Аналитическая справка по итогам школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников в 2024-2025 учебном году в
МБОУ СОШ с.Калинка по русскому языку
Школьный этап олимпиады по русскому языку проходил 1 октября 2024 г. В олимпиаде приняли участие обучающиеся 5-11 классов. Всего 37 человек, из них мальчиков-13 ч., девочек-24 ч.
Представительство участников олимпиады по классам
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Всего |
Победителей и призёров (чел) |
11 |
3 |
8 |
3 |
7 |
3 |
2 |
37 |
Победителей – нет, призер - 1 |
Призеры школьной олимпиады
№ |
ФИО |
Класс |
Общий балл |
% выполнения
|
Статус |
ФИО учителя |
1 |
Першин Павел Дмитриевич |
6 |
25 |
62,5 % |
Призер |
Улантикова Н.А. |
Анализ результатов олимпиады в 5-6 классах показал, что обучающиеся не смогли прочитать и записать пары слов, основанные на языковой игре. Плохо знают такую языковую игру как анаграмма, поэтому не смогли составить слова. Имеются пробелы по теме "Фразеология": не смогли соотнести устойчивые выражения и их значения (задание из раздела «Лексика). Сложность вызвали задания на лингвистические термины и определение существительного общего рода.
Кроме того, анализ результатов на протяжении нескольких лет позволяет говорить о системной проблеме, которая заключается в снижении успешности выполнения олимпиадных заданий по русскому языку при переходе из начальной школы в основную. Возможные причины снижения результатов могут быть обусловлены как психологическим, так и педагогическим аспектом (проблемы адаптации младших школьников к обучению в 5 классе; недостаточное развитие самостоятельного мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы; отсутствие преемственности в реализуемых УМК на разных ступенях обучения; отсутствие единых требований к оцениванию результатов обучения и другие).
В 7 классе затруднения вызвали следующие задания: подобрать русские эквиваленты (соответствия) к фразеологизмам и пословицам; работа с текстом с точки зрения истории языка; образование архаичных форм звательного падежа от данных слов; задания по орфоэпии и омонимии.
В 8 классе, как и в 7, сложным оказалось задание по подбору русских эквивалентов к пословицам и фразеологизмам, что говорит о небольшом словарном запасе обучающихся. Плохо справились с заданием по орфоэпии: не смогли распределить пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре.
Обучающиеся 7-8 классов не смогли объяснить причины затруднений написания некоторых слов и составить краткую инструкцию по различению написания слов. Неплохо справились с заданием по восстановлению предложения, корректно вставив имя и фамилию автора в текст.
Учащиеся 9-10 классов допустили ошибки в заданиях: №1- не смогли подобрать соответствующие выражения к фразеологизмам; №4- возникли трудности при определении частей речи. Сложным оказалось задание № 5: определить предложение, где возможна разная постановка знаков препинания. Некоторые обучающиеся смогли правильно определить и выписать предложение, но не смогли объяснить свой выбор. Неплохо справились с заданием №2- смогли найти ошибки и исправить их, а затем оставить комментарий к каждому устаревшему слову.
В 11 классе, как и в 7 классе, сложность вызвало задание на подбор русских эквивалентов к пословицам. Плохо справились с заданием, где нужно было найти слова, которые подверглись диффузии (какие буквы пропали в процессе словообразования). Неплохо были решены задания по стилистике русского языка (нахождение книжных и устаревших слов).
Причины низких баллов:
- учащиеся невнимательно читают задания, поэтому выполняют их не в полном объеме, а частично;
- некоторые задания предполагают углубленные знания по предмету;
- многие ученики не стали думать, размышлять и сдали работы раньше установленного времени.
Жюри в целом отмечает низкий уровень подготовленности всех участников школьной олимпиады. Результаты показали, что в измененных ситуациях во время проведения олимпиады учащиеся не могут применять знания и умения повышенного и высокого уровня. У обучающихся недостаточно знаний для выполнения олимпиадных заданий, слабо развито умение работать самостоятельно. Главная причина трудностей при выполнении заданий заключается в том, что мало времени уделяется подготовке к олимпиадам. На уроках русского языка нет возможности качественно готовить учащихся. Учащиеся мало читают, допускают многочисленные лексические, грамматические, орфоэпические и фонетические ошибки.
Рекомендации учителям - предметникам:
-использовать индивидуальный подход в работе с мотивированными учащимися;
-учитывать результаты и типичные ошибки при выполнении заданий олимпиады;
-продолжить работу по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.
2 октября 2024 г.
Председатель жюри : Н.А.Улантикова
Члены жюри: Л.Г. Денисова
Е.О. Дебердеева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.