Анализ ФГОС 2021г
Оценка 4.8

Анализ ФГОС 2021г

Оценка 4.8
Документация
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
24.08.2022
Анализ ФГОС 2021г
Практическая работа № 1: изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.
Анализ ФГОС 2021.docx

Практическая работа № 1: изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021. Работу слушатели оформляют в виде таблицы:

 

Параметр сравнения

ФГОС 2009/2010

ФГОС 2021

Требования к условиям реализации программ обучения

Срок получения НОО – 4 года - не установлено сокращение.

Не уделено внимание дистанционному обучению.

Количество учебных занятий за 4 года – не менее 2904 часов и не более 3345 часов

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года.

 

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется настоящий Стандарт с учетом специальных требований и (или) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов

 

 

 

 

 

 

 

Требований было меньше

 

 

 

 

 

 

Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок получения НОО – не более 4 лет-может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам.

ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения).

ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ

В качестве общесистемных требований к реализации программы начального общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования (п. 34.4)

Общий объем аудиторной работы за 4 года – не менее 2954 часов и не более 3190 часов

Более детально расписаны требования к условиям реализации программы начального общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования.

п. 11. На основе ФГОС органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере общего образования, и учредителем общеобразовательной организации формируются и утверждаются нормативы финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации программы начального общего образования и нормативов затрат на обеспечение условий ее реализации.

п. 39.1. Финансовые условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать:

соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного начального общего образования;

возможность реализации всех требований и условий, предусмотренных ФГОС;

покрытие затрат на реализацию всех частей программы начального общего образования

ФГОС не применяется для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе(интеллектуальными нарушениями).

ФГОС НОО для детей с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п. 20 ФГОС НОО, п. 20 ФГОС ООО)

 

    Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в 13 структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п.5 ФГОС ООО

 

Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п. 36.3 ФГОС ООО

 

Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО)

 

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО

 

 В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)

 

Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО) Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих п. 34.4. ФГОС НОО

Требования к структуре основной образовательной программы

 

 

Основная образовательная программа   должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ,систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает: учебный план; план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы;

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта

План внеурочной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность

 

Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

Объём  часов: ФГОС НОО: 2904 – минимум, 3345– максимум ФГОС ООО: 5267 – минимум, 6020 – максимум

 

 

 

Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочной деятельности с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел должен включать: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися программы общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы общего образования. Содержательный раздел включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; рабочую программу воспитания. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включать: учебный план; план внеурочной деятельности; календарный учебный график; календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся Организацией или в которых Организация принимает участие в учебном году или периоде обучения; характеристику условий реализации программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Организации

 

На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей (п.32 ФГОС ООО

 

 

 

 

 

Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1 ФГОС ООО)

 

ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО) ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум (п. 33.1 ФГОС ООО)

 

В рабочих программах по предметам должны быть включены методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся. (Прописывается в примерных рабочих программах) Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п.31.1 ФГОС НОО, п.32.1 ФГОС ООО

Требования к результатам обучения

Направления развития личности:

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Социальное

Обще интеллектуальное

Общекультурное

 

Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности

 

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

 

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мир

 

 

Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п.9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО)

 

 

Изменения.

1.Личностные результаты:

Изменение формулировок по видам воспитания

а) гражданско-патриотическое

б) духовно-нравственное и т. д.

Гражданско-патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудовое воспитание

Экологическое воспитание

Ценности научного познания

 

 личностным, включающим: формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности;

 

2. метапредметным, включающим: универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией); универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация); универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль)

 

 

ФГОС конкретизируют результаты освоения программ

Четкость деления УУД и конкретность формулировок учебных действий, выделение новой категории учебных действий (базовые начальные исследовательские действия), новых коммуникативных действий (публичные выступления и совместные проектные работы), а также акцент на алгоритмизацию в учебной деятельности. Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков

 

 

3. Детализация и конкретизация требований к предметным результатам.

. Требования к предметным результатам при углублённом изучении некоторых дисциплин на уровне основного общего образования.

 

 

 

Требования к предметным результатам: формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений; формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований

)

Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

 

В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ начального общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда)

 

достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования обучающимися; формирования функциональной грамотности обучающихся; выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности

 

Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п.32.2 ФГОС ООО). Для НОО «должны создаваться условия для формирования функциональной грамотности обучающихся» (п. 34.2. ФГОС НОО)

 

В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные  предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.

 

      Устанавливается вариативность образовательных программ и условий  их реализаций,  конкретизируются требования к результатам освоения. Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам систематизированы и конкретизированы. Акцент сделан на развитие личностных и метапредметных результатов, предметные формируются в деятельностной форме. Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития навыков, зафиксированы контрольные точки  с конкретными результатами учеников. Строго прописаны, какие темы должны освоить обучающиеся каждый год обучения, содержание тем  по новому ФГОС не рекомендовано менять местами. Водятся такие понятия , как функциональная грамотность, дистанционные образовательные технологии, верифицированные  образовательные ресурсы. Определено базовое содержание программы воспитания.


 

Практическая работа № 1 : изучение содержания обновленных

Практическая работа № 1 : изучение содержания обновленных

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы

Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было

Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов

Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года

Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года

Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ,систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования

Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ,систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы

Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов

Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов

Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный

Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный

Обще интеллектуальное Общекультурное

Обще интеллектуальное Общекультурное

Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным

Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным

Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков 3

Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков 3

Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов

Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов

Интернет, как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда) достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования обучающимися; формирования…

Интернет, как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда) достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования обучающимися; формирования…

Требования к результатам обучения

Требования к результатам обучения

Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития навыков, зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников

Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития навыков, зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2022