"Анализ экстремальных ситуаций в жизни и в педагогике."

  • Исследовательские работы
  • pdf
  • 24.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Анализ экстремальных ситуаций в жизни и в педагогике."
Иконка файла материала Анализ экстремальных ситуаций.pdf

 

В педагогике, как и в жизни, мы часто оказываемся в экстремальной ситуации.

Анализ экстремальных ситуаций.

 

Как наука, экстремальная психология возникла в 90х годах прошлого столетия. Огромное количество техногенных катастроф, террористических актов и прочих ситуаций, уровень стресса от которых превышал все допустимые нормы, способствовали тому, чтобы психология поведения в экстремальных ситуациях сформировалась в отдельное направление.

1.               Донаучный этап – с момента осознания человека самого себя. Представлен в виде ритуалов и традиций, помогающих подготовиться к экстремальной ситуации или пережить какие-то события.

Истоки кризисной психологии кроются в первых философских текстах, в греческой и римской мифологии, в Библии. Именно там впервые раскрываются сложности жизненного пути, упоминаются возможные потрясения, тревоги и неожиданности, подстерегающие человека. Кроме описания жизненных ситуаций, там же приводятся и возможные варианты выхода из затруднений через язык мифов и метафор.

Я считаю, всем нам полезно прочитать и осмыслить Библию, как основу бытия.

Экстремальность (от латинского – крайнее, предельное), как это было сформулировано еще античной философией, указывает на предельное состояние в существовании вещей. Наиболее ярко экстремальную форму развития описывает теория катастроф (Ж.Кювье, М.Фуко). Основная идея заключается в следующем: медленное эволюционное развитие в какие-то трудно объяснимые моменты внезапно прерывается кризисными ситуациями. Развитие, по мнению этих исследователей, не есть непрерывная последовательность. Реально оно включает ряд радикальных разрывов, поворотов и переломов, каждый из которых означает полное обновление возможностей, мыслей и действий.

2.               Начало прошлого века – описание Г.Селье понятия «стресса».

Ганс Селье считается родоначальником теории биологического стресса. Модель общего адаптационного синдрома Ганса Селье представляет чёткое биологическое объяснение того, как организм реагирует и приспосабливается к стрессу.

В своих исследованиях Селье заметил, что организм приспосабливается к внешним стрессорам с точки зрения биологической модели, которая пытается восстановить и сохранить внутренний баланс. В своей попытке сохранить гомеостаз организм использует гормональную ответную реакцию, которая непосредственно осуществляет борьбу со стрессором. Борьба организма против стресса является главной темой общего адаптационного синдрома.

Еще одно наблюдение, которое обнаружил Селье, заключалось в том, что стрессовые реакции имеют свои пределы. Ограниченный запас энергии организма для адаптации к стрессовой среде истощается, когда организм постоянно подвергается воздействию стрессора.

Я считаю для себя полезным знакомство с теорией Селье, это одно из начал психологии как науки.

 

3.      50-60 гг. – еще нет понятия «экстремальная психология», но уже начинается практическая деятельность (в силовых ведомствах). Первая задача – профессиональный психологический отбор.

Появляется первое определение в словарях. Задачи – психологическое обеспечение специалистов экстремального профиля; оказание психологической помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

 

4.      Непосредственная история кризисной психологии начинается в начале 80-ых годов XX века. Основной причиной выделяется усиливающееся отставание социального прогресса от прогресса научно-технического, ведущего к кризисному положению человека в обществе.

Выявление большого количества суицидов, актов насилия, совершаемых бывшими участниками войн, нарушений психики и проблем дезадаптации у жертв насилия и свидетелей катастроф подвигла к созданию программ по изучению последствий травматических событий и способов их профилактики и устранения.

В нашей стране имелись, во первых, веские внешние причины, заставившие обратить внимание на необходимость оформления кризисной психологии как науки.

Во-вторых, актуальность проблемы адаптации ветеранов афганской войны к послевоенным условиям общества, в котором им предстояло жить.

В-третьих, последствия Чернобыльской катастрофы.

Я считаю, людям всё сложнее адаптироваться в современном мире, человеческая психика не хочет мириться с современным оружием, с угрозой ядерной войны, уже в 80-е многие из нас столкнулись с утратой близких вследствие военных конфликтов.

5. Середина 90х – появилась необходимость в создании службы, оказывающей помощь людям, попавшим в экстремальные ситуации (Чернобыльская АЭС, Спитакское землетрясение). Отправной точкой для создания системной психологической помощи стало землетрясение в Нефтегорске.

Важно заметить, что природные и техногенные катастрофы, локальные вооруженные конфликты, террористические акты и пр. воздействуют на психику и способствуют возникновению отсроченных и затяжных реакций не только у непосредственных участников событий, но и у сторонних наблюдателей, которые, как уже упоминалось, благодаря средствам массовой информации (СМИ) становятся косвенными участниками этих событий. Поскольку СМИ реалистично отражают происходящие события, люди вынужденно погружаются в них, являясь как бы их непосредственными очевидцами.

Одним из ярких мировых примеров данного феномена является гибель принцессы Дианы, когда сотни тысяч людей, не будучи ее родственниками, знакомыми либо как-либо причастными к ее гибели, глубоко (вплоть до психотических проявлений) скорбели о кончине

Дианы на протяжении длительного времени. Достаточно было простого наблюдения за реакцией людей, чтобы понять, что она выходит за рамки обычного в этих случаях для обывателей сопереживания и сочувствия. Эта и подобные ей ситуации, по сути, являются проявлением современной действительности, в которой человеку навязывается не только образ жизни, но и форма психических переживаний.

Однако не только катастрофы и военные конфликты оказывают негативное воздействие на психику человека. Развитие технического прогресса и появление новых видов профессиональной деятельности, представляющих высокую опасность, требующих повышенной ответственности и концентрации внимания, так же сказываются на психическом здоровье людей.

 

1999 – появилась психологическая помощь МЧС России. Появились первые нормативные документы

 

2. Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»).

Экстремальная ситуация (от лат. extremus — крайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Кризисная ситуация (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

1. Чрезвычайная ситуация и ее классификация. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС)

         Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна.

            Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных    стихийных     бедствий,       аварий            и          катастроф      техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

         Основные причины возникновения ЧС:

         ♦ внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, ним кая трудовая и технологическая дисциплина;

            ♦          внешние:        стихийные     бедствия,        неожиданное             прекра            щение подачи электроэнергии, газа, технологических про дуктов, терроризм, войны.

         ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:

         ♦ наличие источника риска (давление, взрывчатые во щества, радиоактивные вещества);

         ♦ действие факторов риска (выброс газа, взрыв, воа горание);

         ♦ нахождение в очагах поражения людей, сельскохо¬зяйственных животных и угодий.

         Чрезвычайные ситуации классифицируют:

         ♦ по природе возникновения - природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;

         ♦ по масштабам распространения последствий - локальные, объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные;

         ♦ по причине возникновения - преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);

         ♦ по скорости развития - взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;

            ♦          по        возможности предотвращения       ЧС       -           неизбежные   (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные антропогенные).

Очевидно, что решить эти проблемы помогут знания в области безопасности жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях, которые должны:

♦ повысить подготовку всего населения России;

♦ обеспечить учет всех видов ЧС и их последствий;

♦ дать полное представление населению о способах за¬щиты от опасностей;

♦ обеспечить режимы личной и коллективной безопас¬ности в обычных условиях и условиях ЧС.

 

 

2. Экстремальные ситуации. Различие экстремальной и чрезвычайной ситуаций

В литературе часто используется понятие "экстремальная ситуация", которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоционально-психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям (ЭС) относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческий жизни, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. 

Отличие чрезвычайной ситуации от экстремальной - чрезвычайные ситуации отличаются от экстремальных прежде всего своими масштабами и тяжестью последствий. Причины, по которым человек оказывается в экстремальных ситуациях - человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия.

Население должно быть готово к действиям в ЭС, которые могут произойти с ними в процессе жизнедеятельности, так как некоторая вероятность несчастного случая всегда существует. Следовательно, заблаговременно необходимо предусмотреть меры оказания помощи попавшим в ЭС.

Чтобы уменьшить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов, сохранить самообладание, выдержку, способность к самопомощи, необходимо проводить психологическую, физическую и другие виды подготовки лиц, которые могут оказаться в ЭС. ЭС обычно связаны с небольшим количеством людей и имеют локальный характер.

В целом ЧС можно рассматривать как совокупность ЧС и ЭС. Совокупность ЭС и ЧС называют опасной ситуацией. В основе ЭС и ЧС лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека.

Кризисная ситуация. Кризис

Кризис является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития как личности, так и группы, общества, человечества в целом.

Кризис возникает в ситуациях, когда усвоенных ранее образцов поведения недостаточно для совладания с обстоятельствами. Ситуация кризиса требует выработки новых способов поведения и нахождения новых смыслов жизнедеятельности.

Кризис — это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент принятия решения.

Кризис может возникать в результате внешних обстоятельств, некоего травмирующего события (экстремальной ситуации). Последствиями внешнего кризиса могут быть такие состояния, как посттравматическое стрессовое расстройство, шоковая травма.

Внутриличностный кризис — это момент перехода человека на новую ступень развития (психодуховный, экзистенциальный, возрастной). Внутренние кризисы неизбежны и, в отличие от внешних, необходимы и желательны. Этот факт человечество знало всегда, что блестяще закодировано в сказках абсолютно всех народов — это всем известная ситуация витязя на распутье. Выбор дальнейшего пути легко дается герою только в сказках, но важно, что избежать выбора невозможно, не нужно и даже опасно. Таким образом, кризис — это всегда выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь человека. Понимание кризиса и кризисной ситуации в психологии разрабатывалось в рамках психологии личности и психологии развития.

Совсем незаметного переживания внутреннего кризиса не бывает. Однако глубина и сила переживаний у разных людей существенно отличаются и зависят от следующих факторов:

— уровень развития личности (сознания) — чем выше, тем болезненнее кризис;

— социокультурные особенности;

— личностные и характерологические особенности;

— вид кризисного состояния, переживаемого человеком;

— социально-психологические особенности, социальный статус.

Внутренние кризисы, имеющие экзистенциальное значение, как правило, связаны с определенными возрастными этапами в жизни человека. Поэтому, общаясь с человеком, проявляющим «кризисную» симптоматику, важно учитывать его возраст. Основными кризисными периодами жизни являются следующие:

Пубертат (13—15 лет). Связан с осознанием подростком своей идентичности и уникальности. Отражает вхождение человека в мир взрослых. Может быть выражен фразой: «Я ищу смысл».

Кризис самоопределения (29—33 года). Может быть выражен фразой: «Я меняю смысл».

Кризис второй половины жизни (45—55 лет). Человек пребывает в сомнениях по поводу того, что не смог самореализоваться, достичь желаемого, стать в жизни тем, кем хотел. Наиболее остро переживается проблема конечности жизни, которая может усугубляться в этот период потерей родителей (возникает установка: «Между мной и смертью никого нет»). Этот кризис может быть выражен фразой: «Я теряю смысл».

Некоторые исследователи описывают также кризис пожилых. Как показывает опыт работы Телефонов доверия, люди пожилого возраста часто являются абонентами служб психологической помощи. Их переживания связаны с утратой смысла жизни, потерей родных, друзей, здоровья, профессии, ощущением ненужности и беспомощности. Наибольшую остроту для них приобретает проблема одиночества.

Таким образом, кризис может быть не связан с глобальными и широкомасштабными бедствиями и рассматриваться как процесс, состояние, характерное для критических периодов в естественном течении человеческой жизни (например, подростковый кризис — «переходный возраст»). Кризис имеет причинноследственную связь с предыдущим жизненным опытом человека, но не может быть преодолен способами, известными ему из прошлого опыта.

Например, к намерению совершить самоубийство человека может привести безответная влюбленность, потеря работы, потеря близкого человека, чувство вины. 

Кризис — некий поворотный пункт человеческой судьбы, в котором рушатся основы предыдущей жизни, а новой еще не существует. К счастью, большинство людей могут справиться с кризисом самостоятельно, причем это утверждение верно и по отношению к жертвам травматических событий.

 

                   3.       Примеры чрезвычайных ситуаций, произошедших в нашем регионе. 

С конца июля 2013 года юг Дальнего Востока России и северо-восток КНР оказались подвержены катастрофическим наводнениям, вызванными интенсивными затяжными осадками, что привело к последовательному увеличению уровня воды в реке Амур[3]. Максимальная отметка уровня воды по гидрологическому посту города Хабаровска составила 808 см (достигнута 4 сентября) — рекорд с начала наблюдений в 1896 году[4]. На пике паводка, 3 и 4 сентября, расход воды в Амуре достигал 46 тыс. м³/с, при норме в 18—20 тыс. м³/с. Наводнение таких масштабов произошло впервые за 115 лет наблюдений, и, согласно моделям, вероятность повторения такого события — один раз в 200—300 лет[5]. Наводнение 2013 года на Амуре произошло в период повышенной водности этой реки, начавшийся в 2009 году, ожидается, что он продлится до 2025 года[6]. От других наводнений это наводнение отличалось совпадением по времени пика паводка на Амуре с пиками паводков на его притоках[7].

9 августа – введен режим ЧС в Хабаровском крае.

3 сентября – уровень воды в Амуре у Хабаровска достигает своего исторического максимума за всю историю наблюдений. 808 см.

5 сентября – началось падение уровня воды у Хабаровска до 801 см. В период паводка на борьбу со стихией только из резервного фонда города было израсходовано свыше 70 млн рублей.

В Хабаровске начинают осушать затопленные территории. Стало ясно: не так страшно само наводнение, как его последствия.

К середине сентября в Комсомольском районе подтоплены 14 поселений, самая тяжелая ситуация – в селе Бельго. Дома затоплены по крыши, залиты здания школы и администрации. Люди живут на чердаках, отказываясь покидать родные стены. Большинство удается уговорить переехать в пункты временного размещения.

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

К концу сентября вода нехотя покидает Комсомольск-на-Амуре – уровень опускается до 751 см. В городе начинаются активные восстановительные работы.

Наводнение настигает Амурский район – «Нанайское море», как называют озеро Болонь разлилось и поглотило десятки частных подворий в селе Ачан. Подтоплено и село Болонь, окруженное со всех сторон мелкими речками. В городе Амурске, расположенным высоко над Амуром, на всякий случай укрепляют защиту важных объектов ЖКХ.

Паводок продолжает идти дальше, в Николаевский район. Благодаря накопленному опыту, спасатели, краевые и местные власти уже знают, что делать. В Николаевске-на-Амуре заранее возвели дамбу, защищающие местную ТЭЦ.

Поселок Маго, который по прогнозам может затопить полностью, также защищают дамбами, в наиболее опасных точках из скального грунта возведены защитные сооружения. Вкупе с мощными насосами все это сдерживает поток воды. Сам поселок Маго удается спасти, однако его островная часть все-таки оказывается затопленной.

Часть жителей края возвращается из ПВР в свои дома, однако многие дома непригодны для проживания: фундамент и стены еще не просохли, а в крае уже холодает. Вода в сочетании с морозом медленно уничтожает жилье. В результате наводнения пострадало 3 525 домов (как частных, так и многоквартирных). Непригодными для проживания признаны 1 454 частных дома и 65 многоквартирных, капитальному ремонту подлежат 1 247 домов.

К чрезвычайной ситуации мы относим разгул стихии, к экстремальной ситуации  мы относим сплочение людей, их поведение, мобилизацию всех сил для преодоления ЧС. Так Например: 

В ночь на 15 сентября – уровень Амура у города Юности достиг 909 см. Сильные порывы ветра едва не прорывают дамбу у микрорайона Мылки. На защиту дамбы встают спасатели, военные, добровольцы. Люди в буквальном смысле своими телами закрывают бреши, не давая воде прорваться в город.

 

 

4. На примере конкретной чрезвычайной ситуации, произошедшей в вашем регионе, опишите особенности психологической травматизации ее субъектов. 

На участке трассы Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае утонул военный автомобиль «КамАЗ». Как стало известно, водитель съехал с подтопленной трассы в сторону – он утонул вместе с автомобилем.

           Инцидент произошел накануне вечером. По имеющейся информации, «КамАЗ» замыкал колонну из 9 автомобилей, направлявшихся на ликвидацию ЧС в Хабаровском крае из Амурской области, пишет ИТАР-ТАСС. За рулем был сержант. Поиском пропавшей машины и водителя занимаются водолазы. По данному факту возбуждено уголовное дело. В районе 143-го км трассы сотрудники ГИБДД предупредили начальника колонны о том, что дальше двигаться нельзя, однако командир роты эту информацию проигнорировал, сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу Главного военного следственного управления СКР. «Военные прибыли из Улан-Удэ. Начальник автомобильной колонны принял решение о проезде по опасному участку трассы. В итоге предпоследняя машина съехала с дороги в воду и утонула. В ней находился водитель-контрактник.

        Руководителю автоколонны грозило 5 лет лишения свободы - его обвиняют в «нарушении правил вождения и эксплуатации машин, повлекшее по неосторожности смерть человека».

Известно, что на участке дороги, где утонул автомобиль, вода поднялась над полотном на 30 сантиметров. А на отдельных участках дорога уходила под воду на глубину более 1,2 метра. Накануне комиссия по чрезвычайным ситуациям Хабаровского края приняла решение закрыть с 4 сентября федеральную автотрассу Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре для движения всех видов транспорта. Передвигаться по ней могла только спецтехника, принимающая участие в ликвидации последствий паводка. 

 

Погиб сержант, водитель автомобиля, это горе для сослуживцев, для родных. Это психотравмирующая ситуация для командира автоколонны, а также для всех ответственных за произошедшее, и их родных и близких также, поскольку они тоже теряют своих близких, которые попадут в заключение, рушится их будущее, жизнь, семья.

 

 

 

5. Опишите последствия влияния экстремальной ситуации на человека (на примере участника СВО)

У меня нет знакомых, участвовавших в СВО, я использую описания ощущений участников СВО, взятые из Интернета.

Сергей Зиятдинов, позывной Татарин.

Когда тяжело было, я думал: дедушка Матвей сверху на меня смотрит, трусить нельзя. Как-то так мы воспитаны, что нельзя дома отсиживаться, когда такое.

 

Учебка, кстати, была серьёзная. В 40-градусную жару 20 км в день проходили в полной боевой выкладке. Начальника лагеря мы потом часто вспоминали с благодарностью. Среди добровольцев кого только не было — депутат, учитель истории, риелтор... Был у нас Олег Ш. Сам украинец. Служил в ВСУ, потом понял, что там вся верхушка — нацисты, ушёл, уехал в Крым и пошёл добровольно за наших. Убило его — прямое попадание в окоп.

 

Наш командир был с ротой от начала и до конца. Потери были. Все с гранатами ходили — в плен бы не сдались. Отказники из добровольцев тоже были, после первых боёв, потом остались действительно патриоты.

 

Там, конечно, все чувства обостряются. Однажды пошёл Алексея (Шабанского. —  RT) встречать, он нам тепловизоры нёс. Сижу на пенёчке, а на душе неспокойно. Развернулся, пошёл обратно. Слышу: прилёт. Я за деревце встал — перед носом пролетел большой осколок, аж горячим обдало. Думаю, надо в окоп падать. Полшага

делаю, слышу: ещё осколок — и в голове: это твой. Он об дерево чпокнулся, и в плечо мне как бахнет что-то.

 

Время растянулось. Лежу. Думаю: если руку оторвало, звать никого не буду, не хочу быть калекой. Глаза скосил, смотрю: ладошка вроде на месте, но я её не чувствую. Зову своих, отвечают: «Сейчас ещё один прилёт будет». Пополз, рука висит, а спина как будто горит. Стихло всё, осмотрели меня: руки-ноги целы более-менее.

 

Оклемался потом немного. С позиций уходить отказался: пацанов как бросить? Но позже всё равно отправили в госпиталь. Дышать больно было, и руку заклинивало. Там аппаратуры нет, дома уже обследовался. Оказалось, был перелом лопатки, множественные переломы рёбер. Четыре контузии. Но контузии там — дело обычное, мы все контуженные, шум в ушах. Ни дня без миномётного обстрела не было. А не болели ни разу. Я однажды спал прямо в ручье, в спальник только завернулся получше. И ни насморка, ни простуды. Кашель после пыли только, когда на грузовике проедешь.

 

Иногда было, прямо рядом стояли с украинцами — напротив. Утром кричат: «Орки, приходите на горилку с салом!» А мы их ласковее, укропчиками называли...

 

Когда вернулся домой, не сразу отпустило. Пошли с женой в магазин посудный. Ктото кастрюлю уронил — я сам не понял, как под стеллаж нырнул. Жена подошла: «Может, вылезешь?» Такой грохот был, как прилёт, я и среагировал. Мы там научились в землю нырять.

 

Жене говорю, что не поеду больше. Но поеду. Отойду немножко, голова перестанет болеть — и поеду. Надо кому-то эту работу делать. Это работа для настоящего мужика. Там наши ребята воюют, братишки, а я здесь — так не годится.

Алексей Шабанский, позывной Лабус.

 

Если убьют — не страшно. Если ранят — больно, но не страшно. У нас ранили одного — он со сломанной ногой, разрывом селезёнки сам ещё раненых выносил. Выжил, кстати, недавно из госпиталя вернулся. А вот когда на руках у тебя умирает кто-то и ты ему помочь не можешь — это страшно. У меня умер на руках один, всё говорил: «Домой хочу». Он должен был вернуться и жениться.

Я, честно говоря, вообще не рассчитывал, что вернусь оттуда, готов был умереть. Если б не ранили в плечо и ногу, я бы там остался. Как раз «двухсотого» выносил — и накрыли нас. Однажды осколок в каске застрял, в рюкзаке берцы пробило.

 

Каску там не носил, только на позициях. Когда в разведку идёшь, стараешься, чтобы меньше веса было — лучше боекомплектов побольше взять с собой.

 

Всяко бывало. Ночевали как-то на НПЗ, а рано утром по зданию — прямой наводкой миномёт. Все в подвале, а я на втором этаже был. Взрывы слышал какие-то, но уже привычный. А потом смотрю — в стене прямо напротив моей комнаты дыра.

 

Вообще, юмор там спасал. У нас один мужик, немолодой уже, вставную челюсть вытащил почистить — а тут обстрел. Обыскались все, так и не нашли потом эту

челюсть. Веселились, конечно. Или после дождя одежду развесим сушить, обстрел — одни резинки остаются. Ну тоже ржём, конечно.

 

Я уже обратно собираюсь. Жена, видимо, точно разведётся. Но там интереснее жить. Нет этих гаджетов, нет интриг. Всё просто и понятно: обустрой жильё, приготовь еду, помоги товарищу.

Когда возвращались, границу пересекли: везде освещение — очень дико было. В Иркутск вернулся, за руль сел. Светофор красным горит, первая мысль: с какой стороны прилёта-то ждать? Салют был — я дома отсиживался, ждал, пока закончится...

Михаил Суровцев, позывной Медвед

 

Там по-другому живёшь. Сразу видно, что за человек. Да и не задерживаются там гнилые.

 

Когда поспокойнее было, мы романы читали. Нашли в домах: местные всё побросали, когда уходили. Какие-то американские слезливые истории — дома сроду бы не стал читать такой бред, а там отвлекает. Потом уже Булгакова нашли, Агату Кристи, на них перешли. Книги, юмор — всё помогало.

Я вот прочитала статьи, побывавших на СВО, и отметила главную мыль, общую у всех: «Там по-другому живёшь. Сразу видно, что за человек. Но там интереснее жить. Нет этих гаджетов, нет интриг. Всё просто и понятно: обустрой жильё, приготовь еду, помоги товарищу. Это работа для настоящего мужика.»

 

6. Сравнительная характеристика психологического и физиологического подходов к пониманию стресса (с указанием критериев сравнения). 

Стресс: физиологические и психологические аспекты.

Термин стресс был введен Гансом Селье, он обратил внимание, что у всех пациентов, страдающих разными заболеваниями, возникает ряд общих симптомов, поскольку эти симптомы не зависели от природы соматического расстройства, он предложил назвать синдромом просто болезни(?). Селье использовал термин стресс для обозначения совокупности всех неспецифических изменений внутри организма, функциональных или органических. Выделяют два вида стресса: физиологических и психологический. Стимул, вызывающий стресс называется стрессором. Раздражитель может стать стрессором при когнитивной интерпретации, то есть значением, которое ему приписывает . человек.

Физиологический стресс(ФС)

 

Психологический стресс(ПС)

 

Механизмы возникновения( что является опосредующим процессом).

Автоматический       гомеостатический механизм,активируемый     вредным воздействием 

Психологический     процесс             оценки угрозы и поиска адекватного ответа на неё.

Особенности воздействия стрессора.

Неблагоприятный стимул действует на физиологическом уровне.

Неблагоприятный стимул действует на психологическом уровне.

Время действия стрессора.

ФС- реакция на фактическое воздействие.

Действие стимула можно только предвидеть. ПС может быть реакцией на будущее воздействие неблагоприятного стимула.

Характер ответной реакции.

Универсальные.

Индивидуальные.

 

 

 

Физиологический стресс вызывается при воздействии какого-либо раздражителя на через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Психологический стресс бывает двух видов: информационный и эмоциональный. Информационный возникает в ситуациях информационной перегрузки, когда человек не справляется с задачей, не успевает принять решение и пр. Эмоциональный возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом разные его формы (импульсивная, тормозная, генерализированная) приводят к изменениям в протекании психических процессов.

Стадии стресса:

1.Стадия тревоги – мобилизация адаптационных возможностей организма. Сопротивляемость стрессу сначала падает ниже нормы.

2.                  Стадия резистентности – признаки стадии тревоги почти исчезают, уровень сопротивления организма повышается значительно выше, чем обычно.

3.                  Стадия истощения – запасы адаптационной энергии постепенно истощаются, вновь возникают признаки тревоги.

Влияние стресса на деятельность.

1.     Положительное – мобилизация ради преодоления трудностей.

2.     Негативное – подрыв здоровья человека.

Совладание(копинг) - это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Копингстратегии, в отличие от психологических защит, это сознательно и целенаправленно используемые человеком приемы совладания с трудными ситуациями, состояниями и порождающими их условиями.

Классификации копинг-стратегий:

1.      Проблемно-фокусированные («работа с проблемой»).

2.      Эмоционально-фокусированные («работа с отношением к проблеме»).

3.      Когнитивные/поведенческие/эмоциональные (различаются в зависимости от типов процессов, лежащих в их основе).

4.      Эффективные/неэффективные (стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, ведущие к успешной или менее успешной адаптации).

 

7. На примере конкретных ситуаций объясните, почему одно и то же событие является стрессогенным не для всех его участников. 

Стрессовые ситуации - обычная часть жизни, и каждый реагирует на них по-разному. Некоторые люди остаются спокойными и собранными под давлением, в то время как другие становятся тревожными, раздражительными или подавленными. Так почему же люди так по-разному реагируют на стрессовые ситуации? Ответ кроется в сложном взаимодействии биологических, психологических факторов и факторов окружающей среды, которые формируют наши реакции на стресс.

Биологические факторы

Одним из наиболее значимых биологических факторов, влияющих на нашу реакцию на стресс, является наш генетический состав. Исследования показали, что определенные гены могут сделать людей более восприимчивыми к расстройствам, связанным со стрессом, таким как тревога и депрессия. Например, вариации в гене переносчика серотонина были связаны с повышенным риском развития расстройств, связанных со стрессом. Кроме того, различия в структуре и функциях мозга могут повлиять на нашу способность справляться со стрессом. Было обнаружено, что миндалевидное тело, которое отвечает за обработку эмоций, у некоторых людей более реактивно, что приводит к повышенной тревожности и страховым реакциям.

Гормоны также играют решающую роль в нашей реакции на стресс. Когда мы ощущаем угрозу, гипоталамус активирует симпатическую нервную систему, вызывая выброс таких гормонов, как адреналин и кортизол. Эти гормоны подготавливают наш организм к реакции "сражайся или беги", увеличивая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и частоту дыхания. Однако длительное воздействие стресса может привести к хронической активации системы реагирования на стресс, что может оказать вредное воздействие на наше физическое и психическое здоровье.

Психологические факторы

В дополнение к биологическим факторам, психологические факторы также вносят свой вклад в нашу реакцию на стресс. Одним из важных факторов является наше восприятие контроля. Люди, которые чувствуют, что они контролируют стрессовую ситуацию, как правило, испытывают меньше стресса и беспокойства, чем те, кто чувствует себя беспомощным или бессильными. Аналогичным образом, люди, которые воспринимают стрессовое событие как вызов, а не угрозу, с большей вероятностью эффективно справятся со стрессом.

Личностные черты также играют определенную роль в нашей реакции на стресс. Например, люди с высоким уровнем невротизма, черты характера, характеризующейся эмоциональной нестабильностью и негативным аффектом, с большей вероятностью будут испытывать повышенный стресс и тревогу. И наоборот, люди с высокой жизнестойкостью - чертой, характеризующейся способностью оправляться от невзгод, - лучше подготовлены к тому, чтобы справляться со стрессом.

Факторы окружающей среды

Наконец, факторы окружающей среды также влияют на нашу реакцию на стресс. Стрессовые события, такие как потеря работы, проблемы в отношениях или болезнь, могут спровоцировать реакцию на стресс. Однако то, как мы воспринимаем эти события и справляемся с ними, также формируется нашими сетями социальной поддержки, культурными нормами и прошлым опытом. Например, люди, которые пережили травму в прошлом, могут быть более восприимчивы к расстройствам, связанным со стрессом, в будущем, в то время как те, у кого есть поддерживающая социальная сеть, могут лучше справляться со стрессом.

 

Справляться со стрессом в одиночку, порой является сложной задачей. Если вы чувствуете стресс, тревогу, страхи каждый день, если это влияет на качество жизни - вы можете обратиться к психологу. Когнитивно-поведенческая терапия отлично показывает себя в решении данных проблем.

Допустим, сотрудник перегружен рабочими задачами, он не укладывается в отведенный промежуток времени, вынужден задерживаться на работе. Основные чувства человека при этом – постоянное беспокойство, страх не успеть вовремя, усталость.

Другой сотрудник в такой же ситуации ощущает состояние подъёма, как бы трудовой порыв.  Если, это,, к примеру , руководитель и подчинённый. Один работает за зарплату, другой, за своё собственное дело.

Скучная деятельность на работе. Неинтересные задачи сказываются на эмоциональном состоянии. Человек использует любые варианты, чтобы не выполнять рабочие поручения. При этом одна и та же деятельность для одного будет интересной, а для другого нет. Это вопрос профессиональных предпочтений.

Моббинг в коллективе. Травля в коллективе – одно их самых сильных переживаний на работе. В ситуации психологического дискомфорта человек может заболевать, моббинг – одна из самых частых причин увольнения. Но есть люди волевые, способные противопоставить себя коллективу, и не так сильно травмируются данной ситуацией.

8. Приведите пример стрессогенной ситуации, в которой вы оказывались. К развитию каких видов стресса она привела? 

У меня недавно произошло затопление квартиры соседями сверху. Пострадал весь мой ремонт. Пострадала мебель, отделка квартиры, и, что самое страшное, потолочные перекрытия, стены промокли. А это навсегда. 

Во первых, это психологический стресс, я осознаю, что последствия затопления несут мне как материальный урон, так и моральный. И ещё это ужас от мысли, что квартира теперь сырая на длительное время, а это возможно грибок, плесень и ухудшение здоровья.

Во вторых, это физиологический стресс, как то: нервный срыв, истерики, страх.