Обоснование актуальности.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
В сегодняшней непростой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Традиционно велико
воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой
художественной культуры. Система базовых национальных ценностей не только
отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на
его организацию.
И немаловажную роль в этом направлении играют уроки русского языка и
литературы, на которых духовно-нравственное воспитание осуществляется
посредством слова. Однако в современном обществе слово уже не является
единственным способом воспитания и образования детей. И здесь на помощь
приходят современные компьютерные технологии. Поэтому использование
информационно – компьютерных технологий позволяет обогатить образовательный
процесс умением добывать дополнительную информацию, выбирать способ
представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Раздел литературы «Древнерусская литература» представляет благодатную почву для осуществления духовно – нравственного воспитания.
Цель и задачи урока
Цель - сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
В реализации этой цели поставлены следующие задачи:
1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
Методическая разработка урока литературы
7 класс
Тема: «Сергий Радонежский - молитвенник и заступник за Русскую землю"
Оборудование:
·
Репродукции
картин:
М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею»,
Андрей Рублёв «Троица Ветхозаветная»,
· Аудиозапись колокольного звона,
Эпиграф: «Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у преподобного Сергия».
Цели урока:
Содержательная:
1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла «Жития Сергия Радонежского;
2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;
3. показать, какие нравственные проблемы подняты в произведении.
4. Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства; закрепить понятия “житие”, “святой”;
Деятельностная:
1. организация продуктивной деятельности обучающихся;
2.создание ситуаций успеха;
3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов
деятельности;
4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.
5.развитие навыков самоконтроля;
6. развитие схематичного мышления.
Воспитательная:
способствовать формированию у детей духовности, чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы и приемы обучения: комментирование иллюстрации, упражнения (запись основных аспектов, составление характеристики героя по прочитанному), устный опрос, рассказ учащихся, эвристическая беседа, работа с текстом.
Формирование
личностных УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, ориентация в межличностных отношениях.
регулятивных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка (осознание качества и уровня усвоения материала).
познавательных УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной), умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.
коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Ход урока.
1.Мотивационно – целевой этап.
Дети, знаете ли вы, что такое святые места на карте нашей Родины? Есть ли святые места у нас, в нашем маленьком Гороховце? Назовите их. Кто из вас посетил святые места в других городах? А вот ученица вашего класса А. побывала в Троице – Сергиевой лавре. Давайте послушаем её рассказ о поездке в Троице - Сергиеву лавру. У А. есть сочинение, в котором она описала эту поездку. Сочинение направлено на областной конкурс, посвящённый 700-лнтию со дня рождения Сергия Радонежского. Можете зайти на школьный сайт и прочесть его.
А сегодня на уроке литературы мы не только откроем для себя такого почитаемого святого, как Сергий Радонежский, но и поразмышляем над вопросами:
· Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?
2. Определение темы урока.
Как вы понимаете тему сегодняшнего урока «Сергий Радонежский - молитвенник и заступник за Русскую землю"?
Эпиграфом к уроку взяты слова: «Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у преподобного Сергия». Как эпиграф раскрывает тему урока?
3.Создание ориентировочной основы действий.
Для того, чтобы ответить на все вопросы, мы разделились на 4 группы. Каждая группа на прошлом уроке получила задание, по итогам которой вы приготовили презентацию по своему направлению работы.
Первая группа – «Историки». Вам нужно было узнать историю создания произведения древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского».
Вторая группа – «Знатоки слова». Они дома поработали со словарями и нашли толкование устаревших слов, встречающихся в тексте.
Третья группа – «Биографы». Они расскажут нам о жизни Сергия Радонежского.
Четвертая группа – «Психологи». Им необходимо рассказать о самых ярких чертах характера святого.
4. Процессуальный этап.
Что такое житие? Что характерно для этого жанра? Обратимся к словарю <Приложение 2>
Житие – жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека. Поэтому мы должны проследить этапы духовного пути Сергия Радонежского. Обратимся к тексту жития.
Обратите внимание на картину М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (Презентация <Приложение 1>, слайд №4).
(Приём «Ключевые слова»).
Задание классу: Запишите слова по ассоциации «Сергий Радонежский»
Первым - слово «Историкам».
Презентация, подготовленная группой историков.
.
В тексте вам встретилось много незнакомых слов. «Знатоки слова» нам дадут толкование этих слов.
Презентация, подготовленная группой знатоков слова.
Учащиеся второй группы зачитывают толкование устаревших слов и раздают карточки с ними остальным учащимся.
Обновление словарика древнерусских слов.
Благодарю. Теперь прошу «Биографов» рассказать нам о жизни преподобного Сергия.
Учащиеся записывают композицию произведения.
Какими же чертами характера обладал Сергий? Об этом нам поведают «Психологи».
Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге – Отец, Сын и Дух Святой!»- призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера. И ещё может помочь икона – такую икону и написал позднее в прославление Сергия Радонежского русский художник Андрей Рублёв. Эта икона – «Троица Ветхозаветная». (слайд №16)
Какие четыре великих дела совершил преподобный Сергий?
Выступают учащиеся третьей группы.
Учащиеся называют черты Сергия и подтверждают их отрывками из текста.
Четыре великих дела Сергия Радонежского:
1 дело: Создание и распространение нового типа монастырей.
2 дело: Начало освобождения от татаро-монгольского ига.
3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.
4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры”.
5.Рефлексивно – оценочный этап.
В завершении нашего урока мы проведем игру. Я буду задавать вопросы каждой команде. За правильный ответ вы получаете по одному баллу. Учащиеся работают в группах и отвечают на вопросы викторины.
Выяснение, что вызвало затруднения у детей, что привлекло их внимание.
Продолжите строчки:
Сегодня я познакомился (узнал)…
Самым интересным для меня..
Мне непонятно…
Я ещё хотел бы узнать…
6. Подведение итогов урока.
Прослушайте песню в исполнении Жанны Бичевской «Колокола». Ответьте на вопрос: как песня Жанны Бичевской позволяет понять глубокую роль личности Сергия Радонежского?
Возвращение к вопросам, поставленным в начале урока.
Житие показывает духовную красоту человека, даёт представление об истинных ценностях, об идеале. При создании образа святого используется идеализация, а также сочетание жизнеподобия и фантастики.
Сергий Радонежский предстаёт как молитвенник и заступник за землю Русскую.
Читать житие – узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего.
И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!
7. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства” объем 1-2 листа.
Ожидаемые результаты и их диагностика
до и после мероприятия.
- Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Потребность к сопереживанию.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества на примере жизни Сергия Радонежского; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
- Приобщение к опыту православной культуры.
Методы исследования
для измерения духовно-нравственной воспитанности
обучающихся до и после урока
- метод экспертной оценки, где экспертами выступает учитель, одноклассники,
- тестирование, когда респонденты ставятся в ситуации свободного выбора;
- метод фиксации и оценки поведения учащихся в реальной ситуации выбора (в
трудных педагогических или конфликтных ситуациях).
Инструментарий для исследования
- Устный и письменный опросы,
- групповые дискуссии,
-тестирование.
Результатом этой системной работы является участие школьников в предметных олимпиадах, тематических конкурсах сочинений, составление словарика древнерусских слов, детские презентации.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.