Алгоритм построения учебного занятия с точки зрения компетентностного подхода
Оценка 4.8

Алгоритм построения учебного занятия с точки зрения компетентностного подхода

Оценка 4.8
doc
16.05.2024
Алгоритм построения учебного занятия с точки зрения компетентностного подхода
Компетентностное занятие.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  УЧЕБА

 

«Алгоритм построения учебного занятия с точки зрения компетентностного подхода»

 

 

 

 

 

Подготовила: Чиркова Лариса Владимировна, методист

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие с точки зрения компетентностного подхода - форма организации обучения с целью развития и саморазвития у обучающихся основных компетенций.

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя  следующие этапы:

 

1) Целепологание, на данном этапе  определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

Цель современного занятия должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом занятия. Результатом занятия  является  не успеваемость,  не объём изученного материала, а приобретаемые УУД  обучающихся (такие как: способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на занятии  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Таким образом, педагог организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели обучающимися как собственной учебной задачи. Обучающийся сам ставит цель или участвует в постановке цели.

Обучающийся должен понимать, что все, что он сегодня делал на занятии можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.

В компетентностном занятии на этапе целеполагания возникает внутренняя мотивация обучающегося на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Цель должна быть: конкретная; измеримая; достижимая; реалистичная; определённая по времени.

 

2) Проектирование содержания и его компетентная интерпретация. На данном этапе происходит:

1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

- теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

- практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

- воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.

2. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенций, определение логики нового содержания образования).

3. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

 

3) Выбор формы организации образовательной деятельности.

Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому занятию, основная задача которого в отличие от традиционного занятия – организовать продуктивную деятельность.

 

Основные характеристики творческого занятия:

- Исследовательский метод и вид деятельности.

- Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре занятия.

- Многообразие подходов и точек зрения.

- Не внешний контроль, а самопрезентация и защита творческого продукта.

В компетентностном занятии самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Это работа, спланированная обучающимся для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается обучающимся.

 

4) Подбор методов и форм обучения

Современное занятие отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения:

При компетентностном подходе к занятию изменяются функции обучающегося и его статуса в учебном процессе. Обучающийся становится не только объектом, но и субъектом обучения. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
          Проблемные ситуации, игра, обучение через деятельность, групповая и парная формы работы, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать занятие  динамичным. Если обучающийся  ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть он сам  докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля.

Важное значение имеет прямое общение детей на занятии. Лишая обучающихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от педагога, не способными к высказыванию собственного мнения.

Необходимо дать возможность ребенку выбрать задание по силам и по собственному выбору. Уровень сложности он определяет сам, при этом развивая в себе навыки самоорганизации.

Итак,  на компетентностном занятии применяются методы обучения, которые способны:

-                    Расширять формы и методы самостоятельной работы на занятии;

-                    Стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие обучающихся в учении;

-                    Ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, рассматривать разные точки зрения;

-                    Развивать навыки самоорганизации и самооценки с помощью самостоятельного выбора заданий.

 

К ним относятся такие деятельностные методы и приёмы обучения как:

- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.);

- методы проблемного обучения - исследовательский метод, эвристический метод (частично-поисковый) и метод проблемного изложения (беседа, проблемная ситуация, проблемная лекция);

- методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм, эвристические беседы;

- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).

 

5) Заключительный этап

На нем педагог подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции. Он может быть в виде рефлексии.

1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства.

2. Соотнеси собственную цель занятия с полученным результатом, (проведи самоконтроль).

3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку)

Таким образом, у обучающихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: «Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось». Компетентностный подход раскрывает другое высказывание – древняя китайская мудрость: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

Итак, можно назвать следующие отличительные признаки современного занятия:

-                   Обучение через открытие.

-                   Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

-                   Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском истинной точки зрения.

-                   Развитие личности.

-                   Способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

-                   Демократичность, открытость.

-                   Осознание обучающимся деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  обучающийся при этом.

-                   Обучающийся испытывает радость от преодоленной трудности учения.

-                   Педагог ведет обучающегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно–поисковой или исследовательской деятельностью обучающегося.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Занятие с точки зрения компетентностного подхода - форма организации обучения с целью развития и саморазвития у обучающихся основных компетенций

Занятие с точки зрения компетентностного подхода - форма организации обучения с целью развития и саморазвития у обучающихся основных компетенций

Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенций, определение логики нового содержания образования)

Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенций, определение логики нового содержания образования)

Необходимо дать возможность ребенку выбрать задание по силам и по собственному выбору

Необходимо дать возможность ребенку выбрать задание по силам и по собственному выбору

Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: «Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось»

Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: «Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2024