Аналитическая справка
о результатах коррекционной работы
за 2019- 2020, 2020 –2021 уч.года
учителя
ГБОУ школы-интерната № 10 Колпинского района Санкт-Петербурга
Яковлевой Юлии Владимировны
Анализ результативности коррекционно-развивающей работы
Целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи на основе проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития личности в целом.
Дети с задержкой психического развития различного генеза составляют самую крупную группу в среде детей с ограниченными возможностями к обучению. В названии нарушения неспроста подчёркивается определение задержка, что свидетельствует о возможном преходящем характере интеллектуальных нарушений. В принципе, благоприятный прогноз может наблюдаться во многих случаях. Успех возможен при комплексном подходе к нивелированию задержки.
Одним из основных направлений в работе учителя с детьми является коррекционо-развивающие занятия, направленные на обучение и воспитание.
Целью коррекционно-развивающей работы является создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
В ГБОУ школе-интернате №10 Колпинского района Санкт-Петербурга для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья изучение учебного курса предметов происходит по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Однако особенностью психического развития детей указанной категории является, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, что обусловливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысления выполняемой учебной работы.
Во время учебного процесса соблюдается коррекционная направленность обучения. Учителем Яковлевой Юлией Владимировной разработана специальная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для более успешного овладения предметов.
Умения, формируемые в процессе коррекционно-развивающих занятий:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предмета;
- развитие пространственных представлений и ориентация;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- коррекция развития основных мыслительных операций;
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умение работать по словесной и письменной инструкции алгоритму;
- умение планировать деятельность;
- развитие различных видов мышления;
- развитие речи, овладение техникой монологической речи;
- расширение представлений об окружающем мире, обогащение пассивного и активного словаря.
Результативность работы по развитию некоторых из перечисленных умений прослеживается в планомерной работе. Работа по формированию умений делится на два этапа
Диагностика – заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
Коррекционно-развивающие занятия – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий.
Представленная результативность представляет собой динамику в развитии и коррекции на протяжении 3 лет работы с одним и тем же классом.
Инструментарий: за основу была взята система специально разработанных заданий, направленных на формирование умений и навыков.
Цель: по заданным параметрам, определить степень формирования умений и навыков в ходе коррекционно-развивающих занятий.
Задачи: - выявить наибольшее формирование умений в процентах, определяющих уровень развития ребенка:
соотносительный анализ
группировка и классификация
развитие речи
развитие слухового внимания
расширение представлений об окружающем мире
На протяжении двух лет (2019-2021) педагогом проводилась систематическая коррекционно-развивающая работа по программе «Основы компьютерной грамотности».
Для определения качества проводимой коррекционно-развивающей работы с обучающимися (наличие/отсутствие динамики развития, наличие/отсутствие стабильности результатов коррекции) было проведено диагностическое исследование на начало и конец учебного года.
На основании полученных данных составляются таблицы, в которых указываются в процентном соотношении развитие того или иного умения.
Таблица 1 Процентное соотношение развития умения
Умения, формируемые на в ходе коррекционной работы |
Сентябрь 2019г. |
Декабрь 2019г. |
Май 2020г |
Сентябрь 2020г. |
Декабрь 2020г. |
Май 2021г. |
Соотносительный анализ |
25% |
39% |
37% |
47% |
52% |
60% |
Группировка и классификация |
31% |
45% |
40% |
53% |
53% |
58% |
Развитие речи |
38% |
40% |
35% |
38% |
32% |
41% |
Развитие слухового внимания |
32% |
37% |
41% |
35% |
44% |
51% |
Расширение представлений об окружающем мире |
44% |
50% |
53% |
61% |
63% |
79% |
По результатам Таблицы 1, у большинства обследуемых детей, к концу третьего года формируются представленные к анализу умения. Так, исходя из результатов, представленных в Таблице 1, можно сделать вывод, что лучше всего у обучающихся формируется такое умение, как расширение представлений об окружающем мире. Однако, при обработке данных учитывается тот факт, что у обучающихся в коррекционной школе, с трудом формируются такие умения как, соотносительный анализ, группировка и классификация. Можно предположить, что это связано с индивидуальными возможностями обучающихся.
ВЫВОД: показатели формирования умений выросли. Это объясняется систематической коррекционной работой учителя по программе «Основы компьютерной грамотности». Но стоит заметить, что нужно работать по подбору новых форм работы по формированию умений, которые с трудом формировались в течение обучения.
По представленным данным за 2019-2021 г.г. можно сделать вывод о том, что в работе учителя отмечаются стабильно высокие результаты коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе.
Заместитель директора по УВР:________________В.М. Голикова
Директор:________________________ Е.Б. Кутузова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.