Класс 10 А Дата 03.10.23г
Тема
урока: Алкены: гомологический ряд, общая формула, номенклатура, электронное
и пространственное строение молекул. Структурная и цис-транс-изомерия алкенов
Цели урока: Рассмотреть электронное и пространственное строение алкенов,
гомологический ряд алкенов, на примере этилена показать новый вид изомерии,
формировать навыки учащихся в составлении формул алкенов, умении называть
вещества, изучить области применения ацетилена.
Задачи урока:
Обучающие: изучить алкены как самостоятельный класс непредельных углеводородов, развивая знания о кратной двойной связи между атомами углерода; рассмотреть гомологию, изомерию и номенклатуру алкенов; изучить химические свойства алкенов, правило Марковникова, познакомить с промышленными и лабораторными способами получения.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи).
Воспитательные: продолжить формирование культуры умственного труда; коммуникационных навыков: прислушиваться к чужому мнению, доказывать свою точку зрения, находить компромиссы.
Формировать УУД:
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе
творческих групп, высказывать свое мнение.
Оборудование: карточки с заданиями, модели алканов, циклоалканов,
алкенов, презентация к уроку «Применение ацетилена и его гомологов».
Ход урока.
I. Орг. момент.
Приветствие, готовность к уроку, наличие тетрадей, учебников, текстов для работы, чистые листочки для самостоятельной работы)
II. Учитель объявляет Тему и цель урока.
III. МОТИВАЦИЯ: Зачем я принесла на урок ЯБЛОКО? (Учащиеся делают предположения, учитель: «Ответ мы узнаем в конце урока»
IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ: (вопр. по ТЕКСТУ)
Ответить на вопросы:
1. Раскрыть Первое и Второе положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова.
2. Дать определение алканов.
3. Раскройте понятие гомологический ряд?
4. Гомологи- ?
5. Перечислить названия алканов.
6. Общая формула алканов?
7. Общая формула циклоалканов.
8. Перечислить названия циклоалканов.
9. Изомерия- ?
10. Изомеры- ?
11. Назовите Правила составления названий органических веществ.
(МЫ ПОВТОРИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ)
1. Домашнее задание. § 9. Определения выучить. Стр. 43. Упр. 2, 4, 6, 8, 9
1. Номенклатура.
УЧ- ЛЬ: Новое знакомство обычно начинается с имени. Выясним имена наших новых знакомых.
Как составляются названия алкенов по систематической номенклатуре? (обратимся к вашему тексту)
УЧ- СЯ: По СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ номенклатуре названия этиленовых углеводородов производят заменой суффикса -ан в соответствующих алканах на суффикс -ен (алкан — алкен, этан — этен, пропан — пропен и т.д.), общее название углеводородов данного ряда алкены, но за этиленом и пропиленом сохранились старые названия.
УЧ- ЛЬ: Заполним таблицу. ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД. (Фронтальная работа)
2. Гомологический ряд.
алканы |
алкены |
||
Название |
Молекулярная формула |
Название |
Молекулярная формула |
этан |
С2Н6 |
Этен (этилен) |
С2Н4 |
пропан |
С3Н8 |
пропен (пропилен) |
С3Н6 |
бутан |
С4Н10 |
бутен |
С4Н8 |
пентан |
С5Н12 |
пентен |
С5Н10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
децен |
|
ВЫВОД:
|
Вспомним общую формулу циклоалканов: (ЗАПОМНИМ ЭТО)
УЧ- ЛЬ: 5. Структура.
Подробнее рассмотрим строение этилена (этена).
ДЕМОНСТР.: шаростержневая модель этана.
Превращаем в этилен. (ДВОЙНАЯ СВЯЗЬ)
Простейшим алкеном является этилен - C2H4
Структурная и электронная формулы этилена имеют вид:
УЧ- СЯ: Найти полное определение в учебнике. Прочитать. Выучить дома.
УЧ- СЯ:
Запомните! SP2 –гибридизация: 1) Плоское строение 2) Угол – HCH - 120° 3) Длина (-С=С-) связи – 0,134 нм 4) Связи - σ, П 5) Невозможно вращение относительно (-С=С-) связи |
УЧ- СЯ: Если атомы соединены двойной связью, то их вращение невозможно без того, чтобы электронные облака П - связь не разомкнулись.
УЧ- ЛЬ: 7. Изомерия алкенов
Гомологи:
СH2=CH2 этен
СH2=CH-CH3 пропен
СH2=CH-CH2-CH3 бутен-1
СH2=CH-CH2-CH2-СН3 пентен-1
Наряду со структурной изомерией углеродного скелета для алкенов характерны, во-первых, другие разновидности структурной изомерии - изомерия положения кратной связи и межклассовая изомерия.
Во-вторых, в ряду алкенов проявляется пространственная изомерия, связанная с различным положением заместителей относительно двойной связи, вокруг которой невозможно внутримолекулярное вращение.
РАБОТА
В ПАРАХ:
Структурная изомерия алкенов
1. Изомерия углеродного скелета (начиная с С4Н8):
2. Изомерия положения двойной связи (начиная с С4Н8):
3. Межклассовая изомерия с циклоалканами, начиная с С3Н6:
Пространственная изомерия алкенов
Вращение атомов вокруг двойной связи невозможно без ее разрыва. Это обусловлено особенностями строения p-связи (p-электронное облако сосредоточено над и под плоскостью молекулы). Вследствие жесткой закрепленности атомов поворотная изомерия относительно двойной связи не проявляется. Но становится возможной цис-транс-изомерия.
Алкены, имеющие у каждого из двух атомов углерода при двойной связи различные заместители, могут существовать в виде двух пространственных изомеров, отличающихся расположением заместителей относительно плоскости p-связи. Так, в молекуле бутена-2 СН3–СН=СН–СН3 группы СН3 могут находиться либо по одну сторону от двойной связи в цис -изомере, либо по разные стороны в транс-изомере.
,
После подготовки уч-ся у доски отвечают по своей работе. (4 ученика
Зачем же я принесла ЯБЛОКО? (этилен- естественный фактор созревания)
(Этилен синтезируется в бактериях, грибах, низших и высших растениях, причем в больших количествах, это естественный фактор созревания, растения на стадии созревания плодов образуют этилен. Народное средство, ускоряющее процесс созревания, - окуривание дымом. Действующее начало в дыме - этилен.
Этилен используют для ускорения созревания плодов — например, помидоров, дынь, апельсинов, мандаринов, лимонов, бананов; Закончившие рост, но еще зеленые плоды, помещали в герметические камеры при температуре 20 - 22о С. В эти камеры периодически подается этилен из расчета 0,2 - 1 литр на 1 м3 . Конкретное количество этилена зависит от вида плодов)
Осенний листопад- это тоже процесс с участием этилена.
8. Закрепление материала
Алгоритм составления названий.
1. Номеруем самую длинную цепь с того конца, где ближе двойная связь
2. Называем радикалы, начиная с простейшего, указываем их число и местоположение.
3. Называем самую длинную цепь.
4. Указываем месторасположение двойной связи цифрой в конце названия через дефис.
Самостоятельная работа. ( по вариантам)
Вар-т №1.
Вар-т №2.
ВЫВОД ПО УРОКУ: (делают уч-ся по вопросам из схемы урока).
Алкены- ?
Общая ф-ла-?
Виды изомерии-?
Что можете добавить?
ИТОГИ УРОКА.
УЧ-ЛЬ:
1. Рассмотрели новый класс соединений, продолжим со свойствами знакомиться на последующих уроках.
2. Оценка за С. Р. будет выставлена с учетом вашей работы на уроке.
3. Домашнее задание у вас записано в ТЕКСТАХ к уроку. § 9. Определения выучить. Стр. 43. Упр. 2, 4, 6, 8, 9
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.