Аналитическая справка о результатах посещения уроков по теме: Контроль за состоянием преподавания предметов в контексте формирования функциональной грамотности. Проверка деятельности педагогов по подготовке к ВПР.

  • docx
  • 30.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Аналитическая справка о посещенных уроках по формированию ФГ (1).docx

 

Аналитическая справка о результатах посещения уроков по теме:

 

Контроль за состоянием преподавания предметов в контексте формирования функциональной грамотности. Проверка деятельности педагогов по подготовке к ВПР.

 

Цель: Оценить уровень проведения учебного занятия по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся и проверить деятельность педагогов по подготовке к ВПР.

    Было  посещено 5 занятий (4 урока и 1 занятия внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности) в 5- 8 классах.

Результаты посещения учебных занятий представлены в таблице и диаграмме

№п/п

класс

учитель

предмет

 

 

 

 

 

 

ЧГ

МГ

ЕНГ

ФГ

ГК

КМ

1.       

Веткасова Н.П.

За страницами учебника математики

+

+

+

+

 

 

2.       

Шакирова А.Н.

Русский язык

+

 

 

 

 

 

3.       

Юсупова Г.Р.

Основы естественно-научной грамотности

+

 

+

 

+

 

4.       

8а,б,в,г

Макарова Е.А.

Внеклассное мероприятие  «Числа –великаны и числа малютки»

+

+

+

 

+

+

5.       

Рындина М.И.

Английский язык

+

 

 

 

 

+

 

Анализ посещения занятий позволяет утверждать, педагоги школы уделяют большое внимание формированию читательской грамотности. Хороший результат по формированию функциональной грамотности по 5 направлениям показала учитель математики на внеклассном мероприятии по формированию ЕНГ.

Каждое учебное занятие было проанализировано по предложенным критериям и оценено определенным количеством баллов.

Анализ проходил по четырем компонентам: целевому, содержательному, организационно-деятельностному и результативному. Большинство учителей продемонстрировали базовый уровень организации учебного занятия по формированию и развитию ФГ. Низкий уровень показала Шакирова А.Н на уроке русского языка.

Учителя, формирующие читательскую грамотность, 

1. используют  тексты , содержание которых расширяют кругозор школьников.

2. используют разные способы чтения

3. задают проблемные вопросы, которые требуют широкого обсуждения

Учителя математики включают  в урок

·        задания либо из открытого банка заданий, либо сами сконструировали задание, контекст которого приближен к реальной жизненной ситуации.

·        Организована работа с текстом задания: составляется математическая модель к задаче; выбор из текста задания информации,  которая необходима для решения задачи.

·        Организовано обсуждение сюжетов, описанных в контексте, проводится перевод задачи на язык математики.

·         Составляется алгоритм хода решения задания.

Естественно-научная грамотность:

Учителя

·         Организуют элементы исследовательской деятельности на содержании темы урока.

·         Визуально фиксируют возможные варианты ответа на задание

·         Ученики исправляют свой вариант ответа после обсуждения

 

Но, есть замечания:

·        Больше времени уделяется проверке ответов детей, а не обсуждению способов работы с текстами, способам чтения, способам получения и обобщения информации.

·        Дефицит в умении представлять информацию задачи графически, символьно, в виде рисунков, схем и т.п.

·        Подменяют задания ЕНГ заданиями ЧГ.

·         Учителя «слишком много» на уроке.

Основные выводы:

 

В своей работе учителя эффективно используют формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, применяют современные образовательные технологии, грамотно выстраивают структуру учебного занятия, позволяющую формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся. В большинстве случаев обучающимся было предложено самим формулировать тему занятия и определять цель, к которой они будут стремиться. На этапе формулирования темы и целей занятия педагоги применяли элементы технологии проблемного обучения. Организованная данным образом работа позволила обучающимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания. При проведении занятия учителя использовали различные виды контроля: ученик – ученик, самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с решением на доске).

Все педагоги на своих занятиях уделяют время вопросам и задачам аналогичным заданиям из ВПР, включая их на разных этапах урока.

Рекомендации:

-управленческой команде ОО необходимо:

- усилить контроль за проведением занятий по формированию и развитию ФГ обучающихся;

 

-учителям-предметникам:

Читательская грамотность:

1. больше внимания обращать на тексты, которые окружают школьников в повседневной жизни.

2. Больше времени уделять не проверке ответов детей, а обсуждению способов работы с текстами, способам чтения, способам получения, обобщения информации.

3. Больше времени на устные ответы учащихся, на представление ими своих версий ответов, на организацию дискуссий и обсуждений.

 

Математическая грамотность

·        Планировать урок вместе, а потом посещать его друг у друга и анализировать что получилось, что не получилось.

·        Тренироваться формулировать задачу на языке математике, чтобы ее решать, уже используя математические понятия

·        Самим потренироваться в ШМО к каждой задаче сделать рисунок, чертеж, схему (от простых задач к сложным).

·        Рассматривать несколько способов решения задачи, если это возможно.

·        Фокусироваться на неверных ответах и решениях, проводить обсуждение их

·        Размышлять над полученными ответами.

 

Естественно- научная грамотность:

                     Не тратить время на уроке на воспроизведение понятий, фактов, положений, которые даны в учебнике в готовом виде, а организовывать исследовательскую деятельность по содержанию темы урока.

Включать задания на формирование других направлений функциональной грамотности: финансовой, глобальных компетенций и креативного мышления.

Больше уделять внимание подготовке к ВПР, используя открытый банк заданий, сайт «Решу ВПР»

 

01.12.2024 г                                  Зам. директора по УВР_______/Рыбина О.С./