Алгоритм действия администрации образовательной организации

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Алгоритм деятельности администрации образовательной организации .docx

Алгоритм деятельности администрации образовательной организации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Для обеспечения реализации прав ребенка с ограниченными возможностями
здоровья на получение образования в общеобразовательной организации
необходимо определить проблемные вопросы, объем и характер (доработка,
разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее
информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал
образовательной организации.
2. Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется
порядками приема граждан на обучение по образовательной программе
дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8
апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по
образовательным программам дошкольного образования», и программе общего
образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. №
32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования», и осуществляется на основании личного заявления родителя
(законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
3.Прием ребенка с ОВЗ на обучение по тому или иному варианту ФГОС для
обучающихся с ОВЗ осуществляется образовательной организацией
при наличии
у нее соответствующих материально-технических, информационных и
кадровых ресурсов
, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ
№ 273-ФЗ ст. 44 ч.3 п.1). Решение комиссии является основанием для организации
органами образования определенных условий обучения.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа
реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных
представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять
эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем
представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР
является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере
образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими
управление в сфере образования, образовательными организациями, иными
органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения
и воспитания детей.
4. Образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья
осуществляют учителя и специалисты (учителя-предметники, учитель-логопед,
учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и др.).
В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант
АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники,
имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой
занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или)
профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей
здоровья обучающихся, в том числе учитель начальных классов, учитель музыки,
учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка,
воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог
дополнительного образования, учитель-логопед, дефектолог (тифлопедагог,
сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации
АООП НОО ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе
рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента
(помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
Педагоги образовательной организации, в том числе реализующие программу
коррекционной работы АООП НОО и ОВЗ, АООП О у/о, должны иметь высшее
профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога,
сурдопедагога, логопеда;
б) по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика»,
«Сурдопедагогика», «Логопедия»;
в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое
образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным
прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование».
Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному
из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Специальная психология»;

б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки
бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования
лиц с ОВЗ;
в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области
психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое
образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным
прохождением профессиональной переподготовки в области специальной
психологии.
Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному
из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Логопедия»;
б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области
логопедии;
в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое
образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным
прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.
Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование
по педагогическим специальностям с обязательным прохождением
профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области
специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной
удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной
переподготовке.
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы; либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
При получении образования обучающимся с ОВЗ, в том числе с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), совместно с другими
обучающимися (инклюзивное образование) требования к кадровому составу,
реализующему адаптированную образовательную программу соответствуют выше
обозначенным, с учётом психофизических особенностей конкретного
обучающегося.
Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или
курсы повышения квалификации
(в объеме от 72-х часов) по особенностям
организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения
ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями
, подтвержденные дипломом о
профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации
установленного образца. Кроме того, подготовка каждого члена педагогического

коллектива к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
должна осуществляться образовательной организацией (семинары, круглые столы и
др.).
Руководящие работники (административный персонал), наряду со средним или
высшим профессиональным педагогическим образованием, должны иметь
удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по
особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или
введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о.
При необходимости образовательная организация может использовать сетевые
формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь
специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для
удовлетворения их особых образовательных потребностей.
5. Основным документом образовательной организации является Устав. В Уставе
образовательной организации
должно быть закреплено право на ведение
педагогической деятельности по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и описаны формы организации данной работы.
6. При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной организации должны
быть разработаны локальные акты. При разработке перечня локальных актов
образовательной организации должны быть учтены соответствующие статьи ФЗ №
273, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация
принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных
отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством
Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов
могут быть документы, регламентирующие: правила приема обучающихся с ОВЗ,
режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания
перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления
возникновения, приостановления и прекращения отношений между
образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными
представителями).
Кроме того, целесообразно иметь локальные акты:
- Положение об адаптированной образовательной программе для обучающихся с
ОВЗ;
- Положение о рабочей программе учителя;
- Положение об инклюзивном или специальном (коррекционном) классе;
- Положение о ПМПконсилиуме ОО и др.;
7. Для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не способного
освоить в полном объёме образовательный стандарт, образовательной организацией
разрабатывается адаптированная образовательная программа.
Примерные адаптированные образовательные программы для категорий
обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на
электронном ресурсе:
http://fgosreestr.ru.
Варианты освоения обучающимися программ представлены в таблице

8. Перевод обучающегося с ОВЗ на иную форму обучения и (или) программу
осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПК с момента предоставления
его родителем (законным представителем), и подачи заявления на имя
руководителя ОО.
9. В образовательной организации необходимо проводить информирование
родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся с ОВЗ.
10. Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи
документов об обучении.
Ч. 13 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-
ФЗ говорит о том, что «лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу
и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых образовательных
потребностей двух групп обучающихся. Соответственно образовательная
организация может реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе
специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
АООП варианта 1 ориентирована на обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и предполагает получение умственно
отсталыми обучающимися образования, не соотносимого по итоговым достижениям
к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Обучение детей с умеренной, выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и
множественными нарушениями в развитии по варианту 2 ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не
предполагает использования оценочной системы, что закрепляется локальным актом
образовательной организации.
При отчислении ребенка из образовательной организации в связи с ее окончанием
учащемуся выдается свидетельство об обучении с перечнем учебных предметов, но
без оценок.

Таким образом, обучение по АООП лицами с умственной отсталостью не
предполагает получения ими начального, основного общего и среднего общего
образования
. Они не проходят государственной итоговой аттестации, поэтому
выдаваемые им по окончании обучения документы являются документами об
обучении (ФЗ №273-ФЗ, ст. 60 ч. 1). Образец и порядок их выдачи
регламентированы Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об
обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам».
В отношении школьников с ОВЗ обучающихся по вариантам 2 АООП для
глухих обучающихся, слабослышащих и позднооглохших, слепых обучающихся и
слабовидящих, детей с нарушениями ОПА, школьников с ТНР, учащихся с ЗПР, а
также школьников с нарушениями аутистического спектра особое значение
приобретает проблема аттестации за период обучения на уровне начального общего
образования, поскольку на этом уровне образования школьники обучаются по
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, а на следующих уровнях образования
предполагается их обучение в ФГОС ООО и СОО, разработанных для всех
обучающихся, возможно, с учетом специальных требований, которые будут
разработаны для этих уровней образования школьников с ОВЗ.
11.При предоставлении родителями (законными представителями) детей, которые
по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию,
справки о необходимости организации обучения на дому, для обучающегося
должно быть организовано индивидуальное обучение на дому.
Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями
здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения
преподавателями общеобразовательного учреждения занятий на дому
(обеспечивают рабочим местом преподавателя и ребенка, а также предоставляют
ребенку тетради, письменные принадлежности).
Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому
производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических
возможностей, а также пожеланий родителей (законных представителей).
Обращаем внимание, на приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. №
1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма
Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении
организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим
силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. №
17-253-
6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (совместно с письмом
Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об
индивидуальном обучении больных детей на дому). Согласно данному приказу,
отменяется 8 часовой учебный план, отводимый на индивидуальное обучение. В
настоящее время на индивидуальное обучение отводится то количество часов,

которое предусмотрено АООП, но в зависимости от образовательных потребностей
ребенка с ОВЗ.