Анализ эпизода пьесы М.Горького "На дне"
Оценка 4.6

Анализ эпизода пьесы М.Горького "На дне"

Оценка 4.6
Документация
docx
русская литература
11 кл
12.12.2021
Анализ эпизода пьесы М.Горького "На дне"
обучение анализу эпизода драматического произведения
Технологическая карта урока по литературе в 7 классе Сергий Р..docx

 

Обоснование актуальности.

     В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

    В сегодняшней непростой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

    Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.
   И немаловажную роль в этом направлении играют  уроки русского языка и литературы, на которых  духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Однако в современном обществе слово уже не является единственным способом воспитания и образования детей. И здесь на помощь приходят современные компьютерные технологии. Поэтому использование информационно – компьютерных технологий позволяет обогатить образовательный процесс умением добывать дополнительную информацию, выбирать способ представления информации в соответствии с поставленной задачей.

   Раздел литературы «Древнерусская литература» представляет благодатную почву для осуществления духовно – нравственного воспитания.

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи урока

Цель - сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

В реализации этой цели поставлены следующие задачи:

1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка  урока  литературы

 7 класс

Тема: «Сергий Радонежский - молитвенник и заступник за Русскую землю"

Оборудование:        

·         Репродукции картин:
М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею»,
Андрей Рублёв «Троица Ветхозаветная»,

·         Аудиозапись колокольного звона,

  • Электронная презентация «Как создается образ святого в «Житие Сергия Радонежского» <Приложение 1>
  • Детские электронные презентации,
  • Мультимедийный проектор с экраном.

Эпиграф: «Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у преподобного Сергия».

Цели урока:

Содержательная:

1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла «Жития Сергия Радонежского;

2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;

3. показать, какие нравственные проблемы подняты в произведении.

4. Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства; закрепить понятия “житие”, “святой”;

Деятельностная:

1. организация продуктивной деятельности обучающихся;

2.создание ситуаций успеха;

3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов

деятельности;

4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.

5.развитие навыков самоконтроля;

6. развитие схематичного мышления.

Воспитательная:

способствовать формированию у детей духовности, чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы и приемы обучения:  комментирование  иллюстрации, упражнения (запись основных аспектов, составление характеристики героя по прочитанному), устный опрос, рассказ учащихся, эвристическая беседа, работа с текстом.

Формирование

личностных УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, ориентация в межличностных отношениях.

регулятивных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка (осознание качества и уровня усвоения материала).

познавательных УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной), умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.Мотивационно – целевой этап.

 Дети, знаете ли вы, что такое святые места на карте нашей Родины?  Есть ли святые места у нас, в нашем маленьком Гороховце? Назовите их. Кто из вас посетил святые места в других городах? А вот ученица вашего класса А. побывала в Троице – Сергиевой лавре. Давайте послушаем её рассказ о поездке в Троице  - Сергиеву лавру. У А. есть сочинение, в котором она описала эту поездку. Сочинение направлено на областной конкурс, посвящённый 700-лнтию со дня рождения Сергия Радонежского. Можете зайти на школьный сайт и прочесть его.

А сегодня на уроке литературы  мы не только откроем для себя такого почитаемого святого, как Сергий Радонежский, но и поразмышляем над вопросами:       

  • Почему спустя века люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться батюшке Сергию?

·         Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?

  • Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, изучать житие этого святого?

2. Определение темы урока.

Как вы понимаете тему сегодняшнего урока «Сергий Радонежский - молитвенник и заступник за Русскую землю"?

Эпиграфом к уроку взяты слова: «Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у преподобного Сергия». Как эпиграф раскрывает тему урока?

3.Создание ориентировочной основы действий.

Для того, чтобы ответить на все вопросы, мы разделились на 4 группы. Каждая группа на прошлом уроке получила задание, по итогам которой вы приготовили презентацию по своему направлению работы.

Первая группа – «Историки». Вам нужно было узнать историю создания произведения древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского».

Вторая группа – «Знатоки слова». Они дома поработали со словарями и нашли толкование устаревших слов, встречающихся в тексте.

Третья группа – «Биографы». Они расскажут нам о жизни Сергия Радонежского.

Четвертая группа – «Психологи». Им необходимо рассказать о самых ярких чертах характера святого.

4. Процессуальный этап.

Что такое житие? Что характерно для этого жанра? Обратимся к словарю <Приложение 2>

Житие – жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека. Поэтому мы должны проследить этапы духовного пути Сергия Радонежского. Обратимся к тексту жития.

  • Какое имя дали святому при крещении?
  • Каким был Варфоломей в детстве?
  • Зачитайте фрагмент «Жития…», рассказывающий о встрече Варфоломея с ангелом в виде инока.

Обратите внимание на картину М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (Презентация <Приложение 1>, слайд №4).

  • Как изобразил художник Варфоломея?
  • На что мы обращаем внимание прежде всего, глядя на картину?

(Приём «Ключевые слова»).

Задание классу: Запишите слова по ассоциации «Сергий Радонежский»

Первым -  слово «Историкам».

Презентация, подготовленная группой историков.

.

 В тексте вам встретилось много незнакомых слов. «Знатоки слова» нам дадут толкование этих слов.

Презентация, подготовленная группой знатоков слова.

Учащиеся  второй группы зачитывают толкование устаревших слов и раздают карточки с ними остальным учащимся.

Обновление словарика древнерусских слов.

Благодарю. Теперь прошу «Биографов» рассказать нам о жизни преподобного Сергия.

Учащиеся записывают композицию произведения.

Какими же чертами характера обладал Сергий? Об этом нам поведают «Психологи».

Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге – Отец, Сын и Дух Святой!»- призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера. И ещё может помочь икона – такую икону и написал позднее в прославление Сергия Радонежского русский художник Андрей Рублёв. Эта икона – «Троица Ветхозаветная». (слайд №16)

Какие четыре великих дела совершил преподобный Сергий?

Выступают учащиеся третьей группы.

Учащиеся называют черты Сергия и подтверждают их отрывками из текста.

Четыре великих дела Сергия Радонежского:

1 дело: Создание и распространение нового типа монастырей.

2 дело: Начало освобождения от татаро-монгольского ига.

3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.

4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры”.

5.Рефлексивно – оценочный этап.

В завершении нашего урока мы проведем игру. Я буду задавать вопросы каждой команде. За правильный ответ вы получаете по одному баллу. Учащиеся работают в группах и отвечают на вопросы викторины.

Выяснение, что вызвало затруднения у детей, что привлекло их внимание.

Продолжите строчки:

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…

6. Подведение итогов урока.

Прослушайте песню в исполнении Жанны Бичевской «Колокола». Ответьте на вопрос: как песня Жанны Бичевской позволяет понять глубокую роль личности Сергия Радонежского?

Возвращение к вопросам, поставленным в начале урока.

Житие показывает духовную красоту человека, даёт представление об истинных ценностях, об идеале. При создании образа святого используется идеализация, а также сочетание жизнеподобия и фантастики.

Сергий Радонежский предстаёт как молитвенник и заступник за землю Русскую.

Читать житие – узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего.

И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!

7. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства” объем 1-2 листа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты и их диагностика

до и после мероприятия.

- Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.

- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

- Потребность к сопереживанию.

- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества на примере жизни Сергия Радонежского; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.

- Приобщение к опыту православной культуры.

Методы исследования

для измерения духовно-нравственной воспитанности

 обучающихся до и после урока


- метод экспертной оценки, где экспертами выступает учитель, одноклассники,

-  тестирование, когда респонденты ставятся в ситуации свободного выбора;

- метод фиксации и оценки поведения учащихся в реальной ситуации выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях).



      Инструментарий для исследования

- Устный и письменный опросы,

- групповые дискуссии,

-тестирование.

   Результатом этой системной работы является участие школьников в предметных олимпиадах, тематических конкурсах сочинений, составление словарика древнерусских слов, детские презентации.

  Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


 

Скачано с www.znanio.ru

Анализ эпизода пьесы М.Горького "На дне"

Анализ эпизода пьесы М.Горького "На дне"

Обоснование актуальности.

Обоснование актуальности.

Цель и задачи урока Цель - сохранение духовно-нравственного здоровья детей

Цель и задачи урока Цель - сохранение духовно-нравственного здоровья детей

Методическая разработка у рока литературы 7 класс

Методическая разработка у рока литературы 7 класс

Воспитательная: способствовать формированию у детей духовности, чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей

Воспитательная: способствовать формированию у детей духовности, чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей

Ход урока. 1.Мотивационно – целевой этап

Ход урока. 1.Мотивационно – целевой этап

Третья группа – «Биографы» . Они расскажут нам о жизни

Третья группа – «Биографы» . Они расскажут нам о жизни

Благодарю. Теперь прошу «Биографов» рассказать нам о жизни преподобного

Благодарю. Теперь прошу «Биографов» рассказать нам о жизни преподобного

Самым интересным для меня..

Самым интересным для меня..

Ожидаемые результаты и их диагностика до и после мероприятия

Ожидаемые результаты и их диагностика до и после мероприятия

Результатом этой системной работы является участие школьников в предметных олимпиадах, тематических конкурсах сочинений, составление словарика древнерусских слов, детские презентации

Результатом этой системной работы является участие школьников в предметных олимпиадах, тематических конкурсах сочинений, составление словарика древнерусских слов, детские презентации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021