Алгоритм деятельности администрации образовательной организации по
организации обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Для
обеспечения реализации прав ребенка с ограниченными возможностями
здоровья на получение
образования в общеобразовательной организации
необходимо определить
проблемные вопросы, объем и характер (доработка,
разработка заново,
корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее
информационно-методическое
оснащение, систему работы и потенциал
образовательной организации.
2. Зачисление в
образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется
порядками приема граждан на
обучение по образовательной программе
дошкольного образования,
утвержденной приказом Минобрнауки России от 8
апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении
Порядка приема граждан на обучение по
образовательным программам
дошкольного образования», и программе общего
образования, утвержденной
приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. №
32 «Об утверждении Порядка
приема граждан на обучение по образовательным
программам начального общего,
основного общего и среднего общего
образования», и
осуществляется на основании личного заявления родителя
(законного представителя)
ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
3.Прием ребенка с ОВЗ на
обучение по тому или иному варианту ФГОС для
обучающихся с ОВЗ
осуществляется образовательной организацией при наличии
у
нее соответствующих материально-технических, информационных и
кадровых ресурсов, с согласия
родителей (законных представителей) ребенка с
ОВЗ и по рекомендации
психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ
№ 273-ФЗ ст. 44 ч.3 п.1).
Решение комиссии является основанием для организации
органами образования
определенных условий обучения.
Заключение
ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа
реабилитации ребенка с
инвалидностью, для родителей (законных
представителей) носит
заявительный характер (они имеют право не представлять
эти документы в
образовательные и иные организации). Вместе с тем
представленное в
образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР
является основанием для
создания органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации,
осуществляющими государственное управление в сфере
образования, и/или органами
местного самоуправления, осуществляющими
управление в сфере образования,
образовательными организациями, иными
органами и организациями в
соответствии с их компетенцией условий для обучения
и воспитания детей.
4. Образовательный процесс
детей с ограниченными возможностями здоровья
осуществляют учителя и
специалисты (учителя-предметники, учитель-логопед,
учитель-дефектолог,
педагог-психолог, социальный педагог и др.).
В штат специалистов
образовательной организации, реализующей любой вариант
АООП НОО ОВЗ, должны входить
руководящие, педагогические и иные работники,
имеющие необходимый уровень
образования и квалификации для каждой
занимаемой должности, который
должен соответствовать квалификационным
требованиям, указанным в
квалификационных справочниках и (или)
профессиональных стандартах с
учетом профиля ограниченных возможностей
здоровья обучающихся, в том
числе учитель начальных классов, учитель музыки,
учитель рисования, учитель
физической культуры, учитель иностранного языка,
воспитатель,
педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог
дополнительного образования,
учитель-логопед, дефектолог (тифлопедагог,
сурдопедагог,
олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации
АООП НОО ОВЗ возможно
временное или постоянное участие тьютора, в том числе
рекомендуемого ПМПК для
конкретного обучающегося, и (или) ассистента
(помощника), рекомендуемого
Бюро МСЭ для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного
аппарата.
Педагоги образовательной
организации, в том числе реализующие программу
коррекционной работы АООП НОО
и ОВЗ, АООП О у/о, должны иметь высшее
профессиональное образование
по одному из вариантов программ подготовки:
а) по направлению
«Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам
подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога,
сурдопедагога, логопеда;
б) по специальностям
«Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика»,
«Сурдопедагогика»,
«Логопедия»;
в) по педагогическим
специальностям или по направлениям («Педагогическое
образование»,
«Психолого-педагогическое образование») с обязательным
прохождением профессиональной
переподготовки по направлению «Специальное
(дефектологическое)
образование».
Педагог-психолог должен иметь
высшее профессиональное образование по одному
из вариантов программ
подготовки:
а) по специальности
«Специальная психология»;
б) по
направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки
бакалавра или магистра в
области психологического сопровождения образования
лиц с ОВЗ;
в) по направлению
«Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам
подготовки бакалавра или магистра в области
психологического
сопровождения образования лиц с ОВЗ;
г) по педагогическим
специальностям или по направлениям («Педагогическое
образование»,
«Психолого-педагогическое образование») с обязательным
прохождением профессиональной
переподготовки в области специальной
психологии.
Учитель-логопед должен иметь
высшее профессиональное образование по одному
из вариантов программ
подготовки:
а) по специальности
«Логопедия»;
б) по направлению
«Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам
подготовки бакалавра или магистра в области
логопедии;
в) по педагогическим
специальностям или по направлениям («Педагогическое
образование»,
«Психолого-педагогическое образование») с обязательным
прохождением профессиональной
переподготовки в области логопедии.
Воспитатели должны иметь
высшее или среднее профессиональное образование
по педагогическим
специальностям с обязательным прохождением
профессиональной
переподготовки или повышением квалификации в области
специальной педагогики или специальной
психологии, подтвержденной
удостоверением о повышении
квалификации или дипломом о профессиональной
переподготовке.
Педагог дополнительного
образования должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее
профессиональное образование в области,
соответствующей профилю
кружка, секции, студии, клубного и иного детского
объединения без предъявления
требований к стажу работы; либо высшее
профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и
дополнительное
профессиональное образование по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
При получении образования
обучающимся с ОВЗ, в том числе с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), совместно с другими
обучающимися (инклюзивное
образование) требования к кадровому составу,
реализующему адаптированную
образовательную программу соответствуют выше
обозначенным, с учётом
психофизических особенностей конкретного
обучающегося.
Все
специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или
курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х
часов) по особенностям
организации обучения и
воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения
ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС
образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, подтвержденные
дипломом о
профессиональной
переподготовке или удостоверением о повышении квалификации
установленного образца. Кроме
того, подготовка каждого члена педагогического
коллектива к
реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
должна осуществляться
образовательной организацией (семинары, круглые столы и
др.).
Руководящие работники
(административный персонал), наряду со средним или
высшим профессиональным
педагогическим образованием, должны иметь
удостоверение о повышении
квалификации (в объеме от 72-х часов) по
особенностям организации
обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или
введения ФГОС НОО ОВЗ и/или
ФГОС О у/о.
При необходимости
образовательная организация может использовать сетевые
формы реализации программы
коррекционной работы, которые позволят привлечь
специалистов других
организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для
удовлетворения их особых
образовательных потребностей.
5. Основным документом
образовательной организации является Устав. В Уставе
образовательной организации должно быть
закреплено право на ведение
педагогической деятельности
по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС
образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и описаны формы
организации данной работы.
6.
При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной организации должны
быть разработаны локальные
акты. При разработке перечня локальных актов
образовательной организации
должны быть учтены соответствующие статьи ФЗ №
273, прежде всего ст. 30, где
указывается, что образовательная организация
принимает локальные
нормативные акты, определяющие нормы образовательных
отношений, в пределах своей
компетенции в соответствии с законодательством
Российской Федерации в
порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов
могут быть документы,
регламентирующие: правила приема обучающихся с ОВЗ,
режим занятий обучающихся,
формы, периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, порядок и основания
перевода, отчисления и
восстановления обучающихся, порядок оформления
возникновения,
приостановления и прекращения отношений между
образовательной организацией
и обучающимися или их родителями (законными
представителями).
Кроме того, целесообразно
иметь локальные акты:
- Положение об адаптированной
образовательной программе для обучающихся с
ОВЗ;
- Положение о рабочей
программе учителя;
- Положение об инклюзивном
или специальном (коррекционном) классе;
- Положение о ПМПконсилиуме
ОО и др.;
7. Для каждого ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, не способного
освоить в полном объёме
образовательный стандарт, образовательной организацией
разрабатывается
адаптированная образовательная программа.
Примерные адаптированные
образовательные программы для категорий
обучающихся с ОВЗ в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на
электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru.
Варианты освоения
обучающимися программ представлены в таблице
8. Перевод
обучающегося с ОВЗ на иную форму обучения и (или) программу
осуществляется в соответствии
с рекомендациями ПМПК с момента предоставления
его родителем (законным
представителем), и подачи заявления на имя
руководителя ОО.
9. В образовательной
организации необходимо проводить информирование
родителей об особенностях и
перспективах обучения обучающихся с ОВЗ.
10. Для отдельных категорий
лиц, обучавшихся по адаптированным основным
общеобразовательным
программам, предусмотрен особый порядок выдачи
документов об обучении.
Ч. 13 ст. 60 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-
ФЗ говорит о том, что «лицам
с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам,
выдается свидетельство об обучении по образцу
и в порядке, которые
устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому
регулированию в сфере образования».
ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предполагает
создание условий с учетом особых образовательных
потребностей двух групп
обучающихся. Соответственно образовательная
организация может
реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе
специальную индивидуальную
программу развития (СИПР).
АООП варианта 1 ориентирована
на обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) и предполагает получение умственно
отсталыми обучающимися
образования, не соотносимого по итоговым достижениям
к моменту завершения
школьного обучения с образованием сверстников, не
имеющих ограничений по
возможностям здоровья.
Обучение детей с умеренной,
выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и
множественными нарушениями в
развитии по варианту 2 ФГОС образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не
предполагает использования
оценочной системы, что закрепляется локальным актом
образовательной организации.
При отчислении ребенка из
образовательной организации в связи с ее окончанием
учащемуся выдается
свидетельство об обучении с перечнем учебных предметов, но
без оценок.
Таким
образом, обучение по АООП лицами с умственной отсталостью не
предполагает получения ими
начального, основного общего и среднего общего
образования. Они не проходят
государственной итоговой аттестации, поэтому
выдаваемые им по окончании
обучения документы являются документами об
обучении (ФЗ №273-ФЗ, ст. 60
ч. 1). Образец и порядок их выдачи
регламентированы Приказом
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14 октября 2013
г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об
обучении и порядка его выдачи
лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего
образования и обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным
программам».
В отношении школьников с ОВЗ
обучающихся по вариантам 2 АООП для
глухих обучающихся,
слабослышащих и позднооглохших, слепых обучающихся и
слабовидящих, детей с
нарушениями ОПА, школьников с ТНР, учащихся с ЗПР, а
также школьников с
нарушениями аутистического спектра особое значение
приобретает проблема
аттестации за период обучения на уровне начального общего
образования, поскольку на
этом уровне образования школьники обучаются по
ФГОС НОО для обучающихся с
ОВЗ, а на следующих уровнях образования
предполагается их обучение в
ФГОС ООО и СОО, разработанных для всех
обучающихся, возможно, с
учетом специальных требований, которые будут
разработаны для этих уровней
образования школьников с ОВЗ.
11.При предоставлении
родителями (законными представителями) детей, которые
по состоянию здоровья не
могут посещать общеобразовательную организацию,
справки о необходимости организации
обучения на дому, для обучающегося
должно быть организовано
индивидуальное обучение на дому.
Родители (законные
представители) детей с ограниченными возможностями
здоровья, обучающихся на
дому, создают надлежащие условия для проведения
преподавателями
общеобразовательного учреждения занятий на дому
(обеспечивают рабочим местом
преподавателя и ребенка, а также предоставляют
ребенку тетради, письменные
принадлежности).
Распределение часов
индивидуального учебного плана обучающегося на дому
производится с учетом
индивидуальных особенностей, психофизических
возможностей, а также
пожеланий родителей (законных представителей).
Обращаем внимание, на приказ
Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. №
1035 «О признании не
действующим на территории Российской Федерации письма
Министерства просвещения СССР
от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении
организации индивидуального
обучения больных детей на дому» и утратившим
силу письма Министерства
народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. №
17-253-
6 «Об индивидуальном обучении
больных детей на дому» (совместно с письмом
Министерства образования и
науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об
индивидуальном обучении
больных детей на дому). Согласно данному приказу,
отменяется 8 часовой учебный
план, отводимый на индивидуальное обучение. В
настоящее время на
индивидуальное обучение отводится то количество часов,
которое
предусмотрено АООП, но в зависимости от образовательных потребностей
ребенка с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.