Альтернативные формы оценивания.
В связи с широким применением ИКТ-технологий в образовательной среде остро возник ряд проблем, одной из которых стала необходимость применения новых форм оценивания знаний учащихся.
Общеизвестно, что профессиональный стандарт педагога и переход на ФГОС в основной школе предусматривают применение новых форм оценивания знаний учащихся не только учителем, но и самими учащимися. ФГОС ставит более важную социальную задачу перед системой контроля знаний в современной школе – развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Однако, сложившаяся в современной школе система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки ограничивается утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету.
Общепризнанный способ отметочного оценивания знаний приучил учащихся на основе оценки учителя самооценивать, какой уровень знаний они демонстрируют и какие требования учителя следует выполнить, чтобы повысить оценку, косвенно отражающую уровень знания.
Такой способ оценки знаний неэффективен для форм обучения с применением ИКТ-технологий, потому что обычно доступные при очном контакте формы общения вступают в противоречие с формами общения в цифровой среде.
Интерактивная форма оценивания работ и ответов учащихся их одноклассниками, т.е. взаимооценивание, так же недостаточно эффективно в связи с персонификацией медиа средств учащихся, приводящей к нивелировке элемента оценивания, складывающегося из мнения коллектива.
Наибольшую эффективность в процесса обучении с применением ИКТ-технологий показала интерактивная форма оценивания знаний учащихся с применением on-line программного продукта Plickers.
Основным достоинством программного продукта Plickers является возможность в кратчайшие сроки оценить качество усвоения материалы по ответам широкого круга обучаемых, что позволяет в режиме on-line корректировать ход урока. Кроме того, упрощение форм сбора и обработки статистики о глубине усвоения учебного материала позволяет учителю корректировать последующие уроки, ориентируясь на реальный уровень знаний учащихся.
С другой стороны программный продукт Plickers отвечает требованиям ФГОС развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Безличностная оценка знаний по результатам тестирования побуждает учащихся ориентироваться на уровень своей компетенции, а не на субъективное мнение учителя.
Также перспективным видится применение программного продукта Classcraft, позволяющего создать электронную площадку on-line оценивания деятельности учащегося на уроке и при выполнении домашнего задания. Одним из несомненных достоинств программного продукта Classcraft является возможность привлечения родителей учеников с предоставлением функций контроля on-line за деятельностью учащихся на уроках и предоставлением прав на корректировку оценки деятельности учащихся посредством организации доступа на электронную площадку с правами оценки полноты и качества выполнения домашнего задания.
Для внедрения методов оценки уроков с применением ИКТ-технологий учителю следует внимательно ознакомится с возможностями учащихся использовать личные медиа средства в учебном процессе. Следует организовать доступ к этим средствам всем учащимся в потоке. В противном случае применение интерактивных форм оценивания знаний учащихся с применением on-line программных продуктов видится проблемным.
Совершенно очевидно, что переход в современной школе на интерактивный способ оценивания знаний учащихся предъявляет высокие требования к учителям и их уровню владения компьютерными технологиями, которые обязаны соответствовать уровню развития ИКТ-технологий и массово внедрять в разные фрагменты урока ИКТ-составляющие, где активно используются компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны.
Когда процесс оценки отходит от стандартного, и учитель активно использует web-технологии с интерактивом, то у учащихся, привычно проводящих много времени перед экранами своих гаджетов, возникает не только интерес к процессу, но и происходит стимуляция активности на уроке, а также, что самое важное, повышается степень усвоения материала, повышается познавательный интерес к предмету.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.