Аналитическая справка о результатах посещения уроков по теме:
Контроль за состоянием преподавания предметов в контексте формирования функциональной грамотности. Проверка деятельности педагогов по подготовке к ВПР.
Цель: Оценить уровень проведения учебного занятия по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся и проверить деятельность педагогов по подготовке к ВПР.
Было посещено 5 занятий (4 урока и 1 занятия внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности) в 5- 8 классах.
Результаты посещения учебных занятий представлены в таблице и диаграмме
№п/п |
класс |
учитель |
предмет |
|
|
|
|
|
|
ЧГ |
МГ |
ЕНГ |
ФГ |
ГК |
КМ |
||||
1. |
7а |
Веткасова Н.П. |
За страницами учебника математики |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
2. |
7а |
Шакирова А.Н. |
Русский язык |
+ |
|
|
|
|
|
3. |
7а |
Юсупова Г.Р. |
Основы естественно-научной грамотности |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
4. |
8а,б,в,г |
Макарова Е.А. |
Внеклассное мероприятие «Числа –великаны и числа малютки» |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
5. |
7а |
Рындина М.И. |
Английский язык |
+ |
|
|
|
|
+ |
Анализ посещения занятий позволяет утверждать, педагоги школы уделяют большое внимание формированию читательской грамотности. Хороший результат по формированию функциональной грамотности по 5 направлениям показала учитель математики на внеклассном мероприятии по формированию ЕНГ.
Каждое учебное занятие было проанализировано по предложенным критериям и оценено определенным количеством баллов.
Анализ проходил по четырем компонентам: целевому, содержательному, организационно-деятельностному и результативному. Большинство учителей продемонстрировали базовый уровень организации учебного занятия по формированию и развитию ФГ. Низкий уровень показала Шакирова А.Н на уроке русского языка.
Учителя, формирующие читательскую грамотность,
1. используют тексты , содержание которых расширяют кругозор школьников.
2. используют разные способы чтения
3. задают проблемные вопросы, которые требуют широкого обсуждения
Учителя математики включают в урок
· задания либо из открытого банка заданий, либо сами сконструировали задание, контекст которого приближен к реальной жизненной ситуации.
· Организована работа с текстом задания: составляется математическая модель к задаче; выбор из текста задания информации, которая необходима для решения задачи.
· Организовано обсуждение сюжетов, описанных в контексте, проводится перевод задачи на язык математики.
· Составляется алгоритм хода решения задания.
Естественно-научная грамотность:
Учителя
· Организуют элементы исследовательской деятельности на содержании темы урока.
· Визуально фиксируют возможные варианты ответа на задание
· Ученики исправляют свой вариант ответа после обсуждения
Но, есть замечания:
· Больше времени уделяется проверке ответов детей, а не обсуждению способов работы с текстами, способам чтения, способам получения и обобщения информации.
· Дефицит в умении представлять информацию задачи графически, символьно, в виде рисунков, схем и т.п.
· Подменяют задания ЕНГ заданиями ЧГ.
· Учителя «слишком много» на уроке.
Основные выводы:
В своей работе учителя эффективно используют формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, применяют современные образовательные технологии, грамотно выстраивают структуру учебного занятия, позволяющую формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся. В большинстве случаев обучающимся было предложено самим формулировать тему занятия и определять цель, к которой они будут стремиться. На этапе формулирования темы и целей занятия педагоги применяли элементы технологии проблемного обучения. Организованная данным образом работа позволила обучающимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания. При проведении занятия учителя использовали различные виды контроля: ученик – ученик, самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с решением на доске).
Все педагоги на своих занятиях уделяют время вопросам и задачам аналогичным заданиям из ВПР, включая их на разных этапах урока.
Рекомендации:
-управленческой команде ОО необходимо:
- усилить контроль за проведением занятий по формированию и развитию ФГ обучающихся;
-учителям-предметникам:
Читательская грамотность:
1. больше внимания обращать на тексты, которые окружают школьников в повседневной жизни.
2. Больше времени уделять не проверке ответов детей, а обсуждению способов работы с текстами, способам чтения, способам получения, обобщения информации.
3. Больше времени на устные ответы учащихся, на представление ими своих версий ответов, на организацию дискуссий и обсуждений.
Математическая грамотность
· Планировать урок вместе, а потом посещать его друг у друга и анализировать что получилось, что не получилось.
· Тренироваться формулировать задачу на языке математике, чтобы ее решать, уже используя математические понятия
· Самим потренироваться в ШМО к каждой задаче сделать рисунок, чертеж, схему (от простых задач к сложным).
· Рассматривать несколько способов решения задачи, если это возможно.
· Фокусироваться на неверных ответах и решениях, проводить обсуждение их
· Размышлять над полученными ответами.
Естественно- научная грамотность:
• Не тратить время на уроке на воспроизведение понятий, фактов, положений, которые даны в учебнике в готовом виде, а организовывать исследовательскую деятельность по содержанию темы урока.
Включать задания на формирование других направлений функциональной грамотности: финансовой, глобальных компетенций и креативного мышления.
Больше уделять внимание подготовке к ВПР, используя открытый банк заданий, сайт «Решу ВПР»
01.12.2024 г Зам. директора по УВР_______/Рыбина О.С./
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.