»).

Экономический террор[4] — устрашение или уничтожение политических противников путём частичного или полного лишения средств к существованию (например, огораживание, искусственный голод в Ирландии, ликвидация кулачества как класса, эмбарго США на поставки лекарств на Кубу).

На этот счет интересно высказывание английского писателя Герберта Дж. Уэллса «Для того чтобы удержать власть, коммунистическое правительство создало Чрезвычайную комиссию, наделив её почти неограниченными полномочиями, и красным террором подавило всякое сопротивление. Красный террор повинен во многих ужасных жестокостях; его проводили по большей части ограниченные люди, ослепленные классовой ненавистью и страхом перед контрреволюцией, но эти фанатики по крайне мере были честны. За отдельными исключениями, расстрелы ЧК вызывались определенными причинами и преследовали определенные цели, и это кровопролитие не имело ничего общего с бессмысленной резней деникинского режима..." // Герберт Уэллс. Россия во мгле. М.: Политиздат, 1958.

 

http://www.ljplus.ru/img4/k/o/kommari_2/____111.jpg

 

Терроризм превратился в фактор, представляющий серьезную угрозу как национальной безопасности отдельных государств, так и международной безопасности в целом.

Главными задачами террористов становятся осуществление масштабных разрушений, сопровождающихся как можно большим количеством человеческих жертв, создание атмосферы напряженности и страха в обществе и оказание, тем самым, давления на органы государственной власти и местного самоуправления с целью принятия нужных террористам решений.

В Российской Федерации терроризм стал также инструментом негативного воздействия на основы конституционного строя страны и нарушения ее территориальной целостности. Это со всей очевидностью показали события в Северокавказском регионе, инспирированные международными террористическими организациями и политическими кругами ряда зарубежных стран.

Эскалация террористической угрозы обусловила необходимость принятия в 2006 году комплекса адекватных контрмер и создания принципиально новой общегосударственной системы противодействия терроризму.

Исходя из опыта борьбы с терроризмом в России в конце ХХ, начале ХХI века Правительством Российской Федерации в 2006 года начато построение новой системы противодействия терроризму. С этой целью издан ряд законодательных актов, определяющих структуру системы противодействия терроризму, перечень должностных лиц, несущих персональную ответственность за организацию и осуществление деятельности по противодействию терроризму на различных уровнях (федеральном, региональном и муниципальном), а также внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, определяющие ответственность лиц за совершение ряда преступлений террористической направленности.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Президентом РФ подписан Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», который устанавливает:

основные принципы противодействия терроризму;

правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним;

минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также вводит основные понятия:

терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления:

по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

 

Глава 1 Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации.

 

1.1. Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации

 

Механизм реализации положений ФЗ № 35 определен в Указе Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Согласно Указу Президента, образован Национальный антитеррористический комитет, а для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Комитета образован Федеральный оперативный штаб.

В соответствии с пунктом 11 Указа Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба (далее – Штаб, ФОШ) в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации создан аппарат Комитета.

26 декабря 2015 года Указом Президента № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» вносятся изменения в вышеуказанный документ и утверждены:

1.   Положение о Национальном антитеррористическом комитете.

2.   Состав оперативного штаба в морском районе (бассейне) по должностям.

Поставлена задача председателю Национального антитеррористического комитета в 6-месячный срок:

определить зоны ответственности оперативных штабов в морских районах (бассейнах);

утвердить:

положение об оперативных штабах в морских районах (бассейнах);

положение об аппаратах оперативных штабов в морских районах (бассейнах);

положение об оперативных группах в муниципальных образованиях и их состав по должностям;

положение об оперативных группах в морских районах (бассейнах) и их состав по должностям;

привести в соответствие с настоящим Указом положения:

о Федеральном оперативном штабе;

об оперативных штабах в субъектах Российской Федерации;

об аппаратах Национального антитеррористического комитета;

об оперативных штабах в субъектах Российской Федерации;

об антитеррористических комиссиях в субъектах Российской Федерации и их регламент.

Национальный антитеррористический комитет (НАК, Комитет)является коллегиальным органом, образованным в целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах).

Председателем НАК по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В состав НАК входят руководители большинства правоохранительных и силовых структур, спецслужб, а также обеих палат парламента России.

Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации по должности являются руководители территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, если председателем Комитета не принято иное решение.

Указом установлено, что решения оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в их состав.

Антитеррористическая комиссия в Красноярском крае

Губернатор Красноярского края, председатель антитеррористической комиссии Красноярского края;

начальник управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Красноярскому краю, заместитель председателя антитеррористической комиссии Красноярского края;

начальник Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю, заместитель председателя антитеррористической комиссии Красноярского края;

заместитель Губернатора Красноярского края (координирующий деятельность органов исполнительной власти Красноярского края, структурных подразделений Администрации Губернатора Красноярского края по вопросу реализации государственной политики по противодействию терроризму и экстремизму), заместитель председателя антитеррористической комиссии Красноярского края

начальник управления Губернатора Красноярского края по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений, заместитель председателя антитеррористической комиссии Красноярского края, заместитель председателя антитеррористической комиссии Красноярского края;

члены комиссии:

первый заместитель Губернатора Красноярского края – председатель Правительства Красноярского края

председатель Законодательного Собрания Красноярского края (по согласованию);

начальник Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю;

командира 91 отдельной бригады войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию);

начальник Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Красноярском крае;

главный федеральный инспектор по Красноярскому краю (по согласованию);

руководитель Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю (по согласованию);

глава г. Красноярска (по согласованию);

начальник управления общественных связей Губернатора Красноярского края;

начальник Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Красноярскому краю (по согласованию);

военный комиссар Красноярского края (по согласованию);

начальник Сибирского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (по согласованию);

руководитель Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию);

заместитель начальника управления Губернатора Красноярского края по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений – руководитель аппарата антитеррористической комиссии Красноярского края – руководитель рабочего аппарата антитеррористической комиссии Красноярского края;

начальника управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю (по согласованию);

руководитель агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края;

помощник начальника управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Красноярскому краю – руководитель аппарата оперативного штаба в Красноярском крае (по согласованию).

 

Председатель АТК: Губернатор Красноярского края Усс Александр Викторович

Адрес: Красноярский край, г. Красноярск, проспект Мира, 110;

Телефоны: 8 (391) 249-33-73, 211-02-20, факс 211-00-82

 

Руководитель аппарата АТК:

Жуков Игорь Алексеевич

Телефон: 8 (391)2493690

 

Оперативный штаб в красноярском крае

Руководитель оперативного штаба:

Трушев Виталий Владимирович

Адрес: 660017, г. Красноярск, ул. Дзержинского, д.18

 

Телефон дежурного по УФСБ: 8 (3912) 30-95-20

Телефон доверия: 8 (3912) 30-96-20

 

В случае совершения террористического акта на территории муниципального образования первоочередные меры по пресечению данного террористического акта до начала работы оперативных штабов осуществляет начальник соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности, дислоцированного на данной территории, а при отсутствии такого подразделения - начальник соответствующего органа внутренних дел Российской Федерации. С этой целью на территории муниципальных районов и городских округов созданы оперативные группы в муниципальных образованиях.

5 октября 2009 г. Президентом Российской Федерации утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

Принципиально новыми чертами созданной системы, позволяющими говорить о ее качественном превосходстве над существовавшей ранее, являются следующие:

наделение необходимым объемом компетенции Председателя Национального антитеррористического комитета;

создание двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов) на постоянной, а не временной, основе, что позволило четко разделить функции профилактики и борьбы с терроризмом;

строгое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, а также руководителями федеральных органов исполнительной власти;

возложение персональной ответственности за результаты работы на соответствующих руководителей (в сфере профилактики терроризма - на глав субъектов Российской Федерации, в сфере борьбы с терроризмом – на руководителей территориальных органов безопасности);

создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ, что позволило поставить работу по противодействию терроризму на системную основу.

В настоящее время нормотворческая работа направлена главным образом на совершенствование и детализацию отдельных правовых институтов и осуществляется по следующим основным направлениям:

выработка предложений и участие в разработке новых правовых инструментов в интересах совершенствования государственной политики в области противодействия терроризму в целях повышения эффективности государственного управления и организационных основ в данной области, а также функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму;

обеспечение антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, объектов транспортной инфраструктуры, жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей;

финансирование деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму и антитеррористических мероприятий в субъектах Российской Федерации;

противодействие финансированию терроризма;

приведение ведомственной нормативно-правовой базы в сфере борьбы с терроризмом в соответствие с федеральной;

регламентация отдельных аспектов проведения контртеррористических операций;

социальная реабилитация лиц, участвующих в борьбе с терроризмом или пострадавших в результате террористического акта.

Говоря о принятых за прошедшие годы нормативных правовых актах, необходимо, прежде всего, отметить, что Россия стала первой страной, ратифицировавшей Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма. В связи с этим внесены коррективы в ряд законодательных актов Российской Федерации в целях их приведения в полное соответствие с нормами, предусмотренными данной Конвенцией и другими международными правовыми документами.

 

1.2. Основные способы подготовки и совершения террористических актов и преступлений террористической направленности в местах массового пребывания людей

 

Объектом (местом) с массовым пребыванием людей является объект (далее – ОМПЛ или ММПЛ), где число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений, 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта» («Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункт 5).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272
«Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии российской федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск росгвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Одним из требований к антитеррористической защищённости ОМПЛ является их категорирование, которое проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учётом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), на территории которого расположено ММПЛ. Возможные последствия совершения террористического акта в ММПЛ определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью.

Для проведения категорирования ММПЛ и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей (далее - комиссия).

Комиссия создается в течение 30 дней со дня включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей. (Абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.10.2016 № 1040).

Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.

В состав комиссии включаются правообладатель места массового пребывания людей, представители территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию), Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему. (В ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.2016 № 1040).

В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:

место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Расчет количества людей проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни.

Площадь, занимаемая одним человеком, при определении прогнозируемого максимального количества людей в месте их массового пребывания и при отсутствии соответствующих положений в технических регламентах, национальных стандартах Российской Федерации, сводах правил, строительных нормах и правилах Российской Федерации принимается равной 0,5 кв. метра. (Абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.10.2016 № 1040).

В зависимости от обстановки, складывающейся в районе расположения места массового пребывания людей, комиссией может быть принято решение о присвоении месту массового пребывания людей категории выше или ниже, чем это предусмотрено пунктом 10 настоящих требований.

В зависимости от вида объекта (места) массового пребывания людей можно условно разделить на стационарные (здания и сооружения) и временные (места проведения разовых массовых мероприятий).

К стационарным объектам относятся здания и сооружения, функциональное использование которых предусматривает массовое пребывание людей. По сферам деятельности стационарные объекты делятся на:

учебные заведения;

медицинские учреждения (включая объекты санаторно-курортного комплекса);

объекты гостиничного комплекса (гостиницы, кемпинги, базы отдыха и т.д.);

жилые многоэтажные здания;

здания транспортной инфраструктуры (вокзалы, аэропорты и т.д.) и объекты транспорта;

культовые сооружения;

объекты торгово-хозяйственного назначения (предприятия оптово-розничной торговли, торговые и торгово-развлекательные комплексы);

культурно-просветительные (театры, концертные залы, цирки, кинотеатры, филармонии, выставочные залы и т.д.);

спортивные (стадионы, ипподромы, катки и т.д.);

развлекательные (парки аттракционов, аквапарки, боулинги, рестораны, кафе и т.д.).

В качестве временных ОМПЛ могут использоваться различные здания и сооружения (в том числе подпадающие под категорию стационарных объектов), а также площади, улицы, скверы, парки и другие участки местности, используемые для проведения разовых массовых мероприятий: культурно-просветительных, театрально-зрелищных, развлекательных, спортивных, рекламных и публичных мероприятий: собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а также богослужений, других религиозных обрядов и церемоний,

 

 

 

http://ic.pics.livejournal.com/expp/7379328/43140/43140_original.jpg

 

Совершенные в 2010÷2017 гг. преступления террористической направленности в местах массового пребывания людей:

29 марта 2010 года в 7.52 в Москве во втором вагоне поезда, прибывшем на второй путь станции метро «Лубянка», произошел взрыв. В 8.36 в третьем вагоне поезда, прибывшем на второй путь станции «Парк Культуры» Сокольнической линии, произошел второй взрыв.

26 мая 2010 года взрывное устройство сработало в центре Ставрополя. Теракт произошел возле здания, прилегающего к ставропольскому Дому культуры и спорта, за 15 минут до концерта чеченского ансамбля танца «Вайнах». Сработало безоболочное взрывное устройство, эквивалентное 400 граммам тротила и начиненное поражающими элементами. Погибли восемь человек, около 50 получили ранения.

9 сентября 2010 года у входа на центральный рынок Владикавказа смертник на автомобиле «Волга» привел в действие бомбу мощностью 30-40 килограммов тротила. Жертвами теракта стали 19 человек, более 200 получили ранения.

24 января 2011 года в 16.32 мск в международном терминале московского аэропорта «Домодедово» произошел взрыв. Взрывное устройство, начиненное металлическими поражающими элементами, привел в действие террорист-смертник, находившийся в толпе встречающих. Погибли 37 человек, 172 пострадали.

19 августа 2012 года в населенном пункте Сагопши Малгобекского района Ингушетии террорист-смертник устроил взрыв на похоронах полицейского, погибшего в результате обстрела накануне. В результате подрыва погибли 8 человек, еще 15 человек были ранены. Все погибшие были сотрудниками структур МВД, пострадавшие — мирные жители, которые попали в эпицентр взрыва. Теракт осуществил сын бывшего начальника Аргунского РОВД, который занимал этот пост в 2002 году.

30 декабря 2013 года в Дзержинском районе Волгограда произошел взрыв в троллейбусе. По предварительным данным СК и МВД, погибли не менее 10 человек и были ранены более 20.

 

Взрыв в троллейбусе в Волгограде. Фото с места события

 

29 декабря 2013 года в 12:45 по московскому времени на железнодорожном вокзале в Волгограде прогремел взрыв. Бомба сработала между входными дверями и турникетами. По предварительным данным, бомбу взорвала террористка-смертница, которая не успела пройти через металлодетекторы. По предварительным данным, 15 человек погибли, более 40 ранены.

21 октября 2013 года теракт произошел в одном из маршрутных автобусов Волгограда. Семь человек погибли, 37 были госпитализированы. Взрывное устройство, начиненное поражающими элементами, привела в действие уроженка Дагестана Наида Асиялова.

 

http://img.politonline.ru/preview/article/8/5/8/22889858_four.jpeg

 

3 апреля 2017 года в 14.40 теракт (снова перед «страстной неделей» и в годовщину образования ФСБ) на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт-2» петербургского метро произошел взрыв. Еще один взрыв, на станции «Площадь Восстания», удалось предотвратить – бомбу вовремя нашли. Следственный комитет возбудил уголовное дело о теракте. По последним данным, в результате взрыва 14 человек погибли, 49 пострадавших.

Материалы расследования деятельности нейтрализованных банд групп, планировавших на территории Российской Федерации совершение ряда резонансных террористических актов, позволяет выделить ряд общих признаков подготовки и совершения террористических актов в отношении ОМПЛ.

Основными способами совершения террористических актов являются:

захват и удержание заложников в местах массового пребывания людей;

подрыв взрывного устройства (далее - ВУ) или самодельного взрывного устройства (далее - СВУ):

предварительно заложенного и замаскированного на местности;

закамуфлированного под предмет бытового назначения;

находящегося в автотранспортном средстве;

произведенный так называемым террористом - «смертником» или «человеком -бомбой»;

находящегося у лица, используемого «в темную»;

комбинированный подрыв СВУ (например, приведение в действие взрывного устройства террористом - «смертником», находящимся в салоне заминированного автомобиля).

в качестве нового элемента тактики действий бандформирований в республиках СКФО, который может быть применим и на территории края, отмечается совершение преступлений террористической направленности путем осуществления диверсии (подрыва, обстрела, умышленного повреждения объекта) на объектах инфраструктуры с последующей установкой на них СВУ и (или) организации обстрелов оперативно-следственных групп и ремонтных бригад, прибывающих к месту происшествия.

При всех указанных способах совершения террористических актов необходимо учитывать вероятность подрыва последующих СВУ после прибытия на место происшествия следственных групп, медицинских бригад и представителей иных служб, привлекаемых к локализации чрезвычайной ситуации.

 

1.3 Рекомендации по разработке инструкции по предупреждению террористических актов и действиям руководителя, должностных лиц и персонала ОМПЛ при его угрозе и совершении

 

Эффективность предпринимаемых мер противодействия террористическим угрозам на первоначальном этапе во многом базируется на твердом знании руководителями и персоналом ОМПЛ признаков подготовки данного вида преступлений, порядка реагирования на них и действий в условиях террористического акта.

Обеспечение антитеррористической защищенности ОМПЛ подразумевает реализацию собственниками объектов и организаторами массовых мероприятий системы административных, инженерно-технических и охранных мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории объекта террористического акта, своевременное выявление и пресечения деятельности террористов по его подготовке, а в случае произошедшего террористического акта по минимизации его последствий.

В повседневной деятельности ОМПЛ порядок действий персонала при угрозах и совершении террористических актов целесообразно закреплять соответствующими инструкциями и распоряжениями руководителя объекта, требования по их знанию и применению отражать в квалификационных требованиях, должностных обязанностях и других документах, регулирующих трудовые отношения. Регулярный контроль за исполнением и знанием данных инструкций позволит существенно повысить уровень безопасности, даст формальные основания к применению дисциплинарных и административных санкций к недисциплинированным работникам.

Учитывая возможность совершения террористических актов в отношении ОМПЛ на объектах должны быть предусмотрены и планово реализованы следующие меры предупредительно-профилактического характера:

реализация пропускного режима при входе и въезде на территорию ОМПЛ, установка дополнительных инженерно-технических систем охраны по периметровому ограждению, сигнализации, экстренного вызова полиции и т.п., аудио и видеозаписи;

ежедневные обходы территории с целью своевременного выявле­ния взрывных устройств или подозрительных бесхозных предметов;

тщательный подбор и по возможности проверка подбираемых кадров, организаций и частных лиц, привлекаемых к выполнению смежных и сопутствующих работ;

организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов регулярных инструктажей и практических занятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;

заключаемые договоры аренды помещений в обязательном порядке должны предусматривать пункты, дающие право администрации предприятия контролировать целевое использование сдаваемых площадей с возможностью расторжения договорных отношений при наличии достаточных оснований;

заблаговременно создать необходимые ресурсы для оперативного реагирования на разные варианты террористических действий.

Руководитель ОМПЛ несет личную ответственность за жизнь и здоровье персонала и посетителей ОМПЛ. Он обязан организовать обучение персонала действиям при угрозе и совершении террористического акта. Обучение осуществляется на занятиях в системе подготовки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и проводится руководящим составом, инженерно-техническими работниками, службой безопасности, другими наиболее подготовленными должностными лицами.

В целях принятия мер по обеспечению безопасности в период проведения мероприятий с массовым участием граждан, органам местного самоуправления, организаторам массовых мероприятий, во взаимодействии с правоохранительными органами целесообразно выполнение следующих мероприятий, обеспечивающих защиту и безопасность функционирования ОМПЛ:

согласование организатором массового мероприятия, его проведение с администрацией муниципального образования, на территории которого оно проводится, место, время и порядок его проведения;

наличие у администрации объекта полных данных о лицах, арендующих площади на территории объекта (паспортные данные, контактные телефоны, адреса фактического проживания – наличие необходимой разрешительной документации, в случаях, предусмотренных законом, наличие лицензии на определенный вид деятельности);

установка по периметру территории объекта ограждений (турникетов, оградительных лент), технических средств обнаружения запрещенных предметов, (металлодетекторов) для выявления у посетителей крупных металлических предметов, оружия и боеприпасов, систем противопожарной безопасности и средств пожаротушения;

наличие систем видеонаблюдения с постоянным контролем за обстановкой во внутренних помещениях и на прилегающей территории (автостоянки, служебные подходы, проезжие части) и возможность записи видеоизображения на электронный носитель;

оборудование объектов:

сигнализацией или тревожной кнопкой вызова охраны и наряда полиции;

громкоговорящей связью, используемой для периодического оповещения персонала и посетителей о проявлении бдительности по отношению к оставленным вещам, подозрительным гражданам и правильных действиях при необходимости проведения эвакуационных мероприятий;

наличие телефона у лиц физической охраны для экстренного вызова городских (районных) спецслужб;

наличие дублирующих систем оповещения персонала и посетителей об опасностях (ручной мегафон, металлические звонки, свистки и др.);

установка щитов с изображением схем входов и выходов, утвержденных схем эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций;

наличие информационных плакатов с адресами нахождения и телефонами дежурных служб УФСБ, ГУ МВД, ГУ МЧС России по Красноярскому краю, органов местного самоуправления по месту расположения объекта, с пропагандистскими материалами о повышении бдительности граждан в отношении террористических проявлений;

наличие резервных эвакуационных выходов из зданий и объектов проведения массовых мероприятий;

предназначение для дежурства необходимого количества пожарных расчетов, экипажей «службы спасения» и бригад «скорой помощи»;

обеспечение пропускного режима физической охраной (работниками ЧОП, дежурными лицами) с исключением несанкционированного доступа в места проведения мероприятий посторонних лиц;

обеспечение освещения объекта в темное время суток, особенно его затемненных мест. Наличие запасных источников освещения (фонарей), большой мощности;

администрация объекта и организатор мероприятия совместно с сотрудниками ГУ МВД и ГУ МЧС России по Красноярскому краю и представителями органов местного самоуправления проводит обследование объекта, с последующим определением его готовности к проведению массового мероприятия.

При возникновении на ОМПЛ возможной угрозы или совершении террористического акта необходимо:

установить достоверность полученной информации об угрозе совершения или совершении террористического акта, оценить реальность угрозы для персонала и объекта в целом;

обеспечить доведение информации об угрозе совершения или совершении террористического акта до соответствующих органов исполнительной власти Красноярского края и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти – УФСБ России по Красноярскому краю, ГУ МВД России по Красноярскому краю, ГУ МЧС России по Красноярскому краю и др. (согласно содержанию имеющихся на объекте паспортов безопасности, планов взаимодействия, схем оповещения, ведомственных инструкций и т.д.) с указанием вида опасности для людей и особенностей защиты;

организовать устойчивый канал связи для взаимообмена информацией об обстановке на объекте с органами исполнительной власти СК и структурными подразделениями УФСБ России по Красноярскому краю, ГУ МВД России по Красноярскому краю, ГУ МЧС России по Красноярскому краю и т.д.;

ограничить доступ посторонних лиц на территорию объекта (структурных подразделений, участков местности, цехов и т.д.);

осуществить немедленный вывод (эвакуацию) персонала и посетителей с угрожаемого объекта;

обеспечить пропуск прибываемых подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, сил и средств аварийно-спасательных служб муниципальных образований и др. на территорию объекта (участка), или непосредственно к административным границам территории предприятия;

создать условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или минимизации последствий террористического акта;

при необходимости осуществить вывоз материальных, культурных ценностей и секретных материалов, возможно находящихся на объекте;

обеспечить, при необходимости, прибытие в распоряжение правоохранительных органов соответствующих специалистов (консультантов) по объекту, в том числе по всем видам коммуникаций и производственных (технологических) процессов;

подготовить соответствующую документацию, необходимую для проведения контртеррористической операции (схемы объекта, коммуникаций, технологические и технические данные, паспорта безопасности и т.д.);

при необходимости организовать:

медицинскую помощь пострадавшим и доставку их в лечебные учреждения;

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

представить предложения по возможному использованию технических и финансовых средств предприятия для предотвращения, локализации и минимизации последствий террористического акта на объекте, исходя из вида его опасности для людей;

подготовить необходимые силы и средства объекта для возможного задействования в работе по минимизации и ликвидации последствий террористического акта с целью восстановления функционирования объекта;

иные действия по решению администрации объекта, выполнению ведомственных инструкций при незаконном вмешательстве в деятельность предприятия, предотвращению угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.

 

Глава 2. Рекомендации по действиям населения (посетителей ОМПЛ)

в условиях угрозы и совершения террористического акта[3]

 

2.1. Действия в случае угрозы совершения теракта

 

будьте предельно внимательны, доброжелательны к окружающим Вас людям;

ни при каких условиях не допускайте паники!

обезопасьте помещение:

уберите пожароопасные предметы - старые запасы красок, лаков, бензина и т.п.;

уберите с окон горшки с цветами (поставьте их на пол);

задерните шторы на окнах - это защитит вас от повреждения осколками стекла;

в помещении – опасайтесь падения штукатурки, арматуры, шкафов, полок. Держитесь в стороне от окон, зеркал, светильников. На улице – отбегите от зданий, сооружений, столбов и ЛЭП;

при заблаговременном оповещении об угрозе покиньте здание, отключив электричество и газ, взяв необходимое (вещи, документы, запас продуктов и медикаментов);

окажите помощь в эвакуации пожилым и тяжело больным людям;

возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных за эвакуацию лиц.

 

2.2. Действия населения (посетителей ОМПЛ) в случае обнаружения подозрительного предмета, который может оказаться самодельным взрывным устройством

 

а) опросите окружающих Вас людей для того, чтобы получить информацию о его хозяине. Если таковой не установлен, немедленно сообщите о находке администрации ОМПЛ или сотруднику полиции;

б) не подходите близко к нему, позовите находящихся поблизости людей и попросите немедленно сообщить о находке в полицию. Не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его;

в) зафиксируйте время его обнаружения;

г) обязательно дождитесь прибытия сотрудников правоохранительных органов не забывайте, что Вы являетесь основным очевидцем.

2.2.1. Признаки предмета, подозрительного на ВУ:

бесхозный характер предметов;

наличие в составе штатных боеприпасов или их элементов;

наличие элементов питания, радиосхем, часового механизма или звукового сигнала;

наличие элементов, не соответствующих предмету;

наличие связи с другими предметами обстановки (натянутая проволока или веревка и т.д.);

наличие несоответствия массы и объема предмета;

наличие на предмете надписей, содержащих угрозу взрыва;

При обнаружении предмета, подозрительного на ВУ запрещается:

прикасаться к предмету, подозрительному на ВУ и перемещать его;

заливать жидкостями, засыпать грунтом, накрывать какими-либо материалами и предметами;

пользоваться радиоаппаратурой, сотовыми телефонами и т.п.;

оказывать температурное, звуковое, механическое и световое воздействие на данный предмет.

 

Общие рекомендации по защите от воздействия взрывных устройств.

 

Тип ВУ

Минимальное безопасное расстояние (с учетом воздействия осколков ВУ и стекла), метры

Ручные осколочные гранаты типа Ф-1 и РГО

200 м

Ручные осколочные гранаты типа РГД-5 и РГН

35 м

Тротиловая шашка массой 200г ТП-200

45 м

Тротиловая шашка массой 400г ТП-400

55 м

Пивная банка 0,5л

60 м

Мина МОН-50/90

85 м

Чемодан–кейс

230 м

Дорожный чемодан

350 м

Малолитражный легковой автомобиль

457 м

Легковой автомобиль

575 м

1

2

Микроавтобус

912 м

Грузовой автомобиль (типа «Газель»)

1240 м

Большегрузный автомобиль

1785 м

 

2.3. Действия населения (посетителей ОМПЛ) при совершенном подрыве СВУ:

 

спокойно уточните обстановку;

в случае необходимой эвакуации возьмите документы и предметы первой необходимости;

продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции и оголившиеся провода;

в разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами, факелами и т.п.);

действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

Если завалило помещение:

отключите электричество, газ, воду;

убедитесь, что рядом нет пострадавших;

если есть раненые, окажите им посильную помощь;

сообщите о случившемся по телефонам экстренных служб или голосом, громким частым стуком;

если нет угрозы обрушения или пожара – устройтесь в относительно безопасном месте (дверном проеме в несущих стенах, ванной, рядом с массивной деревянной мебелью).

Если Вас завалило в помещении:

дышите глубоко и ровно;

осмотрите и осторожно ощупайте себя;

постарайтесь остановить кровотечение (платком, ремнем, поясом перетяните, но не очень сильно, артерию на руке/ноге выше раны; «жгут» можно оставить не более чем на час);

расчистите вокруг себя пространство. Отодвиньте твердые и острые предметы;

отползите в безопасное место;

придавило чем-то тяжелым руку/ногу – постарайтесь наложить «жгут» выше места сдавления;

если есть возможность пить – пейте любую жидкость и побольше, при сильной жажде положить в рот небольшой камешек или обрывок носового платка и сосать его, дыша носом;

если воздух откуда-то поступает в завал, надо сориентироваться по движению воздуха, продвигаться осторожно, стараясь не вызвать нового обвала с помощью подручных средств (доски, кирпичи) укрепить потолок от обрушения и дожидаться помощи. Всегда следует помнить, что спасатели принимают все меры по поиску пострадавших;

при наличии в зоне завала рядом с вами других лиц и возможности переговоров с ними, необходимо проинструктировать их по действиям в этих условиях, пресечь панику, выяснить установочные данные (фамилию, имя, отчество) и сообщить свои, периодически переговариваться, помня о том, что при разговоре увеличивается расход кислорода в закрытом пространстве;

находясь глубоко под обломками здания, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т.п.) для обнаружения вас эхопеленгатором.

Иногда можно самому выбраться из завала. Делать это надо очень осторожно, стараясь не вызвать нового обвала. Если выбраться удалось – обязательно найдите штаб спасательных работ и зарегистрируйтесь.

 

2.4. Действия населения (посетителей ОМПЛ) в районе перестрелки

 

2.4.1. Если стрельба застала Вас на улице:

сразу же примите горизонтальное положение (необходимо лечь на подстилающую поверхность) и осмотритесь, выберите ближайшее укрытие и проберитесь к нему, не поднимаясь в полный рост. Укрытием могут служить выступы зданий, памятники, бетонные столбы, бордюры, канавы и т.д. При первой возможности спрячьтесь в подъезде жилого дома, в подземном переходе и дождитесь окончания перестрелки;

примите меры для спасения детей, при необходимости прикройте их своим телом;

по возможности сообщите о происшедшем сотрудникам полиции.

2.4.2.Если стрельба застала Вас в здании, укройтесь в изолированной комнате и лягте на пол, т.к. находиться в не изолированной комнате опасно из-за возможного рикошета.

 

2.5. Действия населения (посетителей ОМПЛ) при захвате в заложники

 

не привлекайте к себе внимание бандитов, не смотрите им в глаза, снимите ювелирные украшения. Женщинам в мини-юбках желательно прикрыть ноги;

терпеливо переносите лишения, оскорбления и унижения, не ведите себя вызывающе, а покладисто, спокойно и, по возможности, миролюбиво. Будьте морально готовыми к тяжелым условиям содержания, применению преступниками повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок;

по возможности выполняйте требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречьте бандитам, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной;

не передвигайтесь по помещению и не открывайте сумки без разрешения бандитов, прежде чем что-либо сделать (сесть, встать, попить, сходить в туалет и т.д.), спросите разрешения у преступников;

внимательно следите за поведением бандитов и их намерениями. Запомните приметы преступников (лица, одежду, оружие – все, что может помочь спецслужбам);

если вы ранены, постарайтесь не двигаться. Этим Вы предотвратите дополнительную потерю крови;

осмотрите помещение, отметьте места возможного укрытия в случае стрельбы;

делайте доступные в данных условиях физические упражнения, как минимум, напрягать и расслаблять поочередно все мышцы тела, если нельзя выполнять обычный гимнастический комплекс (подобные упражнения желательно повторять не менее трех раз в день);

не давайте ослабнуть своему сознанию. Разработайте программу возможных упражнений (как умственных, так и физических). Постоянно тренируйте память: вспоминайте исторические даты, фамилии знакомых людей, номера телефонов и т.п. Насколько позволяют силы и пространство помещения занимайтесь физическими упражнениями. Очень полезно во всех отношениях практиковать аутотренинг и медитацию, что помогает держать свою психику под контролем;

вспоминайте про себя прочитанные книги, последовательно обдумывать различные отвлеченные процессы (решать математические задачи, вспоминать иностранные слова и т.д.); в общем, ваш мозг должен работать;

если есть возможность, читайте все, что окажется под рукой, даже если этот текст совершенно вам не интересен; если разрешат, можно также писать, несмотря на то, что написанное наверняка будет отбираться - важен сам процесс, помогающий сохранить рассудок;

следите за временем, тем более что бандиты обычно отбирают часы, отказываются говорить, какой сейчас день и час, изолируют заложников от внешнего мира; отмечать смену дня и ночи (по активности преступников, по звукам, режиму питания, использовать подручные инструменты отсчета времени и т.д.);

по возможности относитесь к происходящему с вами как бы со стороны, не принимая случившееся близко к сердцу, до конца надеяться на благополучный исход. Страх, депрессия и апатия – три ваших главных врага;

не выбрасывайте вещи, которые могут позже пригодиться (лекарства, очки, письменные принадлежности и т.д.), старайтесь создать хотя бы минимальный запас питьевой воды и продовольствия на тот случай, если вас перестанут кормить;

при наличии проблем со здоровьем, убедитесь, что вы взяли с собой необходимые лекарства, сообщите охранникам о своих проблемах, при необходимости просите об оказании медицинской помощи или предоставлении лекарств;

если вам дали возможность поговорить с родственниками по телефону, держите себя в руках - не плачьте, не кричите, говорите коротко и по существу;

не допускайте истерических действий со стороны заложников, понуждайте их к спокойствию;

будьте внимательным, сосредоточьте Ваше внимание на звуках, движениях и т.п., запоминайте все, что может оказаться полезным для правоохранительных органов при вашем освобождении.

 

2.6. Действия при проведении спецслужбами операции по освобождению заложников.

 

лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

держитесь по возможности подальше от проемов дверей, окон;

ни в коем случае не бегите навстречу работникам спецслужб или от них, так как Вас могут принять за преступника;

во время освобождения выберите место за укрытием, не высовывайтесь до окончания стрельбы, выполняйте требования работников спецслужб.

Никогда не теряйте надежду на благополучный исход. Помните, чем больше времени пройдет, тем больше у Вас шансов на спасение.

Помните, что моменты захвата и освобождения заложников являются наиболее опасными. Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, старайтесь не оказаться на линии огня, не проявляйте поспешности и любопытства, чтобы вас не приняли за противника.

При взрыве или начале стрельбы немедленно ложитесь на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками, подручными предметами для защиты. Подчиняйтесь всем требованиям сотрудников правоохранительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении необходимо отметить, что основные усилия Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба в настоящее время сосредоточены на реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности противодействия террористическим вызовам и угрозам, том числе:

по профилактике террористических угроз и дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;

по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ как основных средств совершения диверсионно-террористических актов и мерах по совершенствованию системы контроля за их хранением, транспортировкой и расходованием на предприятиях и в организациях;

по выявлению, предупреждению и пресечению угроз терроризма в непосредственных местах функционирования специальных объектов (пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации) и их окружении;

по пресечению международного наркотрафика как источника финансирования терроризма.

Кроме того, планируется осуществить разработку эффективного механизма сбора и обработки информации, а также системы реагирования на возможные угрозы совершения террористических актов в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, Универсиады в 2019 году.

В преддверии этих событий 30 ноября 2016 года оперативным штабом в Красноярском крае в районе Большого концертного зала на территории микрорайона Стрелка проведено КШУ «Дипломат-2016» по теме: «Организация и проведение мероприятий по пресечению террористического акта в местах массового пребывания людей».

 

 

По легенде учения в правоохранительные органы поступает звонок от неустановленного лица о том, что на площади Мира перед Большим концертным залом захвачены заложники. Согласно действующему российскому законодательству был введён в действие план проведения первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта на территории г. Красноярска. Одновременно приступил к работе оперативный штаб в Красноярском крае под руководством начальника УФСБ России по Красноярскому краю генерал-лейтенанта Трушева В.В.

В состав штаба вошли сотрудники территориальных органов ФСБ, МВД, МЧС, ФСИН, СК, Росгвардии, администрации Красноярского края. Оперативным штабом было принято решения о штурме с целью ликвидации преступников. В ходе спецоперации все террористы были нейтрализованы, заложники освобождены.

Состоявшееся учение проводилось с последовательной отработкой вводных задач в режиме реального времени, которые включали в себя вопросы планирования, организации и проведения контртеррористической операции с учетом общедоступности объектов массового пребывания людей.

Действия антитеррористических сил на условно захваченном объекте были сведены к минимуму, что позволило не нарушать повседневную деятельность учреждений, расположенных на указанной территории, но при этом проверить готовность силовых структур и органов власти к действиям в условиях пресечения террористических актов и иных чрезвычайных ситуаций.

Подобные учения являются неотъемлемой частью организации общей системы противодействия терроризму на территории Российской Федерации.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что в Российской Федерации проводится большая работа по совершенствованию правового регулирования в области противодействия терроризму. По общему мнению, экспертов, важнейшее место в данной работе занимает НАК как координатор деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также вновь созданных координирующих органов: оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.        Федеральный закон РФ от 06.03.06 № 35 «О противодействии терроризму».

2.        Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

3.        Концепция противодействия терроризму в РФ от 5.10.09 г. Утверждена Президентом РФ.

4.        Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года     № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

5.        Указ Президента РФ от 14. 07. 2012 № 851«О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

6.        Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 № 272                                   «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

7.        Краткая энциклопедия по действиям населения в ЧС. 2000 г.                                 г. Калуга. Воробьев Ю. Л. МЧС РФ.

8.        Предупреждение и ликвидация ЧС, обусловленных террористическими акциями, взрывами, пожарами. (Метод. рекомендации 2001 г. Москва. Институт риска и безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗЕЦ

 

Приложение № А

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель предприятия (организации)

___________________________________

 

«____»_______________ 20__ г.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

 

по действиям руководителя и персонала (наименование объекта) при угрозе совершения или совершении террористического акта

 

 

1.            При угрозе совершения террористического акта.

1.1. При получении сообщения об угрозе совершения террористического акта из официальных источников (органы государственной власти региона, УФСБ, ГУ МВД, ГУ МЧС России по Красноярскому краю и др.):

1.1.1. Руководитель ОМПЛ обязан:

обратной связью проверить достоверность полученного сообщения, выполнить требуемые и рекомендуемые мероприятия в исчерпывающем объеме, обеспечить последующий доклад об их исполнении инициатору и постоянный контроль развития обстановки;

дать указания службе безопасности (уполномоченному должностному лицу) на усиление охраны объекта и пропускного режима, осмотр территории и транспортных средств, приведение в готовность аварийно-спасательных формирований, проведение иных мероприятий по минимизации возникающих рисков, уточнить сложившуюся на момент получения сообщения обстановку, выяснить данные о возможном наличии на объекте (в непосредственном окружении) подозрительных лиц и предметов, принять меры к сохранению обнаруженных вещественных следов подготовки (совершения) преступления;

отдать распоряжения на уточнение численности, идентификацию и немедленную эвакуацию посторонних лиц, излишнего персонала с территории предприятия. Организованный вывод граждан по возможности осуществлять на заранее подобранные территории и объекты, где в дальнейшем возможно проведение опросов, следственных действий, фильтрационных мероприятий;

подготовить имеющиеся схемы и планы предприятия (включая подвод коммуникаций и электроэнергии), оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сотрудников правоохранительных органов;

отдать распоряжение службе безопасности на пропуск прибывающих подразделений УФСБ, ГУ МВД, ГУ МЧС России по Красноярскому краю, оказание им необходимого содействия и сопровождение по территории объекта;

с прибытием уполномоченного должностного лица оперативного штаба в Красноярском крае доложить обстановку, передать ему управление проводимыми мероприятиями и далее действовать согласно поступающим указаниям, принимая все меры по обеспечению деятельности правоохранительных органов, сохранению жизни и здоровья задействованного персонала, сохранности материальных ценностей.

 

1.1.2. Сотрудники службы безопасности обязаны (при поступлении распоряжения руководителя ОМПЛ или самостоятельно):

 

обеспечить усиление охраны объекта и пропускного режима, осмотр территории и транспортных средств, уточнить сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и контролировать ее развитие;

обеспечить выявление на объекте (в непосредственном окружении) подозрительных лиц и предметов, по возможности воспрепятствовать реализации преступных замыслов, принять меры к сохранению обнаруженных вещественных следов подготовки (совершения) преступления;

при обнаружении посторонних предметов с признаками взрывных устройств принимать меры по оцеплению места их нахождения на безопасном расстоянии, предотвращению доступа посторонних лиц, минимизации последствий возможного взрыва (остановить производственное использование легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, остановить подачу газа и электроэнергии). Не предпринимать самостоятельных действий, способных спровоцировать взрыв обнаруженного устройства.

обеспечить уточнение численности, идентификацию и организовать немедленную эвакуацию посторонних лиц и персонала с территории предприятия в заранее определенные места для последующего опроса эвакуированных и проведения фильтрационных мероприятий;

о принимаемых мерах и выявленных угрозах безопасности незамедлительно докладывать в дежурные службы УФСБ и ГУ МВД, ГУ МЧС по Красноярскому краю, руководству предприятия;

по прибытию уполномоченных лиц Оперативного штаба в Красноярском крае или УФСБ, ГУ МВД, ГУ МЧС России по Красноярскому краю незамедлительно сдать имеющееся вооружение (независимо от типа) и боеприпасы, исключить их открытое ношение, беспрепятственно пропустить прибывающие группы на объект и сопровождать по территории, оказывать необходимое содействие, доложить о сложившейся обстановке;

проводить иные мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья персонала и сотрудников служб безопасности, обеспечение сохранности материальных ценностей и имущества предприятия (его работников).

 

1.1.3. Персонал ОМПЛ обязан:

тщательно осматривать свои рабочие места и транспортные средства на предмет возможного обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов, обращать внимание на подозрительных лиц;

при обнаружении на объекте посторонних предметов, не подходить к ним и не пытаться осмотреть их, а немедленно доложить сотрудникам службы безопасности или непосредственному начальнику;

при получении команды на эвакуацию, без паники покинуть помещение согласно плану эвакуации.

 

1.2. При получении сообщения об угрозе террористического акта из анонимных источников:

 

1.2.1. При получении сообщения об угрозе террористического акта в ходе личного общения с организаторами, исполнителями противоправных действий или их пособниками (иными лицами) работники предприятия всех категорий обязаны:

не вступая в пререкания максимально подробно запомнить и при возможности записать поступившее сообщение, выяснить кому оно предназначено, сроки передачи, возможность обратной связи, иные специфические требования;

для правильного понимания проговорить поступившее сообщение и инструкции вслух, четко подтвердить свою готовность в полной мере выполнить указания собеседника, не пытаться спорить с ним или оказать физическое воздействие;

процесс общения максимально полно использовать для запоминания антропометрических, психофизиологических и иных сопутствующих характеристик собеседника, особенностей его поведения (внешность, речь, манера поведения, одежда, ярко выраженный запах, национальная принадлежность, наличие носимых предметов, оружия, модель транспортного средства, мелодия сотового телефона и т.п.);

при получении письменного сообщения для дальнейшей передачи проявить максимальную осторожность при обращении с ним, сохранить документ, включая упаковку, вложения и т.д. в полном объеме (о возможности убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить его в отдельную жесткую папку, сейф, стол и т.д.);

немедленно сообщить о происшедшем в правоохранительные органы, руководству предприятия (службы безопасности);

не допускать распространения (разглашения) содержания полученного сообщения, информации о нем всем лицам за исключением руководства предприятия, дежурных служб либо прибывающих сил правоохранительных органов, передать последним все полученные материалы, оказывать содействие в дальнейшем;

на всех стадиях контакта принимать меры по обеспечению личной безопасности (по возможности держаться на необходимом удалении, исключающем возможность захвата в заложники и прямого физического воздействия, не предпринимать резких движений, сохранять спокойствие и выдержку, оставлять за собой возможные пути отступления, поддерживать зрительный контакт с инициатором сообщения, не поворачиваться к нему спиной, не пытаться открыто осуществить видео и фотосъемку, запись голоса и т.п.).

1.2.2. При получении анонимного сообщения об угрозе совершения (совершении) террористического акта по телефону работники ОМПЛ обязаны:

при наличии автоматического определителя номера (АОН) сразу записать определившийся номер телефона;

при наличии звукозаписывающей аппаратуры сохранить запись разговора на оригинальном устройстве;

при отсутствии АОН и звукозаписывающей аппаратуры:

а) дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;

б) по ходу разговора отметить пол звонившего и особенности его речи: голос (громкий, тихий, грубый, веселый, невнятный и т.д.); темп речи (быстрый, медленный); произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом); манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями); состояние (спокойное, возбужденное);

в) в ходе разговора обязательно отметить: звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, музыка, звук теле-радиоаппаратуры, голоса и др.); тип звонка (городской или междугородный); зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;

г) по возможности в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

куда, кому, и по какому телефону звонит этот человек?

какие требования он (она) выдвигает?

выступает ли в роли посредника или представляет группу лиц?

на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного? как и когда с ним (ней) можно связаться?

кому сообщить об этом звонке?

если возможно, ещё в процессе разговора сообщить о звонке в правоохранительные органы либо немедленно по его завершении;

проинформировать об опасности террористического акта руководство предприятия, службы безопасности, при необходимости руководителей соседних организаций;

не допускать распространения (разглашения) содержания полученного сообщения, информации о нем посторонним лицам;

в случае возобновления контакта, поступления дополнительных анонимных сообщений руководствоваться аналогичными требованиями, немедленно сообщать полученную информацию в правоохранительные органы;

до прибытия правоохранительных органов руководствоваться п.1.1. настоящей инструкции.

1.2.3. При получении анонимного сообщения об угрозе совершения (совершении) террористического акта в письменной форме:

Угрозы в письменной форме могут поступить как по почте, так и в результате различного рода анонимных сообщений (записок, надписей, информации на дисках, дискетах, в электронном виде и т.д.).

При поступлении письменного сообщения об угрозе совершения террористического акта необходимо:

сообщить о поступлении угрозы руководству предприятия, в УФСБ, ГУ МВД, ГУ МЧС России по Красноярскому краю;

проявить максимальную осторожность при обращении с поступившим документом;

сохранить документ, включая упаковку, вложения и т.д. в полном объеме, по возможности убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить его в отдельную жесткую папку, сейф, стол и т.д.;

не допускать распространения содержания, информации о самом документе за исключением руководства предприятия, дежурных служб и прибывающих сил правоохранительных органов;

до прибытия правоохранительных органов руководствоваться п.1.1. настоящей инструкции;

передать все анонимные материалы в правоохранительные органы, оказывать необходимое содействие в дальнейшем.

При совершении террористического акта на ОМПЛ персонал обязан:

При подрыве взрывного устройства на объекте:

любым доступным способом (по телефону, с посыльным) немедленно вызвать службы оказания экстренной помощи, правоохранительные органы;

по возможности обеспечить личную безопасность, покинуть опасную территорию, воспользоваться индивидуальными средствами защиты, постоянно учитывать, что на месте взрыва (в его окружении) могут находиться неразорвавшиеся предметы;

принять меры по предотвращению дальнейших разрушительных последствий взрыва и минимизации ущерба (тушение очагов возгораний, отключение электроэнергии, подачи газа, прекращение утечки/разлива легковоспламеняющихся, взрывоопасных и ядовитых веществ, прекращение прохода на опасную территорию посторонних лиц и въезда транспортных средств);

вывести пострадавших с опасной территории, из транспортного средства и оказать им неотложную помощь доступными средствами, содействовать скорейшей отправке в лечебные учреждения;

до прибытия служб экстренного вызова по возможности уточнить количество пострадавших и их возможное местонахождение;

по возможности сохранить вещественные следы преступления;

доступными средствами осуществлять жизнеобеспечение пострадавших, находящихся под завалами, в изолированных помещениях, транспортных средствах и т.п.;

до прибытия правоохранительных органов руководствоваться п.1.1. настоящей инструкции;

после прибытия служб экстренного вызова оказывать им необходимое содействие, сообщить имеющуюся информацию об обстоятельствах происшествия.

При захвате заложников:

любым доступным способом (по телефону, с посыльным) немедленно вызвать службы оказания экстренной помощи, правоохранительные органы;

покинуть зону возможного поражения, вывести в безопасное место, исключающее возможность захвата в заложники, иных граждан в окружении места происшествия;

оказать неотложную помощь пострадавшим;

принять меры по недопущению прохода на опасную территорию посторонних лиц и въезда транспортных средств;

до прибытия служб экстренного вызова по возможности уточнить количество заложников, их установочные данные, точное местонахождение;

по возможности сохранить вещественные следы преступления;

до прибытия правоохранительных органов руководствоваться п.1.1. настоящей инструкции;

после прибытия служб экстренного вызова оказывать им необходимое содействие, сообщить имеющуюся информацию об обстоятельствах происшествия.

 

Телефоны дежурных служб экстренного вызова:

 

УФСБ России по Красноярскому краю

(Телефон дежурного по УФСБ:

8 (3912) 30-95-20

Телефон доверия:

8 (3912) 30-96-20

ГУ МВД России по Красноярскому краю

+7 (391) 245-90-19

+7 (391) 245-96-26

+7 (391) 245-96-28

+7 (391) 245-97-77

+7 (391) 245-90-04

Служба – 102 (для звонков с сотовых телефонов)

ГУ МЧС России по Красноярскому краю

+7 (391) 275-16-19

Центр управления в кризисных ситуациях

+7 (391) 211-44-16

Служба – 101,112 (для звонков с сотовых телефонов)

Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:

+7 (495) 224-22-22

+7 (800) 224-22-22

 

(должность, фамилия, инициалы разработчика инструкции) ________________________________________ «____» ____________ 20__ г.

* Необходимо помнить, что любой террористический акт является заранее спланированным и подготовленным. Как следствие, не исключается участие в нем работников предприятия любого уровня.

По поступлении дополнительных рекомендаций в инструкцию могут вноситься необходимые изменения. Данные об ознакомлении с инструкцией и результаты проверки ее знания целесообразно отражать в отдельных ведомостях (журналах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Аннотация.

2

Введение.

2

Глава 1. Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации.

2

1.1 Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации. Классификация пунктов управления гражданской обороной и РСЧС.

5

1.2 Основные способы подготовки и совершения террористических актов и преступлений террористической направленности в местах массового пребывания людей

9

1.3 Рекомендации по разработке инструкции по предупреждению террористических актов и действиям руководителя, должностных лиц и персонала ОМПЛ при его угрозе и совершении

15

Глава 2 Рекомендации по действиям населения (посетителей ОМПЛ) в условиях угрозы и совершения террористического акта

19

2.1. Действия в случае угрозы совершения теракта

19

2.2. Действия населения (посетителей ОМПЛ) в случае обнаружения подозрительного предмета, который может оказаться самодельным взрывным устройством

20

2.2.1. Признаки предмета, подозрительного на ВУ

21

2.2.2. При обнаружении предмета, подозрительного на ВУ запрещается.

21

2.2.3. Общие рекомендации по защите от воздействия взрывных устройств.

21

2.3. Действия населения (посетителей ОМПЛ) при совершенном подрыве СВУ

22

2.4. Действия населения (посетителей ОМПЛ) в районе

перестрелки

23

2.5. Действия населения (посетителей ОМПЛ) при захвате в заложники

24

2.6. Действия при проведении спецслужбами операции по освобождению заложников

25

Заключение

27

Литература

28

Приложение А

30

Содержание

39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

lider  

«Мы приняли на себя ответственность за обеспечение безопасности людей, попавших в экстремальные условия, и, видит Бог, мы сделаем для этого все возможное…»

С.К. Шойгу

Как нас найти:

Схема_фмнал

 

Наш адрес: 660100, г. Красноярск, ул. Пролетарская,155

Остановка транспорта: ул. Луначарского

Автобусы:№ 46, 36, 83, 2, 91, 89, 80, 12, троллейбус №5

 

Как с нами связаться:

т.ф (391) 243-85-29, 2-908-421

т.ф. (391) 243-85-38

web:    http://[email protected]

e-mail: [email protected], [email protected], 2438489@mail.ru

Портал СДО: http://moodle.umc24.ru

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Красноярское государственное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности»

Красноярское государственное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности»

Аннотация Рекомендовано к изданию редакционной комиссией

Аннотация Рекомендовано к изданию редакционной комиссией

Красный террор, Белый Террор ,

Красный террор, Белый Террор ,

В Российской Федерации терроризм стал также инструментом негативного воздействия на основы конституционного строя страны и нарушения ее территориальной целостности

В Российской Федерации терроризм стал также инструментом негативного воздействия на основы конституционного строя страны и нарушения ее территориальной целостности

Глава 1 Общегосударственная система противодействия терроризму в

Глава 1 Общегосударственная система противодействия терроризму в

Указом положения: о Федеральном оперативном штабе; об оперативных штабах в субъектах

Указом положения: о Федеральном оперативном штабе; об оперативных штабах в субъектах

А нтитеррористическая комиссия в

А нтитеррористическая комиссия в

Красноярского края (по согласованию); начальник

Красноярского края (по согласованию); начальник

Президентом Российской Федерации утверждена

Президентом Российской Федерации утверждена

В настоящее время нормотворческая работа направлена главным образом на совершенствование и детализацию отдельных правовых институтов и осуществляется по следующим основным направлениям: выработка предложений и участие…

В настоящее время нормотворческая работа направлена главным образом на совершенствование и детализацию отдельных правовых институтов и осуществляется по следующим основным направлениям: выработка предложений и участие…

Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов

Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов

В ред. Постановления Правительства

В ред. Постановления Правительства

В качестве временных ОМПЛ могут использоваться различные здания и сооружения (в том числе подпадающие под категорию стационарных объектов), а также площади, улицы, скверы, парки и…

В качестве временных ОМПЛ могут использоваться различные здания и сооружения (в том числе подпадающие под категорию стационарных объектов), а также площади, улицы, скверы, парки и…

Владикавказа смертник на автомобиле «Волга» привел в действие бомбу мощностью 30-40 килограммов тротила

Владикавказа смертник на автомобиле «Волга» привел в действие бомбу мощностью 30-40 килограммов тротила

Взрывное устройство, начиненное поражающими элементами, привела в действие уроженка

Взрывное устройство, начиненное поражающими элементами, привела в действие уроженка

СВУ и (или) организации обстрелов оперативно-следственных групп и ремонтных бригад, прибывающих к месту происшествия

СВУ и (или) организации обстрелов оперативно-следственных групп и ремонтных бригад, прибывающих к месту происшествия

Руководитель ОМПЛ несет личную ответственность за жизнь и здоровье персонала и посетителей

Руководитель ОМПЛ несет личную ответственность за жизнь и здоровье персонала и посетителей

УФСБ, ГУ МВД, ГУ МЧС России по

УФСБ, ГУ МВД, ГУ МЧС России по

СК и структурными подразделениями

СК и структурными подразделениями

Вас людям; ни при каких условиях не допускайте паники! обезопасьте помещение: уберите пожароопасные предметы - старые запасы красок, лаков, бензина и т

Вас людям; ни при каких условиях не допускайте паники! обезопасьте помещение: уберите пожароопасные предметы - старые запасы красок, лаков, бензина и т

ВУ и перемещать его; заливать жидкостями, засыпать грунтом, накрывать какими-либо материалами и предметами; пользоваться радиоаппаратурой, сотовыми телефонами и т

ВУ и перемещать его; заливать жидкостями, засыпать грунтом, накрывать какими-либо материалами и предметами; пользоваться радиоаппаратурой, сотовыми телефонами и т

Если Вас завалило в помещении: дышите глубоко и ровно; осмотрите и осторожно ощупайте себя; постарайтесь остановить кровотечение (платком, ремнем, поясом перетяните, но не очень сильно,…

Если Вас завалило в помещении: дышите глубоко и ровно; осмотрите и осторожно ощупайте себя; постарайтесь остановить кровотечение (платком, ремнем, поясом перетяните, но не очень сильно,…

Если стрельба застала Вас в здании, укройтесь в изолированной комнате и лягте на пол, т

Если стрельба застала Вас в здании, укройтесь в изолированной комнате и лягте на пол, т

Страх, депрессия и апатия – три ваших главных врага; не выбрасывайте вещи, которые могут позже пригодиться (лекарства, очки, письменные принадлежности и т

Страх, депрессия и апатия – три ваших главных врага; не выбрасывайте вещи, которые могут позже пригодиться (лекарства, очки, письменные принадлежности и т

При взрыве или начале стрельбы немедленно ложитесь на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т

При взрыве или начале стрельбы немедленно ложитесь на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т

По легенде учения в правоохранительные органы поступает звонок от неустановленного лица о том, что на площади

По легенде учения в правоохранительные органы поступает звонок от неустановленного лица о том, что на площади

Российской Федерации.

Российской Федерации.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

П Р И Л О Ж Е Н И Е

ОБРАЗЕЦ Приложение № А УТВЕРЖДАЮ

ОБРАЗЕЦ Приложение № А УТВЕРЖДАЮ

Организованный вывод граждан по возможности осуществлять на заранее подобранные территории и объекты, где в дальнейшем возможно проведение опросов, следственных действий, фильтрационных мероприятий; подготовить имеющиеся схемы…

Организованный вывод граждан по возможности осуществлять на заранее подобранные территории и объекты, где в дальнейшем возможно проведение опросов, следственных действий, фильтрационных мероприятий; подготовить имеющиеся схемы…

УФСБ и ГУ МВД, ГУ МЧС по Красноярскому краю, руководству предприятия; по прибытию уполномоченных лиц

УФСБ и ГУ МВД, ГУ МЧС по Красноярскому краю, руководству предприятия; по прибытию уполномоченных лиц

При получении анонимного сообщения об угрозе совершения (совершении) террористического акта по телефону работники

При получении анонимного сообщения об угрозе совершения (совершении) террористического акта по телефону работники

При получении анонимного сообщения об угрозе совершения (совершении) террористического акта в письменной форме:

При получении анонимного сообщения об угрозе совершения (совершении) террористического акта в письменной форме:

При захвате заложников: любым доступным способом (по телефону, с посыльным) немедленно вызвать службы оказания экстренной помощи, правоохранительные органы; покинуть зону возможного поражения, вывести в безопасное…

При захвате заложников: любым доступным способом (по телефону, с посыльным) немедленно вызвать службы оказания экстренной помощи, правоохранительные органы; покинуть зону возможного поражения, вывести в безопасное…

УФСБ России по Красноярскому краю (

УФСБ России по Красноярскому краю (

Содержание Аннотация

Содержание Аннотация

Действия населения (посетителей

Действия населения (посетителей

Мы приняли на себя ответственность за обеспечение безопасности людей, попавших в экстремальные условия, и, видит

Мы приняли на себя ответственность за обеспечение безопасности людей, попавших в экстремальные условия, и, видит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2020