Умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
показ учащимся рациональных способов учебной работы;
определение объёма учебного материала на урок;
поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или авторитарный), объективность.Методическое руководство по анализу уроков.
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ
(схема анализа и самоанализа урока)
Общие сведения:
школа, класс, дата проведения урока;
тема урока, задачи урока.
Оборудование урока:
какие средства обучения использовал учитель;
подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
как подготовлена классная доска к уроку.
Содержание урока:
соответствует ли содержание программе, задачам урока;
проведена ли его дидактическая обработка;
формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и
навыки формировались и закрепились на уроке;
как материал урока способствовал развитию творческих сил и
способностей учащихся;
какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
как осуществлялись межпредметные связи;
соблюдались ли внутрипредметные связи;
способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
Тип и структура урока:
какой тип урока избран, его целесообразность;
место урока в системе уроков по данному разделу;
как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
соответствие структуры урока данному типу;
как обеспечивалась целостность и завершённость урока.
Реализация принципов обучения:
принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
в чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
как реализовывался принцип доступности обучения;
с какой целью использовался каждый вид наглядности;
как соблюдался принцип систематичности и последовательности
формирования знаний, умений, навыков;
как достигалась сознательность, активность и самостоятельность
учащихся; как осуществлялось руководство учением школьников;
в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
какой характер познавательной деятельности преобладал
(репродуктивный, поисковый, творческий);
как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.
Методы обучения:
в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
какие методы способствовали активизации учения школьников;
как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала
ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся;
какова эффективность использованных методов и приёмов обучения.
Организация учебной работы на уроке:
как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся;
как организовывался контроль за деятельностью обучающихся;
правильно ли оценивались знания и умения учеников;
как учитель осуществлял развитие школьников (развитие логического
мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
какие приёмы использовал учитель для организации обучающихся;
как подводил итоги этапов и всего урока.
Система работы учителя:
умение общей организации работы на уроке, распределение времени,
логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой
учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
показ учащимся рациональных способов учебной работы;
определение объёма учебного материала на урок;
поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид,
манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или
авторитарный), объективность;
роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
Система работы учащихся:
организованность и активность на разных этапах урока;
адекватность эмоционального отклика;
методы и приёмы работы, уровень их сформированности; отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
уровень усвоения основных знаний и умений;
наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока:
выполнение плана урока;
мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей
задач урока;
уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся:
1й – усвоение на уроке восприятия, понимания, запоминания;
2й – применение в аналогичной и сходной ситуации;
3й – применение в новой ситуации, то есть творческое;
общая оценка результатов и эффективности урока;
рекомендации по улучшению качества урока.ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА
ТРАДИЦИОННОГО УРОКА
1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.
2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя
мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание
рабочей обстановки в классе.
3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и
воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по
теме, связь с предыдущим материалом.
4. Организация урока;
тип урока;
структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и
дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию
и поставленной цели;
виды учебной деятельности;
сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на
уроке;
плотность урока, рациональное использование времени.
5. Содержание урока:
научная правильность освещения материала на уроке, его
соответствие возрастным возможностям обучающихся;
воспитательная направленность урока;
правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса,
закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы,
практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения
домашней работы и т.п.;
соответствие содержания урока требованиям программы;
связь теории с практикой: раскрытие учителем практической
значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на
практике, использование местного материала и его доступность;
связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения
пройденного;
межпредметные связи;
использование жизненного опыта учеников с целью развития у них
познавательной активности и самостоятельности; качество знаний обучающихся, их умений и навыков.
6. Методика проведения урока:
а) оборудование урока,
использование наглядных пособий,
дидактического материала на всех этапах урока;
б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим
задачам урока, их оптимальное сочетание;
в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню
подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов;
г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение
итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников,
педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и
объективность;
ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся.
7. Организация познавательной деятельности обучающихся:
роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на
уроке;
место учебника и наглядных средств;
место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы
активизации обучающихся;
характер познавательных заданий, формулировка
проблемных
вопросов.
8. Психологические основы урока:
развитие и поддержание внимания;
развитие памяти, мышления, воображения; ритмичность урока:
чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов
учебной деятельности;
наличие психологических пауз и разрядки;
эмоциональная атмосфера урока.
9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на
уроке.
10.Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность
поставленных в них дидактических задач.
11. Работа и поведение учащихся на уроке:
активность класса, качество ответов учеников;
заинтересованность детей материалом урока;
дисциплинированность и организованность;
речь учащихся, характер задаваемых вопросов.
12. Поведение учителя на уроке:
выдержка и собранность, доброжелательность в обращении с
учениками; умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам
обучающихся;
требовательность, использование разнообразных приёмов воздействия
на обучающихся;
эмоциональность;
речь учителя;
внешний вид.
1. Выводы и предложения.
Примерная схема анализа и самоанализа урока ____________
Школа, класс, ФИО учителя, проводящего урок.
I . Готовность к уроку:
Подготовленность кабинета: санитарное состояние класса;
подготовка оборудования, дидактических материалов;
использование возможностей кабинета.
Готовность преподавателя и учащихся к уроку (обеспеченность
учащихся учебниками, сборниками, хрестоматиями, картами –
схемами, наличие у школьников тетрадей ).
Переключение внимания учащихся на предстоящий урок:
способ; количество времени.
II . Организационный компонент урока (планирование):
1 Модели планирования учебного процесса (тематическое планирование,
планирование по блочномодульной технологии).
2 Формулировка образовательных, развивающих и воспитательных
задач занятия (соответствие месту занятия в тематическом блоке, его
содержанию, и возрастным
и познавательным возможностям
школьников).
3 Постановка учебной проблемы, виды проблемной ситуации: ситуация
неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия;
ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация
версионного характера; ситуация прогнозирования альтернативных
путей развития исторических событий.
4 Структура урока:
звенья урока, последовательность;
наличие взаимосвязи с предыдущим и последующими уроками,
преемственность этапов урока;
оптимальность распределения времени.
5 Форма учебного занятия, тип урока: сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм
работы;
насколько данное сочетание оправдываются местом занятия в
тематическом блоке, целевой установкой, содержанием
учебноисторического материала и характером познавательной
деятельности учащихся.
6 Характеристика учебных возможностей классного коллектива по
результатам педагогического анализа (учет особенностей учащихся
при планировании урока).
III
. Содержательный компонент урока:
1 Соответствие материала требованиям Госстандарта и
рабочей программе.
2 Научность материала,
особенностям школьников.
его соответствие возрастным