Анализ лирического произведения
З. Гиппиус «Все кругом»
1. Дата написания и публикации.
Стихотворение «Все кругом» было написано в 1904 году. В этом году кроме начала Русско-японской войны ничего не происходило в стране, но поэтесса явно передала настроения масс накануне революции. Напечатано было во втором сборнике собрания стихотворений в 1910 году в Москве.
2. Основная тема и идея.
Тема вечная – вера, вера в себя, в будущее, несмотря на «Страшное, грубое, липкое, грязное» вокруг. Идея произведения заключается в противопоставлении череды описательных эпитетов с негативной коннотацией и вопроса, что задает себе лирический герой: «Но жалоб не надо. Что радости в плаче?. Автор сам отвечает на вопрос; «Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе», - вера в будущее, положительный настрой, в этом и заключается основная мысли текста.
3. Смысл названия.
Название «Все кругом» отражает символично мир, недаром Гиппиус была у истоков символизма, и оставалась всегда символистом в поэзии.
Кругом – это и эпоха, и города, и люди, и эмоции, и весь мир. Круг – положительная фигура в религии, геометрии и эзотерики, связанная с гармонией. Круг – символ и начала, и конца, символ мира и спокойствия, символ солнца.
Название произведения говорит о некой незавершенности, так как нет сказуемого и использовано местоимение, которое лишь указывает на предмет, не уточняя его сути.
4. Сюжет, композиция.
Сюжета нет, есть диалог самого автора, описания дают возможность живописно додумать существительные и глаголы для сюжета на основе личностных ассоциаций каждого читателя.
5. Основное настроение.
Эмоции негативные, но есть среди них вера и стойкая позиция.
6. Лирический герой, переживания.
Лирический герой словно в аду, это выражено на структурном и семантическом уровне. Две е строчки с риторическим вопросом противопоставляются всем остальным: вера и то мерзкое безобразное, что находится вокруг героини. Эмотивное пространство текста выражается с помощью утверждения «Мы знаем».
Автор видится нам грустной, печальной из-за сложившейся ситуации вокруг. Автор негативно оценивает эпоху, людей и события.
7. Стихотворный размер.
В стихотворении используется два размера - дактиль (в первой строфе) и амфибрахий (во второй):
Страшное, грубое, липкое, грязное
_ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (дактиль)
Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
_ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (амфибрахий)
8. Рифмовка.
Строфа едина, но мы разделим на 14+2.
Рифма здесь – смежная.
9. Языковые выразительные средства.
Преобладают эпитеты-определения с отрицательной коннотацией, среди них есть окказионализмы «плоско-смешное и тошно-трусливое», антитеза «жизни и смерти», риторический вопрос «Что радости в плаче?», повтор «Мы знаем, мы знаем»
10. Звукопись: ассонанс о-а-е, аллитерация т-н.
11. Отзывы критиков, ваше впечатление.
После выхода стихотворения, многие критики назвали Гиппиус «дерзкой», многие прокомментировали стих как «стих наоборот», поэтессу обвиняли в нелюбви к Родине, но мы понимаем, что это не так: последние две строки расставляют все по своим местам – здесь надежда и вера в лучшее. На мой взгляд, обилие эпитетов рождает ассоциации личностного характера, поэтому так сложно воспринимается этот текст, стихотворение сложно для восприятия, потому что содержит лексемы с отрицательным значением.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.